- Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок-викторина «Край родной» (с раздаточным материалом)
- Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста
Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_po_literaturnomu_chteniyuzashchita_proekta_3klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО
ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что
в современной жизни
нет места сказке?».
Учитель 3 «В» класса
МОУ «Гимназия № 58»
Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».
Учащиеся должны знать : характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.
Учащиеся должны уметь : анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.
I. Организационный момент .
1.Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности .
II. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.
Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри( стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.
Ш. Создание проблемной ситуации.
-Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.
-Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.
(Варианты защиты проекта: альбом , опорная таблица, памятка, игра, книга сказок , спектакль )
IV.Испытание всего проекта.
1.Публичное выступление — индивидуальные проекты.
2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).
Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).
Задания для группы социологов :
1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?
2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?
-Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
И сидим мы, еле дышим
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышно,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постель…
Ну а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну а нам какое дело,-
Говори да говори.
Задания для фольклорной группы:
1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?
2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?
3.Какую роль играли народные обряды?
Сказка- произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.
Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :
Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.
О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.
Учащиеся фольклорной группы исполняют танец и поют русские народные песни : «Уточка», «Я с комариком плясала».
-В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)
Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):
1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?
2.Каковы приметы сказочного жанра?
3.Какую роль играла древняя числовая магия?
Приметы сказочного жанра .(Отличие сказки от других жанров):
и ведут себя как люди.
Магия волшебных чисел.
Какую роль играла древняя числовая магия?
В сказках встречаются числа 3 и 7.
3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).
7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)
Задания для группы исследователей :
1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?
2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?
3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был. В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).
Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.
Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
-На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:
-У кого из зверей фамилия Топтыгин?
-Кого считают царем зверей?
-Кого величают по отчеству Патрикеевна?
-Кого в шутку называют Косым?
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?
-А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)
Вывод: в сказках
о животных -герои животные,
в волшебных — сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),
в бытовых — мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.
Задания для группы авторов :
1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?
2.Расскажите свою сказку .
Малоизвестные народные сказочники:
Александра Петровна Анисимова .- пензенская сказочница.
Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.
Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.
В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».
«Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)
Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.
Расскажите свою сказку , группа авторов
Авторы:Жабская Е. сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.
Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).
VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
VII.Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»
Источник
Урок-викторина «Край родной» (с раздаточным материалом)
Урок-викторина «Край родной» Урок-викторина «Край родной» направлен на повторение и закрепление изученного материала по литературному краеведению в 5 классе. Класс делится на 2 команды. 1. Назовите авторов-земляков, чьи произведения открывают курс «Слово о родной земле». (Константин Симонов, Вероника Тушнова,Александр Яшин, Матрёна Смирнова, Фёдор Ракушин, Борис Милавин) 2. О чём или о ком К. Симонов пишет: «Непобедима, широка, горда»? Назовите это стихотворение (О Родине, «Родина») 3. Восстановите названия русских народных сказок: зелёный, колдун, ава, Варана, охотник, Юрт, Иван, касавица. («Охотник и колдун», «Иван Зеленый», «Юрт-ава», «Красавица Варана»). 4. Что означают слова: шиветь, офту, афцеберь, юрт-ава? Почему в сказке они пишутся с прописной буквы?(швец,портной; медведь, нечистый, домовая баба. Это имена героев сказки «Юрт-ава») 5. Прочитайте отрывок. Назовите сказку и имя автора. Вздохнула девушка и проговорила: — Я у отца и матери в бедности живу и наверно поэтому я тебя никогда не видала. Не прилетала ты к нам. — Нет, девушка, я прилетаю и к бедным, и к богатым, только рилетаю невидимо и неслышимо, а радость даю, какую кто сам пожелает, но только одну на весь век. («Птица Радость», Александра Петровна Анисимова) 6. Восстановите строки стихотворения А. П. Анисимовой: По, светлым, поезда, днём, к, путям, и, огромным, тёмной, мчатся, городам, ночью. (По путям огромным К светлым городам Днём и ночью тёмной 7. О каком дереве написано одно из стихотворений А.П. Анисимовой? Нарисуйте его, вспомнив содержание произведения. Подведение итогов, награждение победителей. Раздаточный материал Восстановите названия русских народных сказок : зелёный, колдун, ава, Варана, охотник, Юрт, Иван, касавица. Восстановите названия русских народных сказок: зелёный, колдун, ава, Варана, охотник, Юрт, Иван, касавица. Что означают слова : шиветь, офту, афцеберь, юрт-ава? Почему в сказке они пишутся с прописной буквы? Что означают слова : шиветь, офту, афцеберь, юрт-ава? Почему в сказке они пишутся с прописной буквы? Прочитайте отрывок. Назовите сказку и имя автора . Вздохнула девушка и проговорила: — Я у отца и матери в бедности живу и наверно поэтому я тебя никогда не видала. Не прилетала ты к нам. — Нет, девушка, я прилетаю и к бедным, и к богатым, только рилетаю невидимо и неслышимо, а радость даю, какую кто сам пожелает, но только одну на весь век. Прочитайте отрывок. Назовите сказку и имя автора . Вздохнула девушка и проговорила: — Я у отца и матери в бедности живу и наверно поэтому я тебя никогда не видала. Не прилетала ты к нам. — Нет, девушка, я прилетаю и к бедным, и к богатым, только рилетаю невидимо и неслышимо, а радость даю, какую кто сам пожелает, но только одну на весь век. Восстановите строки стихотворения А.П. Анисимовой: По, светлым, поезда, днём, к, путям, и, огромным, тёмной, мчатся, городам, ночью. Восстановите строки стихотворения А.П. Анисимовой: По, светлым, поезда, днём, к, путям, и, огромным, тёмной, мчатся, городам, ночью. Источник Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста
1. Развивать речевую активность детей посредством приобщения к литературному наследию Пензенского края (произведения М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, сказки и стихи А. П. Анисимовой). 2. Закрепить умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение). 3. Развивать интерес к художественной литературе Пензенского края, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё. 1. Совершенствовать память, внимание, воображение посредством заучивания поговорок, считалок, стихов, дидактических игр. Социально –коммуникативное развитие: 1. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в игре. 2. Воспитывать патриотизм у детей через приобщение к литературному наследию малой Родины. Оборудование: Лэпбук «Литературное наследие Пензенского края», маски для обыгрывания стихотворения «Белые гуси, красные лапки», А. П. Анисимовой, подвижной игры «В ловилки», табличка «Центр науки»,схемы для опытов: бумага (мнется, бумага (рвется, бумага (мокнет, бумага (пачкается) – по количеству детей, мелки раскрошенные (зеленый, красный, синий, тряпочки влажные, посуда для влажных тряпочек, тарелки одноразовые для воды, контейнеры для мусора. Предварительная работа: чтение, прослушивание и разучивание стихотворений М. Ю. Лермонтова, сказок и рассказов русских писателей – А. И. Куприна, А. П. Анисимовой; слушание и разучивание стихотворений, загадок, считалок, поговорок и пословиц А. П. Анисимовой; игры «Найди, где спрятано», «Белые гуси, красные лапки», «В ловилки»; разучивание поговорок о книгах; придумывание загадок; рисование по произведениям М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, по сказкам А. П. Анисимовой на выбор детей; рассматривание репродукции с картины И. И. Шишкина «На севере диком»: оформление выставок, посвященных М. Ю. Лермонтову, А. П. Анисимовой, А. И. Куприну; прослушивание грамзаписи произведений А. Вивальди «Времена года». Зима»; рассказ воспитателя о детских годах М. Ю. Лермонтова, о творчестве А. И. Куприна, А. П. Анисимовой. Воспитатель говорит, что принесла для детей сюрприз, но он куда – то делся, ищет. Он уточняет, что сюрприз находится где – то в группе в яркой коробке!Воспитатель говорит расстроенным голосом: «Что же делать?» Дети: надо поискать. Воспитатель организует игру «НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО». Дети находят сюрприз (яркую коробку, воспитатель с детьми садятся на коврик и обследуют ее). Воспитатель предлагает подумать, что бы это могло быть? Дети: Игрушки, конфеты и т. д. Не куст, а с листочками Не рубашка, а сшита Не человек, а разговаривает. Ответы детей: книга Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга ЛЭПБУК по теме «Литературное наследие Пензенского края». Воспитатель обращает внимание на необычные кармашки в этой книге! Вот кармашек (1, на нем нарисован знак вопроса «?», спрашивает, что же это означает? Дети: В кармашке находятся загадки, вопросы и т. д. Дети находят в кармашке три фотографии. Воспитатель удивился, кто бы это мог быть. Дети: Это наш земляк, русский поэт М. Ю. Лермонтов. Его имя известно всему миру. Детство поэта прошло недалеко от Пензы, в селе Тарханы. У него очень рано умерла мама, поэтому его воспитывала бабушка. Лермонтов писал стихи о любви к родному краю. А это писатель Куприн А. И. Он родился в Пензенской губернии. Он много рассказов написал о русской природе, собаках. Собаки нравились ему за свою сообразительность и преданность к хозяину. А эта фотография Анисимовой А. П. Она жила и работала на нашей Пензенской земле. Она сочиняла песенки, считалки, потешки, сказки. Воспитатель благодарит детей и спрашивает, какие жанры литературных произведений они знают. Дети: Сказки, рассказы, стихи и т. д. Воспитатель спрашивает, чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений? Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами и сказками такого не бывает. В сказках есть волшебство! В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. В рассказах речь идет о том, что было на самом деле. Воспитатель предлагает поиграть в игру. Дети встают на ковер, а воспитатель читает стихотворения и рассказы. Если дети услышат стихотворение, будут ходить, а если — рассказ (сказку, будут стоять на месте. Воспитатель читает несколько стихотворений А. П. Анисимовой вперемешку с отрывками из рассказов (сказок). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», «сказки». Воспитатель достает и читает поговорки о книгах,которые лежат в кармашке лэпбука: • Кто много читает, тот много знает. • Книга учит жить, книгой надо дорожить. • Одна книга тысячи людей учит. Воспитатель предлагает детям рассказать поговорки о книгах. • Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. • Книга твой друг, без неё как без рук. • Книгу читать скуки не знать. Воспитатель благодарит детей и предлагает открыть следующий конвертик. А здесь что –то интересное: Кармашек (3) «Угадай произведение и автора». В кармашке представлены иллюстрации из сказок (А. П. Анисимова «Птица Радость», «Заколдованная липа»; М. Ю. Лермонтов «Бородино», «Казачья колыбельная песня»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька», «Сапсан», по которым дети говорят, какое это произведение и показывают потрет автора. Воспитатель хвалит детей и открывает кармашек(4) «Литературный калейдоскоп»(по произведениям наших земляков,предлагает досказать нужное слово: 1. Заяц (Белая шубка) 3. Птица (Радость) 5. Барбос и (Жулька) 7. Белеет (парус одинокий) 8. Вова и (корова) 9. Спи (младенец мой прекрасный) 10. Эники (беники) Воспитатель благодарит детей, открывает кармашек, рассказывает о герое,а дети догадываются ком идет речь: косой, лопоухий (заяц из сказки «Заяц Белая шубка»); приветливая, белая, румяная (Светлана, лицом, темная, тихая, молчаливая (Смугляна) из сказки «Две сестры»; сильнее всех собак на свете, никогда не трогает сдавшего («Сапсан»); основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька». Воспитатель интересуется, что спрятано в следующем кармашке, открывает кармашек (6) «Что лишнее?» (В кармашке представлены герои знакомых сказок, по которым дети догадываются,кто из них лишний: 1. Лента яркая, светлое зеркальце, серьги, алмазные старинные бусы. 2. Кузнец, Птица Радости, русская девица, медведь. 3. Танк, пушка, кивер, штык. Воспитатель предлагает поиграть,выбрать на выбор игры: Кармашек (7). «Физминутка»-на выбор «Белые гуси, красные лапки» — Белые гуси, красные лапки, На лугах гуляли, -Белые гуси, красные лапки, Уходите, вот я вам! Не боимся никого! А. П. Анисимова Считаются, тот, кому вадить, — волк. Он садится на место. Остальные подходят (не очень близко) и, наклоняясь, будто собирают ягоды,приговаривают: Красны ягодки беру. Волки за горами, Волк бежит ловить. Пойманный садится на место волка. Села Новая Ерыкла и Зеленец Симбирской губернии. 1899—1904 гг. Запись А. П. Анисимовой. Воспитатель обращает внимание детей на пустой кармашек (8,который называется «Как правильно обращаться с книгой», предлагает порассуждать о том, какие есть правила обращения с книгой. Ответы детей : книгу нельзя мять, рвать, мочить, пачкать. Воспитатель подводит детей к тому, что книга сделана из бумаги; предлагает пройти в «Центр Науки», дети проводят исследования и подтверждают названные правила. (воспитатель показывает схему –задание проведения опыта: Опыт № 1. Дети мнут бумагу, потом пробуют разгладить лист бумаги рукой, видят, что не получается,делают вывод: нельзя мять книги. Опыт № 2. Дети рвут бумагу, она хорошо рвется,они делают вывод: нельзя рвать книги Опыт № 3.Дети льют воду на бумагу и делают вывод: бумага промокает, нельзя мочить книги Опыт №4. Воспитатель предлагает испачкать пальчики в мелу и потрогать бумагу своими пальчиками, Пачкается? Да.Значит вывод: нельзя брать грязными руками. Дети вытирают салфеткой руки. Воспитатель хвалит детей и предлагает положить правила обращения с книгой в кармашек лэпбука. Воспитатель обращает внимание детей, что остался еще один кармашек в нашей книге, показывает картинку. Что это? Дети читают стихи, поют песни, играют в игры, загадывают загадки, слушают в грамзаписи песни, романсы. В заключении воспитатель предлагает попить чайку, самовар-то готов! (Дети пьют чай с пряниками, баранками). Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать. Конспект экскурсии в пожарную часть с детьми старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с профессией пожарного Организация детей: со всей группой Содержание экскурсии: Осуществление договорённости с. Конспект занятия с детьми старшего возраста «Воздух-невидимка» Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему: «Воздух-невидимка». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;. Конспект занятия с детьми старшего возраста «Письмо от Незнайки» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (конструктор) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ. Тема: «Письмо от Незнайки». Конспект занятия с использованием резиночки с детьми старшего дошкольного возраста ГБОУ Школа № 1467 СП 1 Опыт работы инструктора по физической культуре Ивановой Ю. В. и воспитателя Грешновой Г. С. План-конспект физкультурного. Тематическое развлечение посвященное празднованию 75-летия Хабаровского края для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание у детей любви и привязанности к родному городу, краю. Задачи: 1. Формировать знания о природе родного Хабаровского края. Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали. Источник |