Пути формирования эмоционально волевой устойчивости

Эмоционально-волевая устойчивость

Эмоция — это непроизвольный сигнал, он не имеет отношения от волевого усилия, но есть у него информационная и оценочная функцию, которая только в дальнейшем способствует осмысленному субъективному пониманию ситуации и дальнейшего преодоление нынешней обстоятельств. В напряженных ситуациях волевые усилия контролируют эмоциональным фоном индивида, а также формируются необходимые умения и опыт для адаптации к определенным жизненным условиям. Данные навыки позволяют индивиду намного быстрее принимать решения, то есть неосознанные ответные реакции протекают куда быстрее, по сравнению, например, с проблематичной ситуацией, в которой человек оказывается впервые и вынужден прикладывать когнитивные усилия для ее разрешения. Важным фактором в подобных ситуациях является неразрывность эмоциональным реагированием и волевой регуляцией. Этому аспекту в научных исследованиях уделяется внимание только в рамках формирования стрессоустойчивого поведения. Исходя из этого актуальным остается постоянное развитие навыков эмоционально-волевой саморегуляции. Обратимся к определению эмоционально-волевой устойчивости, и так как тема моего исследования связана с социально взаимодействии в организации, к уточнению профессионально-психологической устойчивости:

Эмоционально-волевая устойчивость — способность психики сохранять высокую функциональнуюактивировать в условиях воздействия стрессоров, фрустраторов как в результате адаптации к ним, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции[6].

Профессионально-психологическая устойчивость Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий[19]. В данном случае мы говорим об устойчивости как о адаптации саморегуляции индивида, умении ловко подстраиваться в разных внештатных ситуациях, скорость приспособления и постоянство функций. Психологическая устойчивость личности взаимосвязана с эмоциональному стазису и высоким показателям качественных характеристик воли.

Формирование профессиональных компетенций в сфере эмоционально-волевой регуляции предстает единым комплексом, представленным совокупностью явлений внутренней мотивации и готовности к самоанализу и рефлексии, способностями к осознанной самооценке и самоконтролю, стремлением выйти за рамки специфической профессиональной деятельности в усвоении психологических знаний и умений. Понятие социально-трудовых отношений непосредственно взаимосвязано с профессиональной деятельностью и изучением отношения в процессе труда.

Социально-трудовые отношения — объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда и связанными с ним сферами деятельности, направленные на реализацию целей предприятия и регулирование качества трудовой и связанных с ней сфер жизни индивида[13]

Следовательно, помимо трудовых отношений имеют место быть отношения вне трудового процесса, естественным образом оказывающие влияние на процесс и порождающие способы и результат взаимодействия, социально-трудовые отношения.

В работах Л.И. Божович понятие психологической устойчивости рассматривается как отражение формирования определенных форм поведения в социуме и личных нравственных аргументов. Мотивы психологической устойчивости по своему происхождению социальные, а нравственные по своему содержанию. В своих исследования изучению феномена устойчивости личности В.Э. Чудновский понимал под ней способность человека сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции, владеть определенными механизмами защиты по отношению к явлениям, которые не схожи с его личными взглядами, убеждениям и так далее. То, как ведет себя индивид в тех или иных ситуациях, определяется парой противоположных действий, а именно попытки изменить обстоятельства и попытки примириться и адаптироваться к ним. Исходя из работ В.Э. Чудновского, выделяем четыре уровня устойчивости личности:

● Первый уровень – ситуационная неустойчивость. Для этого уровня характерно превосходство примитивных потребностей, удовлетворение которых обусловлено ситуационными факторами. Следовательно, здесь мы наблюдаем низкий уровень нравственной саморегуляции.

● Второй уровень – неустойчивость, обусловленная отсутствием содержательного фактора отдаленной ориентации. Этот уровень характеризует превосходство узколичностных потребностей, хотя их удовлетворение опосредовано отдаленной целью.

● Третий уровень – устойчивость личности, в основе которой находятся неоднозначные по своему содержанию виды отдаленной ориентации, позволяющие индивиду выйти за пределы узколичностных интересов.

● Четвертый уровень – высший уровень устойчивости личности, опосредованный коллективной направленностью. На этом уровне определяющей является потребность в достижении коллективной цели, характер отдаленной ориентации выводит индивида за пределы узколичностных потребностей, способствуя освобождению от ситуации.

Одной из фундаментальных теорий, посвященных изучению устойчивости личности, является «Структурно-динамическая концепция» К. Левина. По мнению автора, потребность – это двигатель человеческого поведения, некое динамическое состояние, возникающее у индивида в результате какого-либо действия[13].

Эмоциональную устойчивость можно рассмотреть, как совокупность личностных качеств, по мнению О.А. Сиротина, в это понятие входит функциональность когнитивных и нравственных сфер личности, качественные характеристики воли и непосредственный жизненный опыт. Исходя из совокупности этих качеств, индивид в меру своих возможностей преодолевает различные жизненные ситуации и может быть в них успешен при выгодном их соотношении[35]. Психологи Е.П. Крупник, Л.В. Куликов эмоциональную устойчивость определяют, как синтетическую категорию двух психических проявлений индивида изменчивости и стабильности. В связи с тем, что довольно развитая эмоциональная устойчивость — это гарантия выносливости индивида. Стабильность является залогом сохранности психики человека в постоянно изменяющихся условиях его жизнедеятельности и механизмом, регулирующим направленность поступков, которым подвержены деформирующему воздействию внешних и внутренних факторов. Другая сторона стабильности – она может быть залогом инертности психических проявлений, что затрудняет приспособление к новым ситуациям. Изменчивость же психических проявлений индивида характеризуется как «текучесть» психических структур субъекта под влиянием меняющихся независимо или зависимо от него внешних и внутренних средовых факторов. Следовательно, эмоциональная устойчивость, как конструктивное свойство личности, характеризуется гибкостью и пластичностью психических свойств и качеств человека, его способностью к саморегуляции и самоорганизации своего поведения[22][25].

Источник

Пути и условия формирования эмоционально–волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

Наиболее сильное угнетающее воздействие в бою оказывающее влияние на формирование эмоционально — волевой устойчивости являются людские потери — ранение и

Пути и условия формирования эмоционально–волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

Другие курсовые по предмету

Тема: ПУТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

. Особенности формирования эмоционально — волевой устойчивости в современном бою

.1 Современный бой и его влияние на психику воинов

.2 Эмоционально — волевая устойчивость военнослужащего

. Пути и условия формирования эмоционально-волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

.1 Особенности эмоционально — волевой устойчивости в процессе боевой подготовки

.2 Работа ЗКРВР по формированию эмоционально — волевой устойчивости у военнослужащих в процессе боевой подготовки

офицерский военнослужащий бой психика

Современный этап строительства Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет качественно новые требования к офицерским кадрам, организации, содержанию и методике всестороннего обеспечения деятельности военнослужащих в условиях современной России.

Необходимость коренных перемен в системе воспитания военнослужащих вызвана наблюдающимся противоречием между социально-экономической и политической обстановкой в стране, возрастанием сложности решаемых войсками боевых задач и реальными экономическими возможностями Российского государства.

Несмотря на некоторые позитивные успехи в системе воспитательной работы, вместе с тем, следует отметить, что снижение престижа военного образования, трудности и риск офицерской службы в «горячих точках», совершенно недостаточный уровень материального и социального обеспечения военнослужащих приводят к увольнению в запас большого числа курсантов, слушателей и молодых офицеров.

Возникновение, развитие и смена боевых ситуаций при выполнении боевых и учебно-боевых задач представляет собой боевую деятельность командира при управлении огнем в ходе отражения ударов противника.

Вместе с тем, еще недостаточно исследованы сущность, содержание, формы и методы собственно педагогического обеспечения деятельности военнослужащих в боевой обстановке, недостаточно уделяется внимание психологической подготовки военнослужащим для ведения активных боевых действиях в различных условиях, особенно в вопросах эмоционально — волевой устойчивости , ведь от того побежит солдат или нет, будет зависеть в целом выполнение задачи подразделением. также пути и условия его совершенствования с учетом боевого опыта подразделений в Чеченской республике, в других «горячих точках».

Войсковая практика учит, что успешной деятельность может быть только в том случае, если противник воспринимается адекватно. Упрощенное восприятие вооруженного преступника, легковесное к нему отношение приводит, как правило, к таким результатам, цена которых измеряется жизнью военнослужащих, не выполнением поставленной задачи. События в Чечне убеждают: воин будет уверен и спокоен, зная, что: командир, штаб, аппарат по воспитательной работе — профессионалы, мастера организации боя и руководства войсками; связь обеспечена, товарищи-профессионалы своего дела и поддержат в бою, техника надежна, боевой ресурс в достатке, тыл все имеет и все вовремя подаст, раненому или психотравмированному помогут, убитого отправят на родину и захоронят, а страна будет гордиться своими защитниками и вечно хранить их память. Гарантией всему может быть то, что армия и народ едины: армия — это почти весь народ, как было в годы ВОВ или это — родной сколок со всего общества, а не отрезанный кусок.

1. Особенности формирования эмоционально — волевой устойчивости в современном бою

.1 Современный бой и его влияние на психику воинов

Современный бой — это суровое испытание физических и духовных сил воина, его способности активно противостоять действию экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов, сохранять волю и решимость, до конца выполнить поставленную ему боевую задачу. Одновременно он представляет собой ожесточенную борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей военнослужащих противоборствующих сторон.

В функционировании психики воина в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их — значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, с которыми встретятся военнослужащие в бою и реально использовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над врагом.

В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность воина, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики. Третьи не оказывают заметного влияния на боевое поведение.

Для военной психологии важно знать, что определяет психологические реакции, состояния и действия военнослужащих в бою, то есть каковы факторы (причины, движущие силы, существенные обстоятельства) обуславливающие их боевую деятельность.

Внешние факторы можно разделить на социальные и боевые.

Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный — самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, от степени ее популярности в сознании масс. Образ войны в сознании людей приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости и от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения страны физически и психологически принимает в них участие.

Отношение народа к войне влияет на боевую активность воинов трояко.

Во-первых, благодаря работе механизмов психического заражения, внушения, подражания, военнослужащие усваивают господствующий в обществе настрой, формируют соответствующие установки и мотивы боевого поведения. Еще в начале века военные психологи России отмечали , что «воин, будучи сколком своего народа верно и точно отражает как доблести, так и немощь своего народа», что никакой энтузиазм в армии невозможен, когда не будет его в Отечестве». Анализ хода и исхода вооруженных конфликтов последнего времени убедительно подтверждает психологическую закономерность: победоносные войны имеют в своей основе идеи, понятные и близкие сердцу бойца и всего народа.

Во-вторых, боевая готовность воинов в большой степени определяется отношением народа к своей армии. Эта закономерность выявлена военными психологами еще в прошлом веке. Так, Зенченко М.В. подчеркивал, что для мощи войск необходимы симпатии всего населения, а Агапеев А. на примере отношения народов Германии и Франции к своим армиям показал, что оно является существенным фактором достижения победы в бою. Действие этой закономерности отчетливо ощущалось в ходе войны США во Вьетнаме, боевых действий наших войск в Афганистане и в более поздних вооруженных конфликтах.

В третьих, солдаты заражаются эмоциональным отношением народа к противнику, что также существенно влияет на активность их боевых действий. Опыт войны убедительно показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике лютого и ненавистного врага, посягающего на свободу и достояние их Родины. А это означает, что всякая война требует длительной работы по формированию военного сознания людей.

Другим социальным фактором в значительной мере определяющим поведение воина в бою является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих. Анализ боевых действий показал, что отделения, экипажи, расчеты, состоящие из хорошо знавших друг друга военнослужащих (родственников, земляков и др.) проявляли большую активность, инициативу, стойкость. В последнее время в армиях ведущих государств мира большое внимание уделяется созданию в воинских подразделениях «системы товарищеской поддержки. Считается, что уверенность в сослуживцах, в том, что они придут на помощь в нужный момент, является важным условием решительных и самоотверженных боевых действий каждого солдата.

Боевые факторы — широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид, условия и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, надежность средств защиты, временные, природно-географические, погодно-климатические условия, объем и соотношение потерь сторон.

О специфике влияния видов боевого действия и ОМП на психику и поведение воинов будет сказано в отдельной главе. В последнее время военные специалисты все более настойчиво говорят о возможности появления на полях сражений оружия несмертельного действия (ОНД) и психотронного оружия, которые по своим характеристикам приближаются к ОМП. Можно прогнозировать, что полная обездвиженность боевой техники, выход из строя систем оружия и управления одновременно и на больших площадях, ослепление военнослужащих и др. окажут на человеческую психику шокирующее воздействие. Не исключается и прямое воздействие на психику воинов посредством распыления над частями и подразделениями психотропных средств (нейродепрессантов, обездвижетелей и др.), облучения

Источник

Оцените статью