- Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ
- Заключение по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования особенностей личности ребенка — исследование особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка
- Психологическое заключение эмоционально волевой сферы
Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ
по результатам психологического обследования
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др) . Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается) , но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма) .
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие) .
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции) .
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий) .
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный) .
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость) .
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность) .
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении) .
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) .
Критичен к оценке результатов своей работы ( понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен) .
Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование) . Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь) . Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность) .
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый) .
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая) .
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково) . Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
Незрелость всех форм мышления;
Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
развитие концентрации, переключаемости внимания.
развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна
Источник
Заключение по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования особенностей личности ребенка — исследование особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка
по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования
особенностей личности ребенка
Причина обследования : по запросу бабушки (воспитателя), с согласия родителей.
Диагност : педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка»
Сроки проведения обследования : с 7.11.16 г. по 10.11.16 г.
Используемые методы : методика «Паровозик» С.В. Велиева ( оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния) ; методика «Страхи в домиках» А. И. Захаров, М. Панфилова ( выявление и уточнение преобладающих видов страхов ); анкеты для мамы и бабушки «Особенности коммуникации дошкольника», беседа с воспитателем.
Результаты: Обследование проводилось по запросу бабушки-воспитателя и с согласия родителей. Причиной обращения стали особенности в поведении Ани: нежелание идти на контакт со сверстниками, тревожность, боязнь громких звуков, тревожный сон.
В ходе беседы с воспитателем, было выявлено, что Аня посещает детский сад с 2 лет (2 года). За время пребывания в группе девочка сторониться сверстников – предпочитает уединение, с воспитателем контакт избирательный, на вопрос отвечает вопросом – по типу эхолалии. Аня испуганно озирается, если к ней обращаются взрослые или дети. При этом познавательные способности ребенка достаточно развиты. Несмотря на отсутствие коммуникации с воспитателем, она исправно выполняет инструкции на занятиях. Музыкальные занятия и театральные представления посещать отказывается из-за шума. Дети не проявляют интереса в общении с Аней, могут обвинить ее в том, чего она не делала.
Анализ анкет «Особенности коммуникации дошкольника», заполненных бабушкой и мамой говорит о том, ребенок неуместно повторяет услышанные в беседе слова и выражения (на вопрос «Сколько тебе лет?» отвечает «Тебе 4 лет»), нередко говорит о себе, избегая использования первого лица (я), называя свое имя или произнося местоимения третьего лица: «Аня устала», не задает вопросов, не дружит с детьми, предпочитает уединение, иногда у Ани возникают вспышки гнев а, связанные с посторонним вмешательством в привычный образ жизни ребенка. Из этого следует вывод, что у ребенка отмечаются признаки эхолалии, не сформирован образ-Я, Аня склонна к избеганию социальных контактов, у нее отсутствует интерес к окружающему миру, проявляет агрессивное поведение на изменение в жизни.
Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент начала общения с психологом соответствует негативному состоянию низкой степени, в конце общения отмечено позитивное психическое состояние. Первая встреча с Аней проходила в спальной комнате, ей было предложено поиграть в молоточки, т.к. ребенок не шел на контакт и отказывался идти в кабинет к психологу. Увидев незнакомую игрушку, девочка заинтересовалась и стала открываться (улыбка, кивки головой на вопросы, совместная игра). Перед игрой ей было предложено собрать вагоны поезда, и Аня взялась за задание — нервно-психическое состояние соответствовал негативному состоянию низкой степени, после 15 минутной игры, паровозик был предложен в второй раз и у девочки появился больший интерес к заданию – нервно-психическое состояние соответствовало позитивному. В итоге контакт с ребенком установлен, доверие заслужено, на следующий день Аня согласилась пойти в кабинет психолога.
Согласно результатам обследования по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова, М. Панфиловой, было выявлено, что у Ани преобладают страхи связанные с шумом и предметами, издающими шум, такие как животные, машины, самолеты, громкая музыка, резкие звуки, а также страхи связанные со сном: темнота, страшные сны, засыпание (со слов бабушки: долгое время соседи громко делали ремонт и Аня испуганно просыпалась от шума, после чего сон нарушился – плохо стала засыпать). В целом согласно обработке данных по методике, число страхов у Ани в ее возрасте, превышает на 2 страха норму.
Заключение: учитывая выше изложенное можно отметить, что в настоящее время у девочки наблюдаются нарушения в эмоционально – волевой сфере, к тому же наблюдается нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на формирование эмоционально — волевой стабильности у ребенка дошкольного возраста.
Проведение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий на формирование коммуникативных навыков ребенка.
1. Обратиться к неврологу.
2. Учить ребенка отвечать на поставленный вопрос посредством игровой деятельности.
1. Правильно организовывать игровую деятельность между детьми с обязательным включением Ани в игру собственным примером.
2. Поддерживать желание и совершенствование умений детей в выражении своего настроения и эмоциональных состояний.
3. Развивать у детей толерантное отношение к индивидуальным особенностям окружающих людей, эмпатию и эмпатийное поведение.
Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.
Источник
Психологическое заключение эмоционально волевой сферы
Сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов имеет важное значение в развитии будущей социально ориентированной и профессионально успешной личности не только и не столько в спорте, но в жизни в целом.
Эмоции и чувства человека выступают как переживание своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции — простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, особенно у детей и подростков, зачастую вступают в противоречие с необходимостью проявления воли — деятельным и регулирующим началом сознания, призванным создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Зачастую умение сдерживать эмоции, держать их под контролем мешает социальной адаптации детей и подростков в новом коллективе, творческом или спортивном [1].
В трудах ученых и практиков вопросам изучения эмоционально-волевой сферы уделяется достаточно много внимания при многообразии подходов к различным сторонам данного комплекса, таким как эмоциональная составляющая процессов регуляции (В.К. Вилюнас, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова), волевое регулирование поведения (А.В. Быков, Е.П. Ильин, Т.И. Шульга). В ряде исследований изучается взаимосвязь эмоциональной и волевой стороны как единая эмоционально-волевая сфера личности (О.В. Дашкевич, В.К. Калин, П.А. Рудик, О.А. Черникова, М.В. Чумаков).
Причем, как справедливо указывает М.В. Чумаков, «разделение эмоциональной и волевой сторон регуляции возможно в теоретическом плане, но в психолого-педагогическом исследовании, связанном с формированием этих сторон личности в школьных условиях, может быть целесообразным рассмотрение эмоционально-волевой регуляции как единого механизма» [4].
Однако пока недостаточно исследований по эмоционально-волевой сфере юных спортсменов, например в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, когда возникают значительные трудности, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний. По мнению О.А. Черниковой, «… важнейшей практической задачей по проблематике эмоций в спорте является раскрытие механизмов снятия неблагоприятных эмоциональных реакций» [3]. Особенное значение это имеет для спортсменов младшего и среднего школьного возраста, когда нет достаточно сформированного интереса для занятий спортом как средством достижения определенных жизненных успехов [2]. При изучении личностного и спортивного роста юных спортсменов возникает противоречие между необходимостью построения оптимальной, индивидуально-соответствующей программы на определенный тренировочный цикл и отсутствием достоверной информации о сформированности эмоционально-волевой сферы спортсмена как основы успешных выступлений в соревнованиях, отсутствием необходимых данных, особенно в динамике личностного развития.
Гипотеза исследования
Сформированность эмоционально-волевой сферы, то есть выраженное умение подчинять эмоции сознательным решениям, наличием воли, проявлением в действиях качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости (так необходимых в спортивной жизнедеятельности) проявляется на высоком уровне, если юный спортсмен регулярно в течение нескольких лет учебно-тренировочного процесса учится преодолевать трудности физического и эмоционального характера.
Цель исследования
Изучить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений.
Методы исследования
Основные методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели:
- ретроспективный анализ педагогического опыта;
- тестирование;
- педагогическое наблюдение;
- методы статистической обработки полученных данных.
Эмпирическое исследование проводилось в 2014 г. на базе МБОУ ДО детей «Районная детско-юношеская спортивная школа» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Чайковский, Пермский край, Россия. В исследовании приняли участие 75 юношей в возрасте 11-14 лет: 35 юношей 11-12 лет и 40 юношей 13-14 лет.
Для изучения уровня сформированности эмоционально-волевой сферы личности школьников младшего и среднего возраста, занимающихся спортом в условиях образовательных учреждений, использовалась «Методика оценки эмоционально-волевых качеств» [5].
В основу методики положен самоанализ: юношам и подросткам предлагалось по шкале выраженности качества оценить десять различных ситуаций. По сумме ответов на определенные варианты анкеты балльным методом определялся уровень развития психологических качеств, определяющих сформированность эмоционально-волевой сферы юных спортсменов (табл. 1).
Шкала балльной оценки уровня сформированности эмоционально-волевой сферы юных спортсменов
Источник