- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Урок по русскому языку на тему «Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске»
- Различение предложений по цели высказывания по эмоциональной окраске
- Презентация к уроку русского языка «Виды предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- восклицательные
- невосклицательные
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Урок по русскому языку на тему «Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске»
Предмет: Русский язык
Тема урока : Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске
образовательная : углубить знания обучающихся о предложении, научить их грамотно произносить разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно употреблять разделительные знаки в конце предложений;
р азвивающая : развивать умения определять виды простых предложении; развивать у обучающихся логическое мышление, память;
в оспитательная : воспитывать у них любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:словесный ( объяснение),беседа
Средства обучения : учебник, карточки, слайды
I .Организационный момент
2.Подготовка к уроку
II . Опрос домашнего задания
Выполнить упражнение 49 – составьте словосочетания со словами самостоятельных частей речи
III . Изложение нового материала
.Задание: одинакова ли информация, содержащаяся в предложениях? Чем отличается каждое из предложений?
Брат приехал. Брат приехал? Приезжай, пожалуйста, брат. Брат приехал! Слово преподавателя. Главным способом выражения цели высказывания в предложении является интонация. 1.Интонация повествовательного предложения восходяще-нисходящая. Это значит, что тон вначале повышается, а к концу предложения понижается. После повышения делается пауза:
Деревья стоят у дороги в косматом весёлом строю.(В.Шефнер) у дороги – повышается; строю – понижается;
В предложениях может быть несколько повышений и несколько пауз:
Громов взрывов, облаками дыма заглушило аромат цветов. (О. Поскребышев)
В данном предложении обратите внимание на совпадение и расхождение паузы в устной речи со знаками препинания на письме.
Повышение тона и пауза указывают на границу частей сложного предложения:
Холодновато пахнет мята, деревья клонятся ко сну.
2.В вопросительном предложении голос повышается на самом главном для смысла вопроса слове: Кто это сделал? Ты приехал вчера? Алёша помогает маме?
3.Для побудительных предложений характерна особая повелительная интонация, которая имеет множество оттенков. Например: встать! — повелительная интонация, выражающая приказ; не гневайся, душа моя! (А. Пушкин) — повелительная интонация, выражающая увещевание.
Для справок: увещевать — уговаривать, советуя и убеждая.
IV . Закрепление 1) Тренировочные упражнения. 1.Перепишите предложения, сделайте их интонационный разбор.
Пахнет не пойманной рыбой вода у песчаной косы. Тропинка в чащу завела и бросила меня. Широкий ров пересекает луг, весенние в него сбегают воды. (Б. Шефнер) Над замерзшей Невою горбаты мосты. (С. Щипачев) Горит листва под крики птичьи огнем осенним на ветру. (И. Резник)
2. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Обозначьте повышения, понижения тона и паузы.
Захоч..ш.. познакомит..ся с миром п..рнатых и отпр..вляеш..- ся в лес. Но (не)торопись входить (в)него загл..ни на пустош.. или в ре..кий л..сок. Здесь можно встретить изящную птич..ку с пестр..й окраск..й и ярк..м хохолком. Это удод. Его (н..)(с)(кем) (не)спутаеш.. . Когда удод летит, он чем-то похож.. на большую бабоч..ку. Живут эти птиц.. в Европе в Азии.. и в Африк.. .
2) Работа с учебником. Выполнение упражнений.
3) Работа у доски (карточки)
V . Подведение итогов урока ( выставление оценок) Для чего служат повествовательные, вопросительные, побудительные предложения? Какая интонация характерна для каждого из них? VI . Домашнее задание : выполнение упр.№54, стр.42.
Источник
Различение предложений по цели высказывания по эмоциональной окраске
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
- Главная
- 5-Класс
- Русский язык
- Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
Изучать предложение, его строение и значение необходимо не только для того, чтобы красиво и правильно говорить, писать. Изучая предложение, мы понимаем, как мы мыслим, т.к. предложение – это форма мысли. Значит, чтобы быть верно понятым, нужно точно, без искажений донести до собеседника свою мысль. Для этого следует грамотно построить предложение. Понадобятся нам эти знания и при выполнении синтаксического разбора предложения.
Нам уже известно, что когда мы говорим или пишем, мы ставим перед собой одну из трех целей: сообщить о чем-либо, спросить о чем-то или приказать, посоветовать кому-нибудь сделать что-то. В зависимости от цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.
Не сложно понять, что повествовательное предложение повествует, т.е. рассказывает о каком-то предмете или событии, признаке или, например, чувствах говорящего или пишущего. Рассмотрим несколько примеров:
Используя повествовательные предложения, можно составить небольшой связный текст или целый рассказ. Но произведение получится более ярким, «оживет», если добавить в него вопросительные и побудительные предложения!
Как нам понятно из названия, вопросительные предложения должны содержать вопрос. В предложение вопрос включается разными способами. Например, только с помощью интонации и соответствующего знака на письме:
Такое предложение легко превратить в повествовательное, поменяв интонацию:
Вопросительное предложение может иметь в своем составе частицу «ли» и обратный порядок слов:
Кроме того, в вопросительных предложениях часто используются частицы разве, неужели или вопросительные местоимения и наречия: кто, где, зачем и др.
Главная цель вопросительного предложения – получить у собеседника какую-либо информацию. Например, предложение «Когда твой день рождения?» требует конкретного ответа. Но в предложении может заключаться так называемый риторический вопрос, т.е. вопрос, не требующий ответа. Например: :
Или вопрос-предупреждение, угроза:
Побудительные предложения тоже могут иметь в своем составе некоторые специфические (т.е. особенные) элементы:
• глагол в одном из наклонений:Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов); или Пойдем, мама, гулять! Учебник бы принесли!
• глагол в неопределенной форме: Стоять! Руки вверх!
• союз чтобы в начале предложения и глагол в форме прошедшего времени с частицей не: Чтобы этого больше не было! В некоторых предложениях частица не может не означать отрицания. Сравните, например, два предложения: Ты не купил молоко? и Ты купил молоко? Смысл их одинаковый.
• иногда используются и существительные, наречия, междометия.Например, в таких предложениях как: Молчание! Тихо! или Тс-с!
Побудительное предложение произносится с особой побудительной интонацией, что на письме часто отражается при помощи восклицательного знака. Иногда в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Например: Дашь мне его номер телефона?
Делятся предложения и по эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Для невосклицательных предложений не свойственна особая интонация или специальные слова. А вот предложения восклицательные могут иметь в своем составе такие слова, как что за, какой, как и некоторые другие. Произносятся такие предложения с восклицательной интонацией, на письме в конце ставим восклицательный знак.
Например: Какой прекрасный день! Что за погода сегодня!
или: Как она замечательно рисует!
В зависимости от поставленной цели высказывания в речи используются повествовательные, вопросительные или побудительные предложения. Эти предложения могут отличаться друг от друга не только целью или интонацией, но и своим строением.
Повествовательные предложения характеризуются спокойной интонацией, на письме в конце такого предложения ставим точку. В вопросительном предложении используется особая вопросительная интонация, могут использоваться местоимения (кто, что и др.), наречия (почему, где и т.д.), частицы (ли, разве). При письме на вопросительную интонацию указывает вопросительный знак в конце предложения. В зависимости от интонации и форм использованных слов, побудительные предложения могут содержать приказ, просьбу, совет, мольбу, предостережение. Часто в конце таких предложений ставится восклицательный знак.
По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательные предложения тоже могут иметь специальные слова: какой, как, что за и др. Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.
Сведения о цели высказывания и эмоциональной окраске указываем в характеристике предложения при его синтаксическом разборе.
Источник
Презентация к уроку русского языка «Виды предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тринадцатое октября Классная работа
Ученики на уроке составляли текст. 1.составляли на уроке 2.составляли текст
Предложение – группа слов, связанных между собой по смыслу, грамматически и выражающих законченную мысль.
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске
Говорить без цели – что рисовать на воде
Повествовать Спросить Побудить к действию
ОПОВЕСТИТЬ РАССПРОСИТЬ ЗАПРЕТИТЬ ОБМЕНЯТЬСЯ(ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ) ОПРОСИТЬ ПРИКАЗАТЬ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЫЯСНИТЬ ВОСПРЕТИТЬ ОБЪЯСНИТЬ СПРОСИТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ ОБЪЯВИТЬ ВЫПЫТАТЬ ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ РАССКАЗАТЬ РАЗВЕДАТЬ ЗАЩИТИТЬ (словом) ПОСОВЕТОВАТЬ ПОПРОСИТЬ
ОПОВЕСТИТЬ РАССПРОСИТЬ ЗАПРЕТИТЬ ОБМЕНЯТЬСЯ(ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ) ОПРОСИТЬ ПРИКАЗАТЬ ИНФОРМИРОВАТЬ ВЫЯСНИТЬ ВОСПРЕТИТЬ ОБЪЯСНИТЬ СПРОСИТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ ОБЪЯВИТЬ ВЫПЫТАТЬ ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ РАССКАЗАТЬ РАЗВЕДАТЬ ЗАЩИТИТЬ (словом) ПОСОВЕТОВАТЬ ПОПРОСИТЬ Повествовать Спросить Побудить к действию
Виды предложений по цели высказывания повествовательное вопросительное побудительное Сообщение о чем-либо . ! Содержит вопрос ? Побуждение кого-либо к действию, приказ, просьба . !
1. Прочитайте текст выразительно. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.
2. Ребята сегодня на уроке составляли текст. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.
3. Какое задание будет следующим? А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.
4. Найдите ключевые слова в этом тексте. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.
5. Переписывают текст на уроке внимательно. А) повествовательное, Б) вопросительное, В) побудительное.
Словарная работа Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.
Конспект Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …
Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится ! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится . ?
Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца
Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я научился… У меня получилось… Мне захотелось…
Творческое задание Составить памятку (3 – 5 восклицательных предложений) на тему «Берегите природу! » § 161 – 164 , упр. 69, 72 (1 на выбор)
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! 2. Что за диво! Все так чисто и красиво! 3.Хорошо живет на свете Винни-Пух! Оттого поет он эти песни вслух!
Что это за сочинение! -восхищение -удивление -возмущение
Самостоятельная работа. Упражнение 151. 1.Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Домашняя работа. 1)Упражнение 152 2)Выписать из басен И.А.Крылова 5 восклицательных предложений, подчеркнуть в них грамматическую основу
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-366316
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник