Оптина Пустынь
- Главная
- Предстоятель
- Наместник
- Паломничество
- Расписание
- Экскурсии
- Поминовения
- История монастыря
- Благословенная Оптина
- Предтеченский скит
- Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница
- Наследие
- Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития
- Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- Храмы
- Паломникам
- Паломнические поездки
- Проживание
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи
- Ноты
- Публикации
- Аудио
- Аудио-трансляция
- Аудиокниги
- Песнопения
- Проповеди
- Молитвы
- Видео
- Фотогалерея
- Контакты
Толкования
Священного
Писания
Молитву Иисусову всеми силами старайся держать – она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что вначале она трудна – это всем известно, но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна.
Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь молитву так, что и насильно не оторвут от нее. Потому что она сладка и радостотворна. Помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4).
Будь готова встретить скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворит.
Оптинские
праздники
октябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
28 сентября ст. ст.
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337).
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
«Радость кроткого любящего духа»
В издательстве «Эксмо» и Православного Свято-Тихоновского института в 2017 году вышла антология мемуаров и дневниковых записей о русском монашестве в начале XX столетия «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XXвека: 1900–1939» с удивительно точным подзаголовком «Живые голоса эпохи». Значительная часть этой книги посвящена оптинскому старчеству.
Обращаясь к читателям, составители отмечают: «Замечательный святой XXвека преподобный Иустин (Попович), говорил о монашеской жизни как об “осуществлении Евангелия”. Не для каждого сегодня это очевидно, но вряд ли возможно отрицать, что жизнь Православной Церкви без института монашества представить трудно. В каждой церковной культуре, в разные исторические периоды, монашество предстает несколько иным, со своими особенностями и отличиями. Для Русской Церкви и русского церковного народа к началу трагического двадцатого века монашество играло роль необыкновенно значимую. Жизнь монашеская, по сути, воспринималась как эквивалент “настоящей” христианской жизни, служила идеалом и образом для верующих; окружалась благоговейным почтением. Белое, приходское духовенство в России конца XIX– начала XX-го века было погружено в толщу народной жизни и, хотя нередко являло в своей среде примеры настоящего подвижничества, благочестия, духовного опыта и мудрости, все же в глазах простых верующих людей не несло на себе той особой печати духовного избранничества, которая всегда связывалась с монашеским образом жизни».
Духовное состояние русского общества начала XX века как нельзя лучше характеризовала строчка из знаменитого стихотворения А.С. Пушкина – «духовной жаждою томим…» Именно эта «духовная жажда» приводила к духоносным старцам многих людей самых разных чинов и сословий.
Н.А. Бердяев
Н.А. Бердяев в книге «Самопознание», характеризуя эту сложную эпоху, отмечал, что многие видели в православных подвижниках чуть ли не своеобразных теософов, «посвященных», к которым часто прибегали в поисках истины, а не в поисках спасения:
«Интеллигенты, возвращавшиеся к Православию, почитали старчество и искали духовного руководства старцев. В те годы обращенность к старцам была более характерна для интеллигенции, которая хотела стать по-настоящему православной, чем для традиционно-бытовых православных, которые никогда от церковного православия не отходили. Старцев почитали не только новые православные, но также далекие от церкви теософы и антропософы. Они видели в старцах посвященных».
Однако многие мыслители и богословы, обращаясь к монашеству и монастырям, видели в русских обителях огромный духовный потенциал. Русский религиозный философ С.Н. Трубецкой писал:
С.Н. Трубецкой
«Монастыри – это самое драгоценное сокровище нашей жизни, наша гордость, с каким бы высокомерным презрением не относились к ним те, кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том, ради чего столь многие люди избирают этот жертвенный путь. Можно, конечно, говорить и о распущенности нравов в некоторых монастырях; и о лености, о бездельничание монахов, и об их пороках, – нигде контраст между идеалом и жизнью не был так велик, как в монастырях, хотя и нигде больше он не переживался так глубоко и мучительно. Мы ценим монастыри, как учреждение, в котором учение Церкви выразилось в самой жизни… Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки, ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен. Они были местом духовного и нравственного воспитания народа».
Прикоснуться к сокровенной жизни монашества начала XX века позволят воспоминания и мемуары, которые опубликованы в книге, где представлены материалы и по истории оптинского старчества.
О преподобном оптинском старце Иосифе
- Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»
О преподобном оптинском старце Анатолии (Потапове)
- Свящ. Владимир Быков «Тихие приюты для отдыха страдающей души»
- Свящ. Сергий Дурылин «Из воспоминаний», «В своем углу»
- В.Ф. Марцинковский «Записки верующего»
- Свящ. Василий Тигров «Святой уголок»
- Г.Н. Трубецкой «Поездка в Оптину Пустынь»
- И.Г. Чулкова «Воспоминания об о. Анатолии Оптинском»
О преподобном оптинском старце Варсонофии
- Иером. Никон (Беляев) «Из дневника»
- Елена Шамонина «Воспоминания о Батюшке»
- Прот. Василий Шустин «Из записей об оптинских старцах»
- Мария Азачевская «Воспоминания об оптинском старце Варсонофии (Плиханкове)»
О преподобном оптинском старце Нектарии
- Митр. Вениамин (Федченков) «Святой старец отец Нектарий (Тихонов)»
- H.A. Павлович «Воспоминания о старце Нектарии (Тихонове)»
- Митр. Вениамин (Федченков) «Записки о старце Нектарии»
- Архим. Борис (Холчев) «Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии»
- Материалы по истории Оптиной Пустыни
- И.М. Концевич «Оптина Пустынь и ее время»
- С.А. Нилус «Из записок»
- Монахиня Амвросия (Оберучева)«Очерки из многолетней жизни»
- Монахиня Любовь «Отец Рафаил Оптинский: Из воспоминаний»
- Монахиня Мария (Добромыслова) «Записки об оптинском музее»
Из небольших, иногда достаточно фрагментарных частных воспоминаний складывается большая картина монашеской жизни в России в начале XX века. Это и Оптина Пустынь, и Зосимова пустынь, Московский Даниловский монастырь и многие другие обители, куда стремилось сердце русского человека, и где в эти непростые времена находило утешение, мудрый совет и молитвенное укрепление.
Источник
Радость кроткого любящего духа
Антологию под заголовком «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала ХХ века», выпустило издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. И продемонстрировало любопытный пример того, как одна и та же книга может стать и прекрасным научным пособием — например, по истории Отечества, и увлекательным чтением для самой широкой аудитории.
Церковь, и, в частности, монашеская жизнь на рубеже эпох — эта тема объединила тексты, включённые в сборник. А его подзаголовок «Живые голоса эпохи» пожалуй, говорит сам за себя. В книгу вошла мемуарная проза, написанная людьми, пережившими трагический перелом в истории страны — революцию 1917 года. Людьми, чьи жизни этот перелом навсегда разделил на «до» и «после».
По схожему принципу поделён на две части сборник. Первая называется, как и сама книга, «Радость кроткого любящего духа». В неё вошли воспоминания о монастырях и подвижниках благочестия той поры, когда до трагедии оставалось уже недолго, но обители ещё жили той своей спокойной, размеренной и глубокой молитвенной жизнью, к которой устремлялись со всех концов паломники. Среди них — журналист и литературный критик Александр Глинка-Волжский. В сборник вошли его воспоминания о поездке в Саров — «В обители святого Серафима». Раннее солнечное утро, Литургия в Успенском соборе, нарядные прихожане. «Мы всем селом нынче здесь», — делится с автором случайный собеседник. Простое, в сущности, описание одного дня в Саровской пустыни предстаёт невероятно глубоким портретом души русского человека, не мыслящего себя и своей жизни без Бога, без Церкви.
А Елена Шамонина в очерке «Воспоминания о Батюшке» рассказывает об Оптинским старце Варсонофии, встречи с которым превратили самонадеянную и дерзкую особу в кроткую монастырскую послушницу.
Вторая часть сборника носит говорящее название «После разгрома. ». Но авторы собранных в ней мемуаров, кажется, с неохотой говорят о том, как пустели обители, и замирала под жестоким давлением новой власти монашеская жизнь в России. Так, например, схимонахиня Анна (Теплякова) в своих воспоминаниях «Женская Оптина» — о Борисоглебской Аносиной пустыни — делает акцент на светлых моментах. Как ранним утром шла от станции пешком через лес, как показались вдруг из-за деревьев купола обители, в которой ей суждено было прожить несколько счастливых лет.
В наши дни, когда монастыри возрождаются, так легко в любой момент отправиться в паломничество. Гораздо сложнее глубоко, всей душой почувствовать «Радость кроткого любящего духа». Удивительная книга о монастырях и монашестве в русской жизни начала ХХ века поможет ощутить эту радость!
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Источник
Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала ХХ века. Живые голоса эпохи
| Артикул: 28865 Формат(мм): 141*27*218 Количество страниц: 400 Год издания: 2017 ISBN: 978-5-699-94752-2 Гриф ИСРПЦ: Р17-701-0001 Количество в упаковке: 12 Издательство: Эксмо Москва Все книги этого издательства Тип обложки: твердая |
Дополнительная информация о книге
Содержание
От редакции – 10
РАДОСТЬ КРОТКОГО ЛЮБЯЩЕГО ДУХА. 1900-1917
Свящ. Владимир Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души – 15
Митр. Вениамин (Федченков). Святой старец отец Нектарий (Тихонов) – 22
Свящ. Сергий Дурылин. Из воспоминаний – 25
И.М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время – 27
В.Ф. Марцинковский. Записки верующего – 31
Иером. Никон (Беляев). Из дневника – 33
Елена Шамонина. Воспоминания о Батюшке – 40
Свящ. Василий Тигров. Святой уголок – 59
Т.Н. Трубецкой. Поездка в Оптину Пустынь – 61
Прот. Василий Шустин. Из записей об оптинских старцах – 66
Мария Азачевская. Воспоминания об оптинском старце Варсонофии (Плиханкове) – 72
Еп. Арсений (Жадановский). Из воспоминаний – 88
Митр. Вениамин (Федченков). Зосимова пустынь – 95
В.Ф. Марцинковский. Записки верующего – 98
▪ Из воспоминаний – 100
▪ Старец Алексий Зосимовой Пустыни – 102
Н.А. Бердяев. Из воспоминаний – 108
С.И. Фудель. Из воспоминаний – 110
Л.А. Тихомиров. Из дневников – 115
Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Из писем Николаю II – 117
К.Д. Бендеров. Соловецкий монастырь – 122
И.С. Карпов. По волнам житейского моря – 124
Митр. Евлогий (Георгиевский). Из воспоминаний – 137
С.А. Нилус. Голос веры из мира торжествующего неверия. Поездка в Саровскую пустынь – 139
Свящ. Петр Поляков. Из путевых набросков и впечатлений паломника – 143
В.В. Розанов. По тихим обителям – 150
Митр. Евлогий (Георгиевский). Из воспоминаний – 156
А.С. Блинка-Волжский. В обители преподобного Серафима – 158
Свящ. Николай Кузьмин. Поездка в Саров – 162
Н.Н. Лендер (Путник). Поездка в Саровскую пустынь – 166
Митр. Евлогий (Георгиевский)
▪ [Леснинский монастырь] – 168
▪ [Почаевская лавра] – 171
В.Ф. Марцинковский. Записки верующего – 174
Игумен Филимон (Никитин). Что вспомнилось о Валааме – 177
Е.Л. Четверухина. Из воспоминаний – 183
С.И. Фудель. Из воспоминаний – 190
Свящ. Владимир Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души – 192
Еп. Арсений (Жадановский). Схиигумения Фамарь (Марджанова) – 196
Архиеп. Никон (Рождественский). Из дневников – 200
Протопр. Георгий Шавельский. Русская Церковь пред революцией – 205
Митр. Арсений (Стадницкий). Из дневников – 217
«ПОСЛЕ РАЗГРОМА..» 1917-1939
Свящ. Сергий Дурылин. В своем углу – 223
Н.Г. Чулкова. Воспоминания об о. Анатолии Огггинском – 230
И.М. Концевич. Оптина Пустынь и ее время – 233
Н.А. Павлович. Воспоминания о старце Нектарии (Тихонове) – 239
Митр. Вениамин (Федченков). Записки о старце Нектарии – 242
Архим. Борис (Холчев) Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии – 246
Монахиня Амвросия (Оберучева). Очерки из многолетней жизни – 251
Монахиня Любовь. Отец Рафаил Оптинский: Из воспоминаний – 258
Монахиня Мария (Добромыслова). Записки об оптинском музее – 261
А.П. Арцыбушев. Милосердия двери – 266
В.Я. Василевская. Катакомбы XX века. Воспоминания – 269
С.А. Волков. Последние у Троицы – 271
Князь С.М. Голицын. Записки уцелевшего – 273
С.П. Раевский. Сергиев Посад и его обитатели – 275
Н.А. Верховцева. Насельники святой веси – 278
Прот. Сергий Сидоров. Записки – 285
Схимонах Михаил (Карелин). Воспоминания о Данилове – 292
А.И. Розанова. «Жизнь — море, а батюшка — компас. » – 297
Монахиня Екатерина (Чичерина). «По вере вашей да будет вам. » – 300
▪ Из жизни православной Москвы XX века – 307
▪ Сокровенная память души: Записки старого москвича – 311
Схимонахиня Даниила (Мачкина)
▪ «За Владыкины молитвы. » – 314
▪ Из бесед с прихожанкой Данилова монастыря – 316
▪ Воспоминания духовной дочери архим. Серафима (Климкова) – 321
Прот. Валериан Кречетов. О Даниловом монастыре, Владыке Феодоре и Даниловцах – 323
Схимонахиня Анна (Теплякова)
▪ О Даниловом монастыре – 330
▪ «Женская Оптина» – 334
Схимонахиня Игнатия (Пузик)
▪ Высоко-Петровский монастырь в 1920-1930-е годы – 336
▪ Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь – 345
▪ Старчество на Руси – 346
А.Э. Левитин (Краснов-Левитин). Лихие годы, 1925-1941 – 350
Монахиня Вероника (Котляревская). Воспоминания монахини – 357
П.П. Окунев. Дневник москвича – 367
Монах Меркурий (Попов). Записки монаха исповедника – 369
Монахиня Сергия (Клименко). Мои воспоминания – 372
К.С. Родионов. Воспоминания – 376
Протопр. Михаил Польский. Новомученики в Раифе избиенные – 380
Монахиня Серафима (Осоргина). Из воспоминаний о матушке схиигумении Фамари – 382
М.М. Веселовская. Мои воспоминания об игумении Фамари – 385
Источник