Радость отдавать себя людям

Смысл жизни – помогать, а не искать счастье

В жизни нет смысла.

Отсюда и возникает проблема, с которой сталкивается большинство людей. Многие никак не могут определить свою цель в этой жизни, рассматривая смысл с точки зрения материализма, а не приобретения опыта. Все дело в том, что мы сами придаем смысл нашей жизни. Он не приходит из ниоткуда.

Тот же самый феномен можно наблюдать относительно счастья. Чем больше мы стараемся быть счастливыми, тем менее мы счастливы.

Счастье – это не эмоция. Это состояние души.

Неправильное понимание феномена счастья в жизни не дает нам сосредоточиться на действительно важных аспектах жизни. Чем больше мы зацикливаемся на счастье, тем меньше ценим все то, что у нас уже есть.

Важнее наслаждаться путешествием, а не прибыть в конечный пункт назначения. Вот и все. Наша жизнь обретает смысл в процессе пути.

Стремитесь помогать окружающим. Так ваша жизнь обретет смысл

«Помогая окружающим подняться, мы сами достигаем величия», –
Роберт Ингерсолл.

Цель жизни заключается в том, чтобы придать ей смысл.

Я консультирую людей, помогая им внести изменения в их жизнь. И заметил, что многие рассматривают смысл жизни как нечто сугубо личное. Они думают, что смысл кроется в них самих. Мне же хочется донести до них, что смысл жизни мы обретаем в отношениях с окружающими.

Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон был прав, когда сказал: «Цель жизни – быть не счастливым, а полезным, благородным, сострадательным, чтобы это имело какое-то значение, чтобы вы жили – и жили хорошо».

По мнению Аристотеля, обрести счастье и реализоваться можно лишь «отдавая любовь, а не просто позволяя окружающим любить вас».

«Отношения с окружающими – это основа счастливой, хорошо прожитой жизни», – к такому выводу пришла психолог Кэрол Рифф, проанализировав труды многих мыслителей.

Примерно к такому же выводу пришел психолог Дарил Ван Тонгерен и его команда. В своем исследовании они обнаружили, что общение и поддержание отношений с окружающими придает жизни огромный смысл. Участники исследования, которые часто и бескорыстно помогают окружающим, отметили, что в их жизни определенно есть цель и смысл.

Смысл жизни и счастье часто (но не всегда) идут рука об руку

К такому выводу пришел Рой Баумейстер в своей статье, опубликованной в научном журнале «Позитивная психология». Он считает, что смысл жизни (но не счастье) не взаимосвязан с тем, здоров ли человек, достаточно ли у него денег и насколько хорошо устроена его жизнь в целом. Счастье же прямым образом взаимосвязано со всеми этими аспектами жизни.

Удовлетворяя свои нужды и потребности, вы можете обрести счастье, но это не привнесет смысл в вашу жизнь. Счастье – это наше состояние исключительно в настоящий момент жизни. Смысл жизни взаимосвязан не только с нашим настоящим, но и с нашим прошлым и будущим.

В одном из исследований также был определен фактор, на основе которого наша жизнь обретает смысл. Он заключается в развитии и поддержании крепких, позитивных отношений с окружающими.

Счастье мы (в большей мере) обретаем тогда, когда берем, а не отдаем. Смысл жизни мы обретаем, отдавая что-то окружающим нас людям.

«Есть две категории людей, занимающихся благотворительностью. Одни много говорят, но практически ничего не делают. Другие делают очень много, но почти не говорят об этом»,
Чарльз Диккенс.

В книге «Брать или отдавать?» Адам Грант пишет: «Ваш тип взаимодействия с окружающими людьми определяет, достигнете ли вы успеха или нет».

Согласно теории Гранта, существует три типа взаимодействия с окружающими: берущие, отдающие и обменивающие.

Берущие, отдающие и обменивающие

1. Берущие стремятся всегда получить больше, чем они отдают.

Такие люди считают, что все в этом мире соперничают и сильный пожирает слабого. Такие личности хотят преуспеть любой ценой. Если они будут отдавать, то станут слабыми.

Они постоянно задают вопросы вроде: «Какая мне от этого выгода?», «Что я получу в итоге?» и «Почему мне вообще должно быть до этого дело?»

В основе всех их действий лежат ответы на эти вопросы. Прежде всего, они заботятся о себе. Берущие люди очень расчетливы и осторожны. Они умеют себя защитить.

2. Обменивающие живут согласно правилу «услуга за услугу».

Такие люди строят свои отношения с окружающими на честности и равенстве. Оказывая кому-то услугу, они ожидают того же взамен. Если вы оказали такому человеку услугу, то он будет считать, что теперь вам должен.

Девиз таких людей: «Если ты у меня что-то заберешь, я заберу что-то у тебя. Если ты мне что-то отдашь, я тоже тебе что-нибудь отдам».

Для такого типа людей главную роль в отношениях с окружающими играет баланс. Они всегда знают, сколько отдают и сколько получают в ответ.

3. Отдающие сосредоточены на нуждах окружающих людей.

Такие люди чрезвычайно щедры. Их помыслы чисты, и они не пытаются манипулировать. Они не взвешивают все «за» и «против» и не ведут счет своих добрых дел. Такие люди стремятся сделать жизнь тех, с кем они общаются, лучше.

Вот несколько вопросов, которые могут задавать себе такие люди: «Как я могу сделать жизнь этого человека лучше?», «Как я могу помочь?»

Для отдающих главное в их жизни – ее смысл. Они делятся с окружающими своим временем, знаниями, идеями и информацией о людях, сотрудничество с которыми пойдет им на пользу.

В случае отдающих все просто. Они живут по принципу «Будь добр и помогай окружающим». Однако в жизни отдающего есть и определенные риски. Хоть многие из таких людей добились успеха в жизни, немало и тех, кто так и остался в самом низу карьерной лестницы.

Если отдавать слишком много (или отдавать что-то человеку, который этого вовсе не заслуживает) можно навредить себе.

Проблема, с которой сталкиваются отдающие

«Если вы можете помочь другим людямпомогите, сделайте все что в ваших силах. Если не можете помочь другим, тогда, по крайней мере, постарайтесь не навредить»,
Далай-лама.

Дар отдавать может обернуться для человека проклятием. Отдавая слишком много, человек может стукнуться с эмоциональным выгоранием.

В исследовании Гранта говорится о том, что всех отдающих можно разделить на две подгруппы. Те, отдающие, которые показывают наихудшие результаты в своей работе, слишком щедры. Чаще всего, они отдают что-то тем людям, которые этим просто пользуются. Речь идет о берущих типах личности.

Важны так же обстоятельства, которые вынуждают людей отдавать что-то. Допустим, отдающий максимально выкладывается в работе, а награда за все его труды уходит берущему (человеку, который много говорит, но мало делает). Это лишает отдающего мотивации.

Некоторые люди продолжают отдавать даже в тех случаях, когда ситуация провоцирует у них эмоциональное выгорание. Кому-то просто нет дела до себя и своих собственных нужд. Кто-то боится разочаровать и поэтому продолжает отдавать. Некоторые из отдающих боятся, что их накажут (если они не отдадут все, что у них есть).

В случае отдающего очень важно найти баланс. Только так он избежит ситуации, когда им могут воспользоваться.

Читайте также:  Анализ стихотворения творчество брюсов настроение

Жизнь – это целая Вселенная, в которой все ваши поступки (так или иначе) связаны в одну цепь. Вы сами творите свою Судьбу. То, что вы получаете, зависит от того, чего и сколько вы отдали.

7 способов быть полезными для окружающих людей

«Если ты зажжешь лампу для кого-то, это осветит и твой путь тоже»,
Будда.

1. Помогайте окружающим расти. Не загоняйте их в рамки.

Самый простой способ помогать окружающим – развивать и поддерживать их идеи. Чаще всего, услышав от человека о какой-то идее, мы говорим: «Нет, это не сработает» или «Неплохо, но…»

Лучше отвечать, например, так: «Да, отличная идея, позволь мне еще добавить кое-что…» Так вы поможете человеку. Развивайте идеи и мысли, с которыми к вам приходят люди. Щедрость – вот что подпитывает креативное мышление.

2. Оказывайте людям услуги, которые отнимают у вас не более пяти минут.

Идея пятиминутных услуг стала популярна благодаря предпринимателю Адаму Рифкину. Речь идет об услугах, которые приносят пользу окружающим, но отнимают у вас мало времени.

Подумайте, что вы можете сделать для окружающих за пять минут. Я люблю писать рекомендации и отзывы, а также давать небольшие советы (на соответствующих порталах). Все это отнимает у меня не более пяти минут.

3. Внимательно слушайте, что вам говорят.

Зачастую человеку не нужен совет. Ему просто нужно, чтобы его внимательно выслушали. Рассказывая о том, что его волнует, он получает возможность немного иначе взглянуть на ситуацию. Она в целом становится ему более понятной.

К сожалению, многие люди не умеют слушать. Не слушать, а лишь делиться с кем-то своей мудростью, облаченной в форму советов. Умение внимательно выслушать и проявить понимание требуют от человека щедрости. Обращайте внимание на то, о чем вам говорит человек, и не перебивайте его.

4. Положительно влияйте на окружающих.

Иногда мы забываем о том, что влияем на окружающих нас людей. Наши слова и взгляды на жизнь – это мощные инструменты. Они могут помочь привнести смысл в отношения с окружающими вас людьми. Помогайте и вдохновляйте других помогать.

5. Периодически предлагайте свои услуги бесплатно.

Ваше время – это ценный ресурс. Предлагайте свои услуги бесплатно тем, кому они нужны. Некоммерческие организации и люди, которые только-только начали развивать какой-то бизнес, нуждаются в ваших услугах гораздо больше тех, кто может за них заплатить.

Я очень много времени посвящаю консультированию людей. Делаю это бесплатно. Так я благодарю за тот успех, которого уже достиг на своем жизненном пути.

6. Станьте наставником.

Вы можете изменить чью-то жизнь. В основе наставнической деятельности лежит сочувствие и сопереживание, ведь так вы увидите жизнь глазами другого человека.

Будучи наставником, вы меняете человека. Я знаю об этом не понаслышке. Быть наставником – значит не просто отдавать. Вы учите своего подопечного искусству быть полезным для окружающих.

7. Присоединитесь к группе волонтеров.

Жизнь этих людей в целом становится лучше. Хотите проверить, так ли это? Можете каждый день в течение месяца творить одно доброе дело. Примерный список этих дел легко можно найти в сети.

Так вы привьете себе новую привычку. Если хотите, можете поискать информацию о волонтерских группах в вашей стране или других странах.

В мире много отдающих и берущих. Кто-то стремится всеми силами помогать окружающим, а кто-то предпочитает заботиться лишь о себе. От того, чью сторону мы выбираем, зависит то, какой будет наша собственная судьба.

Пусть смыслом вашей жизни будет помощь окружающим. Находите счастье в том, чтобы отдавать, ничего не ожидая взамен.

Новое видео:

Источник

Радость

. Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию, – вот что есть радость о Господе (прп. Антоний Великий, 89, 131). Источник.

Тебя по временам и редко посещает сия радость, по смотрению Божию, чтобы малое ее вкушение приводило тебе на память, чего ты лишился; а в праведнике постоянное божественное и небесное веселие, потому что в нем несомненно обитает Дух; первый же плод духа есть любы, радость, мир (ср.: Гал. 5, 22 ). Итак, радуйтеся, праведнии, о Господе ( Пс. 32, 1 ). Господь для праведных есть как бы вместилище, вступившему в которое, по всей необходимости, должно благодушествовать и веселиться. И праведный делается местом для Господа, приемлющим Его в себя. Посему, пребывая в самом Господе и, сколько можем, созерцая чудеса Его, из созерцания сего будем таким образом приобретать сердцем своим веселие! (свт. Василий Великий, 5, 228). Источник.

Апостол. приглашает всегда радоваться не всякого, но того, кто подобен ему самому, не живет уже во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с Высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть (свт. Василий Великий, 8, 46). Источник.

. А надежда воскресения, а наслаждения ангельскими благами, Царство на небесах, обетованные блага, превосходящие силу разумения и слова! Как же всего этого признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселию (свт. Василий Великий, 8, 47–48). Источник.

тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, возлежит на мягком ложе. проводит жизнь, достойную радости? . Имеющим ум прилично о нем плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное (свт. Василий Великий, 8, 48).

Соединившиеся с Богом, хотя пребывают в пламени, как три отрока в Вавилоне, хотя заключены вместе со львами, хотя поглощены китом, должны и нами быть ублажаемы, и сами проводить жизнь в радости, не скорбя о настоящем, но увеселяясь надеждою на уготованное нам впоследствии (свт. Василий Великий, 8, 48).

. Надежда делает , что радость обитает в душе добродетельного (свт. Василий Великий, 8, 48).

Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божию есть радость о Господе. Посему, когда исполняем заповеди Господни, или терпим что-либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу (свт. Василий Великий, 9, 259).

. Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым и нескончаемым веселием, потому что веселие – спутник добродетели и благости (свт. Василий Великий, 9, 328).

Блажен, кто всегда исполнен духовной радости и неленостно несет благое иго Господне; потому что будет он увенчан во славе (прп. Ефрем Сирин, 30, 526). Источник.

. Когда у нас радость, будем ждать скорби, чтобы при избытке радости не забыть о слезах (прп. Ефрем Сирин, 30, 604). Источник.

Идущий. путем Христовым всегда радуется и веселится о Духе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (прп. Ефрем Сирин, 31, 223).

Почему. радость на небесах бывает больше о грешниках, приносящих покаяние, чем о праведниках, которые не согрешили? Потому что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поелику печаль бывает у тех, кои согрешили, то пусть будет и радость (им), когда они раскаиваются (прп. Ефрем Сирин, 37, 209). Источник.

. Одни только те, которые полагают свою радость в Господе, знают, как велика эта радость, и насколько она превосходит всякое сравнение (свт. Иоанн Златоуст, 44, 358–359).

Если желаешь радости, не ищи ни денег, ни телесного здоровья, ни славы, ни власти, ни веселия, ни роскошных трапез, ни шелковых одежд, ни многоценных полей, ни блистательных домов и ничего другого тому подобного, но устремись к любомудрию по Богу и держись добродетели; тогда ничто ни из настоящего, ни из ожидаемого не сможет опечалить тебя (свт. Иоанн Златоуст, 45, 209).

Читайте также:  Эксперимент по удалению всех чувств

Радость. духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел, – посему, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать (свт. Иоанн Златоуст, 45, 504). Источник.

. Духовная радость честно и благоприлично приводит душу в единение с Богом, наполняет сладостью также и тех, кто находится с таким человеком в сношениях (свт. Иоанн Златоуст, 45, 905). Источник.

. Сильная радость часто сопровождается такими же последствиями, какими и чрезмерная скорбь. (свт. Иоанн Златоуст, 47, 696). Источник.

. Радость по Богу бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самых препятствий (свт. Иоанн Златоуст, 48, 46).

Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом. (свт. Иоанн Златоуст, 48, 934).

Веселие же и радость суть умножение скорби. Остерегайся думать о радости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда не будут иметь здравия души (свт. Иоанн Златоуст, 49, 274).

Подобно тому как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает; нечестивые же лишены такой радости (свт. Иоанн Златоуст, 49, 281). Источник.

Если кто радуется о благах , то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость. Подобно тому как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз, а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отнимает радость от ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной, может быть, будет радоваться из-за прекрасной жены, но и она – владение непрочное, радость временная, веселие преходящее, соединенная со многими огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным. (свт. Иоанн Златоуст, 49, 367).

– самая высокая радость, ею радовались и апостолы; это – радость, приносящая пользу; она имеет свое начало, корень и основание в узах, в бичеваниях, в гонениях, в худой молве, и вообще в предметах скорбных, но конец ее вожделенный (свт. Иоанн Златоуст, 52, 158–159).

. Если мы желаем наслаждаться радостью, то больше всего иного будем избегать порока и станем следовать добродетели, потому что иначе невозможно достигнуть радости, хотя бы мы взошли даже и на царский престол (свт. Иоанн Златоуст, 52, 495).

. Радуйся успехам брата, и вот – Бог прославляется и через тебя, и все скажут: благословен Бог, имеющий таковых рабов, свободных от всякой зависти, взаимно радующихся счастью друг друга (свт. Иоанн Златоуст, 52, 558).

Радость. по Богу сильнее всякого оружия, и кто имеет ее, того ничто не может привести в уныние и малодушие; напротив, он все переносит мужественно (свт. Иоанн Златоуст, 53, 466).

Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистою; а та радость действительная, непритворная, не заключающая в себе ничего неискреннего, не имеющая никакой примеси. Получить ее возможно не иначе, как избирая здесь не приятное, но полезное, и даже испытывая некоторую скорбь добровольно, и с благодарностью перенося все случающееся (свт. Иоанн Златоуст, 55, 143).

Вознамерившимся охранять человеческое благородство, видя быструю изменчивость естества, надлежит ограничивать неумеренность радости и не предаваться слишком и печали, и радости; потому что одна, если не будет срастворяема рассудительностью и обуздываема благоразумием, ведет к смерти; а другая, если не наложены на нее бразды ожидаемой перемены, доводит до падения и нарушения благоприличий (прп. Исидор Пелусиот, 61, 235–236). Источник.

Бывает иногда, что неумеренная радость больше печали вредит душе, потому что радость окрыляет душу, делает ее неблагоразумною и приводит в забвение своего естества, а печаль смиряет самомнение, низлагает надменность, напоминает о нашем естестве и побуждает к добродетели. Посему надлежит быть выше и радости, и печали; и нашествие той и другой переносить умеренно и разумно (прп. Исидор Пелусиот, 62, 392–393).

Людей переменчивых и нетвердых и радость, и печаль выводят из надлежащего состояния, одна окрыляя и возбуждая к буйству, а другая унижая и делая робкими. Людей же твердых, непоколебимых, стоящих на прочном основании благоразумия, ни радость, ни печаль не выводят из должного состояния; потому что усмиряют скакания одной как бы уздою какою, сдерживая помыслом, и оказываются победителями другой, ограничивая ее неумеренность (прп. Исидор Пелусиот, 62, 411).

Если душа неколеблющимся и немечтательным движением воспламенится к любви Божией, влеча некако в глубину сей неизреченной любви и самое тело, – в бодрствовании ли то. или при погружении в сон воздействуемого святою благодатию подвижника, между тем как душа совершенно ни о чем другом не помышляет, кроме того одного, к чему возбуждена, – то ведать надлежит, что это есть действо Святаго Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованною неистощимою некоею радостью. Если же при таком возбуждении ум восприимет колебание некое сомнительное, или нечистое какое помышление, и если при сем святым Господним именем будет пользоваться для отвращения зла, а не паче по одной любви к Богу, – то ведать надлежит, что утешение то – от прельстителя, и есть только призрак радости. Радость такая совне навевается, и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу. Видя, что ум начинает проявлять верную опытность своего чувства, он и своими некими утешениями, кажущимися благими, подступает утешать душу, в ожидании, что она, будучи развлекаема этою блажною мокротною сластью, не распознает своего смешения с обольстителем. По сим признакам можем мы распознавать духа истины и духа лестна ( 1Ин. 4, 6 ). Никому, впрочем, невозможно ни Божественной благости чувством вкусить, ни горести бесовской ощутительно испытать; если кто не удостоверится в себе, что благодать во глубине ума его сотворила себе обитель, а злые духи гнездятся негде окрест членов сердца. Бесы же отнюдь не хотят, чтобы люди как-нибудь удостоверялись в этом, дабы ум, верно зная это, не вооружался. непрестанною памятью о Боге (блж. Диадох, 91, 24–25). Источник.

Радость о Боге крепче здешней жизни: и кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою: и не будет там иного чувства, если действительно была сия радость (прп. Исаак Сирин, 58, 165). Источник.

Рукою смирения отвергай приходящую радость как недостойный ее, чтобы не обольститься ею, и не принять волка вместо пастыря (прп. Иоанн Лествичник, 57, 85). Источник.

С самого начала, когда младенец начнет познавать отца своего, он весь бывает исполнен радости и печали; радости, потому что опять зрит вожделенного; а печали, потому что столь долгое время лишен был видения любезнейшей ему красоты. Матерь также иногда скрывает себя от младенца и, видя, с какою скорбию он ищет ее, веселится; и таким образом учит его всегда прилепляться к ней и сильнее воспламеняет любовь его к себе. Имеяй уши слышати да слышит ( Мф. 13, 9 ), глаголет Господь (прп. Иоанн Лествичник, 57, 85–86). Источник.

Читайте также:  Как не быть заложником своих эмоций

Для вкушения духовного радования душе недостаточно одного покорения страстей, если не стяжет и добродетелей через исполнение заповедей (прп. Максим Исповедник, 91, 234).

. Радуйтесь, чада мои, радуйтесь, не видимое имея в виду, а невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно (прп. Феодор Студит, 92, 141).

. Радость есть признак совершения всякой правды. (прп. Феодор Студит, 92, 566).

. Все, что есть в теле и в мире сем, покроет земля и поглотит смерть; а радости , которую приял он, по причине здравия души своей, ничто такое не может взять от него, потому что она не от мира сего. Эта радость породилась в нем не от славы человеческой, ни от богатства многого, ни от здравия телесного, ни от похвал людских, ни от другого чего, сущего под небесем, но уготовилась горькою болезнию души его и сретением действа Святаго Духа Божия, сущего превыше небес. Почему смерть не будет иметь над нею власти, потому что в ней не найдется ничего достойного укора, но будет она как очищенное вино, которое против солнца светится насквозь, и чистейше являет цвет свой, и радует и осиявает лице того, кто пьет его против солнца (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 176).

Внимай еще, как бы не пострадать чего из-за обильной радости духовной и умиления; а постраждешь, если подумаешь, что они суть плод собственного твоего труда, а не благодати Божией, потому что за это они взяты будут от тебя, – и ты много поищешь их в молитве, и не обрящешь, и узнаешь, какое потерял ты дарование благодати (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 578). Источник.

Радость не совне, а из всего строя нравственно-религиозного. Для нас, христиан, она зарождается исповеданием великих благ от рождения Сына Божия плотию. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 106).

Хочешь радоваться? – понеси прежде крест. Радость – цель; крест – средство (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96). Источник.

. Без крестоношения нет истинных радостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 96). Источник.

Оттого и не стало у человека радости жизни, что стал жить не настоящий человек, а иной греховный человек, которому несвойственно радоваться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 97).

. Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно умертвить в себе сего греховного и пришлого человека (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 98). Источник.

Лица иноков обители аввы Аполлония сияли дивным веселием и радостью – неким божественным восторгом, какого не встретишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался омраченным скорбью, авва Аполлоний тотчас спрашивал о причине печали. И часто, при нежелании брата открыть причину скорби, он сам открывал, что таилось у него в душе, как приходилось сознаваться в этом испытавшему на себе прозорливость аввы. Тогда он начинал увещевать его, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царствии Небесном. «Пусть предаются скорби язычники, – говорил он, – пусть плачут иудеи, пусть рыдают грешники – праведным прилична радость! Если уж те, кто любит все земное, радуются тленным ненадежным предметам – нам ли не гореть восторгом, если мы только подлинно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите (ср.: 1Сол. 5, 16–18 )» (99, 50).

Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей кельи с радостным лицом, один брат в простоте сердца спросил его о причине радости. Как чадолюбивый отец, преподобный Григорий ответил так: «Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовию к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, никак не может укрыться, ведь и Господь обещал ей, говоря: Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Мф. 6, 6 ), и опять: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех ( Мф. 5, 16 ); ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам мудрого: сердцу веселящуся, лице цветет ( Притч. 15, 13 )» (95, 324–325). Источник.

Преподобный Серафим Саровский как-то открыл своему собеседнику: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал бы мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение; вот я восхищен был в эти обители, только не знаю, с телом или вне тела. Бог весть – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клеветы с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в которой водворяются праведных души» (112, 506).

Мать Синклитикия говорила: «Много подвигов и трудов предстоит приходящим к Богу, но за ними – неизглаголанная радость. Желающие разжечь огонь сначала задыхаются от дыма и испускают слезы, а потом уже достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: Бог наш огнь поядаяй есть (ср.: Евр. 12, 29 ) (98, 11).

Когда святому Пахомию Афонскому сообщили, что турецкое правительство решило предать его смерти, он с радостью, прославляя Бога, выслушал эту весть и следующую ночь провел в славословии и молитвенном подвиге.

Утром, в суде Пахомий с прежним дерзновением исповедал Господа Иисуса, за что и был отдан исполнителям смертного приговора. Множество турок и христиан следовали за ним, когда связанного повлекли его на место казни. Турки неистовствовали над страстотерпцем, оплевывая и понося его, а христиане шли, чтобы увидеть его блаженную кончину. Святой Пахомий, достигнув места казни, в тайной молитве за всех преклонил колена. Палач стал уговаривать его не губить своей жизни, отречься от Христа и наслаждаться земными благами, которые дает ему Магомет и его верные рабы. «Делай то, что тебе приказано, – отвечал святой Пахомий, – и не теряй напрасно времени». Палач отсек ему голову и Пахомий получил славный венец мученичества (95, 146).

Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах — Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью