- КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР — Раздел «Радость познания»
- Проверочная работа по теме «Радость познания» презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- СВЕТ ЗНАНИЯ — Раздел «Радость познания»
КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР — Раздел «Радость познания»
Задачи урока: дать понятие о методах исследования окружающего мира (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование), об этапах исследования, измерительных приборах, инструментах, о лабораторном оборудовании; воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать методы исследования, знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира.
Основные термины: способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.
Оборудование: лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка, атлас-определитель «От земли до неба»; магнитофон с записью припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Данный урок является основополагающим в развитии исследовательских навыков третьеклассников, которые служат одной из основ системно-деятельностного подхода к изучению окружающего мира, принятого во всех учебниках линии УМК «Перспектива». При построении этого урока следует учитывать, что в 1—2 классах дети учились проводить несложные опыты. Основное отличие опытно-экспериментальной работы детей в 3 классе заключается в формировании у них умения оформлять цели, план и результаты своих исследований. Материал урока весьма объёмен, поэтому мы предлагаем сделать его сдвоенным. Если по какой-либо причине это невозможно, то в начале второго урока следует повторить с детьми материал предыдущего урока.
В начале урока звучит запись припева песни «Как прекрасен этот мир». Затем повторяется материал предыдущего урока по вопросам на с. 7.
Изучение нового материала начинаем с постановки учебной задачи. Для этого можно использовать проблемные вопросы: «Кто из вас помнит, ломали ли вы в детстве игрушки? Это было нечаянно или с какой-нибудь целью? С какой целью маленький ребёнок может ломать игрушки?» Обобщая ответы детей, учитель сообщает, что изучать окружающий его мир человек начинает с самого рождения. Сначала ребёнок наблюдает, а затем начинает экспериментировать с окружающими его предметами. Часто он разбирает или разбивает игрушки, чтобы понять, как они устроены. И только приходя в школу, маленький человек начинает познавать мир целенаправленно, на основе научных способов познания, и цель сегодняшнего урока — изучить, какими способами человек изучает окружающий его мир, какими инструментами, приборами и оборудованием он при этом пользуется.
Изучение материала учебника (с. 8—9) можно проводить либо в форме слова учителя, либо в ходе чтения детьми данного материала. Важно, чтобы учитель обязательно опирался на предшествующий опыт детей, задавая детям после изучения того или иного метода познания вопрос из рубрики «Вспомним» на с. 8, а при изучении метода наблюдения использовал разбор условных обозначений при наблюдении за природными явлениями на с. 8—9.
В связи с объёмностью и новизной теоретического материала данной темы изучение её целесообразно построить с соблюдением пошаговости.
I шаг — изучение метода наблюдения. Вначале повторяется материал, изученный в 1—2 классах (вопрос 1 рубрики «Вспомним» на с. 8 учебника). Затем читается второй абзац теоретического материала на с. 8 и сообщение о Жане-Анри Фабре на «Страничках Умного Совёнка», повторяются значки метеорологических наблюдений на с. 8—9. Затем вместе с детьми изучается инструкция к практической работе «Наблюдение» (в рабочей тетради) и выясняется, чем отличаются научные наблюдения от тех, которыми дети занимались раньше. В связи с тем что наблюдения за поведением животных занимают значительное время и в большинстве классов школ нет аквариумов, само наблюдение целесообразно проводить дома, а в классе нужно только заполнить 1—2-й пункты инструкции.
II шаг — изучение метода опытной работы (практическая работа). Вначале зачитывается материал о том, какие опыты дети проводили в 1—2 классах. Затем учитель раздаёт магниты (из кабинета физики), бруски железа и задаёт вопрос о том, что наблюдают дети. Затем оформляются графы записи проведения и результатов опыта в рабочей тетради. При этом формулировки целей, плана и результатов опыта лучше вырабатывать коллективно, так как с подобной работой дети ещё не сталкивались. Наилучшими вариантами записи будут следующие: цель опыта — изучить влияние магнита на железные предметы; план проведения опыта: 1) приложить железный предмет к магниту; 2) перевернуть магнитом вверх; 3) отсоединить металл от магнита; результаты опыта: железные предметы не отпадают от магнита, а отсоединяются от него с усилием. Вывод: магнит притягивает железо. Затем дети формулируют вопросы и заполняют графы оценки своих успехов.
В заключение следует задать вопрос о том, чем отличается опыт от наблюдения (вопрос 2 рубрики «Проверим себя»). При затруднениях детей при ответе можно дать задание перечитать первые четыре абзаца теоретического материала учебника.
III шаг — изучение метода определения природных объектов. Вначале задаётся вопрос на повторение (вопрос 2 рубрики «Вспомним»), затем зачитывается соответствующий абзац теоретического материала. Для закрепления можно использовать работу с демонстрационными карточками тех растений и животных, названия которых неизвестны детям, хотя в природе они могли их встречать, например: смолка обыкновенная или нивяник (с. 48—49 атласа-определителя «От земли до неба»), сойка (с. 174). Учитель показывает карточку, дети находят соответствующую иллюстрацию в атласе-определителе и зачитывают комментарий к иллюстрации.
IV шаг — изучение измерительных инструментов и приборов. Вначале следует напомнить детям, какими измерительными инструментами они пользовались в 1—2 классах (вопросы 3 и 4 рубрики «Вспомним»). Затем в ходе беседы по материалу (с. 10—11 учебника) нужно показать детям те приборы, с которыми они не сталкивались или редко сталкивались в повседневной жизни (лабораторные весы, секундомер, рулетка, микроскоп, бинокль, лупа). Показ этого оборудования целесообразно проводить в сопоставлении с иллюстрацией учебника (с. 10). Закрепляется этот материал при выполнении задания 4. Следует учесть, что с понятием «масса» дети не сталкивались, в быту принято понятие «вес». Это следует разъяснить детям, не вдаваясь в подробности в научном различии этих понятий.
V шаг — изучение метода измерения (практическая работа). Вначале повторяется материал 1—2 классов по вопросам 3—4 рубрики «Вспомним». Затем учитель раздаёт лабораторные весы, наборы гирек и предметы для взвешивания на каждую группу. Дети рассматривают гирьки, записывают в рабочие тетради их массы (п. 2 практической работы). Затем учитель показывает, как пользоваться лабораторными весами, и дети проводят взвешивание трёх предметов, записывая результаты в табличку рабочей тетради (п. 3 практической работы). После этого учитель показывает, как пользоваться лабораторными весами, и дети проводят взвешивание трёх предметов, записывая результаты в табличку рабочей тетради (п. 3 практической работы). Далее дети сопоставляют результаты измерений, получившиеся у каждой группы, коллективно составляют определение того, каким прибором являются весы. При этом надо добиваться, чтобы в итоге обсуждения получилась формулировка: «Весы — прибор для измерения массы» (а не «прибор для взвешивания»). В конце работы дети придумывают вопросы и заполняют графы для определения своих успехов.
Практическая работа по измерению длины проводится в той же последовательности. Если в школе достаточного количества рулеток нет, то учитель сам демонстрирует детям, как измеряется длина достаточно больших поверхностей с помощью рулетки (например, длина классной доски), а все остальные измерения дети проводят с помощью линейки.
VI шаг — чтение и обсуждение рассказа «Изучили» из книги «Великан на поляне» (с. 75). Этот этап урока чрезвычайно важен, так как в рассказе поставлена проблема нравственности и ответственности исследователя.
Итоги уроков подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и чтением вывода на с. 11.
Физкультминутки проводятся под музыку визитной карточки после выполнения заданий каждого шага.
Домашнее задание: теоретический материал (с. 8—11 учебника), практическая работа по наблюдению за поведением животных, задание 1 рабочей тетради.
Рекомендации по работе в семье: родителям нужно посоветовать вникнуть в особенности исследовательской работы, изучить алгоритм её выполнения по заданиям рабочей тетради и помочь детям выполнить задания 1—2 рабочей тетради.
Источник
Проверочная работа по теме «Радость познания»
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk_perspektiva_okruzhayushchiy_mir_radost_poznaniya.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окружающий мир УМК «Перспектива» . 3 класс Раздел : «Радость познания» Тест
Вопрос № 1 К способам исследования относится: моделирование беседа увеличительный прибор природа A B C D
Вопрос № 2 Найди увеличительный прибор: линейка термометр микроскоп молоток A B C D
Вопрос № 3 Книга, где представлен обзор знаний. словарь энциклопедия мифы путеводитель A B C D
Вопрос № 4 Где можно получить сведения о космических объектах A B C D В планетарии В краеведческом музее В океанариуме В путешествии
Вопрос № 5 Сколько материков существует на Земле? 5 6 7 8 A B C D
Вопрос № 6 Перечислите все материки: Части света:
Вопрос № 7 Что такое карта?
Вопрос № 8 Каким цветом на карте обозначены горы? A B C D Жёлтым Зелёным Белым Коричневым
Вопрос № 9 Подпиши условные знаки плана
Вопрос № 10 Что здесь лишнее. Почему? A B C D трамвай теплоход автомобиль троллейбус
Вопрос № 11 Приведи примеры средств передвижения Сухопутный: Водный: Воздушный:
Вопрос № 12 Что не относится к средствам информации? A B C D телефон телевидение радио журнал
Вопрос № 13 Что не относится к средствам связи? телефон телеграф почта газета A B C D
Источники ПлешаковА.А ., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс, часть 1, «Просвещение», М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа состоит из 10 вопросов по теме «Полезные ископаемые». К каждому вопросу предлагается три варианта ответа.
Тестовые задания по теме «Радость познания».
Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на други.
Комплексная проверочная работа за 3 четверть. 3 класс.
ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вари.
ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, .
Источник
СВЕТ ЗНАНИЯ — Раздел «Радость познания»
Задачи урока: дать представление о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека; показать сферы познания, которыми являются природа и культура; выявить особенности познания (беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы); привести к выводу о том, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения.
Планируемые результаты: знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков (базовый вариант: на основе материала 2 класса); самостоятельно формулировать вопросы о том, что именно дети хотели бы узнать о природе или жизни общества и с какой целью.
Оборудование: куклы мальчик и девочка в национальных костюмах; волшебный клубочек.
В начале урока учитель проходит между партами, пронося в руках волшебный клубочек, даёт возможность детям дотронуться до него и обращается к классу со словами: «Вот мы снова отправляемся в путешествие вслед за волшебным клубочком. От нас с вами зависит, на чём мы с вами остановим взгляд: на хорошем или плохом, каким будет путешествие: скучным или увлекательным, с кем встретимся в пути, что сохраним в уме и сердце. С собой мы возьмём и наших бессменных спутников, они тоже повзрослели за лето, но всё так же нуждаются в ваших объяснениях и помощи».
Учитель достаёт кукол-помощников. Кукла-девочка говорит: «Я очень хочу отправиться в путешествие, но в дороге может произойти что-то неожиданное, поэтому лучше останусь я в ящике стола. Тут сухо и тепло. » Кукла-мальчик говорит: «Трусиха!» Учитель вмешивается в их разговор: «Осторожно, неприятность уже произошла — вы поссорились. Оказывается, и сидя дома не избежишь неожиданностей». Обращается к детям: «Ребята, вы согласны? (Поощряет детей к выражению мнений.) А сейчас послушайте древнюю историю о мастере Дедале и его сыне Икаре. Слушайте внимательно, а потом скажите, был ли напрасным поступок Икара». Учитель кратко пересказывает миф. Узнаёт мнение детей: «Какая давняя мечта людей отразилась в древнегреческом мифе? Смогли ли люди её осуществить? Посмотрите на рисунки на с. 4 и 5 учебника. На какой из фотографий видно, что мечта человечества о полёте осуществилась? Скажите, для чего люди поднялись над землёй. Чтобы покрасоваться в небе, погордиться собой, похвастаться? (Познать свои силы и лучше узнать окружающий мир.) Значит, людьми в познании мира движет. (Учитель даёт детям возможность завершить предложение, подводя к словам, близким по значению словам любопытство, любознательность.) Ребята, какое слово прячется внутри слов любопытство, любознательность? (Любовь.) Значит, главное, что ведёт человека к познанию мира, — это любовь к миру, к исследованию мира. Любопытство — любовь к испытанию (познанию). Где живёт в человеке стремление к познанию и сами знания? Каждый покажите на самом себе. (Дети поглаживают головы.) А где дом любви? Покажите-ка, где обитает любовь у каждого из вас. (Дети кладут руки на грудную клетку в области сердца.) Теперь вы сможете объяснить название главы в учебнике».
Учитель предлагает одному из учеников прочитать пословицу «Голова всему начало, сердце всему закон». Обсуждает с детьми, как они понимают эту пословицу. Затем дети рассматривают фотографии в учебнике и рассказывают, что познаёт и использует человек. Учитель спрашивает: «Какие вопросы в познании природы или жизни людей вас интересуют? Какие открытия обогащают внутренний мир человека? Почему на пути познания поучительны даже неудачи? Как научные открытия и изобретения меняют привычки и образ жизни современных людей? Как можно уменьшить усталость от трудной работы?»
Учитель: «Много вопросов? Устали? Давайте ответим на последний: «Кто на свете задаёт больше всего вопросов?» (Дети.) Конечно, ведь каждый ребёнок познаёт мир. Дети — самые любопытные создания на свете. А ещё наравне с детьми главные «задавальщики вопросов» — учёные. Каждое открытие начинается с вопроса. Вспомните, какие слова помогают нам задавать вопросы. Если мы захотим спросить о месте какого-то события, какое слово будет первым в нашем вопросе? (Где?) А если захочется узнать время события? (Когда?) Какие ещё вы знаете вопросительные слова? Сейчас подумайте и запишите в тетради вопросы о том, о чём хотелось бы узнать на уроках в школе. Так вы создадите сокровищницу вопросов. В течение года я с помощью других ребят, книг, опытов постараюсь ответить на них». Дети выполняют задание 2 на с. 3 рабочей тетради.
Учитель: «А сейчас давайте узнаем историю одного человека, кто всю свою жизнь был любознательным по отношению к миру, благодаря чему и сделал великие открытия в науке. Это великий русский учёный Д. И. Менделеев». Учитель читает рассказ из учебника о Д. И. Менделееве. Спрашивает детей об их впечатлении от услышанного: «Ребята, вот вы услышали рассказ о великом учёном. Его имя известно во всём мире. Школьники всего мира изучают его открытия. Как вы думаете, был ли он богатым человеком? В чём было его главное богатство? (В силе духа, в характере, в знаниях, любви к миру, познании, активности.) Что в современном мире является основой богатства разных стран? Точный ответ на этот вопрос вы прочитаете дома в учебнике. А теперь давайте вспомним, с чего начался сегодня урок. Получилось так, что нашей помощнице пришлось делать выбор между покоем в ящике стола и неожиданностями во время путешествия. Что бы вы сейчас могли посоветовать ей, чем ободрить? Как вам самим кажется, стоит ли бояться неизвестности, неудач на пути познания?»
Дети высказывают мнения. Учитель продолжает: «Выбор приходится делать каждому из нас каждый день: выпить чай или компот, пойти гулять или остаться дома, поссориться или помириться, нарисовать прекрасный рисунок или испортить стену в подъезде, сказать грубое или ласковое слово. Как вы думаете, в чём же наш главный выбор, между чем и чем? Об этом яснее всего говорится в народных сказках. Ответьте, чему служит Иван-царевич, а чему — Кощей Бессмертный. (Добру и злу.) А знания можно сравнить и с мечом-кладенцом, и с волшебным клубочком, и с чудо- зеркальцем, и с ковром-самолётом. Вы согласны? Объясните почему».
Дети отвечают. Учитель продолжает: «Учёный — это почти волшебник, он превращает сказку в быль, открывает кладовые природы, секреты устройства мира. Какой же выбор должен делать человек, обладая знаниями?» После обсуждения учитель говорит: «Всё, о чём мы сейчас говорили, коротко изложено в выводе учебника. Давайте его прочитаем». Ученик зачитывает вывод. Затем учитель предлагает повторить прочтение всем вместе вслух.
Учитель: «Издавна люди сравнивали знания со светом. Попробуйте дома провести научный опыт: побудьте вечером в тёмной комнате без света, попробуйте найти какой-то предмет в темноте, а потом с помощью фонарика. Что изменится вокруг, как вы себя будете чувствовать со светом и без света? И ответьте на вопрос: чем похожи свет и знание? О результатах эксперимента можно будет рассказать нам или внести их в дневник впечатлений, или просто сохранить в своей копилке знаний о мире. Наш урок окончен, но познание мира продолжается, оно бесконечно».
Региональный компонент: подберите в творчестве народов своего края пословицы о силе знания, человеческого ума для сравнения их с пословицами, приведёнными в учебнике. Расскажите о вкладе деятельности целого коллектива или отдельного специалиста своего края в достижения отечественной науки. Посетите с детьми краеведческий музей или дом-музей выдающегося земляка, прославившего край и российскую науку.
Рекомендации для занятий в семье: выполнить задания рабочей тетради, прочитать главу учебника. Обратить внимание родителей на необходимость поддерживать и развивать в детях естественный интерес к познанию мира, стараться не оставлять без ответа детские вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок окажется перед необходимостью разрешать вопросы, т. е. проявлять познавательную активность. Родителям надо пояснить, что возрастающее количество современных детских, подростковых депрессий и психологических зависимостей объясняется в том числе подавленным детским стремлением к познанию, принятию решений, деформацией воли, привычкой к пассивному, некритичному, лёгкому получению ярких впечатлений, неумением видеть интересное в обыденных явлениях.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник