Верь минуте текущей
» Меж упований,забот,
Между страхов кругом и волнений
Думай про каждый ты день,
Что сияет тебе он последним;
Радость снидет тот час,которого
чаять не будешь,»
Гораций(написаны за 30 лет до нашей эры)
****
Вчерашний день-
всего лишь дивный сон.
День завтрашний-
неясное виденье.
Жить только
днем сегодняшним-теперь;
способен будешь
думать, быть,
и продвигаться к цели.
Верь минуте текущей-
Будь счастлив теперь.
Одним из самых трагических свойств человеческой натуры,
является склонность откладывать осуществление своих чаяний на будущее.
«Надо наслаждаться теми розами,которые растут,
под нашими окнами Сегодня».
Взгляните на этот день!
Ведь в нем заключена жизнь,
Самая сущность жизни.
В его коротком отрезке
Лежат все правды и сущности
нашего существования:
Ведь вчерашний день всего лишь дивный сон,
А завтрашний день
Лишь неясное видение.
.
«НЕ оплакивай,смертный,вчерашних потерь,
День сегодняшней завтрашней меркой не мерь,
Ни былой,ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей-будь счастлив теперь!»
Омар Хаям
.
Совет Иисуса Христа»Не тревожьтесь о завтрашнем дне» или совет Ослера
«Живите в отсеке сегодняшнего дня»!
Дейл Карнеги-известный американский специалист
в области ораторского искусства и
человеческих взаимоотношений.
Источник
Гораций Квинт
«Послания»
Если б ты мог пренебречь леченьем тоски и заботы,
Тотчас пошел бы туда, куда мудрость небес повела бы.
Вот что нам нужно, и мал ли, велик ли — туда устремитесь,
Если отчизне хотим мы и сами себе быть полезны.
30 Должен ты мне написать о Мунации, столько ль заботы
Ты уделяешь ему, сколько нужно, иль — сшитая плохо
Рана не может срастись и опять раскрывается? Все же,
Кровь ли горячая вас иль незнание жизни толкает,
Словно коней без узды, — в каких бы местах вы ни жили,
Братский союз расторгать вам отнюдь не пристало, и знайте:
Телка обетная к дню возвращенья обоих пасется.
Пер. Н. С. Гинцбурга
Альбий, сатир моих ты — судья беспристрастный. Не знаю,
Что мне сказать о твоих занятиях около Педа.
Пишешь ли то, что вещиц даже Кассия Пармского лучше,
Иль молчаливо среди благодатных лесов ты плетешься,
Мысли на все устремив, что добрых и мудрых достойно?
Не был ты телом без чувств никогда: красоту тебе боги
Дали, богатство тебе и умение им наслаждаться.
Больше чего ж пожелать дорогому питомцу могла бы
Мамка, коль здраво судить он, высказывать чувства умеет,
10 Если и славой богат, и друзьями, и добрым здоровьем,
Коль хорошо он живет и всегда кошелек его полон?
Меж упований, забот, между страхов кругом и волнений
Думай про каждый ты день, что сияет тебе он последним;
Радостью снидет тот час, которого чаять не будешь.
Хочешь смеяться — взгляни на меня: Эпикурова стада
Я поросенок; блестит моя шкура холеная жиром.
Пер. Н. С. Гинцбурга
Если ты гостем лежать на Архия ложах способен,
Если со скромного блюда вкушать не боишься ты зелень,
С солнца последним лучом ожидать я, Торкват, тебя стану.
Вина ты вновь будешь пить, что разлиты при консуле Тавре
Между Минтурнских болот и Петрином вблизи Синуессы.
Лучше коль есть у тебя, так пришли,
стр.51
стр.51
Размещенные на сайте произведения, публикуются их авторами и другими пользователями, на основе общедоступных электронных версиях книг, предназначенных для личного ознакомления.
Если вы заметили незаконно размещенный контент и являетесь его автором, просьба сообщить администрации проекта. В этом случае, подобное произведение, будет заблокировано.
Источник
Меж упований, забот, между страхов кругом и волнений
Думай про каждый ты день, что сияет тебе он последним;
Радостью снидет тот час, которого чаять не будешь.
Эти слова кажутся современными, не так ли? Однако они были написаны за тридцать лет до нашей эры римским поэтом Горацием [2] .
Одним из самых трагических свойств человеческой натуры, насколько мне известно, является наша склон-
Ность откладывать осуществление своих чаяний на будущее. Мы все мечтаем о каком-то волшебном саде, полном роз, который виднеется где-то за горизонтом, —вместо того, чтобы наслаждаться теми розами, которые растут под нашим окном сегодня.
Почему мы такие глупцы — такие ужасающие глупцы?
«Как странно мы проводим тот маленький отрезок времени, называемый нашей жизнью, —писал Стивен Ликок. —Ребенок говорит: „Когда я стану юношей“. Но что это означает? Юноша говорит: „Когда я стану взрослым“. И, наконец, став взрослым, он говорит: „Когда я женюсь“. Наконец, он женится, но от этого мало что меняется. Он начинает думать: „Когда я смогу уйти на пенсию“. А затем, когда он достигает пенсионного возраста, он оглядывается на пройденный им жизненный путь; как бы холодный ветер дует ему в лицо, и перед ним раскрывается жестокая правда о том, как много он упустил в жизни, как все безвозвратно ушло. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа».
Ныне покойный Эдвард С. Эванс из Детройта в свое время чуть не убил себя вечным беспокойством, прежде чем осознал, что «смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа». Выходец из бедной семьи, Эдвард Эванс начал зарабатывать себе на жизнь, продавая газеты; затем он работал клерком в бакалейном магазине. Впоследствии он получил работу помощника библиотекаря. Ему надо было содержать семь человек. Хотя его жалованье было маленьким, он боялся уйти с работы. Прошло восемь лет, прежде чем он нашел в себе мужество начать все сначала. Он открыл предприятие, в которое было вложено пятьдесят пять долларов, взятых взаймы, и получил доход в двадцать тысяч долларов в год. Затем на него обрушился убийственный удар. Он взял у своего друга вексель на крупную сумму, а друг неожиданно разорился. Вскоре последовал другой удар: банк, в котором находились все деньги Эванса, обанкротился. Он не только потерял все свое состояние до единого цента, но и остался должен шестнадцать тысяч долларов. Его нервы не выдержали этого потрясения. «Я не мог ни спать, ни есть, —рассказывал он мне. — Я заболел непонятной болезнью. Беспокойство, и только беспокойство вызвало эту болезнь. Однажды я шел по улице и упал в обморок. Я не мог больше двигаться. Я был прикован к постели и мое тело покрылось фурункулами. Фурункулы были не только снаружи, но и внутри. Даже лежа в постели, я испытывал нечеловеческую боль. С каждым днем я становился все слабее. Наконец, доктор сказал, что мне осталось жить две недели. Я был поражен, я составил завещание, а затем снова лег в постель в ожидании конца. Не было смысла ни бороться, ни беспокоиться. Я смирился, расслабился и уснул.. Неделями я спал не более двух часов подряд, но теперь, поскольку мои земные проблемы заканчивались, я заснул сном ребенка. Постепенно проходила усталость. У меня появился аппетит. Я стал прибавлять в весе.
Через несколько недель я мог ходить на костылях. Шесть недель спустя я начал работать. В прошлом я зарабатывал двадцать тысяч долларов в год, а теперь довольствовался работой, приносившей мне всего тридцать долларов в неделю. Я начал продавать тормозные колодки, которыми закреплялись колеса автомобилей при их перевозке. Наконец-то я осмыслил свой жизненный опыт. Главное для меня — избавиться от беспокойства, не сожалеть о том, что случилось в прошлом, и не испытывать страха перед будущим. Я посвятил все свое время, силы и энергию овладению новой профессией».
Эдвард С. Эванс стал стремительно продвигаться по служебной лестнице. Через несколько лет он сделался президентом компании. Его компания — «Эванс про-дакт» — была зарегистрирована в течение многих лет на Нью-Йоркской фондовой бирже. Когда Эдвард С. Эванс умер в 1945 году, он считался одним из самых прогрессивных деловых людей Соединенных Штатов. Если вы когда-нибудь будете пролетать над Гренландией, вы, возможно, приземлитесь в Эванс-Филд — в аэропорту, названном в его честь.
Суть данного рассказа заключается в следующем: Эдвард С. Эванс никогда бы не достиг столь впечатляющих успехов в жизни, если бы не осознал нелепость беспокойства в «отсеке» сегодняшнего дня.
За пятьсот лет до нашей эры греческий философ Гераклит сказал своим ученикам, что «все меняется, кроме „закона изменений“. Он сказал также: „Вы не можете войти дважды в одну и ту же реку“. Река меняется каждую секунду, то же самое происходит и с человеком, который вошел в нее. Жизнь представляет собой непрерывную, перемену. Единственной определенностью является сегодня. Зачем же портить красоту сегодняшнего дня попытками решить проблемы будущего, полного бесконечных перемен и неясности, — будущего, которое, по-видимому, никто не может предвидеть.
У древних римлян было для этого соответствующее слово. Фактически два слова: Carpe diem «Пользуйся сегодняшним днем». Или: «Лови момент». Да, ловите момент и старайтесь найти в нем удовлетворение.
Джон Рескин поставил на своем письменном столе простой камень, на котором было выгравировано одно слово: «Сегодня». Хотя на моем письменном столе не стоит камень, к моему зеркалу приклеен лист бумаги со стихами, которые сэр Уильям Ослер всегда держал на своем письменном столе. Эти стихи написаны знаменитым индийским драматургом Калидасой:
Источник
epistulae i iv
Впервые: «Гораций: Оды, Эподы, Сатиры, Послания», М., 1970, с. 330.
Послание 4. К АЛЬБИЮ ТИБУЛЛУ, известному поэту-элегику, жившему на вилле в Педе (ст. 2) близ Тибура.
Ст. 3. Кассий Пармский — поэт, погибший в гражданской войне; его сочинения нам неизвестны.
Ст. . . Эпикурова стада // Я поросенок. — Сравнение эпикурейцев со свиньями было таким же ходячим, как сравнение киников с собаками.
«Гораций: Собрание сочинений», СПб., 1993, с. 296.
Послание 4. К поэту Альбию Тибуллу, проводившему лето на своей даче около поселка Педа (Pedum), километрах в 20-ти от Рима, близ Тибура.
Ст. . Гораций применяет к себе кличку, которую применяли к эпикурейцам их противники.
Впервые: М. Гершензон, В. Иванов, «Петрарка. Автобиография. Исповедь. Сонеты», М., 1915, с. 202. Фрагмент; ст. 13.
Впервые: «Квинта Горация Флакка десять писем первой книги», СПб., 1744.
Письмо IV. К Албию Тибуллу. Письмо сие писано к Албию Тибуллу стихотворцу, котораго большая часть сочинений до нас дошла. Сочинении полныя сладости, от большей части любовныя, и в том роде почти неподражательныя. Стихотворец тот промотав свое имение, и видя себя многими долгами обремененна, удалился из Рима в свой загородной дом, где напоминовение потерянных богатств и страх лишения оставшихся малых доходов погружали его в жестокую печаль и безпокойство. Гораций ведая его в таком состоянии, пишет к нему сие письмо, ища его утешить, и для того искусно ему внушает: что его худое состояние в Риме не известно; что удаление его приписуют прилежанию его к наукам; что еще довольно богатств имеет, чтоб жить щастливо, и кончает шутками о себе и о секте Эпикурской.
Стих 1. Стихов моих судья. Гораций называет речьми Sermones свои письма и свои сатиры. Тибулл был великаго искусства и остроты не только в сочинении своих, но и в разсуждении творения других стихотворцов.
Стих 2. В Педанском уезде. Земля Педанская в провинции Латинской был уезд города Ледима, который чают лежал меж Пренестом и Тибуром. Тит Ливий об нем упоминает.
Стих 3 и 4. Пармскаго ли Кассия пишучи. Насмехается Гораций Парсмкому Кассию, который хвастал скоропоспешно писать, и издавать многия книги. По словам древняго толкователя Горациевых стихов, Кассий Пармский был военной Трибун или Полковник в войске Кассия и Брута. По побеждении сих убежал в Афины, где посланные от Августа смерти его предали.
Стих 4. Преодолеть числом книг. Сочинении Кассиевы Гораций называет сочиненийцами, Cassii opuscula, понеже он от большей части писал элегии и эпиграммы, хотя и некои трагедии сочинял.
Стих тотже и 5. Иль в лесу гуляешь спасительном молчалив. Или молчалив, как человек, который с прилежанием размышляет, ища истину, прилежит к Академической философии, изследуя книги Платоновы и других Академических философов. так Дасиер толкует сей стих, примечая что Гораций в другом месте употребляет лес Академов вместо философии Академской. Atque inter silvas Academi quaerere verum (письмо 2 книги 2). И искать истину в лесу Академском. Я охотнее тех мнению последую, которые чают, что Гораций Тибулла просто спрашивает, гуляешь ли в лесу молчалив, разсуждая, что честному и доброму человеку прилично, что должности его противно.
Стих 6. Одаренно тело умом ты имел. В Латинском стоит: Не был ты тело без перси? Non tu corpus eras sine pectore. Древние употребляли слово pectus перси, грудь, вместо ума, мудрости, благоразсудности, понеже Стоики сердце почитали источником всех добродетелей и всех действований души. Речь имел eras употреблена вместо имеешь es. Инако Гораций бы был гораздо невежлив обличая приятеля потерянным добром. Но с другой стороны согласить трудно, как он может говорить Тибуллу в нынешнем худом его состоянии, что боги его одарили красотою, умом, богатством и искусством наслаждаться оными. Для отнятия того затруднения довольно упомянуть то, что в начале сих примечаний показано, а имянно, что Гораций поставляет, что нещастие Тибуллово никому в Риме неизвестно.
Стих 7 и 8. Красу тебе боги, богатство дали тебе. Тибулл и лицем и станом был один из красавцов Римских. Богатство его были безчисленныя, как он сам свидетельствует в 3 элегии 3 книги.
Стих 9. Более что может питомцу и проч. От сего стиха по 14 Гораций ищет показать Тибуллу, что со всем приключившимся ему нещастием, естьли он довольствоваться хочет умеренным имением, может щастливо прожить. Понеже остатки его богатств и состояние его таково, что исполняет желании бабки или кормилицы. Известна сих к своим питомцам любовь, и сколь на всяк час о благополучии оных радеют; однакож, говорит Гораций, ничего более желать не могут, разве чтоб дитя было умное; чтоб мог сладостно говорить; чтоб было здорово, сильно, славно; чтоб имело столь ни лишной ни убогой, чтоб всегда ему в кармане деньга не оскудевала; и то самое Тибулл имея следует, что доволен своим состоянием быть должен.
Стих 10 и 11. Чтоб он разсуден мог изображать в речах мысль свою приятно. Чтоб сиречь иметь здравое разсуждение и уметь говорить сладостно. Sapere et fari quae sentiat. Сей стих относится к 7, где показано, что Тибулл имел тело одаренно умом.
Стих 12. Сила. Gratia, сиречь та сила, которую или собою, или чрез друзей в людях имеем. Обыкновенно чужестранным словом кредит называем.
Стих тотже. Честь. Fama, слава, доброе имя.
Стих 14, 15, 16 и 17. Между попечением скучным, и надеждой и проч. Гораций выше сего изъяснив Тибуллу, что состояние его не таково, чтоб не мог щастливо прожить, еще настоит разсуждая, что есть другой способ в нещастии быть довольным, сиречь помышляя, Что всякий день нам последний. Таким образом суеты и попечении умаляются. Мало дум остается, когда живем из дня в день; и столь приятнее нам бывает надбавленный к живому нежданный час. Между попечением скучным, и надеждой, меж страхом и яростию. В таких страстях непрестанно волнуется ум человека, который промотав великое богатство, ждет, что заимодавцы и остатки пропитания отъимут. Найдет, надъидет, наступит. Мера стиха понудила букву и сократить. Час. Греки и Латины употребляют час вместо времени.
Стих 20. Эпикурска стада. Эпикурской Философической секты.
2012 г. «Кв. Гораций Флакк: Оды, Послания», Toronto, 2017, с. 63.
Альбию Тибуллу. Тибуллу, известному поэту-элегику эпохи Августа, адресована также ода Од. I XXXIII. Гораций пишет Тибуллу в его поместье в Педе. Порфирион замечает, что в его время (сер. II в.) поместья уже не существовало, а на его предположительном месте находится поселение, в наши дни известное как Дзагароло (в регионе Лацио Италии).
Предполагается, что Послание написано Горацием Тибуллу в утешение и в упрек его меланхолии по поводу растраты поместья — это усматривалось в ст. (хотя эти строки представляются больше обычным замечанием-рассуждением на «общие темы жизни»). Поместье Тибулл унаследовал от отца; очевидно, затем часть владений была конфискована при разделе земель в пользу ветеранов Августа. Тибулл, называя в элегии I I поместье «бедным полем», очевидно, сравнивает каким оно было в «лучшие времена» и каким досталось ему.
Образ Тибулла у Горация подтверждается одной из старых биографий, где Тибулл представлен как «римский всадник замечательный жизнью и внешностью, недюжинный телом». Тибулл жил главным образом у себя в поместье, проводя время в «домашних учениях» (что в Послании подтверждается в ст. ). В 31 до н.э. сразу после битвы при Акции, Тибулл отправился в Галлию и находился там около года, сопровождая Мессалу Корвина. В объем этого года, насколько известно, уложилась собственно вся общественная деятельность Тибулла .
Тибулл был младше Горация на 11 или 15 лет. Гораций, в числе прочих благ, приписывает Тибуллу хорошее здоровье; однако тот умер в молодом возрасте (31 или 35 лет), в один год с Вергилием (19 до н.э.). Овидий упоминает, что Тибулла заметили когда Август уже был принцепсом (т.е. после 31 до н.э.); отсюда Послание помещается между этими двумя датами — 31 и 19 до н.э. По ст. 7 можно предположить, что поместье было урезано после того как Послание было написано. Конфискация земель не заняла много времени, поэтому Послание, очевидно, можно датировать второй половиной 20-х до н.э. ○ Овидий, «Скорбные элегии» II :
. Его читают и ценят;
стал знаменитым Тибулл, принцепс, уже при тебе.
Также и вы — сторожа когда-то счастливого, ныне
бедного поля, — свои, лары, примите дары.
1. Бесед. Необязательно, что под словом sermones (беседы) подразумеваются собственно «Сатиры». Sermones могли относиться равным образом и к «Сатирам», и к «Посланиям», неважно под каким конкретным названием сборники были опубликованы — Sermones или Epistulae. «Сатиры» к этому времени были опубликованы, некоторые «Послания» — написаны и показаны близким друзьям.
1. Судья безупречный. Очевидно, в то время как многие недооценивали (и, возможно, чернили) работы Горация, Тибулл отзывался о них доброжелательно и ценил по достоинству.
3. Парменского Кассия. Парме́нский (Па́рмский), Ка́ссий Г. (Parmensis, Cassius C.; ум. 31/30 до н.э.). Римский государственный деятель и военачальник; литератор. Кассий Парменский — один из убийц Цезаря, позже военный трибун в армии Брута и Кассия (как сам Гораций, который, возможно, таким образом знал его лично). Попытав успеха у С. Помпея, Кассий присоединился к М. Антонию, на чьей стороне принял участие в битве у Акция. Затем вернулся в Афины, где по приказанию Августа был схвачен и казнен. Республиканец Гораций, предлагая Тибуллу в качестве образца работы Кассия, возможно, таким образом превозносит своего бывшего соратника, погибшего по велению принцепса. Порфирион и Акрон, однако, сообщают, что Кассий Парменский был тот Кассий Этрусский, которого Гораций упоминает в Сат. I X (Акрон подчеркивает, что Парма — этрусский город). Об этом Кассии Этрусском известно только то, что он был плодовитым графоманом, гордился обилием своих сочинений, отмечал не их качество, а количество. Тибулл был хорошим поэтом, и мог оценить шутку Горация, который предлагает ему работы Кассия в качестве образца. В таком случае фрагмент Послания, очевидно, отсылает к какой-то беседе оставшейся за контекстом. Порфирион и Акрон также сообщают, что Кассий Парменский может быть подлинным автором известной и признанной трагедии «Тиест», автором которой считается Л. Варий (друг Горация, которого тот упоминает в восьми текстах), в каком случае мог считаться образцовым автором. ○ Гораций, Сат. I X :
. Что ж, говорят, ведь писал же так Кассий Этрусский —
словно река он стихами кипел, и по смерти сожжен был
с кипой стихов — их одних на костер погребальный достало.
8. Ср. у Персия и Ювенала молитвы кормилиц о благе своих питомцев. ○ Персий, II :
Пусть пожелают в зятья себе царь и царица младенца,
девушки жаждут, и где б ни ступил он — вырастет роза.
Видя Венеры алтарь, озабоченно матери молят
о красоте своих чад; о сынах они шепчут, о дочках
громче гласят, доходя до смешного в обетах.
. Одна из максим эпикуреизма — воспринимай каждый день будто он последний. Тогда: 1) пустая, на первый взгляд «значимая» ежедневная суета отойдет и перестанет потреблять силы и время; 2) каждый следующий день будет восприниматься как (новый) дар, и будет еще благостнее сегодняшнего. Если Альбий наверняка будет знать, что завтра умрет, его мысли приобретут совершенно отличное от привычного направление; в числе прочего, в голове не останется места грусти и меланхолии по поводу, например, утраченного имущества.
15. Эпикурова. Эпику́р ( Επίκουρος ; 342/341 до н.э. — 271/270 до н.э.). Греческий философ. Основатель школы эпикуреизма.
. После предыдущих стихов таким образом подчеркивается, что этот эпикурейский принцип — залог собственного здоровья Горация, душевного и телесного. Эпикурейцев называли «поросятами» так же, как киников «собаками»; автор шутит каким достойным «поросенком» он стал следуя принципам Эпикура. Фрагмент, очевидно, отсылает к беседе оставшейся за контекстом Послания.
16. Поросенок, жирком. Согласуется с замечанием о внешнем виде Горация у Светония. ○ Светоний, Жизнь Горация:
Внешностью он был невысок и упитан, каким описан и в собственных своих «Сатирах», и в таком письме от Августа: «Принес мне Онисий твою книжку, которая словно сама извиняется, что так мала, но принимаю с радостью. Боишься, кажется мне, как бы твои книжки не оказались больше тебя самого. Но если роста тебе не достает, то утробы достанет. Так что тебе можно писать бы и по секстарию, чтобы свитки у тебя были такие же кругленькие, как и брюшко. »
(Секстарию. Мера жидкостей и сыпучих тел; 0,547 л.)
Впервые: Фет А. А., «К. Гораций Флакк», М., 1883.
Послание IV. К Альбию Тибуллу. Послание это следует отнести к 725 г. о. О. Р., когда молодому другу Горация Альбию Тибуллу было 25 лет от роду, а Горацию 36 лет. Вызвана она очевидно симпатическим отзывом Тибулла о сатирах нашего поэта. Это не более как любезное приветствие и пожелание всего хорошего, с ироническим отзывом о собственной дородности.
Ст. 2. Небольшой городок в Лациуме на восток от Рима, где у Тибулла была вилла.
Ст. 3. Кассий Пармский, не Кассий Этруск, о котором говорится I кн. сатир. 10, 61, а один из убийц Цезаря, сражавшийся при Акциуме за Антония и убитый в том же году по приказанию Октавиана. По уменьшительному стишки видно, что Кассий писал мелкие стихотворения.
Ст. 5. Гораций в виду ума Тибулла уверен в серьезности его размышлений.
Ст. 8. Русское уменьшительное кормилка, как обычно говорят взрослому питомцу, точное лат. nutricula.
Ст. 16. Оттенок плотских наслаждений придан учению Эпикура позднейшими его последователями.
Источник