- Сказки на коррекцию эмоциональной сферы ребенка
- Сказки, которые учат понимать эмоции
- «Замороженная страна»
- «Маша и медведь»
- Интересно почитать. , : «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»
- Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Сказки на коррекцию эмоциональной сферы ребенка
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой имеют высокую тревожность, хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если и участвуют, то часто обижаются и уходят.
Огромное влияние на самооценку и эмоциональную сферу ребенка оказываем мы, родители. Нам не хватает порой времени на то, чтобы поиграть с ребенком. Мы, дабы добиться послушания, запугиваем детей, даже не замечая этого. Мы приписываем роль и вешаем ярлыки ребенку, когда злимся… Отсюда агрессия — вымещение негативных эмоций на других, страхи , робость, тревожность , застенчивость и др.
Пока ребенок мал, легче исправить эмоциональную сферу ребенка, помочь ему поверить в себя, укрепить оптимизм и надежду, помочь проявить скрытые способности.
И на помощь придут сказки на коррекцию эмоциональной сферы ребенка. Именно она поможет ребенку снять эмоциональное напряжение, повысить уверенность в собственных силах, понять, что он ни чуть не хуже других, что он любим и дорог.
Удачного прочтения, и пусть Ваш малыш растет оптимистом!
Название сказки | Автор |
---|---|
Храбрый крабик | О.В.Хухлаева |
Как слоненок перестал стесняться | О.В.Хухлаева |
Как Андрюша гостей встречал | Т.Холкина |
Сказка про смелого Алёшу | И.Турина |
Бум-бум-бум | М.Андрианов |
Сказка про Колю и его друзей | Л.Цвирко |
Сказка про доброго Петю | И.Маниченко |
Сказка про Зайца-забияку | И.Гурина |
Сказка про вредную ящерку | Ю.Кузнецова |
Про ежа-драчуна | Ю.Кузнецова |
Про зайчат, которые забрались в мамино сердце | Ю.Кузнецова |
Добрая — добрая сказка | Г.Лаптева |
Капелька | И.Гаврилова |
Сказка о Ветре и Цветке | неизвестен |
Сказка про бобренка, который не любил раскрашивать | Ю.Кузнецова |
Богатырь | Е.В. Чех |
Сказка про вороненка, который хотел кого-нибудь клюнуть | Ю.Кузнецова |
Колючка | Н.М.Сертакова |
Девочка Хныкалка | М.Кутовая |
Птенец | Н.М.Сертакова |
Тучка | Н.М.Сертакова |
Сказка про зайчика, который боялся темноты | Н.М.Сертакова |
Случай в лесу | неизвестен |
Белочка-припевочка | О.В.Хухлаева |
Подсолнечное семечко | О.В.Хухлаева |
Сказка о вороненке | О.В.Хухлаева |
Как птенчик летать учился | Е.В. Чех |
Сказка про обиду | М.Скорбеева |
Гусеница | И.Стишенок |
Ловкая Лапка | О.Хухлаева |
История Осины | И.Стишенок |
Сказка про фею Искорку | О.Хухлаева |
Бабочка и Жук | И.Стишенок |
Отчего у ежика выросли иголки | О.Хухлаева |
Девочка с мишкой | О.Хухлаева |
Темноландия | О.Хухлаева |
Статья содержит информацию из открытых источников
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru
Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта
Сказки от непослушания
Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать за собой игрушки, не хочет ходить в детский сад — справиться помогут сказки от капризов
Как выбрать сказку для ребенка?
Как выбрать сказку ребенку, чтобы она была ему интересна и полезна, а также соответствовала возрастным особенностям развития ребенка
Совместное чтение
Совместное чтение призвано открыть вашему малышу удивительный мир литературы с помощью теплого общения со взрослыми и творчества
Обсуждения
Сказки хороши тем, что в них показывается за короткое время «духовный рост» какого-либо персонажа через преодоление собственных проблем, что помогает и ребёнку справляться с небольшими своими проблемами.
Упражнения учитывают особенности восприятия ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения
Источник
Сказки, которые учат понимать эмоции
Для дошкольника научиться распознавать и проявлять свои чувства — ничуть не менее важный навык, чем, например, освоить чтение. И даётся это умение иногда намного сложнее. Например, некоторые эмоции дети относят к разряду «плохих» и делают вид, что их нет: прячут страхи, обиды, злость… Психологи Ольга и Олег Хухлаевы предлагают сделать мир эмоций ближе и понятнее с помощью сказок. Публикуем отрывок из их книги «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Эти сказки вы можете почитать вместе и обсудить.
«Замороженная страна»
Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.
Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.
Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.
Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:
— Вот попадете в замороженную страну.
— Нет такой страны, — отвечали ребята. — Англия есть, Франция есть. А замороженной — нету. Мы в волшебство и сказки не верим.
Услышала эти слова злая волшебница:
— Как же это в меня не верят? Надо их наказать.
Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.
Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.
Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?
А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.
Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля.
— А мне книги читать не интересно, — ответила она. — Мне ничего не интересно.
Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замёрзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то всё получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?
Вопросы для обсуждения:
1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?
2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?
3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?
4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?
«Маша и медведь»
Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих.
Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошим и никого не огорчать.
Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши. Когда её ругали, она из девочки превращалась в палочку. Всё тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.
А самое скверное — для Маши было неважно. Кто её ругал и за что. Девочка всё равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что её ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, её поругают, она тут же в палочку превратится.
Шёл как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понёс домой.
А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ласково.
— Я— Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал её, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет, Это не дело, — ответил медведь.— я тебе дам свой ноготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнёт, превращайся в медведь. Ррр… — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвёл он её обратно к школе.
А там уже её учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на неё.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от неё учителя и воспитатели Не понравилось им, что на них рычат, а не мочла слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та её за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так ещё лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Всё лучше, чем становиться палочкой.
Вопросы для обсуждения:
1. Всегда ли справедливо взрослые ругали Машу?
2. Почему она не могла им ответить?
3. Почему мама разрешила Маше иногда порычать?
4. У тебя есть знакомые, которые очень пугаются, когда их ругаются?
Интересно почитать. , : «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей»
Родители ждут от детей успехов — в творчестве, учёбе, спорте. И прикладывают усилия, чтобы развивать интеллект, физические возможности. А вот внутренним переживаниям ребёнка уделяют куда меньше внимания. Но умение справляться с нахлынувшими чувствами, способность наладить отношения с другими людьми — это очень важные навыки: без них жить счастливо вряд ли получится. В необычной книжке три раздела… со сказками: короткие истории помогут научиться проявлять свои чувства, развить навыки общения, усвоить ценности, принятые в семье, — и всё это без назидательных разговоров и скучных «лекций» от мамы и папы.
Источник
Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Наталья Казакова
Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Данная методическая разработка основана на использовании сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Сказкотерапия является интегративным средством формирования у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции. Через сказку ребёнок может примерить на себя различные роли, принимать соответствующие ей решения, затем этот положительный опыт перенести в реальную ситуацию.
Обоснование использования инновационной технологии сказкотерапии
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности, а именно эмоционально-волевой сферы дошкольника.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливать его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Так, истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Переживание успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство по уголку природы. Иными словами, роль эмоций в развитии дошкольников трудно переоценить. Нельзя забывать и тот факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Эмоции не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и воспитания ребенка.
Проблема эмоций в современной общей педагогике разработана существенно меньше, чем другие области педагогического знания. Нерешенных вопросов педагогики эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.
Актуальность исследования определяется и тем, что в нашем обществе происходит увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии. Впоследствии эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы.
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что дети дошкольного возраста требуют специальной развивающей работы, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников, обогащение их чувственного опыта. Таким направлением развивающей работы может быть сказкотерапия.
Многие педагоги применяют магическое воздействие сказки в своей работе в процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако педагогические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества терапевтических приёмов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Новизна данной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории — модная на сегодняшний день тема. Педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
В последнее время к методу сказкотерапиитяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Мы же остановимся на формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребенка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.
Цель работы: выявить эффективность использования сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Объектом методической работы является формирование эмоциональной сферы дошкольников.
Предметом является использование сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.
В работе была выдвинута следующая гипотеза: формирование эмоциональной сферы дошкольников будет эффективным,если:
1. Будет реализовываться педагогическая программа, которая строится на основе одной сказки, через которую дети узнают о чувствах внутри нас.
2. На каждом занятии через сказочный сюжет знакомить детей со значением каждой эмоции.
3. На занятиях использовать игры и упражнения, направленное снятие эмоционального напряжения.
4. Осуществлять интеграцию сказкотерапии с продуктивной деятельностью, музыкой, коммуникацией, социализацией.
Практическая значимость определяется тем, что проведена экспериментальная работа по изучению эмоционального формирования дошкольников. Это дает возможность разработать научно обоснованную и достаточно эффективную психолого-педагогическую программу формирования эмоциональной сферы детей посредством сказкотерапии.
Теоретические основы изучения сказкотерапии
как инновационной технологии формирования эмоциональной сферы дошкольников
В последнее время появляются новые инновационные методы коррекции. Один из таких методов – сказкотерапия, появившаяся на рубеже 60 – 70-х гг. в., обоснованная М. Эриксоном и в дальнейшем развитая его учеником В. Росси. В России метод начал использоваться с начала 90-х гг. Техника была использована в разработке авторских терапевтических сказок, историй и метафор И. В. Вачковым, С. К. Нартовой-Бочавер, Д. Ю. Соколовым и другими.
Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии, в целом, и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка.
М. Эриксон обосновал использование метафоры (образа, символически моделирующего аспекты проблемной ситуации субъекта) в терапевтических целях тем, что именно непрямое, опосредованное художественными средствами обсуждение проблемы поможет обратить воздействие к сознанию и бессознательному ребенка.
Возникнув в последние годы, как самостоятельное направление практической психологии, сказкотерапия сразу же приобрела огромную популярность. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [7]. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. «Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат тайны.»
Исходя из вышесказанного, сказкотерапия — это не просто направление в психотерапии, а «. синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур».
В последние годы термин «сказкотерапия» все чаще встречается в специальных и популярных изданиях. Правда, в педагогике еще встречается термин «сказкокоррекция», но вряд ли между ними существует большая разница. И то, и другое подразумевает, прежде всего, лечение сказками. С другой стороны, знание испокон веков передавалось через истории, сказки, легенды, мифы. Проблема лечения сказками раскрывается в работах A.B. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Дж. Родари, Д. В. Соколова, М. -Л. фон Франца [5,6].
Сказка дает сокровенное, глубинное знание не только о себе, но и об окружающем мире, о процессе его развития. Такое знание, не оставляя непонятным сам механизм развития мира, безусловно, лечит.
Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, дает следующее определение сказки: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение и легло в основу научного определения сказки, помогая отграничить его от других родственных ей образований. То, что сказка принадлежит к развлекательным жанрам, ни сколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка — «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого — сообщить какие-то сведения».
Именно сейчас, на данном этапе формирования педагогики и психологии, к сказкеинтуитивно тянутся люди: перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия — это лечение сказкой, совместное педагога с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент педагогическими и психотерапевтическими.
Таким образом, сказкотерапия – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Сказка адресована живому творческому созидательному «детскому началу» в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка — древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок [14].
Сказкотерапия — замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный. Самое главное он подходит для работы с клиентом любого возраста. Кроме того, он, способен синтезировать с психоанализом, гештальттерапией, звукотерапией и т. д.
В занятия по комплексной сказкотерапии с детьми дошкольного возраста помимо чтения и обсуждения сказок включают следующие группы упражнений, каждое из которых направлено на достижение определенных целей и задач, направленных на формирование личности детей:
1. Расслабление по контрасту с напряжением.
2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхание.
3. Расслабление – медитация.
4. Упражнения на дыхание (физиологическое, речевое, в сочетании с голосом, движениями).
5. Речевые упражнения.
6. Упражнения на развитие голоса, интонации
7. Развитие слухового и зрительного внимания.
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
9. Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений.
10. Упражнения, включающие в себя ходьбу, бег, преодоление препятствий.
11. Упражнения с элементами танцев.
12. Упражнения в превращение в растения, животных, героев сказок, предметы [11].
Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребёнком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребёнка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем [12].
Различается директивный и недирективный подходы в сказкотерапии.В директивной терапии педагог руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапиироль педагога снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.
Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек, включенных в группу.
Таким образом, сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональноеотношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Кроме того, сказка обладает такой притягательной силой, которая позволяет ребёнку свободно мечтать и фантазировать.
Анализ результативности использования сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников
В ходе исследования была проведена диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» для детей дошкольного возраста, которая разработана Е. И. Изотовой [3].
Целями данной диагностики являются:
1. Выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
2. Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний;
3. Определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).
4. Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
5. Выявление фактора эмоциональной напряженности.
Общий вывод: По результатам диагностики формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаможно сделать следующие выводы:
— Большинство детей группы имеют средний уровень формирования эмоциональной сферы. Эти дети эмоционально открыты, доверчивы. Они понимают и называют эмоции. Их мимика достаточно активна.
— Воспитанники группы полностью отличают эмоции по эталону, выделяют положительные и отрицательные эмоциональные эталоны.
— Есть дошкольники, у которых достаточно низкий уровень формирования эмоциональной сферы. У таких детей проблемы с социализацией, овладением способом выражения эмоций, недостаток эмоциональности.
Система работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии
На основе теоретического изучения данной проблемы и проведения эмпирического этапа диагностики уровня сформированности эмоциональной сферы дошкольников было принято внедрить в образовательную деятельность с дошкольниками систему работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну внутри нас».
Была внедрена система по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии. Развивающая работа была представлена рядом занятий с использованием сказкотерапии, игровых упражнений, релаксационных приемов, специальных игр на развитие эмоциональной сферы.
Все занятия строились на основе одной сказки. Посредством такого сказочного путешествия дети узнают, о том, какие бывают чувства и эмоции; что происходит, если страной завладеют отрицательные чувства, что такое «мера» и для чего она нужна. На каждом занятии дети учатся справляться со своими негативными качествами; учатся работать совместно друг с другом, в команде, а что самое развивают
В предложенных занятиях дети охотно и активно участвовали. Они с интересом слушали представленные их вниманию произведения, активно беседовали по прочитанным сказкам, с большим желанием участвовали в драматизации сказок.
Дети с нетерпением ждали следующего занятия,полученный на занятиях опыт дети переносили в повседневную жизнь: сюжетно-ролевую игру, режимные моменты, свободную деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми.
Консультация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — залог их эмоционального благополучия» Тема: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия» С введением ФГОС ДО в нашем детском.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Продолжать развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста. Задачи: — Учить соотносить эмоциональное.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Ты и я — мы с тобой друзья» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Продолжать развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста. Задачи: — Учить соотносить эмоциональное.
Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста как средство развития эмоциональной сферы детей Актуальность: Признание современным обществом уникальности и самоценности детства, демографическая политика государства предполагает обновление.
Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР Программа занятий со старшими дошкольниками по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Содержание Вводная.
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкой с использованием музыкальных сказок Тема занятия «Посвящение в музыканты» «Приключения во дворце царя – Скрипичного ключа» Составили: Постникова Людмила Владимировна, Муравьёва.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Ты и я — мы с тобой друзья!» Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. ”Ты и я – мы с тобой друзья”.
Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка формирование его эмоциональной сферы ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МАДОУ Мечта Группа «Логовичок» Игры-эстафеты для детей 5лет. Подгготовила: воспитатель Иванова А. В. Тема: «Игры-эстафеты.
Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста «Радость. Грусть» Цель: Развитие эмоциональной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с.
Источник