Эмоциональные нарушения у детей
Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.
Причины
Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.
Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.
Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.
Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.
Лечение
Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.
Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:
1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;
2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;
3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.
Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих
Источник
Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития 366
13.2 Психологическая характеристика психопатий 368
13.3 Патологические формирования личности 375
13.4 Нарушения темпа полового созревания 377
13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности 378
13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии 393
13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 394
13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями» 396
Раздел 3 397
ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 397
Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии 398
14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии 410
14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии 412
14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции 413
14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции 422
14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 426
14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии» 429
Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития 431
15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса 436
15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка 446
15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка 449
15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания 452
15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии» 454
Введение
Проблема развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) является одной из наиболее актуальных в психологической и педагогической науке, а также в системе образования в Республике Беларусь. В «Государственной программе развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 07.03.2012 года» представлены следующие статистические данные: «на 15 сентября 2011 г. в Республике Беларусь проживает 130 759 детей с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет. Количество детей указанной категории за последние два года увеличилось на 6,7 процента при сокращении детского населения республики более чем на 10 тысяч детей (0,6 процента)». В Республиканском банке данных по состоянию на 15.09.2012 г. содержится персонифицированная информация о 131 717 детях с ОПФР, нуждающихся в специальном образовании или коррекционно-педагогической помощи.
Для детей с ОПФР в стране создана широкая сеть учреждений специального образования, действуют медицинские центры. На современном этапе развития специального образования реализуется новая педагогическая парадигма, основными идеями которой являются идеи гуманизации, фундаментализации, интеграции. Эти концептуальные идеи определяют целью специального образования обеспечение полноценной и достойной жизни человека с особенностями психофизического развития, что предполагает включение человека во все виды социальных отношений, обеспечение реализации его индивидуальности во всех проявлениях.
В свете идеи фундаментализации происходит переосмысление содержания понятий «норма» и «патология», уменьшается категоричность в трактовке этих понятий. В свете идеи интеграции/инклюзии находит обоснование и реализация форм совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся детей.
Дети с особенностями психофизического развития относятся к категории «иных», отличающихся от обычных, нормально развивающихся детей. Мир, в котором мы живем, становится все более разнообразным, неоднородным. Вокруг нас все больше людей, которые чем-то отличаются от обычных людей, и их образ жизни отличается от привычного нам образа жизни. Разнообразие людей и их образа жизни заставляет людей становиться все более терпимыми (толерантными), понимать и принимать «инаковость» во всех ее проявлениях, стремиться к взаимопониманию и согласию в общении с другим человеком независимо от того, является ли этот человек «нормальным», то есть обычным, или он чем-то отличается от большинства.
Толерантность становится тем социокультурным качеством человека, которое особенно ценится в разнообразном многополярном мире, так как толерантными людьми «инаковость» воспринимается и принимается как проявление индивидуальности другого человека. Поэтому в наше время важно воспитывать людей в духе толерантности, учить их жить и строить отношения с разными людьми в разнообразном мире.
Важную роль в реализации гуманистических идей, формирования в обществе толерантности играют специалисты, работающие с детьми с особенностями психофизического развития. В первую очередь, это психологи и педагоги (дефектологи). Для успешной профессиональной деятельности будущие специалисты должны овладеть психологическими знаниями об особенностях развития детей, их психологических характеристиках, о специфике каждой категории детей. Без таких знаний невозможно осуществлять основные виды профессиональной деятельности: психодиагностику, коррекционно-развивающую работу, реабилитацию, оказывать психолого-педагогическую помощь семье особого ребенка. Все это является основой профессиональных компетенций психолога и дефектолога. Профессиональные компетенции, в свою очередь, необходимы для формирования толерантности по отношению к детям с особенностями психофизического развития и их родителям.
Представляемое учебное пособие по специальной психологии предназначено для студентов учреждений высшего образования и слушателей учреждений высшего образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, обучающихся по специальностям психологического и дефектологического профилей. Материал учебного пособия распределен по трем разделам. В первом разделе рассматриваются общие вопросы специальной психологии, дается краткий исторический очерк общественного отношения к детям с особенностями психофизического развития, анализируются основные теории, понятия и категории специальной психологии. Во втором разделе дается психологическая характеристика основных видов отклоняющегося развития. Третий раздел посвящен прикладным вопросам специальной психологии, таким как психодиагностика и психокоррекция, работа с семьей особого ребенка.
Специальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности детей с ОПФР, а также процесс психического развития в измененных условиях. Основной категорией специальной психологии на современном уровне развития науки является категория отклоняющегося развития.
Специальная психология является междисциплинарной наукой. Ее основные проблемы рассматриваются на стыке с медициной и педагогикой. Это положение нашло свое отражение в содержании учебного пособия. Во-первых, большое внимание уделяется рассмотрению клинических аспектов различных видов отклоняющегося развития, психофизиологическим механизмам отклоняющегося развития. Во-вторых, рассмотрение закономерностей отклоняющегося развития осуществляется на основе нормального (нормативного) развития ребенка, его механизмов и закономерностей. В этом находит реализацию идея Л.С. Выготского о принципиальном сходстве закономерностей нормального и отклоняющегося развития. Мы убеждены, что если будущие специалисты не знают фактов, закономерностей и механизмов нормального развития ребенка, то они не смогут глубоко понять и осознать закономерности отклоняющегося развития. Именно поэтому в соответствующих главах учебного пособия подробно рассматриваются значение и особенности развития слуховых, зрительных фукнций, движений и речи у детей. В-третьих, в отдельных главах учебного пособия перебрасывается своеобразный мостик между психологическими закономерностями отклоняющегося развития и педагогическими категориями обучения, воспитания, коррекционно-развивающей работы, содержание которых строится на основе психологических закономерностей.
Однако главным содержанием учебного пособия является рассмотрение отклоняющегося развития и его видов. Понимание закономерностей психического развития ребенка при разных видах отклоняющегося развития составляет основное содержание специальной психологии как психологической дисциплины. Это положение обусловило использование в учебном пособии психологической терминологии при наименовании разных видов отклоняющегося развития: психическое недоразвитие, поврежденное психическое развитие, задержанное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие. В то же время мы попытались соотнести психологическую терминологию с терминологией, принятой в специальном образовании в соответствии с «Кодексом об образовании», законодательным документом, действующим в нашей стране. В названиях двух глав не используется обозначение вида отклоняющегося развития: это дети с синдромом Дауна и дети с нарушениями речи. Развитие детей с синдромом Дауна традиционно характеризуетя как психическое недоразвитие, но в данном учебном пособии мы стремимся привлечь внимание к фактам психического развития данной категории детей, не акцентируя внимания на закономерностях их развития. Вопрос о виде психического дизонтогенеза при нарушениях речи у детей не получил еще в специальной психологии доказательного освещения, и это вынуждает нас рассматривать нарушения речи у детей без ссылок на вид отклоняющегося развития.
Где бы ни работал специалист (психолог, дефектолог) – в сфере образования, в сфере здравоохранения, в социальной сфере – ему необходимо знать и понимать детей с особенностями психофизического развития, чтобы уметь профессионально и грамотно взаимодействовать с ними и оказывать помощь им и их семьям.
Источник