конспект внеурочного занятия по психологии «Эмоции и чувства» 2 класс
Содержимое публикации
Внеурочное занятие по психологии
Тема: «Эмоции и чувства»
Цель: получить общее представление об эмоциях и чувствах человека и систематизировать полученные знания.
— сформировать у учащихся общее представление об эмоциях и чувствах человека;
— создание условий для развития способности учащихся понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.
Оборудование : конспект, презентация, бланки с заданиями.
— Здравствуйте ребята. Давайте немного поиграем.
Я буду называть ситуацию, а вы с помощью мимики, жестов покажете, как отреагируете.
какое настроение, когда вы получили «5», а «2»
вы получили шоколадку…
хотели шоколадку, а получили …селедку…
представьте, что навстречу вам идет тигр…, а друг.
— Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.
2. Основная часть
— Ребята, я заметил, что сейчас каждый из вас по — разному передавал свои чувства.
Как вы думаете, почему? (ответ детей: все мы разные, по — разному воспринимаем окружающий мир, у каждого свои эмоции ).
— Что означает слово «эмоция»? Как вы думаете? (ответ детей).
Эмоции– переживания, отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату своей деятельности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент.
Эмоции дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира. Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.
Чувстваминазывают переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Чувства и эмоции несколько отличаются друг от друга.
Чувства – сложное, постоянное проявление человеком своего отношения к чему-либо. Например, чувство любви, ответственности. Они присущи только человеку.
Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Например, радость, гнев, страх. Эмоции присущи также и животным.
-А как вы думаете, за чем нам нужны чувства и эмоции? (ответ детей).
— Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.
— Ребята, а вы хотите узнать какие эмоции положительные, а какие отрицательные? (ответ детей)
1.Положительные эмоциональные переживания: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение.
2.Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь.
— Ребята, скажите, в школе бывают у вас положительные эмоции? С чем это связано? (ответ детей: когда получаем «5», когда понимаем урок, когда хорошо отвечаем, когда не дерёмся, а дружим).
— Ребята, когда в школе вы испытывайте отрицательные эмоции? С чем это связано? (ответ детей: когда получаем «2», когда боимся контрольной, когда урок не понимаем, когда учебник забываем).
— А теперь давайте выполним задание.
Упражнение № 1. «Определите, где чувства, а где эмоции ?»
Радость, восторг, счастье, любовь, гордость, смущение, зависть, обида, одиночество, страх, тревога, вина, благодарность, злость, спокойствие, печаль, грусть, удовлетворение, недовольство, усталость, беспокойство.
Источник
Психологическое занятие-игра с младшими школьниками «Путешествие в мир эмоций»
Цель: Формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся, развитие эмоционально-волевой сферы. Упражнение «Давайте поздороваемся» Ведущий (психолог): Добрый день, ребята! Давайте встанем, улыбнёмся себе и друг другу. Присаживайтесь. Скажите, вам было приятно здороваться? Что вы испытывали, приветствуя друг друга? (Примерные ответы детей: радость удовольствие, приятно). Сегодня мы совершим путешествие по очень необыкновенной стране. Можете ли вы представить себе человека, который не испытывает никаких эмоций? А всгда ли свои переживания и ощущения мы можем выразить эмоциями? А что такое эмоции? Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Какими они могут быть? (положительные и отрицательные). С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (жесты, мимика). На нашем мероприятии мы познакомимся с миром эмоций. Поговорим об основных эмоциях; попробуем выразить их с помощью мимики и жестов. Я желаю вам, чтобы сегодня каждый открыл интересное для себя! Итак, начнем! Конкурс «Знатоки эмоций» Ведущий (психолог). Вам нужно вспомнить эмоции, которые может переживать человек. Победит тот, кто назовет их больше. Конкурс «Передай эмоцию» Ведущий (психолог) называет задание. Участники его выполняют, стараясь правильно и выразительно передать эмоции. 1) Улыбнуться, как сытый кот. Испугаться, как мышь, за которой гонится кот 2) Улыбнуться, как кот на солнце. Устать как муравей притащивший большой груз Упражнение «Сказка о жителях Волшебной страны чувств» Ведущий (психолог). Далеко-далеко, а может быть и близко, есть Волшебная страна и живут в ней разные чувства. Каждое из них — в своем домике определенного цвета. Каждый день, когда встает солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что разрушили домики. Жителям удалось спастись, а вот домики пришлось строить новые. Домики построили, а покрасить их нечем, ветер унес всю краску. У вас есть цветные карандаши, помоги раскрасить жителям их домики. 1. Раскрась домики в цвета и рассели в цветные домики жителей этой страны. 3. Раскрась карту. Интеллектуальная разминка «Наоборот» Ведущий (психолог): А чтобы проверить, какие вы внимательные, проведем разминку. Я буду называть эмоции, а вы будете говорить их противоположные значения. Готовы? Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Упражнение «Солнечный зайчик». Звучит релаксационная музыка говорит ведущий (психолог): Почувствуйте, как солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Чувствуете, как он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями. На лбу, носу, щеках, подбородке поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он тихонько забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он хочет подружиться с вами. Улыбнитесь ему. А теперь глубоко вдохните, выдохните. Откройте глаза,. Какое сегодня число? Спасибо. Работаем дальше. Упражнение «Дерево счастья» Цель: Налаживание коммуникации, гармонизация эмоционального состояния Оборудование: нарисованное на листе бумаги дерево с расположенными на нем ветками, разноцветные пуговицы. Ведущий (психолог). Сегодня мы поговорили об эмоциях. Учитесь управлять ими. Ваши эмоции не должны приносить вред – это главное. Они должны быть положительными. А теперь давайте все вместе составим дерево положительных эмоций, глядя на которое вы будете вспоминать все самое хорошее и испытывать только положительные эмоции! Подведение итогов. Ведущий (психолог). — О чём мы с вами сегодня говорили? Правильно, что такое эмоции? — Нужны ли эмоции человеку? Зачем? — На какие группы оделяться эмоции? — Ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на наше здоровье? — Как отрицательные эмоции могут влияють на здоровье? — Как положительные эмоции влияют на здоровье? — Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Чтобы этого не допустить есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Например, разрывание бумаги, сделать перерыв, посчитатб про себя, подумать о чём-либо приятном, побегать, сделать физические упражнения. — А как сделать, чтобы положительных эмоций в нашей жизни стало больше?. — А теперь я попрошу вас выразить эмоции от нашего мероприятия с помощью смайликов. Ведущий (психолог). Ребята наша игра подошла к концу давайте поблагодарим друг друга за работу: приготовили ладошки, пошёл мелкий дождь (бьём пальцем правой руки по левой ладошке), дождик стал усиливать (двумя пальцами), дождик стал ещё сильнее (тремя пальцами), пошёл крупный дождь (четырьмя пальцами) и пошёл ливень (всей ладошкой). Источник Конспект психологического занятия для младших школьников «Чувства и эмоции»Конспект психологического занятия для младших школьников «Чувства и эмоции» Автор: Янко Оксана Александровна педагог — психолог МБОУ «Школа № 3 им. Ю.А. Гарнаева г. Феодосии Республики Крым» Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого, закрепления навыков понимания эмоционального состояния друга и умения выражать свое содействие выходу наружу ранее не проявляемые чувства.
Материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций. Ход занятия Эмоциональный настрой. Упражнение «Подари друг другу улыбку». Здравствуйте ребята. Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Подарим улыбку себе, соседу по парте, мне и всем одноклассникам. Молодцы. — Ребята, как вы считаете, можно ли грустить, когда улыбаешься? Предлагаю, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением. Вспомните, какое настроение чаще всего было за неделю:
При обсуждении эмоционального опыта желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, связанных с ними, тем лучше. После обсуждения подвести ребят к выводу: — Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции. 2 этап: Основная часть Вниманию ребят предлагается плакат со схематичным изображением эмоций. (Рисунок 1) Ребята узнают и называют эмоции. — Ребята, как вы считаете, что такое эмоции, как вы понимаете это слово? Обобщая ответы детей, дается определение: Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. — Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь) Привлекать ребят к обсуждению и объяснению всех ответов.
Предлагаю учащимся придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. «Я начну придумывать историю, а вы продолжите. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у неё было вот такое, за тем мяч угодил под машину, и настроение стало вот такое, за тем пришел,взрослый и помог достать мяч, и настроение у Тани стало вот такое. Он отдал мяч Тане, и настроение стало такое. Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана эмоция, которую нужно изобразить без слов, — через мимику, жест, интонацию, позу и т.д., остальные угадывают, какая эмоция изображалась. На карточках написаны эмоции: радость,грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др. Какие причины (события) могут вызывать эти чувства? Предлагаю детям ситуацию: «Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке». Примеры ответов детей.
Ведущий предлагает детям обдумать, каким был их ответ:
Ведущий предлагается детям выбрать самый приемлемый ответ. Каждой малой группе (не более 6) дается карточка с заданием (радость, гнев, страх, презрение, ярость, тревога). Ребята должны решить анаграмму и разгадать зашифрованную эмоцию. Показать всему классу с помощью того способа, который указан в карточке. Класс должен отгадать о какой эмоции идет речь. Затем ребята должны попытаться эту эмоцию продать всему классу. 3 этап. Способы избавления от нежелательных эмоций Перед вами лежат два листочка:. Напишите ребята на одном листочке те эмоции, которые вам мешают общаться, а на другом, те эмоции, которые вам наоборот помогают общаться. (Передавая клубок от одного учащегося к другому, ребята по очереди называют сначала те эмоции, которые им мешают, а потом те, которые им помогают). А теперь я предлагаю разорвать наши черные листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них. Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (побыть одному, прогуляться, заняться спортом, почитать книгу). Можем ли мы с помощью дыхания изменить наше внутренне состояние? Да. Давайте попробуем. Давайте представим, что мы опаздываем на поезд и пытаемся его догнать, быстро будем дышать, как будто мы в гневе, в ярости. А теперь давайте успокоимся. Поезд мы не догнали. Представим что мы большой воздушный шар. Наберем сначала воздух через нос, так чтобы был полный животик. Потом представим, что в шарике образовалась маленькая, дырочка и он начал спускаться. Выдыхаем через рот. 4 этап: Заключительная часть: И сегодня на занятии мы с вами узнали, какие бывают эмоции, положительные и отрицательные, и к концу занятия я бы хотел вам задать вопросы: -А с какими эмоциями мы с вами на занятии познакомились? Источник |