Процессы чувственного восприятия которые могут

Специфика и роль чувственного познания общественного человека

Процессы чувственного восприятия, которые могут показаться весьма простыми, на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т. п., в дело включаются органы зрения. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асимметричный, приятный или неприятный, полезный или вредный.

Мы слушаем музыку. Конечно, это факт, свидетельствующий о функционировании органов слуха, ибо без «работы» органов слуха воспринимать музыку невозможно. Безусловно, известные природные предрасположения (наличие или отсутствие природного слуха, то есть особое устройство органов чувств) важны для музыкального восприятия, а в особенности для музыкального творчества. Но, сказав о функционировании уха и слухового аппарата, мы ничего не сказали о действительно человеческом содержании процесса чувственного восприятия музыки.

Во-первых, сам объект восприятия, музыка, — результат человеческой деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от народа к народу и т. п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки — результат его включения в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки отдельным индивидом — это подлинно человеческий процесс, возникший в ходе совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-исторического опыта. Это итог и этап многовекового развития человеческой культуры.

Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общественные события, механизм восприятия еще более усложняется. «Красота», «справедливость», «прогрессивность» и многие, многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки незримо включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов, в процесс их непосредственно-чувственного освоения.

Функционирование органов чувств — необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при повреждениях органов чувств (особенно при врожденных). Именно эти примеры свидетельствуют о внутренней мощи человеческого познания в целом и его способности восполнять физическое несовершенство человеческого организма. Ведь люди, даже от природы лишенные способности видеть или слышать, могут быть вполне полноценными человеческими существами, развивая в себе способности познания и рационального мышления (в том числе в ряде случаев — способности образного выражения и воспроизведения мыслей). А вот индивиды, которые были от природы одарены вполне исправно функционирующими органами чувств, но в силу уникального стечения обстоятельств с самого рождения были изолированы от человеческого сообщества (такие редкие случаи в науке описаны и изучены), практически теряют способность к познанию.

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только человеку и не встречается у животных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми.

В наш век быстрого развития образования и средств массовой информации эта характерная только для человека способность пользоваться чувственным опытом других людей, усваивать и передавать общечеловеческий опыт и тем самым раздвигать границы «видимого» и «слышимого» мира стала почти неограниченной. В данном факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в познании вообще, в чувственном познании в частности огромно. Достаточно сказать, что человек, чьи органы чувств приходят в контакт с каким-либо материальным объектом, уже владеет языком, а значит, и навыками в употреблении понятий, которые вместе с формами языка представляют собой результат аккумуляции, накопления и обобщения предшествующего исторического опыта.

Язык во многом организует и формирует чувственное познание: через язык осуществляется (причем нередко бессознательно, как бы автоматически) подключение отдельных фактов чувственно-эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек. Каждый человек — уже благодаря тому, что он владеет языком, — практически повседневно опирается на многовековой опыт «обработки» тех чувственных данных, которые он получает при непосредственном столкновении с предметами, явлениями, фактами жизни. Речь идет об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в общественную жизнь, в систему существующей в его обществе культуры, в систему имеющихся в обществе знаний.

Источник

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

Процессы чувственного восприятия которые могут

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств (Д.Н. Исаев)

I. По характеру отражения и месту расположения рецепторов различают следующие ощущения:

1. Экстерорецептивные ощущения — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

2. Интерорецептивные (органические) — ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

3. Проприоцептивные ощущения — кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

II. В зависимости от разновидности анализатора различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Ощущения подразделяются также на дистантные, при которых источники располагаются на некотором расстоянии от поверхности тела человека (например, зрительные и слуховые ощущения) и контактные, возникающие в результате прикосновения тех или иных предметов к поверхности кожи человека (например, осязательные и вкусовые ощущения).

Выделяют следующие виды расстройств ощущений:

  1. Сенестопатии — разнообразные неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела и во внутренних органах, не имеющие для своего возникновения объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопание, жар, холод, жжение, переливание, распирание, стягивание и тому прочее. Сенестопатии могут быть ограниченными или распространенными, находиться в одном месте кратковременными эпизодами, начиная с 5-7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.
  2. Гипестезии — снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость красок блекнет.
  3. Гиперстезии — обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям. Например, гиперосмия — острое восприятие обычных запахов; гиперакузия — высокая чувствительность к обычным звукам.
  4. Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

Восприятие — психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи такие как, например, Леонид Абрамович Венгер, Рагнар Артур Гранит, Александр Владимирович Запорожец, Владимир Петрович Зинченко, Тамара Семеновна Комарова, Елена Евгеньевна Кравцова, Татьяна Владимировна Лавреньтьева, Евгений Николаевич Соколов, Кира Владимировна Тарасова, Виктор Васильевич Юртайкин и другие. Было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в мире.

Сергей Леонидович Рубинштейн, указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.

Выделяют основные свойства восприятия :

  1. Предметность предполагает осмысленность и целостность образов. Предметы имеют не только цвет, форму, величину, но и определенное функциональное значение. Например, фортепиано — музыкальный инструмент, нож — столовый прибор, сапоги — обувь.
  2. Целостность. Отдельные компоненты целого могут действовать одновременно или последовательно, но при этом объект или явление воспринимается как единое целое. Так, слушая оркестр, мы воспринимаем не отдельные инструменты, не отдельные звуки, а мелодию в целом. Целостность образа складывается на основе обобщения знания об отдельных свойствах предмета.
  3. Константность — относительное постоянство воспринимаемой формы, цвета, величины предмета, независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Например, кошка на дереве, на земле, в темноте все равно будет опознаваться как кошка.
  4. Обобщенность — отнесенность единичных объектов к определенному классу объектов, однородных с ним по какому-либо признаку.
  5. Осмысленность — обеспечивает осознание того, что воспринимается человеком, как воспринимаемое соотносится с его знаниями и прошлым опытом. Перцептивные образы имеют определенный смысл, даже при виде незнакомого предмета он пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами.
  6. Избирательность — выделение одних объектов по сравнению с другими, связанное с активностью и личным опытом человека. Так, актер и любой посторонний человек будут по-разному обращать внимание на разворачивающиеся события в спектакле.

Восприятию характерны и некоторые другие свойства:

  1. объем — определяется количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно (или последовательно в единицу времени);
  2. быстрота (или скорость) — определяется временем, необходимым для выполнения тех или иных перцептивных действий: обнаружение, различение и опознание. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений, психофизиологическим состоянием человека;
  3. точность — это соответствие возникшего перцептивного образа, особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;
  4. полнота — степень такого соответствия;
  5. надежность — это возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Диагностику уровня развития восприятия у детей можно проводить с помощью следующих методик: доски Сегена, кубики Кооса, «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской, методика «Эталоны», методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна», тест «Коробочка форм» Т.Д. Марцинковской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, методика «Чего не хватает?» В.Р. Немова.

I. Отсутствие восприятия. Агнозия (неузнавание) — нарушение узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания и при сохранности рецепторов и анализаторов. Различают разные виды агнозии:

1. Зрительная агнозия характеризуется неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Бывает нескольких видов:

а) Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета. Особенности проявления: фрагментарность восприятия образа, тенденция к дополнению образа до целого по догадке, неспособность выделить индивидуальные характеристики, присущие непосредственно данному, конкретному предмету.

б) Симультанная агнозия (синдром Балинта) — невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

в) Агнозия на лица (прозопагнозия) — избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц.

г) Агнозия на цвета или цветовая агнозия — невозможность подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму.

д) Зрительная буквенная агнозия — нарушение обобщенного восприятия и называния букв. Для данного вида агнозии характерно смешение букв по оптической близости, расположению эелементов букв, зеркальное восприятие букв и так далее.

2. Тактильная агнозия.

а) Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности). Например, человек карандаш принимает за нож или расческу, ключ за монету, не может сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и другого).

б) Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем.

3. Оптико-пространственная агнозия. Отмечаются нарушения схемы тела, называния и понимания слов, обозначающих пространственные взаимоотношения, идентификация и называние пальцев рук, письма и чтения.

4. Слуховая агнозия проявляется в трудностях понимания и различения речи и неречевых шумов. Например, дети не различают такие звуки, как скрипы, стуки, хлопки, шорохи, шум ветра и дождя, взрослые не способны запоминать или узнавать мелодию (амузия).

II. Нарушение интенсивности восприятия. Выделяют сенсорную гиперпатию, то есть повышение интенсивности восприятия, при которой усиливается яркость зрительных и слуховых раздражителей и сенсорную гипопатию — снижение интенсивности восприятия.

III. Ошибки восприятия.

а) Иллюзия восприятия — это искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. У детей, обладающих яркостью, образностью восприятий и неразвитостью ассоциативных процессов, при их ограниченном жизненном опыте иллюзии встречаются и в норме. У них нередко достоверное отражение реального смешивается с искаженным его восприятием.

б) Галлюцинации — образы восприятия, возникающие без наличия реального объекта (видения, звуки, голоса, запахи и тому прочее) Различают, например, зрительные, тактильные, слуховые и другие виды галлюцинаций.

Осязательная, проприоцептивная и вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух.

К 1 месяцу жизни ребенок способен двигать глазами по горизонтали и вертикали.

Ко 2 месяцу жизни ребенок сосредоточивает взгляд на лице взрослого или игрушке, следит за их движением, в том числе по кругу, прислушивается к голосу или звучащему предмету.

Между вторым и третьим месяцем появляется комплекс оживления. Ребенок выделяет и отличает людей от окружающих предметов. На улыбку матери реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Определяет направление звука.

После 4,5 — 5 месяцев ребенок способен различать основные цвета и формы. Он эмоционально отзывчив на интонацию и музыку разного характера.

В 1 год у ребенка появляется такое свойство восприятия как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Например, малыш в 1,5 года легко узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Ваза, перенесенная в другое место, им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново.

К 1 году 2 месяцам — 1 году 8 месяцам ребенок находит предмет по его названию.

В 2 года ребенок способен к предвидению динамических взаимоотношений между предметами, телом и предметной ситуацией, а также взаимодействий между предметами.

С конца 2 года ребенок называет воспринимаемый знакомый предмет.

К 3 годам ребенок различает геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), а также основные и дополнительные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Ребенок способен вычленять в каждом конкретном предмете ведущие и инвариантные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Формируется такое качество зрительной перцепции как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и переменные (случайные) признаки.

От 3 до 7 лет формируются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Например, способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое; выделяются контур и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Слух дошкольника становится речевым, настроенным на восприятие и анализ фонемных, слоговых и лексемных единиц одного конкретного языка.

В целом, детские восприятия отличаются малой детализированностью, неточностью ориентирования в пространстве, во времени, трудностью установления последовательности между ними. Неправильно воспринимаются изображения предметов, а также и перспектива, в которой они находятся. Нет умения выделить основное, подойди к предмету с разных сторон. Для правильного восприятия детям требуется больше времени, чем взрослым. Наблюдения (преднамеренные восприятия) не планомерны, не систематичны. Дети испытывают затруднения в освоении структуры восприятия и его целостности. Дошкольники с большим трудом осваивают временные представления, не видят логики временных отношений, последовательности событий. Развитие восприятия — это переход от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причинных связях.

Особенности ощущений и восприятия при речевых нарушениях . Изучением восприятия у детей с нарушениями речи такие ученые, как Анна Ивановна Ахметзянова, Лидия Ивановна Белякова, Галина Анатольевна Волкова, Алла Петровна Воронова, Жанна Марковна Глозман, Юлия Федоровна Гаркуша, Елена Михайловна Мастюкова, Ольга Николаевна Усанова, Любовь Семеновна Цветкова, Эскобар Фигередо и другие.

Для детей с речевыми нарушениями характерно искажение фонематического восприятия. Согласно исследованиям Г.Ф. Сергеевой (1973), нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Однако не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, например, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.

Зрительное восприятие у дошкольников, имеющих нарушения речи, отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений развито в пределах возрастной нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий. Например, в процессе узнавания зашумленных предметов у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Важно отметить, что число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В заданиях, направленных на осуществление перцептивного действия (приравнивание к эталону) дети с речевыми нарушениями чаще пользуются элементарными формами ориентировки, то есть примериванием к эталону, причем нередко они ориентировались не на форму фигуры, а на ее цвет (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).

А.П.Воронова (1993) при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А. П. Воронова, 1993).

По данным Е. М. Мастюковой, наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ.

Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека у детей с алалией: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений. Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Значительная роль пространственных нарушений усматривается в выраженности и стойкости расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета, которые могут наблюдаться при речевых расстройствах.

Исследования способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и понимать их в импрессивной речи говорят о сохранности данных способностей, но в экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения этих отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.

Исследования лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи. Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечаются нарушения лицевого гнозиса. Нарушений же пальцевого стереогноза у детей с речевыми нарушениями по данным Е.М. Мастюковой (1991) не отмечается.

Т.М. Пирцхалайшвили и Л.С. Цветкова (1975) указывают на то, что у детей с различными формами дизартрий, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений наблюдается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов.

В целом, нарушения зрительной сферы у детей с речевыми нарушениями проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

Источник

Оцените статью