Психические эмоционально волевые процессы личности

Тема 5 . Психические эмоционально-волевые процессы

5.1 Эмоционально-волевые процессы

5.2 Психические состояния личности

5.1 Человек, познавая окружающий мир, определенным образом отно­сится к познаваемым предметам и явлениям — с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциям — специфической форме психи­ческого отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или не­приятного.

В основе эмоций лежит сложная деятельность коры, подкорки и веге­тативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональ­ными изменениями организма—работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыха­ния, желез внутренней секреции.

Посредством эмоций человек узнает, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки пе­реживания человека. Таким образом, эмоции выполняют сигнальную функцию. Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функции эмоций. Выделяют так­же коммуникативную функцию эмоций. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике позволяют информировать других людей о сво­ем отношении к предметам и явлениям действительности.

Виды эмоций различают в зависимости от направленности (положи­тельные и отрицательные) и степени влияния на активность человека (стенические — силы, повышающие активность, и астенические, снижающие ее).

Формами проявления эмоциональных процессов, по А. Леонтьеву, являются:

аффекты—кратковременные и бурно протекающие эмоциональные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушениями контроля за поведением;

собственно эмоции—непосредственные временные переживания не только совершившихся событий (как аффекты), но и вероятных или вспоминаемых;

настроение — длительное переживание определенных эмоций, окрашивающее все поведение человека;

стресс (от англ. давление, напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (см. подразд. 4.3);

чувства — высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предме­там и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значи­мость.

В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

моральные (переживание человеком его отношения к другим лю­дям и к обществу в целом);

интеллектуальные (выражают отношения личности к процессу познания);

эстетические (чувства красоты, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений действительности);

практические ( переживание чело­веком его отношения к трудовой, учебной и другим видам дея­тельности).

Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с личностью, отражая в сознании человека процесс и результат удовлетворения его потребностей. Эмоциональность является врожденной, но чувства раз­виваются в течение жизни человека, в процессе развития его личности. Большое значение при этом имеет развитие эмпатии (от греч.— сопереживание) — способности сопереживания, постижения эмоционального мира другого человека. Эмпатия — одно из важнейших свойств личности, без которого невозможна эмоциональная культура. Составляющими эмоциональной культуры, обеспечивающими ее высо­кий уровень развития, являются развитость высших чувств человека, спо­собность выражать и сохранять эти чувства, управлять эмоциями.

Возможность управления эмоциями во многом за­висит от уровня развития воли — особой формы психической активнос­ти личности, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленной цели путем сознательной организации и саморегуляции человеком своего поведения и деятельности.

Воля выполняет побудительную функцию, обусловливая активность человека, и тормозную, проявляющуюся в сдерживании нежелательных проявлений активности.

В волевом действии выделяют несколько основных этапов:

1. В результате акта возникает борьба мотивов, которая помогает осмысливать цель деятельности;

2. В результате акта осмысливаются средства и спосбы достиженя цели.

3.Намеренно осуществленный акт преобразуется в волевое усилие по выбору решения.

4.Выполнение принятого решения.

В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации рассматриваемый волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные.

Простые волевые действия — это действия, направленные на достижение хорошо осознанной и представляемой цели ближайшей перспективы, когда способы ее достижения заранее определены и привычны.

Сложные волевые действия представляет собой ряд последовательно совершаемых актов с внутренними противоречиями, каждый из которых связан с необходимостью преодоления частных препятствий и трудностей.

Преднамеренные волевые действия — сознательное действие по преодолению существующих физиологических или психологических трудностей в соответствии с поставленной целью.

Непреднамеренные волевые действия — как правило, подсознательное действие по преодолению трудностей без предварительного формирования целевой установки. Зачастую этот вид волевого действия приобретает форму упрямства.

Воля проявляется в таких качествах личности, как целеустремлен­ность (умение человека подчинять свои действия поставленным целям), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями), выдержка (умение тормозить дей­ствия, чувства, мысли, препятствующие осуществлению принятого ре­шения), решительность (умение принимать и претворять в жизнь быст­рые и обоснованные решения), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), самостоятельность (умение не поддаваться влияниям различ­ных факторов, отвлекающих от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений), исполнительность (умение выполнять свои обязательства в срок) и др.

В зависимости от развитости этих качеств человек может обладать силой или слабостью воли.

Устойчивым волевым качеством личности является локус контроля — склон­ность человека возлагать ответственность за принятие решения и резуль­таты деятельности на внешние обстоятельства (экстернальный локус кон­троля) или на самого себя (интернальный локус контроля). Исследова­ния показывают, что экстернальный локус контроля связывают с такими чертами личности, как безответственность, неуверенность в своих си­лах, нерешительность и пр. Относящиеся к этой категории люди найдут оправдание любым своим поступкам, ссылаясь на неблагоприятные вне­шние условия. Да, человек не свободен от социальных условий, но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, принять свое реше­ние, неся за него личную ответственность.

Развитие (самовоспитание) воли возможно при соблюдении ряда ус­ловий:

систематической тренировке в преодолении трудностей начиная со сравнительно незначительных трудностей в повседневной жиз­ни (режим дня, занятия спортом и т. п.);

обязательном осуществлении принятых решений;

постановке привлекательной, личностно значимой и социально полезной цели;

выделении и прохождении ряда этапов на пути к поставленной цели.

5.2 Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток време­ни зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния—характеристики психической де­ятельности за определенный промежуток времени.

При этом психические процессы, психические состояния, психичес­кие свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Психические состояния влияют на протекание психических процес­сов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.

Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких па­раметров:

влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);

преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интел­лектуальные);

глубины (глубокие, поверхностные);

времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

Предметом специального внимания в психологии являются психичес­кие состояния людей в условиях стресса. В зависимости от причин раз­личают стрессы физиологический и психологический. Физиологичес­кий стресс вызывают механические, физические воздействия — силь­ный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

При этом происходит мобилизация защитных сил организма для по­иска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряже­ние, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных воз­можностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу — исчерпыванию энергоресурсов организма, разви­тию целого ряда физических и даже психических заболеваний.

Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в про­цессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознатель­ной саморегуляции психических состояний является принятие челове­ком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональны­ми состояниями и выхода из стресса:

понижение субъективной значимости события, переоценка значи­мости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловечес­кими ценностями;

разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес­кой нагрузке;

переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;

предварительная разработка запасных стратегий, путей отступле­ния, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряжен­ности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

по возможности, активизация чувства юмора;

овладение приемами аутогенной тренировки, основанной на нервно-мышечной ре­лаксации и самовнушении;

использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обу­чения, например в компьютерных играх.

Источник

Эмоциональные и волевые психические процессы

5.1. Эмоциональные процессы

Эмоциональный процесс – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление , мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт , характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence ) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Классификация эмоциональных процессов по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:

  • аффекты (англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма;
  • эмоции (англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными;
  • чувства (англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает;
  • настроения (англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

Страсть (англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.

Физиологическая основа эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.

Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.

В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.

Аффекты

Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.

Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.

Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.

Формы проявления аффекта: гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.

Эмоции

Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.

Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.

Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, [10]).

  • импрессивный – внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления);
  • экспрессивный – внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).

Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.

Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.

  • когнитивная оценка событий и ситуаций.
  • физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
  • тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
  • экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
  • чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.

Психологические теории эмоций:

  1. Эволюционная теория происхождения эмоций, автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма.
  2. Рудиментарная теория эмоций, авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных.
  3. Структурная теория эмоций, автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система.
  4. Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге, авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций.
  5. Теория эмоций Кеннона-Барда, авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма.
  6. Активационная теория Линдсея-Хебба, авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания.
  7. Двухфакторная теория эмоций, авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения).
  8. Биологическая теория эмоций, автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции.
  9. Потребностно-информационная теория эмоций, автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «Формула эмоции«, предложенная П.В. Симоновым: Э = П_(Ис – Ин), где Э – эмоция (сила, качество, знак), П – потребность, Ин – информация, необходимая для ее удовлетворения, Ис – информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
  10. Теория когнитивного диссонанса, автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено когнитивным диссонансом (расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций – когнитивным консонансом (совпадением ожидаемого и действительного).
  11. Единая концепция сознания и эмоций (Ю. И. Александров [12]). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.
  • отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне;
  • сигнальная – психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде;
  • подкрепляющая – эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию;
  • коммуникативная – эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта;
  • управляющая – эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения;
  • мобилизующая – физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида;
  • компенсаторная – эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.

Классификация видов эмоций

  1. По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
    • низшие – эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
    • высшие – социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку.

Амбивалентность – одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.

Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:

Источник

Оцените статью