Подготовка с сжатому изложению
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.
Методическая разработка урока.
Подготовила Сдвижкова С.М.,
учитель русского языка и литературы
совершенствование учащимися умения использовать приемы сжатия текста при написании экзаменационной работы;
подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (ГИА-11)
закрепление знаний о способах сжатия текста;
совершенствование умения использовать приемы содержательной компрессии текста (выделять главную информацию в тексте, свертывать информацию);
совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка,
нужные для краткой и связной передачи информации;
развитие внимания, памяти, логического мышления;
воспитание любви и уважительного отношения к русскому языку.
Тип урока — урок закрепления изученного материала.
Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы работы: коллективная работа , индивидуальная.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.
II.Тема урока (1 слайд, см. приложение 1).
III.Определение целей и задач урока (2 слайд).
IV. Повторение изученного на предыдущих уроках материала.
— Какова информационная схема текста? После ответа появляется слайд 3.
-Что такое сжатое изложение?( слайд 4)
-Вспомним способы сокращения текста. Какие вы знаете? (слайд 5)
V.Написание сжатого изложения.
У каждого ученика есть текст А.Грецкова . Начинаем работу по сокращению исходного текста.
Вспомним алгоритм работы (слайд 6).
Учащиеся устно определяют стиль , тип речи, тему текста, количество абзацев, микротем(слад 7).
Микротемы записываем (слайд 8).
Выделяем(подчёркиваем) опорные слова в первом абзаце (микротексте)(слайд 9).
Затем записываем вариант сокращённого текста 1-го абзаца(слайд 10), определяя содержательные и языковые способы сокращения текста (слайд 11). (Коллективная работа.)
Такую же работу проделывают ученики самостоятельно с остальными абзацами. Особое внимание надо уделить з-му абзацу, так как он довольно сложен для сокращения, возможно, что потребуется помощь учителя. Слайды 12-20 появляются после того, как учащиеся запишут свой варианта в тетрадь.
Каждый ученик записывает получившийся текст, редактирует его, особое внимание необходимо уделять связи предложений в тексте. Когда собраны тетради, учащиеся могут познакомиться с вариантом, предложенным на сладе 21.
VII. Домашнее задание(приложение 2).
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.
Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений:
умение отбирать в исходном тексте основное;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно и логично излагать свои мысли;
умение точно использовать языковые средства обобщённой
Информационная схема текста.
(ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР В ТЕКСТЕ)
(О ЧЁМ ИЛИ О КОМ ДАННЫЙ ТЕКСТ)
(ЧТО ХОЧЕТ СКАЗАТЬ АВТОР ДАННЫМ ТЕКСТОМ)
Сжатое изложение текста — изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.
Способы сокращения текста.
1)разделение информации на главную и второстепенную (приём исключения);
2)свёртывание информации за счёт обобщения (приём обобщения).
1)слияние нескольких предложений в одно;
3)исключение уточняющих или
4)исключение одного или несколько
5)исключение фрагментов предложения;
6)исключение отдельных предложений;
7)замена однородных членов обобщающим наименованием;
8)замена фрагмента предложения
9)замена предложения или его части
10)замена СПП простым.
Определить микротемы исходного текста.
Записать (выделить) опорные слова в каждом абзаце (микротексте).
Осознанно исключить из текста всё несущественное, используя основные приёмы сжатия текста.
Записать полученные предложения.
1.Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2.Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3.Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4.Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.
5.Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 6.У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 7.Например, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 8.Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 9.Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
10.Представьте, например, такую ситуацию. 11.Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего. 12.Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 13.Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок. 14.Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше.
15.Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 16По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. 17.В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(251 слов)
Информация о тексте изложения.
1)Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами, от оценки нашего поведения.
2)Положительные функции отрицательных эмоций не могут появиться без наших усилий.
3)Преодолев себя и отдав другу то , что нам нравится, мы обрадуем друга и повысим свою самооценку.
4)Радость — это внутренняя награда.
1) Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными.4) Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.(68)
Вариант сокращения 1-го абзаца.
Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе, то возникают неприятные переживания, а если совершаем что-то хорошее, возникает радость.(32)
Работа с текстом.
Исключили отдельные фрагменты предложения №1(приём исключения).
Образовали сложное предложение путём слияния предложений №2-4( приём обобщения).
1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2)У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции.3) Например, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4)Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 5)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(49)
Вариант сокращения 2-го абзаца.
Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(33)
Работа с текстом.
Образовали сложные предложения путём слияния двух смежных №1-2 и №3-4(приём обобщения).
1) Представьте, например, такую ситуацию.2) Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего.3) Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 4)Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок.5) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше. (95 )
Вариант сокращения з-го абзаца.
Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу. При этом вы тоже начинаете испытывать радость, повышается ваша самооценка.(22 слова)
Работа с текстом.
Использовали приёмы исключения (исключили предложения , содержащие второстепенную информацию) и приёмы обобщения (свернули исходную информацию, переформулировав содержание текста своими словами).
1)Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 2)По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью.3)В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(39 слов)
Вариант сокращения 4-го абзаца.
Радость — своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (19 слов)
Работа с текстом.
Использовали приём исключения (исключили фрагменты предложений и предложение №2, содержащее второстепенную информацию)
Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе , то возникают неприятные переживания, а если совершаем что-то хорошее , возникает радость.
Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.
Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу . При этом мы тоже начинаете испытывать радость, повышается наша самооценка.
Радость — своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(1о6слов)
1.Замените книжное слово ибо нейтральным синонимом.
2.Выпишите слова с непроизносимой согласной в корне .
3.Выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
4. Выпишите прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -енн-.
5.Выпишите № предложения (-ий) с обособленным обстоятельством.
6. Выпишите № предложения (-ий) с вводным словом.
7.Выпишите № предложения (-ий) с придаточным времени .
8.Замените словосочетание внешнее поощрение синонимичным словосочетанием со связью управление .
9.Выпишите грамматическую основу предложения № 10.
10.Приведите пример предложения с обособленным приложением.
11.Выпишите из текста составные именные сказуемые .
12.Укажите № предложения (-ий) , одна часть которого — односоставное предложение.
13.Укажите количество грамматических основ в предложении №14.
14.Укажите номер предложения с последовательным подчинением придаточных.
Источник
Сжатое изложение «Психологи утверждают. «
Урок-консультация. Цель: научить сокращать текст различными способами
Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение «Психологи утверждают. «»
Текст «По мнению психологов,…»
По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
(Из периодической печати)
1)По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, в как воспринимаем свое поведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.
Первое предложение сжато за счёт исключения второстепенной (несущественной) информации : изъята вводная конструкция «по мнению психологов», уточняющее наречие «преимущественно». Кроме того, при сжатии первого предложения применён приём упрощения : сложное предложение заменено простым.
Во втором предложении изменена мысль автора своими словами, то есть использован приём обобщения.
В третьем предложении заменили придаточное предложение деепричастным оборотом, то есть применён приём упрощения . Кроме того, использован приём исключения: а) изъят фрагмент пояснительного характера: «во вред себе (а именно чему?), своей лшчности»; б) из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного <«то «ан икают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными»)оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.
При передаче основного содержания четвертого предложения применён приём упрощения (придаточное заменено синонимичным причастным оборотом).
1) Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.
При сжатии этого фрагмента текста активно использовался приём исключения из текста второстепенной информации.
Первые два предложения исходного текста близки по смыслу, выраженному в них, поэтому при сжатии оставлено только второе.
Третье предложение подверглось компрессии за счёт исключения несущественной информации: изъято вводное слово «например»; из двух однородных подлежащих оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.
В четвёртом предложении исключено то, без чего содержание абзаца остаётся понятным и цельным: изъят второй из синонимов в ряду однородных членов.
1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2) У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 3) Например, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4) Печаль — это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.
1)У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 2) Страх — сигнал проявить осторожность. 3) Печаль — способ привыкнуть к утратам.
У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции .
1)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2)Представьте, например, такую ситуацию. 3)Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего . 4)Когда после долгих поисков приходите домой , вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5)Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. 6)Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.
Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
Первое предложение сжато за счет изъятия союза «однако».
Второе предложение исходного текста исключено, так как не несёт в себе важной информации.
При сжатии третьего предложения исходного текста использован приём упрощения – замена части предложения («но так и не находите ничего подходящего») синонимичным словом «долго».
В четвёртом предложении произведена замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а описательный фрагмент («только что вышедший» ) синонимичным словом («новый»), то есть снова был использован приём упрощения.
При сжатии пятого и шестого предложений исходного текста мысль автора была написана своими словами, следовательно, применялся такой приём обобщения.
1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3) Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4) Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5) Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.
Источник