Радость кроткого любящего духа

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Аудио
    • Аудио-трансляция
    • Аудиокниги
    • Песнопения
    • Проповеди
    • Молитвы
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву все­ми си­ла­ми ста­рай­ся дер­жать – она вся на­ша жизнь, вся кра­са, все уте­ше­ние, что вна­ча­ле она труд­на – это всем из­ве­ст­но, но пос­ле за­то не­о­це­нен­на, все­ра­до­ст­на, все­лю­без­на.

Де­лай по си­ле, де­лай со сми­ре­ни­ем и са­мо­у­ко­ре­ни­ем, и обык­нешь, и по­лю­бишь мо­лит­ву так, что и на­силь­но не отор­вут от нее. По­то­му что она слад­ка и ра­дос­тот­вор­на. По­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся (Пс. 76, 4).

Будь го­то­ва встре­тить скор­би. Ибо всех, ко­му слю­бит­ся Ии­су­со­ва мо­лит­ва, враг ни­ког­да не ос­та­вит без отм­ще­ния, но неп­ре­мен­но на­у­чит или стар­ших, или млад­ших, а уж па­кос­тей неп­ре­мен­но нат­во­рит.

Оптинские
праздники

октябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

28 сентября ст. ст.

Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337).

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

«Радость кроткого любящего духа»

В издательстве «Эксмо» и Православного Свято-Тихоновского института в 2017 году вышла антология мемуаров и дневниковых записей о русском монашестве в начале XX столетия «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XXвека: 1900–1939» с удивительно точным подзаголовком «Живые голоса эпохи». Значительная часть этой книги посвящена оптинскому старчеству.

Обращаясь к читателям, составители отмечают: «Замечательный святой XXвека преподобный Иустин (Попович), говорил о монашеской жизни как об “осуществлении Евангелия”. Не для каждого сегодня это очевидно, но вряд ли возможно отрицать, что жизнь Православной Церкви без института монашества представить трудно. В каждой церковной культуре, в разные исторические периоды, монашество предстает несколько иным, со своими особенностями и отличиями. Для Русской Церкви и русского церковного народа к началу трагического двадцатого века монашество играло роль необыкновенно значимую. Жизнь монашеская, по сути, воспринималась как эквивалент “настоящей” христианской жизни, служила идеалом и образом для верующих; окружалась благоговейным почтением. Белое, приходское духовенство в России конца XIX– начала XX-го века было погружено в толщу народной жизни и, хотя нередко являло в своей среде примеры настоящего подвижничества, благочестия, духовного опыта и мудрости, все же в глазах простых верующих людей не несло на себе той особой печати духовного избранничества, которая всегда связывалась с монашеским образом жизни».

Духовное состояние русского общества начала XX века как нельзя лучше характеризовала строчка из знаменитого стихотворения А.С. Пушкина – «духовной жаждою томим…» Именно эта «духовная жажда» приводила к духоносным старцам многих людей самых разных чинов и сословий.

Н.А. Бердяев

Н.А. Бердяев в книге «Самопознание», характеризуя эту сложную эпоху, отмечал, что многие видели в православных подвижниках чуть ли не своеобразных теософов, «посвященных», к которым часто прибегали в поисках истины, а не в поисках спасения:

«Интеллигенты, возвращавшиеся к Православию, почитали старчество и искали духовного руководства старцев. В те годы обращенность к старцам была более характерна для интеллигенции, которая хотела стать по-настоящему православной, чем для традиционно-бытовых православных, которые никогда от церковного православия не отходили. Старцев почитали не только новые православные, но также далекие от церкви теософы и антропософы. Они видели в старцах посвященных».

Однако многие мыслители и богословы, обращаясь к монашеству и монастырям, видели в русских обителях огромный духовный потенциал. Русский религиозный философ С.Н. Трубецкой писал:

С.Н. Трубецкой

«Монастыри – это самое драгоценное сокровище нашей жизни, наша гордость, с каким бы высокомерным презрением не относились к ним те, кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том, ради чего столь многие люди избирают этот жертвенный путь. Можно, конечно, говорить и о распущенности нравов в некоторых монастырях; и о лености, о бездельничание монахов, и об их пороках, – нигде контраст между идеалом и жизнью не был так велик, как в монастырях, хотя и нигде больше он не переживался так глубоко и мучительно. Мы ценим монастыри, как учреждение, в котором учение Церкви выразилось в самой жизни… Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки, ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен. Они были местом духовного и нравственного воспитания народа».

Прикоснуться к сокровенной жизни монашества начала XX века позволят воспоминания и мемуары, которые опубликованы в книге, где представлены материалы и по истории оптинского старчества.

О преподобном оптинском старце Иосифе

  • Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»

О преподобном оптинском старце Анатолии (Потапове)

  • Свящ. Владимир Быков «Тихие приюты для отдыха страдающей души»
  • Свящ. Сергий Дурылин «Из воспоминаний», «В своем углу»
  • В.Ф. Марцинковский «Записки верующего»
  • Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»
  • Г.Н. Трубецкой «Поездка в Оптину Пустынь»
  • И.Г. Чулкова «Воспоминания об о. Анатолии Оптинском»

О преподобном оптинском старце Варсонофии

  • Иером. Никон (Беляев) «Из дневника»
  • Елена Шамонина «Воспоминания о Батюшке»
  • Прот. Василий Шустин «Из записей об оптинских старцах»
  • Мария Азачевская «Воспоминания об оптинском старце Варсонофии (Плиханкове)»

О преподобном оптинском старце Нектарии

  • Митр. Вениамин (Федченков) «Святой старец отец Нектарий (Тихонов)»
  • H.A. Павлович «Воспоминания о старце Нектарии (Тихонове)»
  • Митр. Вениамин (Федченков) «Записки о старце Нектарии»
  • Архим. Борис (Холчев) «Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии»
  • Материалы по истории Оптиной Пустыни
  • И.М. Концевич «Оптина Пустынь и ее время»
  • С.А. Нилус «Из записок»
  • Монахиня Амвросия (Оберучева)«Очерки из многолетней жизни»
  • Монахиня Любовь «Отец Рафаил Оптинский: Из воспоминаний»
  • Монахиня Мария (Добромыслова) «Записки об оптинском музее»

Из небольших, иногда достаточно фрагментарных частных воспоминаний складывается большая картина монашеской жизни в России в начале XX века. Это и Оптина Пустынь, и Зосимова пустынь, Московский Даниловский монастырь и многие другие обители, куда стремилось сердце русского человека, и где в эти непростые времена находило утешение, мудрый совет и молитвенное укрепление.

Источник

Радость кроткого любящего духа

Антологию под заголовком «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала ХХ века», выпустило издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И продемонстрировало любопытный пример того, как одна и та же книга может стать и прекрасным научным пособием — например, по истории Отечества, и увлекательным чтением для самой широкой аудитории.

Церковь, и, в частности, монашеская жизнь на рубеже эпох — эта тема объединила тексты, включённые в сборник. А его подзаголовок «Живые голоса эпохи» пожалуй, говорит сам за себя. В книгу вошла мемуарная проза, написанная людьми, пережившими трагический перелом в истории страны — революцию 1917 года. Людьми, чьи жизни этот перелом навсегда разделил на «до» и «после».

По схожему принципу поделён на две части сборник. Первая называется, как и сама книга, «Радость кроткого любящего духа». В неё вошли воспоминания о монастырях и подвижниках благочестия той поры, когда до трагедии оставалось уже недолго, но обители ещё жили той своей спокойной, размеренной и глубокой молитвенной жизнью, к которой устремлялись со всех концов паломники. Среди них — журналист и литературный критик Александр Глинка-Волжский. В сборник вошли его воспоминания о поездке в Саров — «В обители святого Серафима». Раннее солнечное утро, Литургия в Успенском соборе, нарядные прихожане. «Мы всем селом нынче здесь», — делится с автором случайный собеседник. Простое, в сущности, описание одного дня в Саровской пустыни предстаёт невероятно глубоким портретом души русского человека, не мыслящего себя и своей жизни без Бога, без Церкви.

А Елена Шамонина в очерке «Воспоминания о Батюшке» рассказывает об Оптинским старце Варсонофии, встречи с которым превратили самонадеянную и дерзкую особу в кроткую монастырскую послушницу.

Вторая часть сборника носит говорящее название «После разгрома. ». Но авторы собранных в ней мемуаров, кажется, с неохотой говорят о том, как пустели обители, и замирала под жестоким давлением новой власти монашеская жизнь в России. Так, например, схимонахиня Анна (Теплякова) в своих воспоминаниях «Женская Оптина» — о Борисоглебской Аносиной пустыни — делает акцент на светлых моментах. Как ранним утром шла от станции пешком через лес, как показались вдруг из-за деревьев купола обители, в которой ей суждено было прожить несколько счастливых лет.

В наши дни, когда монастыри возрождаются, так легко в любой момент отправиться в паломничество. Гораздо сложнее глубоко, всей душой почувствовать «Радость кроткого любящего духа». Удивительная книга о монастырях и монашестве в русской жизни начала ХХ века поможет ощутить эту радость!

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала ХХ века. Живые голоса эпохи

Артикул: 28865
Формат(мм): 141*27*218
Количество страниц: 400
Год издания: 2017
ISBN: 978-5-699-94752-2
Гриф ИСРПЦ: Р17-701-0001
Количество в упаковке: 12
Издательство: Эксмо Москва
Все книги этого издательства

Тип обложки: твердая
Бумага: офсетная
Вес, гр: 488

Дополнительная информация о книге

Содержание

От редакции – 10

РАДОСТЬ КРОТКОГО ЛЮБЯЩЕГО ДУХА. 1900-1917

Свящ. Владимир Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души – 15

Митр. Вениамин (Федченков). Святой старец отец Нектарий (Тихонов) – 22

Свящ. Сергий Дурылин. Из воспоминаний – 25

И.М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время – 27
В.Ф. Марцинковский. Записки верующего – 31
Иером. Никон (Беляев). Из дневника – 33

Елена Шамонина. Воспоминания о Батюшке – 40

Свящ. Василий Тигров. Святой уголок – 59

Т.Н. Трубецкой. Поездка в Оптину Пустынь – 61

Прот. Василий Шустин. Из записей об оптинских старцах – 66

Мария Азачевская. Воспоминания об оптинском старце Варсонофии (Плиханкове) – 72

Еп. Арсений (Жадановский). Из воспоминаний – 88

Митр. Вениамин (Федченков). Зосимова пустынь – 95
В.Ф. Марцинковский. Записки верующего – 98

▪ Из воспоминаний – 100

▪ Старец Алексий Зосимовой Пустыни – 102

Н.А. Бердяев. Из воспоминаний – 108
С.И. Фудель. Из воспоминаний – 110

Л.А. Тихомиров. Из дневников – 115

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Из писем Николаю II – 117

К.Д. Бендеров. Соловецкий монастырь – 122

И.С. Карпов. По волнам житейского моря – 124

Митр. Евлогий (Георгиевский). Из воспоминаний – 137

С.А. Нилус. Голос веры из мира торжествующего неверия. Поездка в Саровскую пустынь – 139

Свящ. Петр Поляков. Из путевых набросков и впечатлений паломника – 143

В.В. Розанов. По тихим обителям – 150

Митр. Евлогий (Георгиевский). Из воспоминаний – 156

А.С. Блинка-Волжский. В обители преподобного Серафима – 158

Свящ. Николай Кузьмин. Поездка в Саров – 162

Н.Н. Лендер (Путник). Поездка в Саровскую пустынь – 166

Митр. Евлогий (Георгиевский)

▪ [Леснинский монастырь] – 168

▪ [Почаевская лавра] – 171
В.Ф. Марцинковский. Записки верующего – 174

Игумен Филимон (Никитин). Что вспомнилось о Валааме – 177

Е.Л. Четверухина. Из воспоминаний – 183
С.И. Фудель. Из воспоминаний – 190

Свящ. Владимир Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души – 192

Еп. Арсений (Жадановский). Схиигумения Фамарь (Марджанова) – 196

Архиеп. Никон (Рождественский). Из дневников – 200

Протопр. Георгий Шавельский. Русская Церковь пред революцией – 205

Митр. Арсений (Стадницкий). Из дневников – 217

«ПОСЛЕ РАЗГРОМА..» 1917-1939

Свящ. Сергий Дурылин. В своем углу – 223

Н.Г. Чулкова. Воспоминания об о. Анатолии Огггинском – 230

И.М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время – 233

Н.А. Павлович. Воспоминания о старце Нектарии (Тихонове) – 239

Митр. Вениамин (Федченков). Записки о старце Нектарии – 242

Архим. Борис (Холчев) Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии – 246

Монахиня Амвросия (Оберучева). Очерки из многолетней жизни – 251

Монахиня Любовь. Отец Рафаил Оптинский: Из воспоминаний – 258

Монахиня Мария (Добромыслова). Записки об оптинском музее – 261
А.П. Арцыбушев. Милосердия двери – 266
В.Я. Василевская. Катакомбы XX века. Воспоминания – 269
С.А. Волков. Последние у Троицы – 271
Князь С.М. Голицын. Записки уцелевшего – 273

С.П. Раевский. Сергиев Посад и его обитатели – 275

Н.А. Верховцева. Насельники святой веси – 278

Прот. Сергий Сидоров. Записки – 285

Схимонах Михаил (Карелин). Воспоминания о Данилове – 292

А.И. Розанова. «Жизнь — море, а батюшка — компас. » – 297

Монахиня Екатерина (Чичерина). «По вере вашей да будет вам. » – 300

▪ Из жизни православной Москвы XX века – 307

▪ Сокровенная память души: Записки старого москвича – 311

Схимонахиня Даниила (Мачкина)

▪ «За Владыкины молитвы. » – 314

▪ Из бесед с прихожанкой Данилова монастыря – 316

▪ Воспоминания духовной дочери архим. Серафима (Климкова) – 321

Прот. Валериан Кречетов. О Даниловом монастыре, Владыке Феодоре и Даниловцах – 323

Схимонахиня Анна (Теплякова)

▪ О Даниловом монастыре – 330

▪ «Женская Оптина» – 334

Схимонахиня Игнатия (Пузик)

▪ Высоко-Петровский монастырь в 1920-1930-е годы – 336

▪ Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь – 345

▪ Старчество на Руси – 346

А.Э. Левитин (Краснов-Левитин). Лихие годы, 1925-1941 – 350

Монахиня Вероника (Котляревская). Воспоминания монахини – 357

П.П. Окунев. Дневник москвича – 367

Монах Меркурий (Попов). Записки монаха исповедника – 369

Монахиня Сергия (Клименко). Мои воспоминания – 372

К.С. Родионов. Воспоминания – 376

Протопр. Михаил Польский. Новомученики в Раифе избиенные – 380

Монахиня Серафима (Осоргина). Из воспоминаний о матушке схиигумении Фамари – 382

М.М. Веселовская. Мои воспоминания об игумении Фамари – 385

Источник

Оцените статью