Познавательные психические процессы — ведущие ориентиры в педагогике
Елена Чигина
Познавательные психические процессы — ведущие ориентиры в педагогике
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлены определенные направления или образовательные области развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Содержание образовательной области познавательное развитие направлено: развитие интересов детей; любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо:
последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры,
владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Соответственно, ещё в дошкольном детстве, задолго до поступления в школу необходимо вести работу по формированию психических процессов, которые в дальнейшем станут основой прочных школьных знаний.
Познавательные психические процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе.
Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий, от максимального использования ведущей деятельности возраста.
Восприятие — процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Предметность, целостность, константность и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия
Эти свойства с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека.
Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.
Внимание характеризуется свойствами: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.
Одним из видов нарушения внимания является рассеянность — уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.
В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.
Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.
Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.
Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы,или операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Возрастные особенности восприятия у дошкольников
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер.
Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы,ребенок 4-5 лет получает представление: об основных геометрических фигурах, об основных цветах спектра; о параметрах величины, о пространстве, о времени.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.
Возрастные особенности внимания у дошкольников
Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности.
В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.
Возрастные особенности памяти у дошкольников
Память существует у ребенка с момента рождения. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами — узнавать. Узнавание — первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
Возрастные особенности мышления у дошкольников
Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.
НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности — игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру.
Развивающие игры направлены на: развитие познавательных процессов и предпосылок учебных умений; расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти; развитие сукцессивных способностей.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь: проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания; должна быть развита крупная и мелкая моторика; должен быть способен к волевым усилиям; должен проявлять любознательность, должен быть способным к принятию собственных решений.
Дидактические игры должны способствовать развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
«Познавательные интересы вашего ребенка». Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами,.
«Познавательные интересы вашего ребенка». Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами,.
Целевые ориентиры дошкольного образования К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения.
Целевые ориентиры ФГОС до как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка Требования Стандарта к результатам освоения Основной образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Детям даем представления а не знания. Развиваем ребенка как личность. Работаем на развитие способностей ребенка. Не сравниваем результаты.
Мастер-класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Ориентиры «Грибочки» Для работы понадобятся: • Пластмассовое ведерко • Поролон • Коричневый, зеленый фетр • Шаблоны кругов диаметром 20 см. и 15 см. • Нитки.
Познавательные беседы с детьми старшего дошкольного возраста Что такое Вселенная? Цель. Познакомить детей с понятием Вселенная, расширить представления о ней. Всё, что только есть на свете – это Вселенная.
Познавательные формы взаимодействия с родителями Доминирующую роль среди форм общения педагог — родители по сей день продолжают игратьпознавательные формы организации их взаимоотношений.
Познавательные прогулки В 1870году новый владелец земельных участков в окрестностях Пальмникена (Янтарный)и янтарных приисков,Морис Беккер,на 12 га разбил замечательный.
Проект «Познавательные процессы» Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие.
Источник
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника
Валерия Сопотова
Влияние типа темперамента на развитие ребёнка-дошкольника
У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.
С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент — врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.
Темперамент — базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал,что таких свойств три:
— сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
— уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
— подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.
Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:
— холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;
-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;
-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;
-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.
Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.
Учеными доказано, что от темперамента зависят:
— скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
— пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
— темп и ритм деятельности;
— интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
— направленность психической деятельности на определенные объекты.
Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает,что:
Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.
Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.
Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.
Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.
Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.
Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья — основа первичной социализации.
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей (часть II) часть 1 3. Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя 1. Осуществляет.
Источник