Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Практическое занятие. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |
Цели занятия: Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих Контроль исходного уровня знаний Содержание основных понятий Контрольные вопросы: Работа на занятии Бодрое, повышенное настроение; быстрая приспособляемость к новой обстановке; медленное усвоение и перестройка навыков; неуверенность в себе; повышенная эмоциональная возбудимость; выдержанность; однообразие мимики; энергичность; подвижность; подавленность и растерянность при неудачах; быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний; малая активность; терпеливость; невыразительность речи; ровное и спокойное настроение; возбужденное состояние; сосредоточенность внимания. Структура черт характера А — по отношению к себе |
|
|
Задание 8. Решение разрабатывается группой, подгруппой или индивидуально.
1. Какие качества характеризуют экстравертированный психологический тип, а какие — интровертированный?
Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, импульсивность, беззаботность, мечтательность, социальная адаптированность, аутизм, вдумчивость, подвижность, расчетливость, заразительность поведения.
2. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров, способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности. Аргументируйте свой ответ.
Преподаватель математики, хирург, драматический артист, слесарь, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, парикмахер, часовщик, шоумен, портниха, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, лесничий, спасатель, следователь, садовод, дизайнер.
3. Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, людям с какими акцентуациями они могут быть свойственны.
Любовь к экстравагантной одежде, богатая экспрессия, недостаток воли, склонность к «умственной жвачке», тяга к азартным играм и риску, чувствительность, склонность к пафосу, патетика в речи, красочные сновидения, уход в себя, отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, бесстрастность, тревожность, консервативность, отсутствие застенчивости, осторожность, равнодушие, чувство собственной недостаточности, сильная привязанность к объекту любви, напряженность инстинктивной сферы, обжорство, повышенная сексуальность, тенденция к выбору старших по возрасту друзей, подозрительность, агрессивность, мечтательность, «бегство в болезнь», ипохондрия, легкая раздражимость, быстрая смена настроений, ревность, утомляемость, аффективные вспышки, нетерпеливость, склонность к вере в ритуалы и амулеты, эмоциональная холодность (по Е.Е. Сапоговой).
Задание 9. Решите ситуационную задачу (ОК-1). В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
Ира Н., студентка. По характеру — живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу.
Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы.
В студенческом коллективе активна, но если в групповой учебной работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
Задание 10. Определите тип акцентуации у литературных персонажей
Скарлетт О’ Хара («Унесенные ветром» М. Митчелл)
Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость.
Коробочка
(«Мёртвые души» Н.В. Гоголь)
Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей.
Ноздрев
(«Мёртвые души» Н.В. Гоголь)
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость.
Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса» К. Дойль)
Пунктуален, аккуратен. Скрупулезность — качество личности, которое выражается в особой тщательности и точности до мелочей; добросовестный; склонен жестко следовать плану; в выполнении действий усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам.
Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстой)
Эмоциональность, чувственность, тревожность, болтливость, боязливость, впечатлительность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. В любви ранима.
Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстой)
Частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий, жажда деятельности, повышенная говорливость, «скачка» идей. Печальные — подавленность, замедленность реакций и мышлений
Задание 11. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните Характерологический опросник (определение основных направлений характера по К. Леонгарду) (см. Приложение № 6).
Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 108-110, 117-120, 125-128, 142-144 (Приложение 1).
Литература
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704с.
3. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / Л.П. Баданина. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.
Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
2. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — Санкт-Петербург.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
3. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. — Москва: РИМИС, 2011. — 304с.
Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.
Источник