- Развитие чувства музыкального размера
- 8. УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА
- Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА
Развитие чувства музыкального размера
Через палочку шагай.
И другой не отставай.
Но флажок не опускай.
Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам!
Дети держат руки вверху, скрестив пальцы, ноги — на ширине плеч. Удар «топора» вниз совпадает с последних слогом:
Надо маме печь топить,
Чтоб обед нам всем сварить.
Я дрова ей наколю.
Маму я свою люблю.
Дети садятся на корточки, опустив головы и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Текст говорит педагог:
Сначала буду маленький,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой.
До лампы дотянусь.
8. УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА
Музыкальный метр представляет собой систему соотношений ак-1 центов и неакцентированных долей различных рангов. Эта система определяется количеством метрических уровней и конкретным рисунком различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к перенесению акцента. Занимающимся необходимо дать первоначальное понятие об акценте как об ударном моменте в звучании. Они научатся прислушиваться к музыке и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.
Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом, затем — над метрическим (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на развитие внимания.
Акцент выделяется аккордом в любом регистре рояля или ударом по барабану. Сначала занимающиеся, стоя или сидя на месте, дают условную двигательную реакцию хлопком, движением ноги, передачей предмета, ловлей мяча и т.п. Затем педагог показывает различные перестроения, связанные с акцентом как с условным сигналом к перестройке. Неожиданный акцент играет роль сигнала к действию, к переходу на другое действие, прекращению действия или поочередному исполнению задания по группам. Упражнения на неожиданный акцент подготавливают занимающихся к работе над акцентом — метрическим и переходным.
Источник
Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Игры и упражнения для формирования развития чувства музыкального размера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_muzykalnogo_razmera_metra.docx | 22.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для формирования и развития чувства
Музыкальный размер (метр) – ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные ) промежутки времени.
Детей дошкольного возраста сначала учат выделять (например, хлопком) неожиданный акцент и лишь затем метрический (ритмично повторяющийся) акцент в музыке. Самая сложная работа – научить детей выделять переходный акцент в музыке. Его особенность заключается в том, что он, в отличие от метрического, лишь в первом такте падает на счет «раз», а затем последовательно переходит в каждом следующем такте на счет «два», «три», «четыре» и т.д. Переходный акцент сопоставим с логическим ударением в речи, когда в одной и той же фразе интонационно выделяется сначала первое слово, затем второе, после этого третье и так далее.
Развитие музыкального размера – это формирование слухового внимания на музыкальном материале.
Игры на развитие слухового внимания и выделение
Дети стоят полукругом перед педагогом и слушают равномерные удары в бубен. На акцент дети топают ногой.
Хлопни в ладоши.
Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают игру на пианино. На акцент дети хлопают в ладоши.
«Песенка про кузнечика» муз.В.Шаинского
То вперед, то назад.
Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом направление движения меняется несколько раз.
По выбору педагога.
Дети сидят на стульчиках, поставленных в линию один за другим. Каждый ребенок упирается в перекладину впереди стоящего стула.
Под удары бубна дети изображают движения гребцов.
На первый сильный удар в бубен (акцент) дети слегка наклоняются вперед и делают движение, как будто опускают весла, а на второй – менее сильный удар – поднимают воображаемые весла из воды.
Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками ( с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку.
Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи.
«Антошка» муз. В.Шаинского
Игры на развитие слухового внимания и выделение
Дети стоят в колонне друг за другом и изображают , как птицы машут крыльями. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4), дети быстро поднимают руки через стороны вверх, а нра счет «два-три-четыре» медленно опускают их вниз.
Дети стоят парами напротив друг друга, держатся руками и слушают музыку. На акцент дети в каждой паре меняются руками.
«Песня сторожа» муз.Э.Грига
Дети под музыку идут на месте. На акцент дети прекращают ходьбу: приседают (5 такт), встают (6 такт) и продолжают маршировать на месте до следующего акцента (11 такт- присесть, 12 такт – встать)
Русская народная мелодия «На зеленом лугу»
Дети стоят по кругу (лицом в центр круга) и слушают музыку. В руках одного из детей мяч. На акцент ребенок передает мяч ребенку, стоящему от него справа. Услышав очередной акцент, ребенок передает мяч третьему третьему и так далее, пока мяч не обойдет весь круг и не закончится музыка.
«Вариации», муз. В.А.Моцарта
Вокруг и внутри.
Для каждого ребенка нужен обруч. Обручи разложены на полу на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Дети под музыку марша ходят каждый вокруг своего обруча. На акцент дети впрыгивают (двумя ногами) каждый в свой обруч и продолжают ходьбу на месте внутри обруча до тех пор, пока не услышат следующий акцент в музыке, на который они выпрыгивают из обруча и вновь продолжают ходьбу вокруг него.
Музыка по выбору педагога.
Игры на развитие слухового внимания и выделение
Дети сидят на стульях, поставленных полукругом.
Делается переходный акцент в четырехдольном размере.
На «раз» в первом такте все дети поднимают руки, на «два-три-четыре» медленно опускают их.
В следующем такте при акценте на счет «два», а на счет «три-четыре-один» опусчкают.
В третьем такте руки поднимаются при акценте на счет «три».
И в последнем, четвертом такте – на «четыре» и на «раз».
В пятом такте дети встают с поднятыми руками.
Маршируй и хлопай.
Дети стоят в шеренге. Дается переходный акцент в четырехдольном размере. На акцент дети хлопают в ладоши, на затухание музыки маршируют на месте.
Дети стоят по кругу и держат в правой руке флажок.
Такт 1. На «раз» дети, передавая яркий акцент в музыке, быстро поднимают флажок в сторону-вверх и держат его до конца такта.
Такт 2. На «раз» резко опускают флажок вниз перед собой.
Такты 3-4. Повторение движений тактов 1-2.
Такты 5-12. Дети стоят и энергично размахивают флажками высоко перед собой вправо-влево.
Такты 13-16. Повернувшись вправо, дети идут по кругу, держа флажки перед собой.
Такты 17-20. Продолжают идти, подняв флажки вверх, с окончанием музыки останавливаются.
Болгарская народная мелодия в обр.Т.Ломовой
Дети стоят в шеренге. Они расчитываются по порядку номеров на «первый, второй, третий». Каждому ребенку дается по одному цветку. Первые номера получают цветы красного цвета, вторые-желтого, третьи- синего. Дети стоят в шеренге, опустив руки с цветами. дается переходный акцент по схеме:
На акцент «раз» все первые номера одновременно поднимают цветы красного цвета над головой, на счет «два, три» опускают цветы вниз. Во втором такте акцент дается на «2». На этот раз дети с цветами желтого цвета поднимают их вверх. В третьем такте над головами детей поднимаются только цветы синего цвета. В четвертом такте акцент вновь дается на счет «раз» и игра повторяется сначала.
По выбору педагога.
1.Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.
Источник
УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА
Музыкальный метр представляет собой систему соотношений ак-1 центов и неакцентированных долей различных рангов. Эта система определяется количеством метрических уровней и конкретным рисунком различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к перенесению акцента. Занимающимся необходимо дать первоначальное понятие об акценте как об ударном моменте в звучании. Они научатся прислушиваться к музыке и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.
Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом, затем — над метрическим (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на развитие внимания.
Акцент выделяется аккордом в любом регистре рояля или ударом по барабану. Сначала занимающиеся, стоя или сидя на месте, дают условную двигательную реакцию хлопком, движением ноги, передачей предмета, ловлей мяча и т.п. Затем педагог показывает различные перестроения, связанные с акцентом как с условным сигналом к перестройке. Неожиданный акцент играет роль сигнала к действию, к переходу на другое действие, прекращению действия или поочередному исполнению задания по группам. Упражнения на неожиданный акцент подготавливают занимающихся к работе над акцентом — метрическим и переходным.
Упражнения на восприятие неожиданного акцента.
На полу рисуются круги по количеству участвующих. Под марш каждый ходит вокруг своего круга. На акцент в музыке впрыгивают в свой круг на двух ногах и ждут следующего сигнала, на который нужно будет выпрыгнуть из круга и опять ходить вокруг своего круга.
1) Занимающиеся идут по кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются и ударяют в бубен.
2) Каждой паре дается обруч, за который внешний из пары держится левой рукой, а внутренний — правой, и занимающиеся идут парами по кругу.
На неожиданный звуковой сигнал внешний, не отнимая руки от обруча, заворачивает вперед и пролезает через обруч, перешагивая сначала левой ногой. После этого движение по кругу опять продолжается. На следующий сигнал то же делает внутренний из пары, но перешагивание начинаете правой ноги.
3) Занимающиеся стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети (взрослые) тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.
Упражнения на восприятие метрического акцента.
При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное совпадение движения с акцентом, чередующимся через определенные промежутки времени. Дети (дошкольники и младшие школьники) воспринимают равномерно повторяющийся акцент и передают его движениями рук, ног и всем корпусом, еще не определяя его путем счета. Только в конце занятий передача акцента обозначается словом. Практическая работа над акцентом сводится к тому, что занимающиеся усваивают акцент (в любом положении), отмечая его движениями рук или ног. Сначала даются упражнения только для рук, затем — только для ног, а потом — комбинированные движения, например, на акцент — шаг вперед (движения ног), на последующие слабые части звучания — хлопки (движения рук). Первоначальные упражнения проводятся с целой группой, но по существу каждый выполняет задание индивидуально, не нарушая своей ошибкой общего выполнения задания. Затем следуют упражнения, в выполнении которых участвуют все, но ошибка одного нарушает правильное выполнение задания.
1) Дети, сидя в кругу, отмечают хлопками акцент, даваемый на счет «раз» в тактах 4/4, 2/4, 3/4
2) Стоя в кругу дети отмечают акцент на счет «раз» ударом ноги.
3) При маршировке на счет «раз» — сильный шаг, а на счет «два», «три», «четыре» — легкие шаги в такте 4/4
4) Дети, стоя в кругу, держат в каждой руке по флажку. На акцент в 3/4 или 4/4 такте поднимают флажки, скрещивая их над головой, на 2—3—4 —опускают руки, разводя их в стороны.
5) Дети стоят в шеренге на некотором расстоянии друг от друга. В руках каждого скакалка. При акценте на счет «раз» в 4/4такте все закидывают скакалку, как удочку, на 2—3—4 — подтягивают скакалку к себе, имитируя рыболова.
6) Дети стоят лицом к центру круга. При акценте на счет «раз» в4/4 такте елают прыжок на двух ногах к центру, на 2—3—4 — отступают назад.
7) Дети сидят на стульях, поставленных в линию один за другим, ноги кладут на перекладину впереди стоящего стула, подражая гребцам. В музыке дается такт в2/4 в котором на счет «раз» — сильный акцент, и дети, подражая гребле, дают акцент в движении руками.
8) Упражнения на восприятие равномерно повторяющегося акцента. Старшие школьники, подростки и взрослые сознательно с помощью счета определяют и фиксируют акцент движением. Например, педагог подчеркивает первый удар в бубен, а остальные дает тихо. Занимающиеся говорят «раз» на первый удар и считают тихие удары до следующего сильного удара. Далее они знакомятся с дирижерским движениями рук, условно определяющими метрический счет в 2/4 3/4 и 4/4. Когда усваиваются эти движения, тогда дается более сложное задание на сочетание шага с движением рук. Цель такого задания — проработка целостного восприятия метрического акцента всем телом. Такое постоянное акцентирование в движении на ударную часть такта приучает занимающихся ориентироваться в звучащем процессе, давая соответствующее мускульное напряжение в любом двигательном задании. Для отработки акцента в дережировании берутся акты2/4, 3/4 и 4/4 . Затем эти движения исполняются в ходьбе, и тогда акцент на счет «раз» руками подчеркивается еще и ударом ноги. Приотработке метрического акцента на шаге нужно соблюдать определенный размер музыкального произведения: сначала в4/4, 2/4, а затем, как более трудный размер, в3/4. Трудность его исполнения заключается в том, что акцентированный шаг чередуется, падая попеременно то на правую, то на левую ногу. Потом можно перейти к свободной форме выражения акцента в различных группировках, а также в упражнениях с предметами (палкой, флагом, обручем, мячом). Включение предметов дает реальную установку акцентированному движению, способствуя большей точности в исполнении. Движение вперед на ударную часть такта и движение назад на безударные звуки тоже помогает усвоению передачи акцента в движении. В старшем возрасте большое значение придается точности исполнения упражнений. Задания ребенку даются с поочередным вступлением пары или группы. Такие упражнения требуют внимания ото всех участников. Все должны следить за ходом исполнения задания, чтобы не пропустить вступления, так как от каждого участника зависит работа всего коллектива.
9) Занимающиеся стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колон не Музыку в 4/4 такта. При акценте на счет «раз» берутся правыми руками и на 2—3—4 меняются местами. При акценте в следующем такте берутся левыми руками и опять меняются местами.
10) Занимающиеся стоят в две шеренги на расстоянии 3х4х шагов или цом в одну сторону. Стоящая впереди шеренга держит в руках мячи. На акцент в такте 3/4 или 4/4 дети перекидывают мячи через голову стоящим сзади и поворачиваются к ним лицом. Поймавшие мяч тоже делают поворот на акцент и следующем такте затем, в свою очередь, перекидывают мячи через голову.
11) Все стоят а большому кругу. У каждого в руках маленький мяч. При акценте на счет «раз» в четырехдольном размере I , I мяч высоко подбрасывается вверх, на 2—3—4 нужно успеть обернуться и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.
12) Дирижирование, определяющее метрический счет2/4 , 3/4 и4/4. И.п. —руки вверх с раскрытыми ладонями и вытянутыми пальцами. Руки подняты но совсем вертикально над головой, а несколько наклонно вперед.
Счет на 2/4 При акценте на счет «раз» — сильное движение рук сверху вниз, при опускании вниз руки сжимаются в кулак. На «два» — руки мягко поднимаются вверх в исходное положение.
Счет на 3/4При акценте на счет «раз» — такое же движение рук вниз, на «два» — руки поднимаются в стороны до уровня плеч, на «три» — руки поднимаются вверх, принимая исходное положение.
Счет на 4/4 При акценте на счет «раз» — руки вниз, на «два» — руки скрещиваются на груди на уровне плеч при поднятых локтях, на «три» — руки разводятся в стороны на уровне плеч, на «четыре» — руки вверх. Дирижирование проводится сначала на месте, а затем в ходьбе.
13) Упражнение на метрический акцент в тактах 2/4, 3/4 и 4/4, подкрепленный устным счетом. При акценте на счет «раз» делается ударение голосом, 2—3—4 произносятся тише, понижая голос. Сначала упражнение проводится сидя, затем стоя, сопровождая ударение в голосе ударом ноги. И, наконец, движение по кругу, при акценте на счет «раз» — в музыке ударение в голосе и сильный шаг ногой, а на последующие, слабые четверти такта— ослабляя силу голоса и делая легкие шаги.
14) Все стоят в круге попарно, лицом друг к другу. При акценте на счет «раз» в такте 3/4 пары ударяют бубном о бубен, а на 2—3 делают поворот в другую сторону. На счет «раз» в следующем акценте такта опять ударяют бубнами, но уже с другим соседом.
15) Все дирижируют на любой счет 2/4, 3/4 4/4, стоя в кругу спиной к центру. С прекращением музыки на один, два такта все продолжают дирижирование, сохраняя заданный темп. Музыка возобновляется, и педагог проверяет, совпали ли дирижерские движения с началом музыки, не было ли отклонений в темпе.
Упражнения на восприятие переходного акцента.
Характерная особенность переходного акцента заключается в том, что он, в отличие от метрического, не всегда падает на счет «раз», а последовательно переходит в каждом следующем такте на «два», «три», четыре», т.е., например, в четырехдольном размере 4/4 акцент первом такте на «раз», во втором — на «два», в третьем — на «три», в четвертом — на «четыре» и в пятом — снова на «раз».
Переходный акцент можно сопоставить с логическим ударением в речи, поэтому он приобретает важное значение в ритмических упражнениях с речью.
— Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).
— Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4>.
— Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).
— Ты сегодня опоздал на ритмику (1, 2, 3, 4).
Педагог выписывает на доске или вывешивает плакаты с цифрами: 1, 2 , 3 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 и т.д. И объясняет, что выделенные цифры означают акцент. Занимающиеся считывают цифры, сопровождая ударные моменты хлопками и усилением голоса. Затем переходный акцент закрепляется в ходьбе: па ударный счет делается сильный шаг вперед, а на безударные цифры — шаги назад. Далее используются дирижерский жест, фразы. Эти упражнения проводятся как всей группой, так и индивидуально. Важно, чтобы каждый занимающийся почувствовал всю цепь перехода акцентов.
Сначала упражнение выполняется сидя, с ударами руки о стул, стол. Далее переходный акцент проводится с предметами, например передача флажка на акцент от одного к другому. В упражнении с бубном: сильный удар в бубен.— на акцент, легкое потряхивание бубном — на безударные звуки.
Когда усвоены все стадии переходного акцента, можно внести в занятие изменение: поочередное вступление на каждый последующий акцент. Все внимательно следят за выполнением задания, чтобы не пропустить свое вступление.
Подобные упражнения помогают лучше усвоить логические ударения в речи.
1) Все сидят на стульях полукругом. Дается переходный акцепт в четырехдольном размере 4/4. На счет «раз» в первом такте все поднимают правые руки, на 2—3—4 — опускают. В следующем такте руку поднимают при акценте на счет «два» и на 3, 4, 1 — опускают. В третьем такте руку поднимают на счет «три». В четвертом такте — на счет «четыре» и на счет «раз». В пятом такте — встают с поднятой рукой.
2) Все стоят в линию, держа в руках разноцветные ленты: у первого — красная, у второго — желтая, у третьего — зеленая, у четвертого — опять красная и т.д. Дается переходный акцент на счет «три» по схеме: 1,2,3; 1, 2, 3; 1, 2, 3; 1, 2, 3 и т.д. На счет «раз» в первом такте те, у кого красные ленты, делают сильный шаг вперед, одновременно выбрасывая ленту над головой, на счет 2, 3 стоят на месте, опуская руку с лентой вниз. Во втором акте акцент дается на счет «два» и дети с желтыми лентами делают сильный шаг вперед со взмахом руки с лентой, в третьем такте акцент дается на счет «три» и дети с зелеными лентами повторяют те же движения. В четвертом такте акцент снова дается на счет «раз» и на этот акцент опять вступают дети с красными лентами и т.д.
3) Все стоят в кругу. Педагог с барабаном в центре дает переходный акцент, исходя из счета на 4. Каждый по очереди на акцент встает, а безударные моменты отмечает хлопками. Первый на акцент в первом такте встает, а на счет 2—3—4 делает хлопки. Второй хлопает на счет «раз» во втором такте, а при акценте на счет «два» встает, на 3—4 делает хлопки. Третий делает два хлопка на счет 1 —2 и только на счет «три» встает, а на счет 4 делает еще один хлопок.
4) Все стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. В одной шеренге перед каждым на полулежит небольшой мяч. Если в шеренге шесть человек, то дается переходный акцент в размере т . Занимающиеся из шеренги с мячом поочередно на акценты отталкивают ногой мяч в другую шеренгу. Когда все мячи окажутся во второй шеренге, в том же порядке на акценты вторая шеренга отталкивает их в первую.
При фигурных построениях, плясках необходимо обращать внимание на часто встречающееся затактовое построение музыкальных фраз. Педагог указывает, когда надо начинать движение с затакта, а где затакту дать отзвучать и начинать с первой ударной доли такта.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник