Развитие чувства ритма логопедия

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

Ирина Гурова
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова

Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове.

В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у детей с ОНР могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

• сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

• опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

• увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

• перестановка слогов: «деворе» — дерево;

• перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

• сокращение стечения согласных: «тул» — стул;

• вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон.

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы.

5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» — библиотекарь.

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице»

— в холодильнике и хлебнице.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю. отмечают, что у детей, имеющих трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, нарушена ритмическая организация серийных движений и действий. Они считают, что одна из предпосылок формирования слоговой структуры слова – это сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический).

Вот почему работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей.

В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий.

1. Выполнение заданного логопедом количества движений.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) столько раз, сколько…» (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).

2. Выполнение заданного логопедом количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т. п.)

3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.

«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик)»

Это упражнение можно включать в любое логопедическое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: **. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите. (Дети повторяют ритм за логопедом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.

«Матрёшки»

Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»

«Движения животных»

Перед ребёнком на столе находятся три игрушки, например, медведь, заяц, лошадь. Логопед поочерёдно берёт игрушки и показывает соответствующий определённому персонажу темп и характер передвижения (мишка – медленно, вразвалку; заяц – быстро, подскоками; лошадь – в умеренном темпе, плавно). Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы: «Как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?» и др.

Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.

«Передай привет»

1 вариант. Логопед хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

«Барабанщик»

Ребёнок кладёт руки на стол. Логопед отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.

4. Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

«Узнай животное по ритму».

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (логопед задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т. е. воспроизвести ритм).

«Кого зовёт гномик?»

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них. Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

«Найди пару по ритму».

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т. е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма.

1). Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

2). Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1). Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2). Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3). Задания с использованием ударения и темпа.

Воспроизведение темпа и количества ударов.

Игра «Танцующие снежинки».

На доске или прямо на столе – ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:

* * * * * — быстрый темп, 5 ударов;

* * * — медленный темп, 3 удара.

Аналогично проводятся игры-упражнения с наглядным материалом «Выросли цветочки в садочке», «Весёлые морковки», «Кленовые листочки», «Собираем яблоки», «Покупаем ананасы». Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Игра «Медвежата и шарики»

Вариант 1 Логопед разъясняет значения символов: изображение медвежонка с шариком – сильный удар (хлопок); медвежонка без шарика – слабый удар (хлопок). Затем показывает символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.

Вариант 2. Перед ребёнком – ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) силы.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

1) воспроизводит свою «песенку» или «танец»;

2) воспроизводит «песенку» («танец») другого ребёнка.

Варианты символических изображений для игры могут быть разнообразны: пчёлка с ведёрком, большие снеговики – сильный удар или хлопок; пчёлка без ведёрка, маленькие снеговики – слабый удар или хлопок.

Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т. е. в определённом темпе.

Игровые упражнения «Осенние листочки», «Весёлые цыплята», «Мишки», «Цветочки», «Новогодние ёлочки», «Котята и рыбки», «Мыши и сыр», «Лягушки», и др.

7. Выполнение движений под ритмичную музыку.

Маршировка, прыжки, легкий бег, ходьба, притопы, приседания, хлопки, качание руками и ногами, подбрасывание и отбивание мяча и мн. другие.

8. Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2005.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. – М. : А. П. О., 1996. и др.

Источник

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста

Маклакова Марина
Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста

Ритмическое упражнение «Осень»

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения.

Развивать чувство ритма.

Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.

Дождь, дождь вся земля,

Целый день вся земля

Барабанит в стёкла. От воды промокла…

Ритмическое упражнение «Дождик».

Педагог говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!

Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши в убыстряющемся темпе.)

Капля — раз! Капля — два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Ритмическоеупражнение «Скворушки».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.

Птицы в стаю собрались,

Птицы к югу понеслись.

Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Ритмическое упражнение «Повтори, как я».

Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.

Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.

Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3 (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег».

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на ёлке — снег, снег,

И под ёлкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Ритмическая игра «Дятел»

Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

Долбит дятел в лесу сук,

Речевая игра «Ворона»

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Материал: Карандаши по количеству детей.

Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара).

— Ты, ворона, где была?

Что, ворона, принесла?

— Я летала на базар,

Принесла вам «кар-кар».

Ритмическое упражнение «На дворе»

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Ритмическое упражнение «Олень»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.

Трав копытами касаясь,

Ходит по тундре рогатый красавец.

Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:

По снегу шёл олень,

И гулял он целый день

Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан»

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

Ритмическое упражнение «Магазин».

Цель: Развивать чувство ритма.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные.

Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение.

Ритмическое упражнение «Стоп, машина»

Цель: Развивать чувство ритма.

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст.В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»

Ритмическая игра «Азбука морзе»

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.

Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.

Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»

Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.

Дети запускают руки в «сухой бассейн» и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста,приговаривая:

Мы тесто месили,мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Ритмическая игра «Капельки»

Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.

Кап! Кап! Я — капель,

У меня в апреле

(стучат указательным пальчиком по ладони)

На весеннем тепле

Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям,

Детям на игрушки,

(легко прикасается пальчиками к голове)

Прямо на макушку.

Упражнение «Волшебная капель»

Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.

Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.

Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.

Ритмическое упражнение «Перелётные птицы»

Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.

Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели

Развитие чувства ритма у детей младшего и среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Развитие.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса.

Презентация «Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильного произношения звуков является одним из самых важных направлений в коррекционной логопедической работе. Очень часто.

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста Раздел 1. Музыкально – дидактические игры «Музыкальный театр» Цель:.

Источник

Оцените статью