- Барьер отрицательных эмоций
- Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть
- Что такое психологический барьер
- Причины психологических барьеров
- Виды психологических барьеров
- Интеллектуальный
- Эстетический
- Барьер «первого впечатления»
- Мотивационный
- Ситуативный
- Моральный
- Психологический барьер установки
- Психологический барьер возраста
- Симптомы психологического барьера
- Способы преодоления психологических барьеров
- Как устранить психологический барьер в общении
- Общайтесь на схожем языке
- Слушайте собеседника
- Соблюдайте субординацию
- Учитесь находить компромиссы
- Будьте позитивными
- Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
- Заключение
Барьер отрицательных эмоций
Для определения стиля социально-психологической активности в конфликтной ситуации существенна не только волевая, но и эмоциональная активность личности.
Эмоции могут так сильно доминировать в процессе конфликта, что говорят об эмоциональной установке. Некоторые психологи определяют конфликт как аффективную несовместимость, столкновение противоположных эмоций.
Эмоциональное напряжение может мобилизовать или затормозить сознание и поведение. При конфликте активизируются способы соци- ально-психологического взаимодействия: убеждение, внушение, демонстрация силы, групповое давление, агрессивные акты.
Достаточно сильно проявляются отрицательные эмоции, антипатия, взаимная неприязнь, ненависть. Эскалация конфликта приводит к разрыву всех связей, создается иллюзорный мир согласия с самим собой и полярного несогласия с окружающими.
Усиливаются крайности во взглядах и формах поведения, ригидность, резко повышаются психическое напряжение, эмоциональная возбудимость. Обостряются чувства обиды, неудовлетворенности от неприоб- ретенной или потерянной ценности.
Негативные эмоции взаимно возбуждаются и охватывают все отношения. Искажаются понимание и восприятие мыслей, чувств, поведения противника. Любое его действие истолковывается как враждебное, направленное против интересов личности.
Увлеченному взаимной враждой присуща психологическая защита своего целостного «Я» путем рационализации, то есть оправдания, прежде всего, в собственных глазах своего поведения, а также проекции, то есть приписывания противной стороне желаемого или своих нежелательных, сознательно отвергаемых, осуждаемых мыслей, чувств, поступков, качеств.
Активно используются стереотипы, предубеждения. Делаются необоснованные, крайние обобщения и преувеличения. Суждения друг о друге становятся категоричными, поверхностными и случайными. Контакты нарушаются.
Снижается положительная эмпатия, и обостряется отрицательная, «холодная»: представляются и предугадываются неприятности, страдания недруга, наносимый ему вред.
К. Левин, разрабатывая «теорию поля», выделил конфликты четырех типов, которые непосредственно связаны с эмоциональными, аффективными проявлениями человека.
Первый тип конфликта — эквивалентный (приближение — приближение), когда человека одновременно и примерно с одинаковой силой привлекают минимум две вещи, например лекции в разных местах, предложения по работе, билеты в театр и т. п. Обычный способ решения — компромисс, частичное замещение одного другим.
Второй тип конфликта — витальный (избегание — избегание), когда человек вынужден выбирать минимум из двух в равной мере непривлекательных, отвергаемых альтернатив, образно говоря, находиться между двумя огнями.
Такие ситуации нередко встречаются и в быту, и на работе. С ними сталкиваются и дети, и взрослые. И решение здесь может быть тоже различным: подросток может забросить учебу, сбежать из дома, стать наркоманом, супруги — подать на развод, рабочий — уволиться, начать пить. Кто-то способен на самоубийство, а кто- то готов, по выражению Г. Гессе, «бросаться судьбе навстречу, отдаваясь во власть случая».
Третий вид конфликта — амбивалентный (приближение — удаление) — предполагает, что один и тот же объект (цель, действие) одновременно привлекает и отталкивает, вызывает любовь и ненависть.
Это конфликт между симпатией и долгом, антипатия к личным качествам и признание деловых достоинств человека.
Так, по теории П. Хофштеттера, люди склонны разделять лидеров на деловых и эмоциональных, противопоставляя личные и деловые качества в каждом из них. Решая подобные конфликты, люди чаще приходят к компромиссу, отказываясь от стопроцентного притязания на ценности.
Четвертый тип конфликта — фрустрирующий (‘приближение — избегание), когда на пути к желанной цели, предмету, ценности встречается препятствие, помеха в виде запрета, табу, противодействия окружающих, непредвиденных или неодолимых трудностей.
Классические примеры такого рода конфликтов — трагедии, изображенные в Драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь», в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Это конфликт между «хочу» и «могу».
Конфликты, определяемые эмоциями, особенно отрицательными, превращаются в социально-психологические, когда их пытаются разрешить за счет окружающих.
Одним из известных факторов обусловливания конфликтного поведения отрицательными эмоциями является «аффект неадекватности». Он возникает при столкновении высокой самооценки личности и боязни не оправдать ее, не подтвердить своих притязаний.
Направленность на себя — обязательное условие для появления данного аффекта. Срабатывает и механизм психологической защиты от нарушений внутреннего равновесия.
В тех случаях, когда противоположность интересов не осознается и, следовательно, борьба мотивов тоже имеет неосознанный характер, побеждает тот мотив, который соответствует основной тенденции личности, ее направленности.
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведения.
К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим ряд барьеров, возникающих при включении сильных эмоций.
Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во- вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.
Страдание может быть вызвано: трагическими событиями; неудовлетворенностью своим социальным статусом; сильно заниженной самооценкой; физическими болями и т. п.
Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.
Барьер отвращения н брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.
Возникновение этого барьера могут спровоцировать: излишне небрежная жестикуляция собеседника; гигиенически неприятные действия партнера (почесывания, подергивания, сморкание и т. д.); мокрые, потные ладони рук; грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; отталкивающие манеры; нарушение психологической дистанции общения; запах изо рта; мятая или грязная одежда; гнилые передние зубы; рубцы от ожогов на лице и пр.
Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.
Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Презрение обычно вызывают: аморальные поступки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предрассудки и т. д.
Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.
Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию.
Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить динамический ряд страха.
Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии — оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.
Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.
Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности.
Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны: деструкция отражательного механизма; деградация личности; разрушение организма.
Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не дает возможности перейти на адекватный целям уровень поведения.
Человечество испытывает огромное количество страхов. Большинство из них имеет научные названия и таится в многочисленных уточняющих словах к загадочному — фобия.
Психологи определяют фобию как навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний.
Фобии не возникают на пустом месте, а, как правило, возникают при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.
Нет ничего странного в том, что люди боятся высоты (акрофобия), пауков (арахнофобия) или толпы (агорафобия, антропофобия), ведь все это действительно представляет угрозу. Вполне объяснимо, к примеру, и такое явление, как апопатофобия, — страх заходить в туалеты (например, в привокзальные).
Не исключено, что право на жизнь имеет и кипридофобия (страх заразиться венерическими заболеваниями). По крайней мере, человек с подобной «чудинкой» будет застрахован от случайных связей. А уж обзавестись пениафобией (боязнью обнищания) в нашей стране весьма актуально.
Однако некоторые страхи могут стать для их обладателя сущим наказанием. Например, довольно тяжело идти по жизни с боязнью нанести кому-либо поражение (блаптофобия) или со страхом перед наслаждением (гедонофобия ).
Неврозы стали актуальной проблемой жителей больших городов. Постоянные стрессы, шум, толпа, невозможность скрыться от людских взглядов моделируют ситуацию опасности.
По некоторым данным, каждому второму жителю крупного города было бы желательно один раз в пять лет проходить профилактический курс в клиниках.
Но легкие случаи фобии, как правило, не вызывают беспокойства ни у самих «боящихся», ни у окружающих. Попробуйте спросить у своего друга, какими фобиями он страдает, и он наверняка с упоением перечислит несколько.
До появления психоанализа самым передовым методом излечения фобий считался гипноз. Врач заставлял находящегося в гипнотическом сне пациента заново пережить ситуацию, которая вызывала у него страх, и давал ему установку: «Не бойся!»
Неординарный подход был предложен психологами университета Эмери из американского города Атланта. Они лечат фобии с помощью компьютерных игр.
Посредством «игротерапии» психотерапевты создают виртуальную грозу для тех, кто боится летать, виртуальное бревнышко над виртуальной пропастью для тех, кто боится высоты.
Кроме всенародно известных клаустрофобии и ее антипода агорафобии, в природе существует воистину огромное количество страхов. В частности, американский словарь медицинской терминологии приводит около 400 видов.
Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.
Болгарский психолог Ф. Генов, исследуя причины возникновения служебных конфликтов, установил, в частности, что, во-первых, у людей, занятых административной работой, уровень эмоциональной уравновешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом еще более снижается; во-вторых, плохое настроение руководителя существенно ухудшает настроение подчиненных.
Источник
Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть
Психологический барьер — неприятное состояние, которое мешает полноценной жизни. Внутренний страх и тревога не позволяют заводить новые знакомства, проявлять себя интересным собеседником, а иногда и просить о необходимой помощи. Рассмотрим, почему возникают психологические барьеры и как от них избавиться.
Что такое психологический барьер
Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.
Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.
Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.
Причины психологических барьеров
Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:
- страх, что вас неверно поймут;
- тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта;
- стресс, вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
- волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.
Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.
В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.
Виды психологических барьеров
На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.
Интеллектуальный
Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.
Эстетический
Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами. Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали.
Барьер «первого впечатления»
Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.
Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.
Мотивационный
Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.
Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.
Ситуативный
Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.
Моральный
Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.
Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).
Психологический барьер установки
Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.
Психологический барьер возраста
Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.
Симптомы психологического барьера
Психологические барьеры в общении проявляются по-разному, но все они являются следствиями пережитых травм и психологических особенностей личности.
Чаще всего психологические барьеры в общении проявляются как:
- предвзятое отношение к собеседнику, сомнение во всех его словах;
- неестественные проявления сексуальности;
- скованность в движениях, тихий голос;
- снижение чувствительности;
- внутреннее напряжение;
- необоснованные попытки защищать себя и отстаивать мнение, даже когда никто не ставит его под сомнение;
- отстраненность, отсутствие заинтересованности по отношению ко второй стороне;
- спутанность мыслей, косноязычие;
- разное понимание с собеседником объекта разговора;
- наигранность в поведении, интонациях и жестикуляции;
- чувство стыда.
Способы преодоления психологических барьеров
Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.
Для преодоления психологических барьеров нужно проработать следующие аспекты.
- Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
- Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.п.)
- Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
- Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
- Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.
Как устранить психологический барьер в общении
Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.
Общайтесь на схожем языке
Употребляйте в разговоре те фразы и выражения, которые привычны собеседнику. Попробуйте «отзеркаливать» его речь: повторять темп, интонации, построение фраз (но это не должно выглядеть наигранно).
Слушайте собеседника
Учитесь слушать других людей, не перебивайте их. Так вы не только проявите уважение к ним, но и сможете установить более глубокий эмоциональный контакт.
Соблюдайте субординацию
В разговоре не стоит ставить себя выше собеседников или, наоборот, принижать себя перед ними. Такое поведение лишь заставит вас обдумывать неприятные мысли, на которые совсем не стоит терять время и энергию.
Учитесь находить компромиссы
Иметь четкую позицию и устойчивые моральные принципы — прекрасно. Но если бездумно настаивать на своем и не соглашаться на уступки, чтобы грамотно решить вопросы и разногласия, то можно произвести впечатление инфантильного или вздорного человека. Вряд ли кто-то тянется к общению с такими людьми.
Будьте позитивными
Позитивный настрой помогает легче справиться с любыми неприятностями и преодолеть психологический барьер. А уместная шутка в разговоре может коренным образом развернуть его в вашу пользу. Человек, умеющий относиться ко всему с юмором, производит впечатление интеллектуально развитой и склонной к самоанализу личности.
Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
Если есть возможность, лучше как можно быстрее завершить разговор с раздраженным или агрессивным человеком. Находясь в таком состоянии, он не готов к конструктивному диалогу.
Заключение
Психологический барьер — это состояние, которое создается на подсознательном уровне. Если оно не доставляет дискомфорта, то беспокоиться не о чем. Но если любой из видов психологических барьеров приводит к скованности и стрессам, то стоит задуматься о первопричинах и способах их преодоления.
Источник