Психология эмоциональных явлений вилюнас

Психология эмоциональных явлений вилюнас

В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций.

Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций (вступительная статья)

Настоящая книга продолжает серию изданий (СНОСКА: Проблемы и методы психофизики. М., 1974; Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975; Хрестоматия по вниманию. М., 1976; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979; Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981; Психология личности. Тексты. М., 1982; Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. Все книги опубликованы издательством Московского университета.), знакомящих с классическими, а также наиболее ценными реферативными работами общей психологии. Широта и разветвленность проблемы эмоций, которой посвящен данный выпуск, не позволили в его пределах равномерно отразить все множество исторических и современных направлений, сложившихся в изучении этой проблемы. В связи с тем, что результаты экспериментального исследования эмоций в литературе на русском языке сравнительно полно освещены (Вудвортс, 1950, гл. XX—XXII; Линдслей, 1960; Фресс, 1975; Рейковский, 1979; Изард, 1980), предпочтение было отдано обобщающим теоретическим работам; именно они составляют основное содержание настоящего издания. Наряду с ними в книгу включен ряд работ, описывающих и анализирующих отдельные эмоциональные состояния, в частности, патологические, а также индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека. Кроме того интереса, который вызывает такого рода феноменологический материал сам по себе, он полезен еще и тем, что оттеняет односторонность и пристрастность примеров, приводимых в теоретических работах; проверяя на нем положения этих работ, читатель сможет убедиться в мере их универсальности и объяснительной ценности. А поскольку подобного испытания фактами современная теория эмоций часто не выдерживает, феноменологический материал важен еще и тем, что намечает актуальные задачи ее завтрашнего дня.

Источник

Вилюнас В.К.. Книги онлайн

Витис Казиса Вилюнас (Viliūnas Vytis, 19 июля 1944, Паневежис — 10 ноября 2011, Вильнюс) — советский, российский и литовский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор факультета педагогики и психологии Вильнюсского педагогического университета.

В 1970 году окончил факультет психологии, в 1973 году — аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию «Психологический анализ эмоциональных явлений» (научный руководитель — профессор А. Н. Леонтьев).

С 1973 года — преподаватель, с 1992 года — профессор кафедры общей психологии. В 1990 году защитил докторскую диссертацию «Психологические механизмы развития мотивации», в которой проведено исследование проблем психологии мотивации и эмоций, а также описаны регулятивное значение психики и природные предпосылки психики человека.

Основные направления научных исследований — субъективные переживания человека, субъективная реальность. Исследовал феноменологию эмоций и обосновал возможность использования феноменологических данных в построении теории эмоций.

Ему посвящен специальный выпуск журнала Journal of Russian & East European Psychology.

Один из руководителей Общества литовской культуры в Москве.

Книги (3)

В монографии рассматриваются конкретные психологические механизмы и процессы, обеспечивающие развитие мотивации человека. Большое внимание уделяется вопросу о преемственности механизмов биологической и социальной мотивации, преобразованию процессов, развивающих природные потребности, в условиях человеческой психики.
Обсуждаются воздействия, изменяющие мотивационные отношения человека, эмоциональные процессы, лежащие в основе таких изменений, условия, от которых зависит их закрепление, и другие вопросы, имеющие прямое отношение к практике воспитания

Низкое качество распознавания книги (много ошибок в тексте)

В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Источник

Психология эмоциональных явлений вилюнас

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ запись закреплена

ПОДБОРКА КНИГ ПО ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ

Вилюнас В. К. — Психология эмоций. Тексты

В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.

Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций.

Чарльз Дарвин — О выражении эмоций у человека и животных

Книга Чарльза Дарвина (1803-1882), впервые изданная в 1872 г., положила начало научному изучению мира человеческих эмоций. Многие закономерности, установленные великим ученым, до сих пор сохраняют свою актуальность.

Обилие и разнообразие материала, осмысленного гениальным естествоиспытателем, выразительность описаний мимики и поведения человека и животных делают эту книгу замечательным образцом научной прозы.

Кэррол Изард — Психология эмоций

Имя Кэррола Е. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому психологу. «Психология эмоций» (1991) является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека» (1978), которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности.

В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала.

Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майкл Лебо — Заложник эмоций

Книга выдающихся специалистов в области НЛП Лесли Кэмерон-Бэндлер и Майкла Лебо повествует о действиях, которые необходимо предпринять, чтобы освободиться из плена требований и капризов наших эмоций, обогатить ваши переживания, вооружив вас способностью распознавать и использовать собственные эмоции ради личного благополучия и благополучия других, а также способностью переходить к полезному поведению, чтобы прийти к желаемым результатам. Вы научитесь управлять, выбирать, выражать и использовать свои эмоции, освободите свою эмоциональную жизнь от неблагоприятных влияний и настроения других людей, овладеете техникой спасения вашей эмоциональной жизни, чтобы ощутить свободу и силу эмоционального выбора. Для самого широкого круга читателей.

Лук А. Н. — Эмоции и личность

Роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств. Именно потому так важна проблема воспитания и самовоспитания чувств, являющаяся одной из основных в процессе формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Орлов Ю. М. — Обида. Вина

Сохранение чувств и отношений, равно как и здоровья, невозможно без коренного улучшения способа мышления, посредством которого вы оцениваете и переживаете возникающие в вашей жизни события.

В представленной работе показаны умственные операции, бессознательное выполнение которых вырабатывает чувства обиды и вины, типичные ситуации, приводящие к их появлению. Предлагаются эффективные методы, позволяющие облегчить боль и страдания в случае возникновения этих эмоций.

Методы и приемы, излагаемые в настоящем издании, разработаны с учетом закономерностей развития и функционирования психики человека. И их эффективность проверена в строгих психологических исследованиях.

Орлов Ю. М. — Обида. Вина

Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению «на гору самопознания». Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в Отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об «архитектуре этих эмоций».

Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.

В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю.М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти.

Редозубов А. Д. — Логика эмоций

Существует несколько достаточно здравых и устоявшихся в умах теорий эмоций. То, что в этих теориях что-то объясняется слишком поверхностно или не объясняется совсем, принято списывать на сложность предмета, возникшую из-за наслоения в процессе эволюции друг на друга множества механизмов.

Отсюда проистекает главный недостаток всех существующих теорий — локальность объяснения. Многие явления в природе человека воспринимаются как независимые друг от друга. То есть неявно делается вывод: если у человека есть много непохожих друг на друга свойств, то значит есть множество независимых механизмов, реализующих эти свойства. Но оказалось, что все одновременно и проще и сложнее.

В предлагаемой теории удалось сформулировать несколько достаточно простых принципов, которые в сочетании позволяют не просто объяснить широкий спектр эмоциональных явлений, а найти ответы на все вопросы относительно эмоциональной природы человека.

Симонов П. В. — Что такое эмоция?

Книга доктора медицинских наук П. В. Симонова посвящена анализу роли эмоций в приспособительном поведении высших животных и человека; в ней рассматривается связь эмоциональных состояний с потребностями и действиями, предпринимаемыми для их удовлетворения.

Автор излагает данные современной науки о физиологических механизмах эмоциональных состояний и развивает оригинальную концепцию о компенсаторном значении эмоций в условиях, когда организм не располагает достаточными сведениями для достижения цели (т. е. удовлетворения потребности). Последние две главы посвящены значению теории эмоций в искусствоведении, педагогике и медицине.

Источник

Психология эмоциональных явлений. Вилюнас в.К.

Глава 1.

Состояние проблемы.

Не преуменьшая значения работ по психологии эмоций, нельзя не признать, что их появи­лось непропорционально и незаслуженно мало, что многие высказанные в них положения требуют более детальной разработки. Среди них мы не найдем труда, который по своей пол­ноте, охвату исторического материала или внутренней завершенности был бы сопоставим с капитальным исследованием Н.Я. Грота, вышедшим в 1879-1880 г.г.

Согласно группе родственных «аварийных» теорий, критерием эмоциональных поведен­ческих реакций могла бы служить экстремальность, конфликтность ситуации, исключающая возможность обычного адекватного поведения. Однако чем этот критерий обоснован? Карр и Хоудж ссылаются на возникновение эмоций в ситуациях, вызывающих у субъекта затрудне­ниями, как хорошо известный факт, подтверждая это примерами.

Порочный круг – когда «эмоциональные» стимулы, определенны по эмоциональным ре­акциям, затем сами служат критерием идентификации последних – чрезвычайно характерен для бихевиоризма. Наряду со стимулами и реакциями, третьим «опорным пунктом» для та­ких взаимоотсылающих определений обычно служат физиологические показатели. В работе Дарроу возникновение эмоций в конфликтных ситуациях верифицируются по показателям изменения кровяного давления.

Факты позволяют утверждать, что ни нервные образования или процессы, ни поведение, рассматриваемые сами по себе, не обнаруживают качества «эмоциональности». Отказ от психологии эмоций приводит к отказу от проблемы эмоций вообще Эмоцию впервые харак­теризовали Джеймс и Ланге, определив ее как ощущение висцеральных перефериче6ских изменений.

Согласно Болдуина «модифицированной периферической теории эмоций», которая схема­тически изображалась им следующе: «Восприятие –установка (на бегство), чувство (опасно­сти) – органические реакции – эмоция (страха), обратная волна от органических изменений, вызванных полезным чувством –оценкой, как бы усиливает его, делает чрезмерным, непри­способленным или даже разрушительным. Подобным образом – как дополнительный усили­тель некоторого исходного отношения субъекта, – рассматривая висцеральные сдвиги С.Л. Рубинштейн: « Ели выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем чувство страха: в этом Джеймс прав».

О возможности разработки психологии эмоций в рамках позиции параллелизма свиде­тельствует, учение об аффектах, созданное Спинозой.

На разработку проблемы эмоций значительное влияние оказали методологические уста­новки, образовавшие ряд независимых направлений в теоретических и экспериментальных исканиях. Специфическим подходом к проблеме отличаются исследования, проведенные в школах и традициях психоанализа, гештальтпсихологии, экзистенционализма.

В образе литературы по теме «Эмоциональный аспект научения», вышедший 1964 г. в ка­честве вводной характеристики служит следующее утверждение: «психологи в целом при­держиваются мнения, часто повторяемого вслед за Даффи…, которая в 1934г. указала, что термины, такие, как «|эмоция», пережили свой век и не могут быть полезными». Таким обра­зом, рассматриваемая нами «составляющая» частично является негативной, т.е. отвечающей не за определенное направление исследований, а за их отсутствие.

Кейсон полагает, что ограниченность существующих точек зрения может и должна быть преодолена их синтезированием. В осуществленном виде эта идея утверждает, что эмоцио­нальное явление – это не сознательное переживание, не органическое ощущение, не талами­ческий процесс, не «выразительное» движение, — а все это, взятое вместе и рассматриваемое как «взаимодействующий паттерн», все члены которого равнозначны и не подлежат сопос­тавлению ни в отношении их существенности, ни в аспекте причинно-следственных связей (которые во всех случаях являются двусторонними).

В целом стирание границ между различными психологическими направлениями, как от­мечает А.Н. Леонтьев, не является свидетельством теоретического прогресса, оттаивание терпимости к субъективной феноменологии повлекло за собой также и некоторые благопри­ятные последствия. В психологии стали шире исследоваться такие проблемы, отношение эмоциональных явлений к личности, к широко понимаемому процессу познания, за развитие которых долгое время отвечал психоанализ.

Источник

Оцените статью