Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста актуальность

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС
статья

Актуальность данной темы в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста: реализация аспектов требований ФГОС 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Ю. Г., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №40 Пушкинского района

Развитие чувства ритма

у детей дошкольного возраста:

реализация аспектов требований ФГОС

Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно. Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человеку (да и большому). Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьѐзное внимание необходимоуделять ритмическому воспитанию.

Актуальность данной темыя считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Проблема: Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не толькосферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития ритмических способностей.

• развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах;

• усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты;

• вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.

— дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражают их в движениях, согласовывают движения с характером музыки;

— у детей развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

— дети умеют определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

— различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

— у детей сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения.

Что же такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всѐ наше тело. Ещѐ одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три

— темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

— метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

— ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления. А также способствует развитию речи и ее восприятия. Речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Ведь на таких занятиях связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно развиваются музыкальные способности, чище становится

речь. Поэтому можно сделать следующий вывод, что развитие ритмических способностей детей не только способствует музыкальному развитию, но и развивает речь и личность ребенка во всех его проявлениях.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бѐдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к.

подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно

шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки

пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно

выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно

шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши,

шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно

щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно

выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

Также много внимания работе над ритмом уделяется и в процессе игры на ДМИ. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Интерпретируя музыку, ребѐнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребѐнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания. «Эмме Пари –известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

(Показываем на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-

и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та».)

Разница очевидна! Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.

Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно

— ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и

— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется

перевод слов в ритм;

— ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и

— ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –

это всегда радость и удовольствие для детей.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведѐтся со 2 младшей группы.

Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:

— музыкально — дидактических игр;

— музыкально — ритмических движений;

— игр на развитие чувства ритма;

— игры на детских музыкальных инструментах;

Работая по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повышает эффективность воздействия и положительно влияет на результат освоения танца в целом.

1. Анисимова Г. И. Использование музыкально-ритмических упражнений в формировании графических навыков у старших дошкольников в системе подготовки их к школьному обучению // Школьный логопед. — № 4 (48). — 2013. — С. 14-22.

2. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания — М.: Палея, 2007. – 320 с.

5. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.

6.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». — СПб.: ПИТЕР, 2014, — 460 с.

Источник

Развитие чувства ритма у дошкольников. Опыт работы

Кира Гудилина
Развитие чувства ритма у дошкольников. Опыт работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СОСЕНКА»

Опыт работы

ТЕМА: «Развитие чувства ритма у дошкольников»

Составила: музыкальный руководитель

Кира Алексеевна Гудилина

«Ритм в музыке – это пульсация,

свидетельствующая о жизни.»

Почему именно чувство ритма? Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и помогает вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения».

В ходе непосредственно образовательной деятельности на начало 2009 — 2010 учебного года мною было отмечено слабое чувство ритма у детей, что намного затрудняло работу во всех разделах области «Музыка».

Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак – Далькроз, Н. А. Ветлугина и д. р.

Музыкально – ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Эмиля Жака – Далькроза, швейцарского композитора и педагога. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально – ритмического воспитания – в его гуманном характере. Э. Жак – Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение.

В частности, заслуга Далькроза прежде всего в том, что он увидел в музыкально – ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. В комплексе ритмичных упражнений основой является музыка,поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением.

Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками педагогов-новаторов убедило, что наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать практическая разработка Питерских педагогов И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». В основу программы вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа как говорила А. И. Буренина «…является музыкально – ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом».

Для себя я поставила цель: построение системы работы по развитию чувства ритма у дошкольников в процессе музыкального обу

чения и воспитания.

1. Создать образовательно – развивающую среду:

— Изучение методической литературы;

— Изготовление атрибутов, игр;

2. Наработать теоретический, практический материал с учетом индивидуальных, физических особенностей детей;

3. Разработать методические рекомендации по развитию музыкально – ритмического слуха у детей дошкольного возраста.

Цель работы с детьми:

Развивать у детей музыкальные способности и чувство ритма.

1. Формировать навык точно воспроизводить ритмический рисунок.

2. Развивать навыки музыкально –двигательных качеств и умений: (развитие ловкости, координации движений, развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие умения ориентироваться в пространстве; формирование правильной осанки; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений)

3. Развивать нравственно –коммуникативные качества личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным; формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Методологическая основа работы:

Выстраивая систему работы,совершенствовала профессиональное мастерство через апробацию и использование авторских методик и программ:

— Авторская программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной;

«Этот удивительный ритм» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.

Методы и приемы для активизации музыкально – ритмического движения

словесный (объяснение, рассказ, беседа);

наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

практический (упражнения воспроизводящие и творческие);

объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);

игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

Если выстроить систему работы по развитию ритмических способностей у дошкольников, то это приведет к улучшению слуховой и двигательной координации, разовьет музыкальные способности детей, раскроет эмоциональный и творческий потенциал, придаст уверенности в своих силах.

За отправную точку своего опыта я взяла детей младшей группы с целью проследить динамику их развития и возможно дать положительную оценку своей системы работы.

Опираясь на практическую разработку «Этот удивительный ритм» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, я выстроила систему своей работыпо следующим принципам:

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

Обогащение музыкально — сенсорного опыта будет способствовать всестороннему развитию детей.

2. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитываю особенности их развития. Музыкально – ритмический материал отбираю исходя из реальных возможностей детей. Занятия строятся таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.

3. Принцип систематичности и последовательности.

Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.

4. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, художественной).

Развитие музыкально – ритмическихдвижений в детском учреждении предусматривают следующие разделы:

— Музыкально – ритмические упражнения;

— Танцы, пляски хороводы;

— Танцевально – ритмическая утренняя гимнастика;

Для того чтобы развитие ритмического слуха было наиболее эффективным, я большое внимание уделяю речевым упражнениям и играм. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев. Ритмические игры, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной активностью человека, поэтому надо научить ребенка физически прочувствовать ритм.

Считаю, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух – это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи, так и в музыке, в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте.

Речевое упражнение – это ритмическая декламация стихов, потешек. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха.

В первом варианте упражнения – это пальчиковая гимнастика, где с детьми я осваиваю равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача взрослым – в начале музыкальным руководителем, затем воспитателем – ритмической основы текста. Педагогами – музыкантами

И. А. Новоскольцевой и И. М. Каплуновой была издана замечательная книга

«Умные пальчики». В ней всё очень доступно и просто. Дано название игры, иллюстрация – картинка, иллюстрация – схематическое изображение рук и пальцев.

Следующее, что я предлагаю детям – рифмовки. Они построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Игра «Подскажи словечко» (от 4 лет)

Я сегодня утром рано

Умывался из под…. (крана)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ….(лисица)

Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на…. (стуле)

Игра «Какое слово лишнее?»

Мак, бак, рак, банан;

Сом, ком, крокодил, дом;

Лимон, вагон, кот, батон.

На занятиях часто применяю «звучащие жесты», так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее.

«Звучащие жесты» – термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа.Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие жесты я использую, как сопровождение в речевых упражнениях и играх.

Они доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца. В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

Наши уточки с утра:

Кря – кря- -кря (Инструмент)

Кря – кря – кря (жест или движение)

Наши гуси у пруда:

Га – га – га (инструмент)

Га – га – га (жесты или движение)

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко (инструменты)

Ко – ко – ко (жесты или движения)

Упражнение «У маленькой Мэри».

Упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.

У маленькой Мэри

Большая потеря: Прохлопай руками 7 раз

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет,

И жалобно плачет,- Протопайте ногами 7 раз

Нельзя без другого никак!

Не плачь о потере. Пройдите вперед на 4 шага

Ботинок для правой ноги. Прохлопайте руками 3 раза

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый, Пройдите назад на 4 шага

Да только смотри- береги! Прохлопайте руками 3 раза

Упражнение научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью мелкой моторики.

Тук – тук – тук- тук – тук –тук,

Наши ушки слышат стук. Возле уха палец о палец стучат 3 раза

Вот ладошечки шуршат Потирают ладони друг о друга

Наши пальчики трещат Потирают кулачков друг о друга.

Теперь в ладоши громко бей Хлопки

А теперь ты их согрей Ладони кладут на щеки

К путешествию готовы? Кулаки на коленях

Да! Руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова Вращательные движения кистями

Сядем мы на самолет

И отправимся в полет Руки вытянуты в стороны, ладони напряжены

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне Ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз

Едет поезд Ребром ладони двигать по коленям

Колеса стучат Кулачки стучат по коленям

В поезде много веселых ребят Подушечками пальцев поочередно

нажимать на колени.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма, я использую на занятиях синхронизацию речи и движения,имеющий яркий эмоциональный настрой:

Для младшего возраста я использую «Упражнения с превращениями», где ребенок проявляет фантазию, выдумку, самостоятельность и развивает свои творческие способности,при этом ему необходимо совместить текст и движение:

«На бабушкином дворе»

Лады – лады ладушки, дети двигаются топающим шагом.

Едем в гости к бабушке,

К нашей милой бабушке,

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок, идут высоко поднимая ноги, тянут вниз

Красная бородка, носок, корпус держат прямо.

Далее изображают курочек, козлят, кошек, щенят, уточек, поросяток, лошадку.

«Заводные игрушки» детям предлагается посетить магазин игрушек и изобразить все,что они увидели:

Вот солдатики стоят

Начинается парад. Маршировать как солдаты

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы шагать

Далее можно изобразить бегущие машины, зайчиков, медвежонка с гармошкой, матрешек – крошек, забавных мартышек, утят малышей, кукол, веселый мячик, красивый паровоз.

Для разучивания танцевальных движений я использую слова с подговорками:

Шаг с притопом По дорожке мы пойдем

И притопывать начнем.

Ровно держим спинку,

Прямо как тростинку.

Шаг с носка Дружно за руки возьмемся

И по залу мы пройдемся.

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы сноска.

Выставление ноги на носок Носочек оттянули,

Красиво развернули.

Носочек – раз, носочек – два,

Это – левая нога!

«Пружинка» Врозь носочки, пятки вместе-

Танцуем мы на месте.

Пружиночка сжимается и

Для того чтобы ритмические упражнения не принимали гимнастический характер, каждое из движений «одушевляю».Каждое упражнение имеет образное название: маховые движения – «волны», «великаны», «дровосек», «мельница»; пружинные движения – «танец — приглашение», «гномы», «зеркальце»; плавные движения – «осенние листья», «ветви», «лебеди».

Использую речевые упражнения, которые является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, это становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато).

Например, игра «Веселые палочки»

Дети берут по две палочки и удобно садятся на пол, далее выполняя движения по тексту,в конце на слова: «песенку запели» повторяют ритм,заданный педагогом или другим ребенком:

Вы скачите палочки, стучат по полу двумя палочками

Как солнечные зайчики, одновременно

Прыг – скок, стучать палочкой о палочку

Прискакали на лужок. стучать палочками попеременно

Правой ножкой – стучать по полу правой палочкой

Левой ножкой – стучать по полу левой палочкой

На головку сели, сделать «рожки» и пошевелить ими

Песенку запели: повторять, заданный ритмический

На занятиях я использую игру «Музыкальный квадрат», основанную на многократном воспроизведении такта (4/4). Она тоже помогает детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимулирует детское внимание. Первоначально дети воспроизводят предложенный мною «квадрат» — 4 различных движения в спокойном темпе (например: шаг вперед, «пружинка», шаг в право, «пружинка») (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения, затем детям предлагаю придумать свой «квадрат», остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно музыкальное сопровождение (любая русская народная мелодия, размер 4/4).

Таким образом, все эти упражнения создают условия для естественного выявления моторных реакций. Двигательные упражнения в каком – либо образе воспитывают свободу воображения, фантазию, развивают творческие способности, учат воспринимать музыку как целостный образ. Они являются подготовительными и в дальнейшем включаются в игры, пляски, хороводы.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально – слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствоватьи телесно пережить движущие его закономерности:

— чередование или контраст фраз, частей музыки,

— смысловые интонационно – ритмические акценты.

Для эффективного развития музыкально – ритмического слуха в танцевальных композициях,плясках и хороводах я использую следующие этапы:

На этом этапе я начинаю знакомить детей с музыкально – ритмической композицией и опираюсь на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

На первом этапе я использую «опережающий» показ, т. е. на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающий показ педагога) все время чуть запаздывает по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально – ритмических навыков.

Еще одна особенность такого показа – он должен быть «в зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически.

После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций, развиваю у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее и для этого использую «запаздывающий» показ, т. е. на долю секунды выполняю движения позже музыки. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля.

Направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой, а также на развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления.

Использование данных этапов на практике показало, что дети стали более самостоятельно и выразительно выполнять движения под музыку, слышать характер и ритм.

Важное место в музыкальном развитии детей занимают музыкальные игры. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально – ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности.

Наряду с различными музыкальными играми, я использую игры на развитие ритмического слуха:

Цель игры: развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст,выделяя хлопками ударные слоги:

Вот часы идут — тик – так,

Вот часы бегут – тик – так,

Будем дружно мы играть,

И часы изображать.

Под размеренную музыку дети по очереди хлопают в ладоши и произносят слова: первый – тик, второй – так. Слог, звук, хлопок соответствуют метроритмической доли. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.

Цель: развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки – енки» Р. Лихтенене, на первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки,считая вслух: 1,2, на четные такты –действия по тексту: «Хлоп – хлоп – хлоп», «топ – топ – топ», «шлеп – шлеп – шлеп», «поворот».

Венцом нашей большой работы стали выступления на утренниках и развлечениях, их всегда дети ждали с большим нетерпением, ведь танцы и игры – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.

В течение шести лет, работая по этой системе, я добилась положительных результатов.

Показатели результативности работы по ритму

Баллы 2017 – 2018 г. 2018 – 2019 г. 2019 – 2020 г.

Высокий 34 % — 27 чел. 37 % — 31 чел. 55 % — 38 чел.

Выше среднего 24 % — 19 чел. 35 % — 29 чел. 30 % — 21 чел.

Средний 42 % — 34 чел 28 % — 24 чел 15 % — 10 чел.

Ниже среднего нет нет нет

Итог за год % 58 % 72 % 85 %

Из данной таблицы и диаграмм видно, что в 2018 году 27 человек (34%) усвоили материал на высоком уровне, 19 человек (24%) на уровне выше среднего и 34 человека (42%) на среднем уровне. Всего протестировано 80 человек.

В 2019 году 31 человек (37%) усвоили материал на высоком уровне, 29 человек (35%) на уровне выше среднего и 24 человека (28%) на среднем уровне. Всего протестировано 84 человека.

В 2020 году 38 человек (55%) усвоили материал на высоком уровне, 21 человек (30%) на уровне выше среднего и 10 человек (15%) на среднем уровне. Всего протестировано 69 человек.

Уровня ниже среднего нет совсем. Это говорит о том,что усвоение материала программы происходит на очень высоком уровне: в 2018 г. – 54 человека (из 80 чел., в 2019 г. – 60 человек (из 84 чел., в 2020 г. – 59 человек (из 69 чел.) усвоили материал на высоком уровне и уровне выше среднего.

Можно сделать выводы, что использование технологии И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» в работе приносит очень хорошие результаты. Уже 85 % детей не испытывают трудности при разучивании танцев. Этому помогает и ежедневная музыкально – ритмическая зарядка и четко спланированная работа по музыкально-ритмическому развитию.

Рекомендации: продолжить работу по дальнейшему внедрению технологии развития чувства ритма «Этот удивительный ритм» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой.

Конечно, нельзя однозначно сказать, что всё запланированное удалось, были определённые трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать в течение года и которые ещё предстоит решить в дальнейшем. Тем не менее, считаю, что данная система дает положительные результаты в развитии музыкальных способностей детей и в частности музыкально – ритмического слуха.

Список используемой литературы:

1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» – СПб. : Композитор, 2005.

2. Холл Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят. – 2 – е изд. – М. :АСТ: Астрель, 2009. 184 с.

3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

4. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. — СПб. : КАРО, 2006.-144 с.

5. Белая А. Е. Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. –М. : ООО «фирма» «Издательство АСТ», 1999. – 48 с.

6. Ладушки. И. Каплунова, И. Новооскольцева. Умные пальчики. СПб. : Композитор, 2009.

7. Виноградов Л. В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. СПб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера, 2009. – 160 с.

8. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М. : Издательство «Гном и Д», 2004.-120 с.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников». Под.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век — век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Источник

Оцените статью