Публицистика лихачева отличается подчеркнутой сдержанностью чувств

Публицистика лихачева отличается подчеркнутой сдержанностью чувств

Фонетика и орфоэпия. Русский язык для нас

Фонетика и орфоэпия ⇒ Егэ

Сообщение Ксения9886 » 03 май 2011, 14:59

(1)Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря
ландшафту и климату. (2)Красоту русской природы создавал своим
многовековым трудом русский крестьянин. (3)Он пахал землю и тем задавал
определенные габариты своей пашне, проходя по ней плугом. (4)Поэтому
рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его
способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть
назад, а потом снова вперед. (5)Распахивая землю, человек убирал в ней все
резкие бугры, камни. (6)Хождение крестьянина за плугом, сохой, бороной не
только создавало полосыньки ржи, но ровняло границы леса, формировало
его опушки, создавало плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или
озеру. 11
(7)А с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (8)
Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, идущих в унисон
друг с другом, точно голоса в древнерусских песнопениях. (9)Пахарь
укладывал борозду к борозде, как причесывал, как укладывал волосок к
волоску. (10)Так лежат в избе бревно к бревну, в изгороди — жердь к жерди, а
сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги, как
стадо, идущее к водопою.
(11)Тот, кто был в Кижах, видел, вероятно, что вдоль всего острова тянется
каменная гряда. (12)Гряда высокая, она плавно изгибается, точно хребет
гигантского животного, повторяя изгибы бегущей рядом дороги. (13)Этот
хребет образовывался столетиями. (14)Крестьяне освобождали свои поля от
камней — валунов и булыжников — и сваливали их здесь, у дороги. (15)Так
образовывался ухоженный рельеф большого острова, весь дух которого
пронизан ощущением многовековья.
(16)Можно сказать, что пейзаж на Руси в основном формировался
усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости
природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения
равновесия, которые невольно вносил в нее человек. (17)Ландшафт
создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что
так или иначе нарушил человек, а с другой — человеком, мягчившим землю
своим трудом и смягчавшим пейзаж. (18)Отметим, что обе эти культуры как
бы поправляли друг друга и создавали гармоничность русской равнины.
(19)Таким образом, отношения природы и человека строятся по принципу
взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за
счет другой

1,Из предложения 6 выпишите слово, образованное бессуффиксным
способом.

2,Из предложений 16-17 выпишите все прилагательные.

3,Из предложений 13-14 выпишите подчинительное словосочетание со
связью ПРИМЫКАНИЕ

4,Среди предложений 15-19 найдите сложное предложение, в состав
которого входит односоставное безличное предложение. Напишите
его номер

5,Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленными
приложениями. Напишите номер этого предложения

6Среди предложений 10-17 найдите сложноподчиненное предложение
с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого
сложного предложения

7,Среди предложений 11-15 найдите такое, которое соединяется с
предыдущим при помощи указательного наречия. Напишите номер
этого предложения.

8,В публицистике Д. С. Лихачева эмоциональность речи
сочетается
с
точностью
выражения
мысли.
Среди
лексических средств художественной выразительности
следует отметить __________ (А) (среднерусский — русский
в предложениях 1-2, природа, культура, человек в
предложениях 17, 18, 19). Не раз в тексте используется такой
троп, как __________ (Б) (предложения 16, 17). В синтаксисе
текста особенности стиля проявились в употреблении
__________ (В)
(предложения
8,
12),
а
также
часто
используемых __________ (Г) (предложения 5, 6, 7).
Список терминов:
1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) диалектизм (-ы)
3) вводные слова
4) лексический(-е) повтор(-ы)
5) ряд однородных членов
6) восклицательное(-ые) предложение(-я)
7) гипербола(-ы)
8) метафора(-ы)
9) парцелляция(-и

Источник

Публицистика лихачева отличается подчеркнутой сдержанностью чувств

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Проза Д.С. Лихачёва обладает собственным стилем, отличающимся узнаваемой лаконичностью формы и неповторимой глубиной содержания. Автор в представленном тексте, как и в большинстве своих произведений, использует очень мало тропов. И это вполне закономерно. Он рассуждает о сложных вещах — вечных ценностях — и стремится сделать свои размышления доступными, понятными, честными, лишёнными чрезмерного формального пафоса. Из встречающихся в тексте тропов стоит отметить, пожалуй, лишь (А)_____ (в предложении 15). Зато в тексте очень часто встречается такое лексическое средство, как (Б)_____ (добро, добрый в предложениях 1–3), и такое синтаксическое средство, как (В)______ (в предложениях 3, 24, 29 и т. д.). В синтаксисе стоит отметить также (Г)_____(предложения 6, 18): это добавляет экспрессии, передаёт эмоции автора»

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) лексический повтор

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Источник

Публицистика лихачева отличается подчеркнутой сдержанностью чувств

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждения Д. С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённые напускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрывают внутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мы отнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как (А)______ (предложения 5–6), автор вовлекает читателя в процесс размышлений, делает участником разговора о вечных ценностях. В лексике, стремясь подчеркнуть важность определённых понятий, Лихачёв очень активно использует (Б)_____ (добро — зло, прошлое — будущее). Вероятно, с этой же целью автор применяет такой лексико-синтаксический приём, как (В)_____ (в предложениях 25–27). В синтаксисе Д. С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтение простым предложениям, однако, чтобы избежать “рубленых” фраз, обогащает их (Г)______ (например, предложения 3, 11, 16)».

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Источник

Готовимся к ЕГЭ 2020.Задания №22,23,25,26.

Лидия Николаевна Белая

Готовимся к ЕГЭ 2020.

1.Прочитайте текст и выполните задания22,23,25,26.

(1)Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату. (2) Красоту русской природы создавал своим многовековым трудом русский крестьянин. (3)Он пахал землю и тем задавал определённые габариты своей пашне, проходя по ней плугом. (4)Поэтому рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперёд. (5)Распахивая землю, человек убирал в ней все резкие бугры, камни. (6)Хождение крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавало «полосыньки» ржи, но ровняло границы леса, формировало его опушки, создавало плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру.

(7)А с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъёмы! (8)Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, идущих в унисон друг с другом, точно голоса в древнерусских песнопениях. (9)Пахарь укладывал борозду к борозде, как причёсывал, как укладывал волосок к волоску. (10)Так лежат в избе бревно к бревну, в изгороди — жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги, как стадо, идущее к водопою.

(11)Тот, кто был в Кижах, видел, вероятно, что вдоль всего острова тянется каменная гряда. (12)Гряда высокая, она плавно изгибается, точно хребет гигантского животного, повторяя изгибы бегущей рядом дороги. (13)Этот хребет образовывался столетиями. (14)Крестьяне освобождали свои поля от камней — валунов и булыжников — и сваливали их здесь, у дороги. (15)Так образовывался ухоженный рельеф большого острова, весь дух которого пронизан ощущением многовековья.

Можно сказать, что пейзаж на Руси в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в неё человек. (17)Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть всё, что так или иначе нарушил человек, а с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. (18)Отметим, что обе эти культуры как бы поправляли друг друга и создавали гармоничность русской равнины.

(19)Таким образом, отношения природы и человека строятся по принципу взаимовлияния двух культур, каждая из которых развивается, обогащаясь за счёт другой. ( По Д. С. Лихачёву )*

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) всемирно известный русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов.

22. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

Крестьяне на Руси не только возделывали поля, но и обустраивали лесные опушки, благоустраивали берега рек и озёр.

Рукотворная каменная гряда на острове Кижи создавалась местными жителями как декоративный элемент пейзажа.

Взаимодействие природы и человека носит особый характер, напоминая взаимовлияние двух равновеликих культур.

4)Формирование ландшафта зависит, как и формирование климата, исключительно от

совокупности природных факторов.

23. Какое из утверждений является ошибочным?

Предложение 4 содержит вывод по отношению к суждению, высказанному в предложении 3 текста.

Предложения 11-12 текста содержат описательный фрагмент.

В предложениях 2-4 представлено рассуждение.

В предложениях 16-18 представлено повествование.

25. Среди предложений 11-15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного наречия. Напишите номер этого предложения.

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В публицистике Д. С. Лихачёва эмоциональность речи сочетается с точностью выражения мысли. Среди лексических средств художественной выразительности следует отметить ____ («среднерусский» — «русский» в предложениях 1-2, «природа», «культура», «человек» в предложениях 17, 18, 19). Не раз в тексте используется такой троп, как____(предложения 16, 17). В синтаксисе текста особенности стиля проявились в употреблении____(предложения 8,12), а также часто используемых____(предложения 5, 6, 7).

Источник

Оцените статью