Психология эмоциональных отношений
Говоря об отношениях между людьми, мы обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот курс явлений обычно охватывается понятием “межличностные отношения”), во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров (“у нас хорошие отношения”, “я плохо к нему отношусь”). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений.
Два этих аспекта – «объективный» и оценочный, – хотя и тесно переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся, тем не менее, к различным аспектам реальности – это объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение – с другой.
Что же касается отношений между людьми – межличностных – то одним из критериев их типологизации может быть как раз степень выраженности эмоционального или оценочного компонента. В некоторых межличностных отношениях он представлен сравнительно слабо и не влияет ни объективно, ни субъективно на развитие отношений.
Для того чтобы и этот оценочный аспект стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.
В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (еще раз повторим, что имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция» (синоним – «межличностная аттракция»). «Права гражданства» этому термину дал международный справочник психологических исследований Psychological Abstracts, который с 1965 года выделяет работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.
В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом. Аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта.
Прежде всего, аттракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция – это отношение к другому человеку, т.е. она принадлежит и к классу социальных установок. Наконец аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия. Обратимся к взаимоотношениям с каждым из этих трех явлений.
Рассмотрение аттракции как эмоции – при этом аттракция становится проблемой общей психологии – подготовлено анализом эмоций, содержащимся в трудах Ф.В. Басина, Л.В. Благонадеждиной, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Г.Х. Шингарева и др. Специфика же аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете – аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека.
Анализ аттракции как аттитюда (социальной установки) подготовлен самой историей развития ее экспериментального изучения. Если обратиться к практике измерения аттракции, обнаружится, что несмотря на разнобой определений. В ней просматривается единообразие.
Специфической особенностью аттракции является именно то, что она представляет собой аттитюд на единичный объект, на индивида, в отличие от обычно изучаемых аттитюдов на некоторый класс объектов.
Для большинства исследователей межличностного восприятия предметом изучения являлись такие когнитивные компоненты, как точность восприятия, приписывание личностных черт на основе особенностей внешности, искажения в восприятии другого человека и т.д. Эмоциональные компоненты образа другого человека исследовались значительно реже. Вместе с тем на уровне констатации эмоциональная оценка объекта межличностного восприятия фигурировало в исследованиях и ее наличие очевидно. (В частности, этой проблеме посвящены в различной степени работы по невербальным средствам общения, например, работы В.А. Лабунской по экспрессивным движениям). Можно предположить, что именно этим, недостаточно пока изученные эмоциональные компоненты межличностного восприятия и составляют содержание межличностной аттракции.
Перед тем как перейти к интеграции трех вышеизложенных представлений об аттракции, остановимся еще на одном моменте – возможности рассматривать аттракцию в системе общения. Так согласно Г.М. Андреевой, общение может быть охарактеризовано «путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной». Следовательно, аттракция, или эмоциональные отношения, как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру общения, составляя его эмоциональный фон или эмоциональный компонент.
Итак, эмоциональные отношения выступают как бы в трех ипостасях: эмоция, имеющая своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Анализ эмоциональных отношений может строиться как вокруг аттракции (тогда это будет эмоциональное отношение одного человека к другому), так и вокруг объективно существующего процесса (тогда мы будем иметь дело с проблемой эмоциональных отношений между людьми). В первом случае все внимание уделяется чувствам и мнениям партнеров друг о друге, при этом неизбежно обедняется – если не теряется вовсе – специфика разных этапов развития отношений; отметим, что именно в этом направлении долгое время шли исследования эмоциональных отношений. Во втором случае в фокусе оказываются закономерности развития отношений, их перехода от одной фазы к другой.
Мы будем придерживаться логики этого последнего подхода. Эмоциональные отношения будут рассматриваться как развивающийся во времени процесс, закономерно переходящий от одного этапа к другому.
Объектом психологического анализа могут быть как положительные по знаку эмоциональные отношения – симпатия, дружба, любовь, так и отрицательные, представленные негативными полюсами перечисленных феноменов. Термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру.
В качестве примера можно привести вопросник по измерению дружеских отношений, предложенный П. Райтом. Он выделяет три параметра дружбы: добровольную взаимозависимость, трудность поддержания отношений, а также ценности дружбы, которые в свою очередь подразделяются на ценности информационные, прагматические и психологические. Методика Райта включает в себя вопросы на каждый из выделенных параметров.
Таким же образом построены и советские методики. Так, шкалы любви и симпатии, разработанные совместно с Ю.Е. Алешиной на основе аналогичных шкал З. Рубина, состоят из 14 вопросов, 7 из которых направлены на измерение любви (как феномена, включающего в себя привязанность, заботу и интимность), а 7 – симпатии (в которую в данном случае входят уважение, восхищение и восприятие объекта как сходного с собой). Проведенная нами психометрическая проверка показала достаточную надежность методики по различным критериям.
Разработанная аспиранткой кафедры социальной психологии МГУ М.А. Абалакиной методика изучения взаимоотношений в добрачной паре состоит из 28 вопросов. Эта методика позволяет измерять ориентацию партнеров на заключение брака, удовлетворенность отношениями и “позитивность” отношений.
На основе составленных нами наборов вопросов (40 – для малознакомых и 55 – для хорошо знакомых людей) можно измерять уровень аттракции по различным составляющим ее переменным. Эта методика отвечает выдвигающимся ранее критериям – эмпирическая особенность структуры аттракции, учет пола субъекта и объекта, единый методический принцип для измерения аттракции на разных этапах развития отношений.
Прежде всего, как показывают эмпирические результаты, эмоциональные отношения влияют на характер протекания процессов внутригруппового взаимодействия. Так, например, существует положительная связь между аттракцией и склонностью приходить на помощь тому, к кому она испытывается. Усиление аттракции сопровождается увеличением числа альтруистических поступков, а альтруизм и помощь со своей стороны способствует росту взаимной аттракции участников взаимодействия. Имеющихся данных пока недостаточно для того, чтобы решить, существует ли между этими двумя переменными — альтруистическим поведением и аттракцией – причинно-следственная связь или же корреляционная зависимость объясняется воздействием латентной переменной; но сам факт наличия положительной связи между аттракцией, с одной стороны, и альтруистическим поведением – с другой, можно считать установленным. Таким образом, есть все основания предполагать, что в группе с более высокой аттракцией сильнее развита взаимопомощь.
Чем выше аттракция между двумя людьми, тем чаще они обращаются или по крайней мере пытаются общаться друг с другом.
Высокий уровень аттракции между участниками общения способствует обычно и большей точности межличностного восприятия.
Регуляторная роль устойчивых эмоциональных отношений, в частности любви, видится прежде всего в их взаимодействии на функционирование и создание семьи. Причиной заключения брака (во всяком случае, основной причиной), судя по данным социально-психологических и социологических исследований, для большинства молодых людей является любовь. Если бы в обществе любовь не была таким широко распространенным и признанным феноменом, мог бы разрушиться столь важный для его функционирования институт, как брак.
Таким образом, одна из функций любви, как это становится ясно из межкультурных исследований, состоит в том, что она является как бы дополнительным ориентиром в выборе партнера тогда, когда отсутствуют другие, более определенные способы его поиска. Любовь, следовательно, полифункциональна, а набор и относительная важность функций связаны с различными аспектами социальной жизни.
Остается неясным механизм влияния таких глобальных характеристик, как, например, свобода выбора брачного партнера, на эмоциональные отношения в паре. П. Розенблатт называет два конкретных способа такого влияния. Во-первых, это нормы и представления, на основе которых индивид строит свое поведение. Они определяют, что контакты с данным человеком престижны или, наоборот нежелательны, что общение именно с этой девушкой не может переходить границ легкого флирта и т. д. Во-вторых, это возможность для общения. Для того чтобы выбор партнера был действительно свободен, необходимо не только отсутствие факторов принуждения. Нужно еще и достаточное число контактов с потенциальными партнерами. Общество может либо способствовать, либо припятствовать таким контактам. Культуры, характеризующиеся малой свободой выбора партнера, ограничивают или даже запрещают их. Большая же свобода выбора оказывается связанной с легкостью таких контактов.
З.Рубин на основании лонгитюдального исследования 231 пары юношей и девушек приходит к выводу, что уровень любви положительно влияет на прогресс отношений только тогда, когда субъект отношения разделяет романтические установки. Есть и иные данные, свидельствующие о том, что любовь в браке далеко не всегда играет позитивную роль.
Фактов противоположного рода немного, но они все же есть. Так, сравнение успешных и неудачных браков показало, что в стабильных браках уровень любви, измеренный по стандартным шкалам, значительно выше. При более подробном анализе структуры супружеской любви оказалось, что счастливые семьи особенно сильно отличаются от несчастливых по вербальному компоненту любви, т.е. в счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. На наш взгляд, этот результат имеет большое значение как в научном, так и гуманистическом плане. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью браком была получена также и в проведении нами совместно с Ю.Е. Алешиной исследовании на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.
Источник
Психология эмоциональных отношений — Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений
Семиология современной социальной психологии чрезвычайно полисемантична. Некоторые из терминов, используемых в научной литературе, имеют более одного значения и охватывают очень разнородные аспекты реальности. В основном это связано с тем, что многие термины, которые одновременно являются общеизвестными, используются не только и не столько в рамках науки, сколько в литературе и даже в разговорном языке. Происхождение терминов, входящих в аппарат психологической науки, также разнообразно: это и термины, заимствованные из других наук, и элементы общего употребления, в той или иной степени изменившие свое значение, и, конечно, собственно психологические термины. Поэтому терминологические трудности, возникающие в психологических исследованиях, закономерны, особенно когда объектом научного анализа являются такие значимые для каждого человека явления, как симпатия и антипатия, дружба и вражда, любовь — класс явлений, которые можно назвать выражением «эмоциональные отношения».
Определение понятий — это первый и необходимый шаг любого исследования. При изучении эмоциональных отношений между людьми есть два пути решения этой проблемы. Первый — это тщательный анализ и сравнение содержания тех терминов, которые используются в науке для обозначения данного явления или близких к нему явлений. Список этих терминов включает, прежде всего, симпатию, эмпатию, влечение, увлечение, любовь и т.д. Понятия более высокого уровня включают межличностное восприятие, социальные установки, общение, межличностные отношения и многие другие. Такой анализ позволит установить связи между различными: Концепции, определить аспекты реальности, которые они «охватывают», и, наконец, дать приемлемое определение самих эмоциональных отношений. Это то, что условно можно назвать путем от научных построений к реальности. Второй путь — от реальности к конструктам — предполагает ориентацию не на обслуживаемый терминологический аппарат, а на содержание изучаемого явления, в данном случае — эмоциональных отношений, которые представляют собой некую реальность, существующую независимо от попыток ее исследования и научного определения. Первый путь более традиционен и академичен, второй дает больше шансов на то, что содержание феномена эмоциональных отношений не будет выхолощено и потеряно в процессе его научного описания и анализа. Нам кажется, что второй способ лучше. /Когда мы говорим об отношениях между людьми, мы одновременно обращаемся к двум классам явлений. Во-первых, это определенная система взаимодействий, контактов, связей (в социально-психологической литературе именно этот круг явлений обычно охватывается термином «эмоциональные отношения»); во-вторых, это оценка самих этих взаимодействий и контактов и, прежде всего, вовлеченных в них партнеров («у нас хорошие отношения», «я плохо к нему отношусь»). Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений.
Хотя эти два аспекта, «объективный» и оценочный, тесно переплетены и не существуют друг без друга, тем не менее, они относятся к разным аспектам реальности — с одной стороны, к объективным процессам, доступным для внешнего наблюдения, а с другой — к их субъективному (эмоциональному) отражению.
Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений
Признание актуальности и полезности психологического исследования эмоциональных отношений не снимает сомнений в возможности такого исследования. Сомнения вызывает как специфика самого предмета — неясно, имеет ли он свои закономерности и может ли быть вписан в контекст психологического, особенно социально-психологического знания, так и кажущийся недостаточным уровень развития методологического инструментария современной социальной психологии. Устранение, хотя бы частично, этих сомнений станет первым шагом на пути изучения эмоциональных отношений.
На интуитивном уровне эмоциональные отношения кажутся совершенно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не обусловленными. В настоящее время эта точка зрения не получила широкого распространения в советской психологии. Гораздо более распространенным является другой, полярный взгляд, согласно которому эмоциональные отношения не имеют специфических закономерностей других областей психологии или даже соматики, то есть могут быть выведены непосредственно из них без какой-либо специальной теоретической или эмпирической работы. За этой позицией стоит представление «об эмоциональных отношениях не как об особой психологической реальности, а как об эпифеномене других явлений, неизбежном следствии сочетания уже изученных свойств. Любовь, например, может рассматриваться в соответствии с этой позицией как эпифеномен физиологических механизмов, регулирующих сексуальное желание.
Тенденция сводить явления одного типа к явлениям другого типа, тем самым уменьшая специфику анализируемого явления, имеет давнюю традицию в психологии и проявляется в формулировании редукционистских теорий и идей, в которых теряется специфика не только отдельных областей психологии, но и психологии в целом. При всей симпатии к монистическим теориям, авторы которых стремятся увидеть общие законы на различных уровнях психологической и даже, как, например, Г. Селье, физиологической жизни человека, мы должны быть предельно осторожны, чтобы за этим стремлением к всеобщности не потерять специфику предмета, без которой его содержание выхолащивается и исчезает.
Основополагающим для решения вопроса об эпифеноменальности эмоциональных отношений, а значит, о наличии или отсутствии специфических законов, подлежащих изучению, будет степень их «понятности», предсказуемости, как на уровне здравого смысла, так и на научном уровне. Если неопределенности нет, то законы эмоциональных отношений либо неспецифичны, либо настолько просты, что их распознавание не требует особых усилий.
С точки зрения обыденного сознания, здравого смысла и вполне обычного жизненного опыта достаточно, чтобы понять закономерности формирования, развития и распада эмоциональных отношений в паре. Однако здесь мы сталкиваемся не столько с простотой явления, сколько с тем, что оно закрыто для сознания всевозможными предрассудками и стереотипами. Кажущаяся ясность не защищает от ошибок, порой трагических, — разводы, одиночество, другие проблемы в межличностной сфере, с которыми сталкивается большое количество людей, часто являются результатом ложных прогнозов и неадекватных расчетов партнеров по общению4. Эмпирические исследования эмоциональных отношений, как будет показано ниже, показывают, помимо фактов, согласующихся с представлениями здравого смысла, множество тех, которые противоречат этим представлениям — красивая девушка в некоторых ситуациях нравится меньше, чем некрасивая, умный человек меньше, чем глупый, и т. д. Что касается научного анализа, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может вместить все собранные данные по проблеме формирования эмоциональных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что эмоциональные отношения не являются эпифеноменом и что они имеют специфические паттерны, которые требуют специального изучения.
Регулятивная роль эмоциональных отношений
Эмоциональные отношения играют важную роль в жизни человека. Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что стабильные эмоциональные отношения стабильно занимают первые места в иерархии ценностей, опережая такие значимые ценности, как богатство и работа.
Общая черта биографий людей, оценивающих себя как счастливых, заключается в том, что они имеют надежные и удовлетворяющие их эмоциональные отношения.
Можно предположить, что по мере исторического развития эмоциональные отношения людей друг с другом все чаще выступают в качестве непосредственных регуляторов поведения. Это связано с возрастающей ролью психологических факторов в определении таких важных институтов, как институты дружбы и семьи. Например, если в прошлом можно было представить семью, характеризующуюся преимущественно негативными эмоциональными отношениями между супругами или вообще отсутствием внутрисемейных эмоциональных связей, то сегодня такая семья вряд ли существует.
Проблема роли эмоциональных отношений в жизни человека очень актуальна для психологической науки. Как A. Н. Леонтьев отмечал, что классические теории эмоций «рассматривают их трансформацию в человеке как инволюцию, из чего возникает ложный идеал воспитания, который сводится к требованию «подчинить эмоции холодному рассудку». В действительности, по мнению А.Н. Леонтьева, «эмоциональные процессы и состояния имеют свою положительную эволюцию в человеке.
Во-первых, как показывают эмпирические результаты, эмоциональные отношения влияют на характер процессов внутригруппового взаимодействия [P5]5. Например, существует положительная корреляция между влечением и тенденцией прийти на помощь человеку, с которым оно испытывается. Увеличение привлекательности связано с увеличением альтруистических поступков, а альтруизм и помощь способствуют увеличению взаимной привлекательности взаимодействующих сторон. Имеющиеся на сегодняшний день данные недостаточны для того, что-.
Этот вопрос близок к социометрическим исследованиям, имеющим давние традиции в советской психологии, чтобы решить, существует ли причинно-следственная связь между двумя переменными, альтруистическим поведением и влечением, или корреляция обусловлена эффектами латентной переменной; но тот факт, что существует положительная обратная связь между влечением, с одной стороны, и альтруистическим поведением, с другой, можно считать установленным. Таким образом, есть все основания полагать, что взаимопомощь сильнее в группе с более высокой привлекательностью.
Люди, вовлеченные в эмоциональные отношения, склонны ценить друг друга более высоко, чем посторонние или даже близкие, но не испытывающие взаимной симпатии люди. На вербальном уровне это проявляется в доброжелательном стиле общения и положительной характеристике собеседников, что, во-первых, способствует созданию психологически комфортной атмосферы в группе, а во-вторых, что особенно важно в ситуациях конфликта между группами, группа выглядит более единой в глазах тех, кто к ней не принадлежит.
Психологический комфорт и уверенность в хорошем отношении других членов группы важны не только для них самих. Только при соблюдении этих условий несогласие субъекта с позицией, выраженной другим человеком, не уменьшает симпатию к нему, а наоборот, увеличивает ее. Таким образом, члены группы, характеризующейся высокой степенью притяжения, могут спорить друг с другом и критиковать друг друга, не опасаясь негативного влияния этих действий на взаимоотношения. Это помогает создать и поддерживать творческую атмосферу в группе.
Привлекательность влияет на степень конформности и подражания. Оба явления гораздо более выражены, когда моделью является человек, к которому субъект испытывает симпатию.
Детерминанты эмоциональных отношений в паре
Эмоциональные отношения на первом этапе своего развития представлены в виде симпатий и антипатий одного человека к другому.
Внешние данные, социально-демографические характеристики и модели поведения человека традиционно считаются основной причиной симпатии или антипатии к этому человеку со стороны других людей.
Какие факторы способствуют формированию привязанности и любви (формированию влечения).
Близость также может привести к враждебности, большинство актов насилия и убийств происходит в кругу людей, живущих под одной крышей. Но гораздо чаще близость способствует развитию привязанности.
Социологи обнаружили, что большинство людей вступают в брак с человеком, который живет по соседству, работает в той же области карьеры или учился в том же классе, что и будущий супруг.
На самом деле, речь идет не только о географическом расстоянии, но и о «функциональном расстоянии», которое характеризуется тем, как часто люди встречаются в повседневной жизни, речь идет о частоте взаимодействий.
Частое взаимодействие (нахождение рядом, в одном и том же месте, в один и тот же час) позволяет людям распознавать сходство друг с другом, испытывать взаимную симпатию, воспринимать друг друга как членов некой социальной единицы.
Благодаря тому, что кто-то постоянно находится в поле нашего зрения, наша любовь может быть прикована практически к любому человеку, который хотя бы отдаленно похож на нас и отвечает на наши чувства.
Почему же сходство вызывает любовь, а не ненависть?
Один из ответов:
Близость позволяет нам обнаружить черты сходства друг в друге.
Обмен знаками внимания (не безразличия).
Более того, возникновение привязанности способствует предвосхищению взаимодействия. Другими словами, позитивное ожидание, ожидание того, что он или она обязательно окажется приятным человеком и что вы будете идеально совместимы — увеличивает шансы на то, что между вами сложатся самые благоприятные отношения. Аналогичным образом, ситуация первого свидания (встречи) способствует возникновению симпатии.
Еще одна причина, по которой близость становится фактором формирования симпатии, — это «постоянное присутствие в поле зрения». Когда различные виды ранее неизвестных стимулов — заумные слова, китайские иероглифы, фрагменты мелодий, фотографии незнакомых людей — постоянно находятся в поле зрения, это само по себе заставляет людей отдавать им предпочтение. подумайте, какие буквы алфавита являются вашими любимыми? Все люди, независимо от возраста, языка или национальности, предпочитают буквы собственного имени или те, которые наиболее часто используются в их родном языке. Эффект «просто быть в поле зрения» проявляется в том, что нахождение в поле зрения приводит к ощущению симпатии, даже если выставленный объект не привлекал внимание испытуемого специально.
Было установлено, что простое присутствие в поле зрения дает более сильный эффект, особенно в случаях, когда люди воспринимают стимулы, не осознавая их присутствия.
Следует отметить, что симпатию к нему усиливает простое присутствие в поле зрения. Если это присутствие не становится навязчивым.
Второй детерминант симпатии — физическая привлекательность.
В целом, женщины любят мужчин за их характер, а мужчины, как правило, любят женщин за их внешность.
Ряд экспериментов показывает, что мужчины ценят физическую привлекательность противоположного пола больше, чем женщины.
Характер эмоциональных отношений
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений во многом определяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоциональное отношение к партнеру родителей и ребенка в рамках их взаимоотношений имеет разные истоки, психологическое содержание и динамику развития. Если в случае супружеских отношений мы можем говорить о принципиальном равенстве партнеров — как в плане возникновения, так и в плане развития и реализации эмоциональной связи, то в случае детско-родительских отношений природа детско-родительской любви иная. Эмоциональное отношение родителей к ребенку называют феноменом родительской любви (Э. Фромм), а современная психология четко выделяет эмоциональное отношение матери и отца к ребенку, которое выступает как материнская или отцовская любовь. Помимо понятия родительской любви, используется термин «принятие» (А. Рой, М. Сегельман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), который характеризует аффективную окраску отношения родителей к ребенку и признание его самооценки. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношений (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Термин «привязанность» используется для описания отношений ребенка с родителем. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является широко признанной и наиболее авторитетной для изучения любви ребенка к родителю. Мы хотели бы подчеркнуть, что сама теория привязанности, рассматривая характер отношений ребенка с родителем (близким взрослым), выходит за рамки чисто эмоционального аспекта и включает в себя модели когнитивной активности и психического развития ребенка как функцию особенностей взаимодействия родителя и ребенка.
Родительская любовь носит социокультурный и исторический характер. До XVIII. Век социальная ценность родительской любви была относительно низкой. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, заботиться о его психическом и физическом благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но они не выделяли родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такой ситуации стала высокая рождаемость на фоне высокой смертности и большого количества детей в семье. В средневековой Европе около 30% детей в возрасте до 5 лет умирали. Во второй половине девятнадцатого века семья С.А. и Л.Н. Толстых потеряла пятерых из двенадцати детей. Родители делили свое внимание между многими детьми и часто теряли их очень рано. Тесные эмоциональные, длительные отношения между родителями и детьми были редкостью из-за особенностей структуры семьи и образа жизни семьи в то время. Только во второй половине XVIII века материнская любовь становится в Европе обязательной нормой, а со второй половины XIX века возникает тип семьи, ориентированный на ребенка.
В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно высока, а интимно-эмоциональная близость родителей к своим детям является массовым явлением в условиях нуклеарных семей и планирования рождаемости. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Но было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, при условии, конечно, что они выполняют свой родительский долг — заботятся, уделяют внимание и опекают своего ребенка. Любовь к ребенку, эмоциональная близость и взаимопонимание — это не то, что отец и мать чувствуют от природы, и не то, что волшебным образом появляется при рождении.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник