Птица радость анисимова конспект урока

Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс.

Скачать:

Вложение Размер
otkr_urok_po_literaturnomu_chteniyuzashchita_proekta_3klass.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО

ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что

в современной жизни

нет места сказке?».

Учитель 3 «В» класса

МОУ «Гимназия № 58»

Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».

Учащиеся должны знать : характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.

Учащиеся должны уметь : анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.

I. Организационный момент .

1.Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности .

II. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.

Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри( стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.

Ш. Создание проблемной ситуации.

-Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.

-Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.

(Варианты защиты проекта: альбом , опорная таблица, памятка, игра, книга сказок , спектакль )

IV.Испытание всего проекта.

1.Публичное выступление — индивидуальные проекты.

2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).

Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).

Задания для группы социологов :

1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?

2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?

-Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).

Стихотворение «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

И сидим мы, еле дышим

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышно,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постель…

Ну а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну а нам какое дело,-

Говори да говори.

Задания для фольклорной группы:

1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?

2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?

3.Какую роль играли народные обряды?

Сказка- произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.

Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :

Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.

О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.

Учащиеся фольклорной группы исполняют танец и поют русские народные песни : «Уточка», «Я с комариком плясала».

-В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)

Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):

1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?

2.Каковы приметы сказочного жанра?

3.Какую роль играла древняя числовая магия?

Приметы сказочного жанра .(Отличие сказки от других жанров):

и ведут себя как люди.

Магия волшебных чисел.

Какую роль играла древняя числовая магия?

В сказках встречаются числа 3 и 7.

3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).

7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)

Задания для группы исследователей :

1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?

2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?

3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?

В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был. В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).

Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.

Какие герои часто встречаются в сказках и почему?

-На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:

-У кого из зверей фамилия Топтыгин?

-Кого считают царем зверей?

-Кого величают по отчеству Патрикеевна?

-Кого в шутку называют Косым?

-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?

-Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?

-А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)

Вывод: в сказках

о животных -герои животные,

в волшебных — сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),

в бытовых — мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.

Задания для группы авторов :

1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?

2.Расскажите свою сказку .

Малоизвестные народные сказочники:

Александра Петровна Анисимова .- пензенская сказочница.

Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.

Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.

В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».

«Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)

Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.

Расскажите свою сказку , группа авторов

Авторы:Жабская Е. сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.

Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).

VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII.Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»

Источник

Урок-викторина «Край родной» (с раздаточным материалом)

Урок-викторина «Край родной»

Урок-викторина «Край родной» направлен на повторение и закрепление изученного материала по литературному краеведению в 5 классе. Класс делится на 2 команды.

1. Назовите авторов-земляков, чьи произведения открывают курс «Слово о родной земле».

(Константин Симонов, Вероника Тушнова,Александр Яшин, Матрёна Смирнова, Фёдор Ракушин, Борис Милавин)

2. О чём или о ком К. Симонов пишет: «Непобедима, широка, горда»? Назовите это стихотворение (О Родине, «Родина»)

3. Восстановите названия русских народных сказок: зелёный, колдун, ава, Варана, охотник, Юрт, Иван, касавица.

(«Охотник и колдун», «Иван Зеленый», «Юрт-ава», «Красавица Варана»).

4. Что означают слова: шиветь, офту, афцеберь, юрт-ава?

Почему в сказке они пишутся с прописной буквы?(швец,портной; медведь, нечистый, домовая баба. Это имена героев сказки «Юрт-ава»)

5. Прочитайте отрывок. Назовите сказку и имя автора.

Вздохнула девушка и проговорила:

— Я у отца и матери в бедности живу и наверно поэтому я тебя никогда не видала. Не прилетала ты к нам.

— Нет, девушка, я прилетаю и к бедным, и к богатым, только рилетаю невидимо и неслышимо, а радость даю, какую кто сам пожелает, но только одну на весь век.

(«Птица Радость», Александра Петровна Анисимова)

6. Восстановите строки стихотворения А. П. Анисимовой:

По, светлым, поезда, днём, к, путям, и, огромным, тёмной, мчатся, городам, ночью.

(По путям огромным

К светлым городам

Днём и ночью тёмной

7. О каком дереве написано одно из стихотворений А.П. Анисимовой? Нарисуйте его, вспомнив содержание произведения.

Подведение итогов, награждение победителей.

Раздаточный материал

Восстановите названия русских народных сказок : зелёный, колдун, ава, Варана, охотник, Юрт, Иван, касавица.

Восстановите названия русских народных сказок: зелёный, колдун, ава, Варана, охотник, Юрт, Иван, касавица.

Что означают слова : шиветь, офту, афцеберь, юрт-ава?

Почему в сказке они пишутся с прописной буквы?

Что означают слова : шиветь, офту, афцеберь, юрт-ава?

Почему в сказке они пишутся с прописной буквы?

Прочитайте отрывок. Назовите сказку и имя автора .

Вздохнула девушка и проговорила:

— Я у отца и матери в бедности живу и наверно поэтому я тебя никогда не видала. Не прилетала ты к нам.

— Нет, девушка, я прилетаю и к бедным, и к богатым, только рилетаю невидимо и неслышимо, а радость даю, какую кто сам пожелает, но только одну на весь век.

Прочитайте отрывок. Назовите сказку и имя автора .

Вздохнула девушка и проговорила:

— Я у отца и матери в бедности живу и наверно поэтому я тебя никогда не видала. Не прилетала ты к нам.

— Нет, девушка, я прилетаю и к бедным, и к богатым, только рилетаю невидимо и неслышимо, а радость даю, какую кто сам пожелает, но только одну на весь век.

Восстановите строки стихотворения А.П. Анисимовой:

По, светлым, поезда, днём, к, путям, и, огромным, тёмной, мчатся, городам, ночью.

Восстановите строки стихотворения А.П. Анисимовой:

По, светлым, поезда, днём, к, путям, и, огромным, тёмной, мчатся, городам, ночью.

Источник

Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста

тамара резикова
Конспект «Литературное наследие Пензенского края» с детьми старшего возраста

1. Развивать речевую активность детей посредством приобщения к литературному наследию Пензенского края (произведения М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, сказки и стихи А. П. Анисимовой).

2. Закрепить умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение).

3. Развивать интерес к художественной литературе Пензенского края, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё.

1. Совершенствовать память, внимание, воображение посредством заучивания поговорок, считалок, стихов, дидактических игр.

Социально –коммуникативное развитие:

1. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в игре.

2. Воспитывать патриотизм у детей через приобщение к литературному наследию малой Родины.

Оборудование: Лэпбук «Литературное наследие Пензенского края», маски для обыгрывания стихотворения «Белые гуси, красные лапки», А. П. Анисимовой, подвижной игры «В ловилки», табличка «Центр науки»,схемы для опытов: бумага (мнется, бумага (рвется, бумага (мокнет, бумага (пачкается) – по количеству детей, мелки раскрошенные (зеленый, красный, синий, тряпочки влажные, посуда для влажных тряпочек, тарелки одноразовые для воды, контейнеры для мусора.

Предварительная работа: чтение, прослушивание и разучивание стихотворений М. Ю. Лермонтова, сказок и рассказов русских писателей – А. И. Куприна, А. П. Анисимовой; слушание и разучивание стихотворений, загадок, считалок, поговорок и пословиц А. П. Анисимовой; игры «Найди, где спрятано», «Белые гуси, красные лапки», «В ловилки»; разучивание поговорок о книгах; придумывание загадок; рисование по произведениям М. Ю. Лермонтова, А. И. Куприна, по сказкам А. П. Анисимовой на выбор детей; рассматривание репродукции с картины И. И. Шишкина «На севере диком»: оформление выставок, посвященных М. Ю. Лермонтову, А. П. Анисимовой, А. И. Куприну; прослушивание грамзаписи произведений А. Вивальди «Времена года». Зима»; рассказ воспитателя о детских годах М. Ю. Лермонтова, о творчестве А. И. Куприна, А. П. Анисимовой.

Воспитатель говорит, что принесла для детей сюрприз, но он куда – то делся, ищет. Он уточняет, что сюрприз находится где – то в группе в яркой коробке!Воспитатель говорит расстроенным голосом: «Что же делать?»

Дети: надо поискать.

Воспитатель организует игру «НАЙДИ, ГДЕ СПРЯТАНО».

Дети находят сюрприз (яркую коробку, воспитатель с детьми садятся на коврик и обследуют ее).

Воспитатель предлагает подумать, что бы это могло быть?

Дети: Игрушки, конфеты и т. д.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а разговаривает.

Ответы детей: книга

Вместе с воспитателем дети раскрывают коробку, а там книга ЛЭПБУК по теме «Литературное наследие Пензенского края».

Воспитатель обращает внимание на необычные кармашки в этой книге! Вот кармашек (1, на нем нарисован знак вопроса «?», спрашивает, что же это означает?

Дети: В кармашке находятся загадки, вопросы и т. д.

Дети находят в кармашке три фотографии.

Воспитатель удивился, кто бы это мог быть.

Дети: Это наш земляк, русский поэт М. Ю. Лермонтов. Его имя известно всему миру. Детство поэта прошло недалеко от Пензы, в селе Тарханы. У него очень рано умерла мама, поэтому его воспитывала бабушка. Лермонтов писал стихи о любви к родному краю.

А это писатель Куприн А. И. Он родился в Пензенской губернии. Он много рассказов написал о русской природе, собаках. Собаки нравились ему за свою сообразительность и преданность к хозяину.

А эта фотография Анисимовой А. П. Она жила и работала на нашей Пензенской земле. Она сочиняла песенки, считалки, потешки, сказки.

Воспитатель благодарит детей и спрашивает, какие жанры литературных произведений они знают.

Дети: Сказки, рассказы, стихи и т. д.

Воспитатель спрашивает, чем сказки отличаются от рассказов, стихотворений?

Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами и сказками такого не бывает.

В сказках есть волшебство! В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Воспитатель предлагает поиграть в игру. Дети встают на ковер, а воспитатель читает стихотворения и рассказы. Если дети услышат стихотворение, будут ходить, а если — рассказ (сказку, будут стоять на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. П. Анисимовой вперемешку с отрывками из рассказов (сказок). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», «сказки».

Воспитатель достает и читает поговорки о книгах,которые лежат в кармашке лэпбука:

• Кто много читает, тот много знает.

• Книга учит жить, книгой надо дорожить.

• Одна книга тысячи людей учит.

Воспитатель предлагает детям рассказать поговорки о книгах.

• Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

• Книга твой друг, без неё как без рук.

• Книгу читать скуки не знать.

Воспитатель благодарит детей и предлагает открыть следующий конвертик. А здесь что –то интересное:

Кармашек (3) «Угадай произведение и автора». В кармашке представлены иллюстрации из сказок (А. П. Анисимова «Птица Радость», «Заколдованная липа»; М. Ю. Лермонтов «Бородино», «Казачья колыбельная песня»; А. И. Куприн «Барбос и Жулька», «Сапсан», по которым дети говорят, какое это произведение и показывают потрет автора.

Воспитатель хвалит детей и открывает кармашек(4) «Литературный калейдоскоп»(по произведениям наших земляков,предлагает досказать нужное слово:

1. Заяц (Белая шубка)

3. Птица (Радость)

5. Барбос и (Жулька)

7. Белеет (парус одинокий)

8. Вова и (корова)

9. Спи (младенец мой прекрасный)

10. Эники (беники)

Воспитатель благодарит детей, открывает кармашек, рассказывает

о герое,а дети догадываются ком идет речь: косой, лопоухий (заяц из сказки «Заяц Белая шубка»); приветливая, белая, румяная (Светлана, лицом, темная, тихая, молчаливая (Смугляна) из сказки «Две сестры»; сильнее всех собак на свете, никогда не трогает сдавшего («Сапсан»); основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость (Жулька из рассказа «Барбос и Жулька».

Воспитатель интересуется, что спрятано в следующем кармашке,

открывает кармашек (6) «Что лишнее?» (В кармашке представлены герои знакомых сказок, по которым дети догадываются,кто из них лишний:

1. Лента яркая, светлое зеркальце, серьги, алмазные старинные бусы.

2. Кузнец, Птица Радости, русская девица, медведь.

3. Танк, пушка, кивер, штык.

Воспитатель предлагает поиграть,выбрать на выбор игры:

Кармашек (7). «Физминутка»-на выбор

«Белые гуси, красные лапки»

— Белые гуси, красные лапки,

На лугах гуляли,

-Белые гуси, красные лапки,

Уходите, вот я вам!

Не боимся никого! А. П. Анисимова

Считаются, тот, кому вадить, — волк. Он садится на место. Остальные подходят (не очень близко) и, наклоняясь, будто собирают ягоды,приговаривают:

Красны ягодки беру.

Волки за горами,

Волк бежит ловить. Пойманный садится на место волка.

Села Новая Ерыкла и Зеленец Симбирской губернии. 1899—1904 гг. Запись А. П. Анисимовой.

Воспитатель обращает внимание детей на пустой кармашек (8,который называется «Как правильно обращаться с книгой», предлагает порассуждать о том, какие есть правила обращения с книгой.

Ответы детей : книгу нельзя мять, рвать, мочить, пачкать.

Воспитатель подводит детей к тому, что книга сделана из бумаги; предлагает пройти в «Центр Науки», дети проводят исследования и подтверждают названные правила.

(воспитатель показывает схему –задание проведения опыта: Опыт № 1. Дети мнут бумагу, потом пробуют разгладить лист бумаги рукой, видят, что не получается,делают вывод: нельзя мять книги.

Опыт № 2. Дети рвут бумагу, она хорошо рвется,они делают вывод: нельзя рвать книги

Опыт № 3.Дети льют воду на бумагу и делают вывод: бумага промокает, нельзя мочить книги

Опыт №4. Воспитатель предлагает испачкать пальчики в мелу и потрогать бумагу своими пальчиками, Пачкается? Да.Значит вывод: нельзя брать грязными руками.

Дети вытирают салфеткой руки.

Воспитатель хвалит детей и предлагает положить правила обращения с книгой в кармашек лэпбука.

Воспитатель обращает внимание детей, что остался еще один кармашек в нашей книге, показывает картинку. Что это?

Дети читают стихи, поют песни, играют в игры, загадывают загадки, слушают в грамзаписи песни, романсы.

В заключении воспитатель предлагает попить чайку, самовар-то готов! (Дети пьют чай с пряниками, баранками).

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края» Конспект познавательного занятия ко Дню толерантности для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края».Тема: «Народная.

Конспект экскурсии в пожарную часть с детьми старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с профессией пожарного Организация детей: со всей группой Содержание экскурсии: Осуществление договорённости с.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Воздух-невидимка» Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему: «Воздух-невидимка». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;.

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Письмо от Незнайки» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (конструктор) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ. Тема: «Письмо от Незнайки».

Конспект занятия с использованием резиночки с детьми старшего дошкольного возраста ГБОУ Школа № 1467 СП 1 Опыт работы инструктора по физической культуре Ивановой Ю. В. и воспитателя Грешновой Г. С. План-конспект физкультурного.

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Тематическое развлечение посвященное празднованию 75-летия Хабаровского края для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание у детей любви и привязанности к родному городу, краю. Задачи: 1. Формировать знания о природе родного Хабаровского края.

Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Источник

Оцените статью