Работа школьного психолога с эмоциональной сферой

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .
методическая разработка по психологии по теме

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы.

Скачать:

Вложение Размер
programma.docx 42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях внеклассной работы.

Содержание цикла рассчитано на 5 недель, по 2 раза в неделю. Основные занятия – творческие задания, соответствующие особенностям детей данного возраста.

Задания направлены на развитие положительных эмоций, творческих способностей, самоконтроля.

Руководство группой осуществляет психолог совместно с классным руководителем. Занятия проходят в группе, оптимальный состав которой –11-12 лет. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы. Для организации деятельности детей предлагается различное расположение мебели в классе для занятий.

Содержание занятий предполагает смену видов деятельности. В начале и в конце занятия проводятся особые ритуалы, которые могут включать гимнастические, психологические упражнения. Включение подобных заданий способствуют психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка.

Задания строятся в форме игры, дискуссии, беседы.

Каждое занятие предполагает наличие ритуала начала и конца занятия.

В исследуемой группе таковым является ритуал «Волна»: дети сидят в кругу, держатся за руки; ведущий нажатием руки передаёт сигнал, который получает каждый ребёнок. Это способствует сплочению коллектива и погружению в мир своих эмоций.

Тема: Введение. Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях.

Проведение опросника «Описание уверенности в себе» Рейзаса.

Упражнение 1. «Гимнастика с запаздыванием» — вся группа повторяет за одним из её участников обычное гимнастическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает.

Упражнение 2. «Передача ритма по кругу» — вслед за одним из участников все члены группы поочерёдно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Упражнение 3. «Займи стул» — один член группы сидит на стуле. Предлагается каждому присутствующему любыми способами, кроме грубого физического вмешательства, занять этот стул.

Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

1. Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание — не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ — тот, который на самом деле выражает твое мнение.

3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

После того как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с этими правилами, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать о том, что плакат этот на занятиях всегда будет у них перед глазами.

Ритуал принятия правил. Ведущий «торжественно обещает» следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое.

Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.

Домашнее задание: придумай свой «запрещающий знак», указывающий — «не хочу говорить», «не хочу участвовать».

Тема: Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.

Ритуал начала занятия.

Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через упражнение № 2.

Упражнение 4. «Хвалить или ругать?»

Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются легким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то свое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть упражнения — перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила те же — каждый повторяет все, что было сказано до него, и предлагает свое. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.

Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно. Задача ведущего — вывести школьников на представление о чувстве собственного достоинства.

Упражнение 5. «Я не такой, как все, и все мы разные».

Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что кажд ый человек — особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Что еще важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.

Упражнение 6. «Мой портрет в лучах солнца».

Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» — следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Тема: Чувство собственного достоинства (продолжение). Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь.

Ритуал начала занятия.

Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее — эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чем I различны, что дает нам возможность и что мешает понимать друг друга.

Что такое — уважение к чувствам другого человека?

Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?

Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Если в группе уже установилась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с

«Положением об обратной связи». Это Положение представлено

на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идет об обратных связях. Ниже приводится предлагаемый нами вариант Положения.

Положение об обратных связях

Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

Помни: 1 .Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.

2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте. », «Ты должен. » — под запретом.

Внимание: Обратная связь — не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, «обратная связь» может быть введена позже или даже не вводиться совсем. После того как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит, чтобы выполнялись требования к обратной связи, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:

— Трудно или легко было выполнять это задание?

— Понадобилось много лучей или мало?

— Много ли потребовалось времени?

Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.

Упражнение 6. «Скульптура».

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, показывают мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Домашнее задание: Ответь на вопрос: «Кто Я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Источник

Результативность работы педагога –психолога по развитию эмоциональной сферы у детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

педагог-психолог МАУ «ЦППМиСП»: Н.А.Котлярова

Актуальность проекта Одностороннее развитие интеллекта у детей (в том числе у детей с ОВЗ и с инвалидностью) обедняет эмоциональную сферу ребенка, не давая ей полноценно развиваться; увеличивается темп, напряженность и насыщенность современной жизни, что негативно влияет на эмоциональное состояние детей, нарушает их психологическое развитие, способствует дезадаптации.

Цель проекта: формирование «эмоционального интеллекта» у детей предшкольного и младшего школьного возрастов. Основные задачи проекта: Изучить эмоциональную сферу у детей, посещающих ИКЗ, на подготовительном и заключительном этапах проекта; Разработать программу по развитию «эмоционального интеллекта» у детей предшкольного и младшего школьного возрастов; Познакомить обучающихся с базовыми эмоциями, научить распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл; Снизить психоэмоциональное напряжение ребенка, тревожность и агрессию; Развить навыки произвольной саморегуляции эмоционального состояния у детей.

Ожидаемый результат: 1. Улучшение эмоционального состояния детей. 2.Формирование у детей представлений о базовых эмоциях и чувствах. 3.Обеспечение осознанного участия семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка. 4.Позитивная динамика в развитии эмоциональной сферы детей (позитивное психоэмоциональное состояние ребенка, контактность, соответствующее возрасту поведение).

Методологическая основа программы Теория фундаментальных эмоций К. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются отдельно от других как самостоятельный переживательно – мотивационный процесс стороны, и как фундаментальный личностный процесс. Теоретические положения Л.С. Выготского об эмоциях как о центральном звене психической жизни человека. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец указывали, что только согласованное функционирование двух систем – интеллектуальной и эмоциональной, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Эмоциональное состояние человека – это основа основ его не только психического, но и соматического благополучия.

Основной этап проекта: Занятия с детьми по «Программе развития эмоциональной сферы детей предшкольного и младшего школьного возрастов «Страна эмоций»; консультации для родителей «Приёмы развития «эмоционального интеллекта» ребёнка».

При реализации программы использованы следующие формы и методы работы : беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, проблемные ситуации, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.

Артметод с использованием стола для рисования песком

Песочная терапия как метод снятия негативных эмоций и получения позитивных

Для закрепления изучаемого материала используются новые методы работы с детьми в виде лэпбуков (папки с карманами) с заданиями по развитию («Квестбук «Путешествие в страну Эмоций»).

Итоги диагностики детей по программе В диагностике принимали участие 15 человек в возрасте 7 – 12 лет. Обследование проводилось в два этапа. На начальном и заключительном этапах дети по 10-ти балльной шкале (адаптация методики Дембо-Рубинштейна) оценивали степень выраженности своих эмоций. Результаты показывают положительную динамику по состояниям «радость», «удивление» и снижение числовых показателей по эмоциям «грусти», «злости», «обиды», «страха».

Средние значения эмоциональных состояний представлены в диаграмме 1.

По ПКС «Статус» (МГНПП «Иматон») проведено обследование по методике Люшера. Выявлена положительная динамика по интегральному показателю (ИП) (основному показателю нервно-психического состояния детей), по суммарному отклонению от аутогенной нормы (СО) и вегетативному коэффициенту (ВК) (Диаграмма 2).

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-880382

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью