Психологическое благополучие студентов с разным уровнем эмоциональности

Психологическое благополучие студентов

Исследование компонентов структуры психологического благополучия в студенческом возрасте, рассматриваемом как особый период развития, характеризующийся специфическими возрастными задачами. Проведение корреляционного и факторного анализа полученных данных.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 15.04.2018
Размер файла 124,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Психологическое благополучие студентов

Колесников Вадим Николаевич, петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

психологический благополучие в студенческий возраст

Исследовались компоненты структуры психологического благополучия в студенческом возрасте, рассматриваемом как особый период развития, характеризующийся специфическими возрастными задачами. Испытуемые, студенты вузов г. Петрозаводска (N=130), выполняли опросник психологического благополучия К.Рифф, а также ряд опросников, представляющих отдельные стороны конструкта психологического благополучия. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволили выдвинуть предположения о специфике отдельных компонентов психологического благополучия у студентов. Обсуждается неоднозначность самопринятия и автономии как проявлений психологического благополучия в студенческом возрасте.

Ключевые слова: психологическое благополучие, задачи развития, студенческий возраст, личностная автономия, самопринятие

Psychological well-being of students

Kolesnikov Vadim Nikolaevich

The components of psychological well-being of students have been studied. Student’s years were considered as special period of live characterized by specific developmental tasks. Students of institutions of higher education of Petrozavodsk (N=130) filled on the inventory of psychological well-being by К.Ryff along with the number of questionnaires representing some particular aspects of well-being construct. Correlation and factor analysis of the data allowed to propose suggestions about the specifics of the individual components of psychological well-being in students. The ambiguity of self-acceptance and personal autonomy as a manifestation of psychological well-being in the students’ age are discussed.

Keywords: psychological well-being, students’ age, specific developmental tasks, personal autonomy, self- acceptance

Психологическое благополучие является субъективным феноменом и характеризует, прежде всего, отношение человека к своей жизни, интегральную оценку своего бытия [14]. Признается комплексность, многокомпонетность состава психологического благополучия. Наиболее распространенной является модель К.Рифф, описывающая шесть параметров психологически благополучной личности: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни и самопринятие [18]. Выделенные свойства рассматриваются как идеал, определяющий особый, эвдемонический образ жизни, основные черты которого — реализация субъектом своего личностного потенциала, полное функционирование и осмысления жизнь [7].

Исследования возрастной динамики психологического благополучия исходят из предположения о том, что его структура сохраняется неизменной и различия между разновозрастными группами носят только количественный характер. Между тем каждый возрастной этап имеет свои специфические возрастные задачи, степень решенности которых может рассматриваться в качестве меры приближенности к идеалу позитивного функционирования личности [10]. Если индивиду не удалось справиться с задачами возраста, он испытывает тревогу, не получает социального одобрения и не способен функционировать как зрелая личность.

Студенческий возраст определяется как сложный, противоречивый и отличающийся наличием ряда кризисных проявлений период, требующий мобилизации всех ресурсов. Очевидно, что определенные, связанные с возрастом особенности накладывают ограничения на возможность достижения «вершинных» характеристик. Характерные для значительного числа студентов высокий уровень социального и психологического стресса [18], внутриличностные конфликты, фрустрации, переживание психологического кризиса [1], связываются исследователями с требующими высокого уровня самостоятельности и самоорганизации вузовскими условиями обучения, зависимым положением в отношениях с администрацией и преподавателями [16], трудностями в сфере межличностного общения [13], а также со сложностями профессионального самоопределения и проблемами, связанными с оторванностью от семьи [5].

Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что ряд психологических качеств, определяющих психологическое благополучие или выступающих в качестве его основных параметров, у многих студентов оказываются сформированными на низком уровне [3], что затрудняет позитивное функционирование личности и может выступать серьезным препятствием для решения задач профессиональной подготовки.

Обратим внимание, что преобладающее большинство проведенных исследований концентрируются скорее в области изучения психологического неблагополучия, чем благополучия. Вместе с тем имеются данные, которые позволяют рассматривать психологическое благополучие и неблагополучие не как два полюса одного психологического свойства, а как два относительно самостоятельных параметра (т.н. концепция двух континуумов) [17]. Из концепции двух континуумов следует, что отсутствие неблагополучия не приводит автоматически к благополучию и, что исследуя проявления психологического неблагополучия, мы мало что узнаем о собственно психологическом благополучии.

Отмеченные позиции определили характер проведенного нами исследования психологического благополучия студентов. Фиксировались показатели как эвдемонического так и гедонистического благополучия. Планируя изучение характеристик психологического благополучия студентов, мы предполагали, что его компоненты продемонстрируют определенные взаимосвязи между собой, выявляя специфическую структуру психологического благополучия студентов. Ожидались связи с осмысленностью жизни и ее составляющими, определяющими полноценное существование личности. Учитывая возможность использования результатов в практике работы психологической службы вуза, особое внимание было обращено на оценку распространенности психологического неблагополучия и его основных проявлений среди студентов.

Для оценки психологического благополучия использовался опросник К.Рифф (эвдемоническое благополучие). Для изучения гедонистического благополучия в исследовании применялась шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и шкала субъективного счастья С.Любомирски. Использовались также опросник смысложизненных ориентаций Д.Н.Леонтьева и шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина как показатель психологического неблагополучия. В исследовании приняли участие 130 студентов разных курсов Петрозаводского государственного университета, средний возраст 21,4 года.

Результаты исследования и их обсуждение

Шестикомпонентная модель К.Рифф была использована в качестве базовой для оценки психологического благополучия студентов. Изначально мы исходили из предположения о том, что высокие баллы по шкалам методики означают достижение студентом уровня эвдемонического благополучия, обеспечивающего полноценное функционирование личности.

Статистика психологического благополучия среди студентов. Исследование не выявило ни возрастных, ни гендерных различий. Процент обследуемых с низкими баллами варьирует от 14,6 («автономия») до 31,5 («позитивные отношения»). Использовались нормативные данные, полученные в исследовании Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П.[14]. Низкий уровень по шкале диагностировался в случае, если баллы не превышали значения среднего арифметического минус стандартное отклонение. Психологическое неблагополучие, регистрируемое хотя бы по одной из шести шкал, встречается достаточно часто (58,5%) в исследуемой выборке. Низкие значения только по одной из шкал имели место в 18,5% случаев, по двум шкалам — в 12,3%, по трем и более — в 27,7% случаев. Чаще всего (около одной трети) значительные отклонения от среднего в сторону низких значений наблюдались по шкалам «позитивные отношения» и «самопринятие». Таким образом, к категории относительно благополучных (баллы не ниже среднего уровня) могут быть отнесены менее половины студентов.

Компоненты и структура психологического благополучия студентов. Анализ интеркорреляций шкал опросника Рифф (табл. 1.) показал, что «самопринятие» имеет максимальные коэффициенты корреляции (p

Источник

Психологическое благополучие студентов

Колесников Вадим Николаевич
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Аннотация: Исследовались компоненты структуры психологического благополучия в студенческом возрасте, рассматриваемом как особый период развития, характеризующийся специфическими возрастными задачами. Испытуемые, студенты вузов г.Петрозаводска (N=130), выполняли опросник психологического благополучия К.Рифф, а также ряд опросников, представляющих отдельные стороны конструкта психологического благополучия. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволили выдвинуть предположения о специфике отдельных компонентов психологического благополучия у студентов. Обсуждается неоднозначность самопринятия и автономии как проявлений психологического благополучия в студенческом возрасте.
Ключевые слова: психологическое благополучие, задачи развития, студенческий возраст, личностная автономия, самопринятие

Psychological well-being of students

Kolesnikov Vadim Nikolaevich
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Abstract: The components of psychological well-being of students have been studied. Student’s years were considered as special period of live characterized by specific developmental tasks. Students of institutions of higher education of Petrozavodsk (N=130) filled on the inventory of psychological well-being by К.Ryff along with the number of questionnaires representing some particular aspects of well-being construct. Correlation and factor analysis of the data allowed to propose suggestions about the specifics of the individual components of psychological well-being in students. The ambiguity of self-acceptance and personal autonomy as a manifestation of psychological well-being in the students’ age are discussed.
Keywords: psychological well-being, students’ age, specific developmental tasks, personal autonomy, self- acceptance

Психологическое благополучие является субъективным феноменом и характеризует, прежде всего, отношение человека к своей жизни, интегральную оценку своего бытия [14]. Признается комплексность, многокомпонетность состава психологического благополучия. Наиболее распространенной является модель К.Рифф, описывающая шесть параметров психологически благополучной личности: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни и самопринятие [18]. Выделенные свойства рассматриваются как идеал, определяющий особый, эвдемонический образ жизни, основные черты которого — реализация субъектом своего личностного потенциала, полное функционирование и осмысления жизнь [7].

Исследования возрастной динамики психологического благополучия исходят из предположения о том, что его структура сохраняется неизменной и различия между разновозрастными группами носят только количественный характер. Между тем каждый возрастной этап имеет свои специфические возрастные задачи, степень решенности которых может рассматриваться в качестве меры приближенности к идеалу позитивного функционирования личности [10]. Если индивиду не удалось справиться с задачами возраста, он испытывает тревогу, не получает социального одобрения и не способен функционировать как зрелая личность.

Студенческий возраст определяется как сложный, противоречивый и отличающийся наличием ряда кризисных проявлений период, требующий мобилизации всех ресурсов. Очевидно, что определенные, связанные с возрастом особенности накладывают ограничения на возможность достижения «вершинных» характеристик. Характерные для значительного числа студентов высокий уровень социального и психологического стресса [18], внутриличностные конфликты, фрустрации, переживание психологического кризиса [1], связываются исследователями с требующими высокого уровня самостоятельности и самоорганизации вузовскими условиями обучения, зависимым положением в отношениях с администрацией и преподавателями [16], трудностями в сфере межличностного общения [13], а также со сложностями профессионального самоопределения и проблемами, связанными с оторванностью от семьи [5].

Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что ряд психологических качеств, определяющих психологическое благополучие или выступающих в качестве его основных параметров, у многих студентов оказываются сформированными на низком уровне [3], что затрудняет позитивное функционирование личности и может выступать серьезным препятствием для решения задач профессиональной подготовки.

Обратим внимание, что преобладающее большинство проведенных исследований концентрируются скорее в области изучения психологического неблагополучия, чем благополучия. Вместе с тем имеются данные, которые позволяют рассматривать психологическое благополучие и неблагополучие не как два полюса одного психологического свойства, а как два относительно самостоятельных параметра (т.н. концепция двух континуумов) [17]. Из концепции двух континуумов следует, что отсутствие неблагополучия не приводит автоматически к благополучию и, что исследуя проявления психологического неблагополучия, мы мало что узнаем о собственно психологическом благополучии.

Отмеченные позиции определили характер проведенного нами исследования психологического благополучия студентов. Фиксировались показатели как эвдемонического так и гедонистического благополучия. Планируя изучение характеристик психологического благополучия студентов, мы предполагали, что его компоненты продемонстрируют определенные взаимосвязи между собой, выявляя специфическую структуру психологического благополучия студентов. Ожидались связи с осмысленностью жизни и ее составляющими, определяющими полноценное существование личности. Учитывая возможность использования результатов в практике работы психологической службы вуза, особое внимание было обращено на оценку распространенности психологического неблагополучия и его основных проявлений среди студентов.

Метод

Для оценки психологического благополучия использовался опросник К.Рифф (эвдемоническое благополучие). Для изучения гедонистического благополучия в исследовании применялась шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и шкала субъективного счастья С.Любомирски. Использовались также опросник смысложизненных ориентаций Д.Н.Леонтьева и шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина как показатель психологического неблагополучия. В исследовании приняли участие 130 студентов разных курсов Петрозаводского государственного университета, средний возраст 21,4 года.

Результаты исследования и их обсуждение

Шестикомпонентная модель К.Рифф была использована в качестве базовой для оценки психологического благополучия студентов. Изначально мы исходили из предположения о том, что высокие баллы по шкалам методики означают достижение студентом уровня эвдемонического благополучия, обеспечивающего полноценное функционирование личности.

Статистика психологического благополучия среди студентов. Исследование не выявило ни возрастных, ни гендерных различий. Процент обследуемых с низкими баллами варьирует от 14,6 («автономия») до 31,5 («позитивные отношения»). Использовались нормативные данные, полученные в исследовании Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П.[14]. Низкий уровень по шкале диагностировался в случае, если баллы не превышали значения среднего арифметического минус стандартное отклонение. Психологическое неблагополучие, регистрируемое хотя бы по одной из шести шкал, встречается достаточно часто (58,5%) в исследуемой выборке. Низкие значения только по одной из шкал имели место в 18,5% случаев, по двум шкалам – в 12,3%, по трем и более — в 27,7% случаев. Чаще всего (около одной трети) значительные отклонения от среднего в сторону низких значений наблюдались по шкалам «позитивные отношения» и «самопринятие». Таким образом, к категории относительно благополучных (баллы не ниже среднего уровня) могут быть отнесены менее половины студентов.

Компоненты и структура психологического благополучия студентов. Анализ интеркорреляций шкал опросника Рифф (табл. 1.) показал, что «самопринятие» имеет максимальные коэффициенты корреляции (p Список литературы

Источник

Оцените статью