- Рецензии на книгу « Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций » М. Лебедева
- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
- Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
Рецензии на книгу « Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций » М. Лебедева
Книга полезная, сыну 4, осилили почти все задания)
Взяли книгу дочке 2,8. Книга не на один день .Ребенок конечно еще может мало историй придумать для объяснения эмоций, но игры у зеркала оценили . Понравилась и книга полюбилась дочке.
книга не понравилась. очень примитивные задания, очень простенька и тоненькая.
Замечательный материал для работы с ребенком. Думаю, можно начинать лет с 3,5-4, когда ребенок уже обращает внимание на эмоции, умеет объяснить их и в состоянии пройти лабиринты. Задания интересные и полезны не только для ознакомления с эмоциями, но и для развития речи.
Отличная книга про эмоции. Занимались с дочерью 4.5 года. Она не сложная, задания интересные и познавательные. Помогает понять ребёнку как выглядит грустный человек или который злиться, или обижается. Дочь теперь многие эмоции может объяснить словами.
Хорошая книга для тех, кто не знает, с чего начать разговаривать с ребенком об его чувствах и эмоциях. Простые, но яркие (не столько в плане красок, сколько в передаче эмоций) иллюстрации увлекают детей. Особенно понравилась детям рыжая кошечка. Отдельное спасибо создателям за страницу с описанием мимического выражения шести основных эмоций и играми.
Источник
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Особенно трудным в жизни ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как осваивать новые знания в процессе группового обучения.
Представленные в этом сборнике программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе).
Тренинговые программы С.В. Крюковой могут быть использованы как единый комплекс, в то же время их можно применять и по отдельности.
Основная цель первой программы – “Давайте жить дружно!” — адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Вторая программа направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста “Я учусь владеть собой”, автором которой является Н.П.Слободяник, направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирования психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности.
Обе программы – призеры Всероссийских конкурсов авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимых ЦСПА “Генезис” совместно с Министерством Образования РФ.
Авторская разработка Н.П.Слободяник была также включена Московским городским психолого-медико-социальным Центром Комитета образования в методическое пособие для психологов учреждений образования г. Москвы в качестве образца профессионально-грамотной работы.
Программы представлены в виде подробных сценариев занятий, однако мы хорошо понимаем, что в каждой новой группе работа строится по-своему, поэтому не всегда возможно использовать сценарии в неизменном виде. Авторы специально подчеркивают, что их разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы, что предполагает обязательный элемент творчества в Вашей работе.
Несомненной ценностью этих программ является четкая логика их построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете без затруднений самостоятельно составить занятие на любую тему. Иллюстрации, приводимые в книге, могут быть использованы в качестве основы для создания собственного наглядного материала.
Мы надеемся, что наша книга поможет Вам в работе с детьми. Желаем Вам успехов!
С благодарностью моим учителям
Вашему вниманию предлагаются две программы, предназначенные для работы с дошкольниками в течение года. Занятия по первой программе — «Давайте жить дружно!» — проводятся в сентябре-октябре. Основная цель этих занятий — помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Вторая программа — «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» — направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой. Работу по этой программе рекомендуется начинать с ноября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению.
Программы были апробированы в разновозрастных группах детского сада, где работа с детьми ведется на основе метода Марии Монтессори — известного педагога, врача, философа, психолога, методолога. Основной принцип работы по методу Монтессори — создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.
Как только ребенок приходит в наш детский сад, он попадает в необычную обстановку. Взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимает естественные формы. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место и материалы для нее и т.д.
В каждой группе — 14-16 человек в возрасте от 4 до 6 лет, поэтому при составлении программ было особенно важно подобрать упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия (30-40 минут) сохранялся интерес и у малышей, и у детей постарше. «Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: 1) дети с проблемами; 2) хорошие (пассивные) дети, которых ставят в пример остальным; 3) дети с выдающимися качествами. Подобная классификация существует веками.
Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться какой-либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества — все исчезает, и остается просто ребенок», — так писала в своей работе «Разум ребенка» Мария Монтессори. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемые программы строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольною возраста. Опираясь на эту простую схему, Вы сможете сами составить любое развивающее занятие для детей этого возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- элементы психодрамы;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Поскольку программы предполагают работу с маленькими детьми, то ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
- мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
- чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
- Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Несколько рекомендаций ведущему, начинающему работу по программам:
- Если Вы работаете в обычном садике, где дети традиционно сидят за столами, первое занятие можно начать с введения ритуалов приветствия и прощания. Расскажите ребятам, что ваши занятия будут проходить в определенный день и всегда начинаться с включения спокойной музыки. Лучше использовать специально подобранные серии для детей, например: «Наедине с природой», «Волшебные голоса природы», «Музыка для детей». Пока звучит мелодия, предложите детям аккуратно взять свой стул и поставить его на ковер или в любое отведенное для занятий место. Сесть лучше в форме круга, чтобы все могли видеть друг друга. Расстояние между детьми должно быть такое, чтобы, сидя на своих местах, они могли взяться за руки.
- Если Вы не знаете имен детей, встречаетесь с ними впервые, попросите ребят сначала называть свои имена, а потом идти за стульями.
- Если дети не знают имен друг друга, Вы можете предложить им: «Давайте станем комментаторами.» И пока каждый ребенок идет за стулом и возвращается, сидящие на месте по очереди комментируют (проговаривают) вслух все его действия, называя этого ребенка по имени.
- Вы можете заранее обозначить кружками места детей на ковре или на полу, чтобы в результате получился большой ровный круг, и попросить детей поставить стулья там, где лежат кружочки. Если занятия проходят в отдельном помещении постоянно, то круг можно «нарисовать» на ковре с помощью цветной изоленты. Можно вырезать из коврового покрытия специальный круглый ковер, который Вы будете расстилать перед занятием. В этом случае попросите детей разместиться по краю ковра на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы не было «больших окон». И, наконец, Вы можете выложить круг на полу с помощью каната или веревки и попросить детей сесть по линии этого каната.
- Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть использованы ведущим и как материал для совместной деятельности всех участников занятия. Конечно же, это зависит прежде всего от личных и профессиональных качеств ведущего, в первую очередь от того, насколько он знаком с психологическими особенностями детей данного возраста, может ли он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и релаксации.
- Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этим программам быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. Если Вам интересно с детьми, а им — с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!
Часть 1. Работа с дошкольниками
Трвнинговая программа«Давайте жить дружно!»
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
Трвнинговая программа«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
- Занятие 1. Робость
- Занятие 2. Радость-1
- Занятие 3. Радость-2
- Занятие 4. Радость-3
- Занятие 5. Радость-4
- Занятие 6. Страх-1
- Занятие 7. Страх-2
- Занятие 8. Страх-3
- Занятие 9. Страх-4
- Занятие 10. Удивление
- Занятие 11. Самодовольство
- Занятие 12. Закрепление знаний о чувствах
- Занятие 13. Злость
- Занятие 14. Стыд, вина
- Занятие 15. Отвращение, брезгливость
- Занятие 1. Взлохмаченные человечки
- Занятие 2. «Русские горки»
Часть 2. Работа с младшими школьниками
Коррекционно-развивающая программа«Я учусь владеть собой»
- Занятие 1
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятие 7
- Занятие 8
- Занятие 9
- Занятие 10
- Занятие 11
- Занятие 12
- Занятие 13
- Занятие 14
- Занятие 15
- Занятие 16
- Занятие 17
- Занятие 18
- Занятие 19
- Занятие 20
- Занятие 21
- Занятие 22
- Занятие 23
- Занятие 24
- Занятие 25
- Занятие 26
- Занятие 27
Сведения об авторах
Введение ко 2 части
Период адаптации к школьной жизни является серьезным испытанием для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новым требованиям, к повседневным обязанностям, к новому коллективу. Ребята стремятся стать школьниками, но порядок в школе для многих слишком регламентирован и строг. Особенно тяжела школьная жизнь для тех детей, у которых доминирует игровая мотивация, для них переход к учению может быть травмирующим.
Особенность внутреннего мира младшего школьника заключается в том, что он еще мало осознает содержание своих переживаний. Ребенок шести –девяти лет не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает острыми эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.
Нужна специальная работа, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка и его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его выражать свои чувства, находить способы выхода из сложной ситуации. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности и проблемы.
В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности поведения, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсена, автора программы “На пути к совершенству”. На ее основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ. Авторская программа включена московским городским Психолого-Медико-Социальным центром комитета образования в качестве образца профессионального построения программ.
Основные задачи программы:
- успешная адаптация детей к школе
- предупреждение и снижение тревожности у детей
- снятие и порфилактика страхов
- развитие эмоциональной регуляции поведения детей.
Используются следующие основные методы:
- имитационные и ролевые игры;
- психогимнастика
- проективный рисунок
- элементы групповой дискуссии
- приемы саморегуляции.
Кроме того, используются некоторые психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.
Отработка навыков проходит в три этапа:
- получение знаний
- проба применения этих знаний
- приобретение стабильных навыков.
Эффективность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь детей. Это осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями детей, посещающих занятия.
Общие рекомендации по проведению занятий:
- Перед началом занятий полезно провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями. Такие контакты желательно поддерживать на протяжении всего курса.
- Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться.
- Продолжительность занятия не должна превышать один школьный урок.
- Занятия проводятся 1—2 раза в неделю.
- Класс делится на две подгруппы по 10—12 человек.
- Каждому ребенку нужно обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
- Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем каждой конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.
- Сюжеты историй и рассказов (тексты для обсуждения) объединяет игровой персонаж. Дети “преодолевают” возникающие проблемы и “усваивают” приемы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты можно брать из реальной жизни детей, или же моделировать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.
- Каждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приемов. Приемы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей.
Примерные темы занятий:
- Такие разные настроения (3 занятия).
- Как справиться с плохим настроением? (3 занятия).
- Как стать уверенным в себе? (3 занятия).
- Как делать выбор? (3—4 занятия).
- Как добиваться успеха? (3 занятия).
- Трудное слово “нет” (2 занятия).
- Чем мы отличаемся друг от друга (2 занятия).
- Учимся говорить себе “стоп” (2 занятия).
- Как победить свой страх (1 занятие).
Я имела возможность поделиться своим опытом работы с коллегами на постоянно действующих семинарах при Лаборатории “Дошкольное воспитание” Научно-методического Центра Юго-Восточного административного округа г. Москвы, где делала сообщение о структуре проведения игровых занятий. В ходе обсуждения возникали различные вопросы. На самые типичные из них я попытаюсь сейчас ответить.
Уж слишком гладко все получается, а реально ли применение всего, что здесь описывается, на практике?
Да, реально. Это подтверждает мой семилетний опыт работы с детьми-дошкольниками в разновозрастных группах.
Кроме того, работа по программе “Давайте жить дружно” успешно проводилась в обычных детских садах с детьми, начиная с четырехлетнего возраста.
Конечно, в процессе работы в силу возрастных особенностей детей, могут возникать различные непредвиденные ситуации, однако с ними легко можно справиться, если быть готовым к импровизации и спокойно относиться к происходящему.
Как реагировать на то, что ребенок отказывается заниматься вместе со всеми, встает, ходит во время занятия?
Как правило, на занятиях я предлагаю детям сесть на стулья, а не на ковер. Стул служит своеобразным “якорем” и помогает контролировать импульсивные движения гиперактивных детей. Они имеют возможность ерзать, сползать по стулу, хвататься руками за ножки, крутиться, переворачиваться на нем, садиться спиной к остальным, оставаясь при этом на месте.
Стараюсь не обращать особого внимания на то, что ребенок встал и “отправился побродить”. “Не мешай нам, пожалуйста, веди себя потише. А вы не обращайте на него внимания, наше занятие продолжается. ” — как правило, это все, что я говорю в таких случаях. Главное, что я для себя решила — не надо бежать и возвращать ушедшего. Он вернется сам, как только увидит, что его никто не заставляет это делать, не упрашивает, и остальные дети продолжают заниматься.
Если вы уверены в себе, вам интересно работать с детьми, а им — с вами, то пусть сначала работать будут лишь два-три ребенка, постепенно и остальные дети обязательно подключатся к вам.
А если несколько детей, глядя друг на друга, встали и пошли рассматривать комнату, игрушки, подыграйте им. Предложите всем детям: “Походите по комнате, внимательно все осмотрите, но как только услышите сигнал: звон колокольчика (хлопок в ладоши, удар в бубен), быстро возвращайтесь на свое место. Продолжаем наше занятие. ”
Все ситуации, которые могут возникнуть на ваших занятиях, предусмотреть трудно, поскольку дети ведут себя спонтанно и неожиданно, поэтому нужно быть готовым к импровизации. Следует всегда иметь в запасе несколько упражнений дополнительно к тем, которые есть в сценарии, они могут вам пригодиться. Хорошо в таких случаях использовать игры со стихами, где есть ритм, который способствует концентрации внимания и организации детей.
Расскажу один случай из моей практики.
Начало учебного года. В группе проводится первое занятие. Среди детей есть новенькая девочка. Назовем ее Лена. Она ходит в садик четвертый день, ей четыре года. У нее есть младший братик, который сидит дома. Лена любит настоять на своем, часто капризничает, ведет себя демонстративно, последнее слово обязательно должно оставаться за ней.
Л. — А я новенькая!
П. — Да, я вижу. Сейчас мы поздороваемся, и будем знакомиться.
Знакомство прошло успешно. Дети называли ее по имени, Лена рассказывала, что она любит, что ей не нравится. Пришло время заняться упражнениями.
Л. — Мне это не нравится, я устала.
П. — Посиди, отдохни. Можешь ничего не делать.
Прошло еще некоторое время.
Л. — Вы мне надоели. (Встает, подходит к двери в группу). Я сейчас уйду!
П. — Хорошо, иди. Только закрой за собой дверь, пожалуйста, чтобы мы тебе не мешали.
Л. — (берется за ручку двери) Я ухожу!
Дети продолжают выполнять задания, занятие продолжается.
П. — Можешь пойти отдохнуть. Когда отдохнешь, возвращайся к нам.
Лена ушла, закрыла за собой дверь. Через несколько минут дверь приоткрылась и в проеме появилась ее голова.
П. — Ты уже отдохнула?
Л. – Нет, — дверь закрылась.
Через некоторое время все повторяется, а мы с детьми продолжаем свое занятие. Дверь распахивается, Лена появляется на пороге и объявляет: “Я пришла!”
П. — Мы рады, заходи и закрывай за собой дверь, чтобы нам никто не помешал.
Девочка сделала все, о чем ее попросили, но дети еще не закончили выполнять полученное задание и на ее присутствие никто “должным образом” не отреагировал.
— Я отдохнула и пришла, — снова повторяет она.
П. — Хорошо, постой, подожди. Сейчас мы закончим делать это упражнение и найдем для тебя местечко в нашем кругу, и ты к нам присоединишься
“Как, я должна ждать?” — удивление читалось у нее на лице. Лена стояла рядом и смотрела, как дети играли. Когда упражнение закончилось, мы подвинулись и дали ей возможность сесть вместе с нами. Она моментально заняла освободившееся пространство. С этого момента девочка стала очень внимательной, старалась, как можно точнее делать все, что я показываю. В конце занятия она спросила: “Я хорошо поработала?” “Да, у тебя отлично получалось”, — ответила я. С этого момента у нас больше не возникало трудностей.
Бывает ли так, что дети агрессивно реагируют на действия
психолога? Что делать тогда?
Приведу еще один пример из практики работы.
Новичок, Антон 3.5 лет, первый раз пришел на занятие. Я, как обычно, пою детям песенку-приветствие про то, как я рада видеть каждого присутствующего. Когда очередь доходит до Антона, и звучит его имя, раздается голос:
А. — Не смей мне петь, я тебе не рад, ты плохая, вот придет мой папа он тебя собакой съест, Я тебя не люблю.
П. — А я тебя люблю.
— Сейчас я буду петь песенку Оле, не мешай нам, пожалуйста.
Дальше на занятии мальчик делал все вместе с ребятами, но стоило только назвать его по имени, в ответ раздавалось: “ Я тебя не люблю, ты плохая!”
Занятия в группах я провожу один раз в неделю, но с детьми мы видимся каждый день. И всякий раз, встречаясь с Антоном, мы обменивались “люблю — не люблю”, “плохая — хороший”. Такое поведение ребенка я объясняла тем, что, таким образом, он хочет привлечь мое внимание, но в глубине души сидел червячок сомнения. Может быть, я делаю что — то не так. Но все мои сомнения развеял случай.
Вечер. Иду домой и прохожу мимо участка, на котором гуляют ребята. И вдруг сзади раздается: “Ты плохая, противная! Я тебя не люблю”. “Антон, это еще что такое? Так не разговаривают с взрослыми”, — делает замечание воспитатель. “Не мешай, это я не тебе, это я Радимовне (Владимировна — мое отчество). ” Поворачиваюсь и вижу довольную рожицу, которая улыбается и хочет услышать в ответ: “А я тебя люблю!”
Через некоторое время Антон уже с удовольствие слушал песенку- приветствие, ему просто нужно было, чтобы его приняли таким, какой он есть и проявили к нему доброе отношение.
И в заключение мне хотелось бы привести пример, который дает представление о том, как воспринимают дети наши занятия.
“. Последнее упражнение на сегодня называется “Встреча”. Тот, кто встретится со мной глазами, должен мне кивнуть и поймать мой хлопок. Хлопок — это подарок, который я вам дарю до нашей следующей встречи”.
Упражнение закончено, дети собираются гулять. Андрей (6 лет) и Илья (5 лет) стоят в коридоре. Они сложили руки “лодочкой”, что-то говорят друг другу и не одеваются. Воспитатель делает детям замечание и в ответ слышит: “Нам надо “это” в карман убрать. Нам “это” Светлана Владимировна дала”. “Что убрать? Ведь у вас ничего нет?” — говорит педагог. Андрей проталкивает обе руки в карман, что-то прячет, и вместе с воспитателем подходит ко мне.
— Светлана Владимировна, дети не одеваются. Им что-то мешает.
— Что случилось, Андрюша? — спрашиваю я.
Андрей залезает в карман, вытаскивает руку, что-то достает, поворачивается ко мне, протягивает вперед сложенные ладошкой руки и говорит: “Я “его” в карман положу, я “его” домой маме понесу. ”
Кого его, скажете вы? Неужели простой хлопок? Ведь это ничто, просто пустое место. И будете правы, но прав и он, шестилетний мальчик, который принял “его” как дар, и понесет этот дар самому дорогому для себя человеку — своей маме.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”. Я свой выбор сделала. Желаю вам удачи!
Сведения об авторах
Крюкова Светлана Владимировна
Педагог-психолог Государственного образовательного учреждения №1641 г. Москвы.
В 1996 году окончила Международный образовательный и психологический колледж г. Москвы (сейчас — Московский психолого-педагогический институт) по специальности «Практическая психология», а в 1997-98 году обучалась в Тренинг-центре при ЦСПА «Генезис» по теме: «Содержание и методы работы по социально-психологической адаптации в образовательном учреждении. Технологии проведения психологических тренингов с детьми и подростками». С 1992 по 1996 год работала воспитателем дошкольного учреждения в разновозрастных Монтессори-группах, с 1996 года — практический психолог.
Проводит групповые тренинговые занятия с детьми и подростками по темам: «Я управляю стрессом», Занятия по арттерапии», а также с педагогами по темам «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками», «Я управляю гневом».
Дважды, в 1997 и 1998 гг., становилась призером Всероссийского конкурса авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимого ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ.
Автор цикла программ по развитию познавательной сферы у дошкольников.
О себе говорит, что в душе она романтик и оптимист, любит отдых на природе, любит петь под гитару у костра, имеет большую семью —150 мальчиков и девочек в возрасте от 2 до 10 лет.
Слободяник Надежда Павловна
Педагог-психолог московской школы №1129.
В 1983 году окончила Ленинградский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (сейчас — Государственный педагогический университет г. Санкт-Петербурга) по специальности «Педагогика и дошкольная психология», а в 1991 году — факультет подготовки детских практических психологов при Московском государственном педагогическом университете имени В.И. Ленина.
Работала воспитателем дошкольного учреждения, преподавателем психологии в педагогическом училище, методистом. В настоящее время занимается практической психологической работой с детьми и подростками.
Н.П. Слободяник разработала четыре авторские программы для учащихся начальной и средней школы: «Я учусь владеть собой» (для 1 класса); «Развитие познавательных интересов через игру» (для 2 класса); «Тренинги общения» (для 3 класса) и «Самопознание, самоанализ, самоопределение» (для 5-8 классов).
В 1998 году стала победителем окружного конкурса «Учитель года» и лауреатом Московского конкурса «Учитель года — 98» в номинации «Новое в столичном образовании», а также призером Всероссийского конкурса авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков, проводимого ЦСПА «Генезис» совместно с Министерством образования РФ.
Имеет двоих детей, любит музыку и путешествия, занимается разведением цветов и дизайном интерьера.
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа состоит из двух частей:
Часть 1. Работа с дошкольниками (Тренинговая программа «Давайте жить дружно», тренинговая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»)
Часть 2. Работа с младшими школьниками (Коррекционно-развивающая программа «Я учусь владеть собой.
Первая программа («Давайте жить дружно») позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» — возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.
Основная цель программы — через создание зоны ближайшего развития способствовать психологическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:
- сформировать чувство принадлежности у группе, помочь ребенку почувствовать
себя более защищенным; - развивать навыки социального поведения;
- способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
- учить ребенка выражать свое отношение у другим людям разными способами;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и состоит из 7 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут.
Вторая программа («Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь») помогает осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. С.Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональных переживаний. Первый — уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная её цель — ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Задачи программы — научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Кроме того, в ходе работы дети непосредственно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своими эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 17 занятий.
Третья программа рассчитана на младших дошкольников. Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности. В младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.
Идея игрового персонажа, который становиться центральным при проведении игры и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсона, автора программы «На пути к совершенству». На её основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ. Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:
- имитационные и ролевые игры;
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- элементы групповой дискуссии;
- техника и приемы саморегуляции;
- метод направленного воображения.
Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. Работа по этой программе ведется в течение 7 лет в школе № 1129 г. Москвы.
Источник