- Как педагогу избежать эмоционального выгорания
- Происхождение термина и выгорание преподавателей
- Особенности и этапы выгорания
- Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Профессиональная деформация личности педагога и пути ее.
- Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.
- Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.
- Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале.
- Эмоциональное выгорание в профессиональной.
- Сравнительный анализ особенностей профессионального.
- Психологическая защита педагогов с синдромом.
- Эмоциональное выгорание: причины, последствия
- Особенности психического выгорания педагогов.
- Похожие статьи
- Профессиональная деформация личности педагога и пути ее.
- Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.
- Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.
- Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале.
- Эмоциональное выгорание в профессиональной.
- Сравнительный анализ особенностей профессионального.
- Психологическая защита педагогов с синдромом.
- Эмоциональное выгорание: причины, последствия
- Особенности психического выгорания педагогов.
Как педагогу избежать эмоционального выгорания
Происхождение термина и выгорание преподавателей
Понятие выгорания («burnout») введено в начале 70-х годов двадцатого века американским психиатром Гербертом Фрейденбергом и определяется как состояние нарастающего эмоционального истощения. Сначала Фрейденберг опубликовал статью в Journal of Social Issues, использовав и описав данный термин. После этого в 1974 году вышла книга под названием Burnout: The High Cost of High Achievment (на русском «Выгорание: высокая цена высоких достижений»).
Изначально понятие основывалось на наблюдениях за работой специалистов типа «человек-человек», за медицинскими сестрами, учителями и социальными работниками. Поэтому эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимичными выражениями и употребляются одинаково часто. Также важно отметить, что именно педагоги являются первичной группой профессий, где было исследовано состояние выгорания. Педагоги чаще всего становятся жертвами эмоционального выгорания и это объясняется следующими причинами:
- Преподаватели много и интенсивно общаются с другими людьми. Работа учителя подразумевает наличие эмпатии и высокого уровня ответственности при общении. В то же время преподаватель не имеет возможности выбирать тех, с кем он взаимодействует и у него нет эмоциональной разрядки. Даже если ему попадется конфликтный ученик, он не сможет избегать его и открыто высказывать свое недовольство.
Постоянные реформы в сфере образования не способствуют стабильному мироощущению. У преподавателей нет определенности в завтрашнем дне, в том числе из-за невысокой заработной платы. Невысокая зарплата влияет на то, что преподаватели берут все большее количество ставок и рабочих часов, что вызывает стресс.
Процессы модернизации и информатизации общества сильнейшим образом влияют на сферу образования. Преподаватели просто не могут угнаться и освоить огромное количество информации по дисциплине, знания необходимо обновлять чуть ли не каждую неделю. Создание новых и редактирование старых образовательных программ влияет на рост документооборота и занимает большую часть рабочего времени.
Особенности и этапы выгорания
Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно. Признаки эмоционального или профессионального выгорания:
- падение общего тонуса организма;
исчезновение интереса к работе и жизни;
резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
безразличное отношение к окружающим;
ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
Специалисты выделяют разное количество этапов эмоционального выгорания. Приведем наиболее популярную и простую пятиступенчатую модель Дж. Гринберга, которая поможет самостоятельно определить этап выгорания у себя или близких. Первым этапом («медовый месяц») эмоционального или профессионального выгорания как ни удивительно является полная самоотдачи рабочая деятельность. Трудоголизм сильнейшим образом влияет на появление выгорания. Это не значит, что нужно работать спустя рукава. Однако даже на начальном этапе вступления в трудовую деятельность важно соблюдать баланс работы и отдыха. На первом этапе человек тратит значительное количество энергии на работу, у него высокая мотивация и заинтересованность в результате. По мере увеличения нагрузки профессиональная деятельность начинает приносить работнику все меньше удовольствия.
На втором этапе («недостаток топлива») человек понимает, что его вклад и трудолюбие не равноценно результату. Он начинает разочаровываться в своей деятельности, появляется раздражительность. Уже на этом этапе наблюдаются отдельные сбои в выполнении повседневных функций, забывчивость. Работник многократно проверяет свои действия, не замечая очевидных ошибок. Появляются усталость и апатия. Сотрудники с высоким уровнем мотивации на этом этапе не сбавляют темпов, продолжая работать в полную силу по привычке или ожидая более высоких достижений.
Третий этап («хронические симптомы») эмоционального выгорания характеризуется измождением. Еще сильнее проявляется недовольство, ухудшается иммунитет. У сотрудника обостряется злоба на окружающих и чувство подавленности, он находится в постоянном стрессе из-за нехватки времени и ресурсов. На четвертом этапе («кризис») могут оформиться или начать прогрессировать хронические заболевания, в результате чего сотрудник частично или полностью теряет работоспособность. Он чувствует, как работа утекает у него из рук, качество жизни снижается.
На пятом этапе («пробивание стены») проявляются все ранее описанные признаки эмоционального выгорания. Пятый этап характеризуется полным равнодушием к окружающей действительности. Так организм реагирует на хронический стресс и усталость. Он вырабатывает своеобразный защитный механизм отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Тем самым организм защищает сам себя, чтобы полностью не остаться без ресурсов.
Несмотря на множество внешних причин, сопутствующих преподавательской деятельности, основной причиной выгорания становится несовпадение желаемого и действительного. Идеализм, особенно характерный для людей профессий «человек-человек», сильнейшим образом влияет на выгорание. Поэтому стоит менее серьезно относиться к своей трудовой деятельности, не связывая результаты работы со своей значимостью как человека. Вот еще несколько советов по профилактике эмоционального выгорания:
- Распределяйте все свои дела по значимости и актуальности, расставляйте приоритеты. Не надо пытаться успеть сделать все за один день. Чем больше вы будете перерабатывать, тем менее эффективно будете работать в последующие дни.
Не берите дополнительный функционал и поручения. Уже на этапе приема на работу строго охраняйте собственный границы. Нечеткие функциональные обязанности приводят к переработкам и увеличивают стресс. Будьте внимательны к себе и своим ресурсам. Автоматизируйте рутинные задачи, если это возможно.
Отдыхайте полностью отключившись от рабочего процесса. Следуйте распорядку дня, отводя четкое время на сон и прием пищи. Чтобы каждую свободную минуту не думать о работе, найдите себе хобби. Это позволит сместить фокус внимания и мыслить позитивно. Не берите на себя слишком много домашних обязанностей, особенно это касается педагогов женщин. «Вторая смена», включающая готовку, уборку, стирку и воспитание детей не является прерогативой одного человека. Распределите домашние обязанности между всеми членами семьи и не стесняйтесь просить помощи.
Эмоциональное выгорание сотрудников происходит гораздо реже, если в организации налажена корпоративная культура. Очевидно, что выстраивание корпоративной культуры в педагогическом коллективе не является обязанностью учителя. Однако любой специалист имеет возможность наладить отношения с коллегами. Без уважительного общения в коллективе работа не будет приносить удовольствия. Постоянная конкуренция и конфликты не приведут к успеху ни одного участника. Когда действия сотрудников согласованы, то все они нагружены равномерно, у каждого есть свои обязанности, которые он не забывает выполнять. Постоянная коммуникация с коллегами влияет на скорость решения возникающих вопросов и уменьшает количество офисной бюрократии.
Сотрудники не могут быть продуктивными целый день. Восемь или двенадцать часов на работе, особенно сидячей, негативно воздействует на организм человека. Понятно, что вы не сможете отказаться от рабочих обязанностей. Если вы чувствуете, что сильно устали, встаньте и пройдитесь по коридору, поднимитесь и спуститесь по лестнице, выйдите на улицу и подышите свежим воздухом. Все эти ежедневные ритуалы помогут разнообразить рабочую деятельность и улучшить физическое состояние.
Если вы уже чувствуете приближение кризиса, то возьмите перерыв. Конечно, такой вид рабочего отпуска, как саббатикал недоступен для большинства работников. Саббатикал — оплачиваемый частично или полностью длительный отпуск продолжительностью от трех месяцев до года с гарантированным сохранением места за сотрудником. Тем не менее, длительный отпуск не единственное решение проблемы. Стоит взвесить все за и против и придумать приемлемое и финансово и психологически решение. Например, уменьшить количество рабочих часов или сменить место работы, работать из дома или временно уволиться.
Источник
Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей
Рубрика: 5. Сравнительная психология
Статья просмотрена: 8972 раза
Библиографическое описание:
Бладыко, А. В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / А. В. Бладыко. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/ (дата обращения: 12.10.2021).
В связи с изменением социально-экономических условий и усложнением информационных процессов в нашей стране все большую актуальность приобретают исследования, связанные с негативными последствиями эмоционального выгорания. Особенно актуальными они являются для преподавателей и учителей. Умение выработать конструктивное отношение к состояниям эмоционального стресса и сведение к минимуму негативного влияния последствий должно составлять одно из профессионально важных качеств преподавателя.
Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. То есть ему необходимо выполнить все требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.
Деятельность преподавателя непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического, физического, эмоционального самочувствия [4].
Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты экспансивной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте [6]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:
Эмоциональное истощение ослабляет физические ресурсы личности, понижает сопротивляемость организма стрессовым агентам, ограничивает вариативность поиска других источников развития, тем самым, выступая препятствием в возникновении потребности саморазвития, самоактуализации.
Редукция личных достижений (осознание своей некомпетентности, не успешности в профессиональной деятельности) ослабляет общую мотивацию, прекращает творческое развитие человека как личности средствами профессии.
Деперсонализация, являя собой личностную отстраненность, проникая в установки, принципы и систему ценностей личности, искажает интегративный компонент личностной зрелости, меняя позитивное отношение к миру на противоположное [1; 2].
Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения [5].
Исаев И.Ф. отмечает, что низкий уровень профессиональной культуры преподавателя может препятствовать формированию мотивационно — ценностного отношения к педагогической профессии, к целям и средствам педагогической деятельности.
Гнездилова О.Н. в качестве факторов, которые могут приводить к профессиональному выгоранию отмечает интровертированность характера, замкнутость и застенчивость, не согласующаяся с требованиями профессии [3].
Многие исследования отмечают наличие у преподавателей состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость) [2].
Проблеме формирования устойчивости к эмоциональному выгоранию у преподавателей со стороны психологии уделено достаточное внимание, однако что касается педагогической стороны этой проблемы то, здесь мы столкнулись с нехваткой специализированной литературы. В психолого-педагогической литературе опубликованы работы, посвященные разработке модели эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон и др.), выделению структурных компонентов выгорания (Э. Пайнс, Т. Кокс) и основных проявлений профессионального «выгорания» (О.Н. Гнездилова, Т.В. Форманюк).
Вместе с тем, проблема изучения особенностей эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в образовательном процессе остается недостаточно исследованной.
В связи с необходимостью повышения эффективности профессионального труда при сохранении здоровья и жизнедеятельности работника, нам представляется важным изучение особенностей эмоционального выгорания у преподавателей и учителей.
Проблема исследования : каковы особенности эмоционального выгорания у учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей вузов. Решение данной проблемы является целью нашего исследования. Таким образом, целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и преподавателей.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание у учителей и преподавателй.
Гипотеза исследования: процесс формирования устойчивости к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей будет эффективным, если:
определены сущностные, структурные и содержательные характеристики эмоционального выгорания у преподавателей и учителей в образовательных учреждениях;
выявлены особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей ;
рассмотрено влияние специфики профессиональной деятельности учителей и преподавателей на эмоциональное выгорание ;
разработаны методические рекомендации по формированию устойчивости к эмоциональному выгоранию у преподавателей и учителей.
В качестве конкретных диагностических методик исследования выступили такие как:
Методика диагностики парциальной направленности педагога.
Методика определения уровня эмоционального «выгорания» К.Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Использованные в работе методики — стандартизированные тесты, дающие возможность проведения количественного и качественного анализов полученных результатов.
Исследование проводилось на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), факультетов психологии и теологии, а так же средней образовательной бюджетной школы № 31 г. Белгорода. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках работы мы провели исследование, в котором принимало участие 40 педагогов из разных образовательных учреждений.
Исследование выявило, что у большинства учителей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели по шкале «Эмоциональное истощение» и «Редукция личностных отношений», что объясняется следующими особенностями у учителей:
негативное оценивание себя (учитель зачастую оценивает себя негативно в отличии от преподавателя, у учителя присутствуют мысли о незаслуженном положении в обществе, недостаточной оценки со стороны окружающих);
нервно-психические нагрузки (которые как мы можем предположить, являются, острым реагированием на претензии со стороны родителей учащихся и руководства).
Однако у преподавателей эмоциональное выгорание имеет высокие показатели лишь по шкале «Эмоциональное истощение», что указывает на следующие особенности:
усталости от всего (подавленность, незащищенность, отсутствие желания, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным,компетентным, недостаточно совершенным к высоким требованиям со стороны руководства).
сам преподавательский труд (ежедневная повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппарат; проведение семинарских и практических занятий требует постоянной «активной работы сознания»; оценка положительных моментов в ответах и корректировка недочетов; подведение итогов, и раздача кратких рецензий).
Таким образом, мы выяснили, что характер профессиональной деятельности учителей и преподавателей показывает особенности, которые влияют на проблему эмоционального выгорания. Для снижения эмоционального выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы, а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия, с помощью которых они поймут, что все проходит, главное захотеть. При сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и консультирование по запросам.
Хотелось бы отметить, что проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что у учителей все показатели выгорания выше в течение всего учебного года и возрастают наиболее интенсивно к концу года, у преподавателей выгорание начинает развиваться к середине учебного года. У учителей выгорание проявляется более интенсивно, системно и комплексно, затрагивая эмоциональный уровень, сферу отношений к себе, к окружающим и к профессии, а у преподавателей в сфере эмоций, довольно ярко и при меньшем проявлении выгорания проявляются негативные изменения в сфере отношений к себе, своим достижениям, окружающим людям и работе.
Так же мы выяснили, что особенности в развитии выгорания у учителей и преподавателей обусловлены особенностями специфики профессиональной деятельности, а также особенностями возраста контингента учителей и преподавателей. У учителей работа является более стрессогенной, монотонной, напряжённой, а у преподавателей перегрузки носят временный характер. У учителей преобладают направленность на общение и одобрение в профессиональной деятельности, мотивация педагогического призвания, духовные и просоциальные ценности, у преподавателей – направленность на преподаваемый предмет, сопутствующие мотивы, связанные со статусом, самоутверждением, и индивидуалистические ценности престижа, сохранения индивидуальности.
Однако различия у учителей и преподавателей проявляются в большей выраженности внутренней конфликтности у учителей и закрытости у преподавателей. В эмоциональном выгорании у учителей превалирует шкалы по «Эмоциональному истощению» и «Редукции личностных отношений». В эмоциональном выгорании у преподавателей доминирует шкала «эмоционального истощения».
Было выяснено, что преимуществами у учителя и преподавателя являются: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению. Ограничениями профессии выступают: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.
На основании вышеизложенного следует, что цель: изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей и преподавателей, достигнута. Литература:
Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. – М.: PerSe. – 2001.- 511 с.
Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.
Гнездилова О.Н Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование.- 2006.- №4.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.- 368 с.
Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. – Педагогика №5, 1997.
Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М. : Прогресс, 2002. – 123-130 с.
Похожие статьи
Профессиональная деформация личности педагога и пути ее.
эмоциональное выгорание, преподаватель, учитель, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, изучение особенностей, личностная отстраненность. Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.
Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.
эмоциональное выгорание, преподаватель, учитель, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, изучение особенностей, личностная отстраненность. Как предотвратить профессиональное выгорание.
Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.
эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, отношение, работа, ресурс, риск выгорания, выгорание, личностный ресурс противодействия, личностный рост, душевная сила.
Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале.
Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение.
Эмоциональное выгорание в профессиональной.
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.
Сравнительный анализ особенностей профессионального.
профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент. Исследование взаимосвязи синдрома профессионального.
Психологическая защита педагогов с синдромом.
эмоциональное выгорание, выраженный синдром, педагог, защитный механизм, механизм, профессиональная деятельность, психологическая защита, экспериментальная группа, нестерпимое чувство.
Эмоциональное выгорание: причины, последствия
EBS, эмоциональное выгорание, работа, педагог, эмоциональная отдача, профессиональная деятельность, вторичная психопрофилактика, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов.
Особенности психического выгорания педагогов.
профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент. Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в.
Похожие статьи
Профессиональная деформация личности педагога и пути ее.
эмоциональное выгорание, преподаватель, учитель, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, изучение особенностей, личностная отстраненность. Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.
Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.
эмоциональное выгорание, преподаватель, учитель, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, изучение особенностей, личностная отстраненность. Как предотвратить профессиональное выгорание.
Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.
эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, отношение, работа, ресурс, риск выгорания, выгорание, личностный ресурс противодействия, личностный рост, душевная сила.
Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале.
Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение.
Эмоциональное выгорание в профессиональной.
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.
Сравнительный анализ особенностей профессионального.
профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент. Исследование взаимосвязи синдрома профессионального.
Психологическая защита педагогов с синдромом.
эмоциональное выгорание, выраженный синдром, педагог, защитный механизм, механизм, профессиональная деятельность, психологическая защита, экспериментальная группа, нестерпимое чувство.
Эмоциональное выгорание: причины, последствия
EBS, эмоциональное выгорание, работа, педагог, эмоциональная отдача, профессиональная деятельность, вторичная психопрофилактика, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание педагогов.
Особенности психического выгорания педагогов.
профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент. Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в.
Источник