Процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта мыслей чувств

Процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта мыслей чувств

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. В процессе формирования личности ребенок на уровне психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями. Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (универсальным выражением которых является слово), имеющих значение того предмета или процесса, которые они замещают. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация — отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

Конформность — податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Выделяют несколько стадий социализации личности.

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт — адаптируется, приспосабливается и подражает).

Источник

Механизмы социализации: социально-психологические, по Фрейду и универсальная классификация

Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим:

  • идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
  • подражание – это сознательное или бессознательное воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;
  • внушение – это воздействие на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
  • фасилитация – оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие «фасилитация» можно понимать как «облегчение»);
  • конформность – это осознание наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

В данном случае мнение классика психоанализа Зигмунда Фрейда на механизмы социализации личности частично совпадает, но и частично отличается. Давайте разберемся. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины.

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные моменты социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины, по мнению Фрейда, являются негативными , так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Великий американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер, в свою очередь, акцентировал внимание больше внимание на другом, а именно:

  • стадия подражания и копирования, на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;
  • игровая стадия, на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;
  • стадия игровых игр, на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

Напоследок давайте рассмотрим более универсальную классификацию: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный механизм.

Традиционный механизм. Усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм. Проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования. Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Стилизованный механизм. Проявляется в рамках субкультуры, где субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Межличностный механизм. Проявляется в социализирующем влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т.д.

Рефлексивный механизм. Осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих них, их удельный вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный.

Источник

Понятие и механизмы социализации

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в социальные взаимодействия. Начальный опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей».

В тоже время, социализация двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Содержание процесса социализации — процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех этих трёх сфер. На каждом этапе социализации возникает «сплав» усвоения социального опыта и воспроизведения его.

Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Таким образом, в процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «развитие личности». Целостный процесс социализации можно представить в виде совокупности четырёх составляющих:

· стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребёнка;

· относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития на жизненный путь тех или иных социальных групп;

· относительно социально контролируемая социализация (воспитание) как планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека, когда специально организуется деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определённых, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности;

· более и менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самосовершенствование, саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы «факторами». Такими группами факторов социализации являются:

1) мегафакторы– космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2) макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.

3) мезофакторы – большие социальные группы, выделяемые по типу поселения – регион, село, город, посёлок; по виду СМК – радио, телевидение, Интернет; по субкультуре – профессиональная группа, стратификационная общность;

4) микрофакторы – семья, соседство, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные и частные организации.

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Социализируется индивид, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Так, ребёнок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребёнок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

Поскольку личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, «прививаемые» в школе ребёнку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьёзных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей незначительной личностной проблемы. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией, а саморазвитием.

Социализация начинается с первого момента взаимовоздействия и общения индивидов – ребенка и взрослого. Так взрослые оказывают воздействие на ребенка с момента рождения: ухаживают за ним, воспитывают, учат, передают опыт. Но и ребенок может влиять на родителей: первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.

Институты социализацииилисоциальный институт — это совокупность организационных форм и функций, позволяющих отдельным группам, общества в целом, реализовывать потребности и регулировать поведение людей.

Для каждого возрастного этапа специалисты называют различные институты социализации личности. Для детей и юношествавыделяют следующие институты социализа­ции: семья, дошкольные детские учреждения, школа, различные внешкольные образовательные учреждения, училища, техникумы, вузы и т.п. Семья традиционно рассматривалась в системе психоаналитических теорий как единственный институт социализации.

Институтами социализации для зрелых людейявляются трудовые коллективы, общественные группы (например, разного рода клубы и союзы — спортивные, туристические, оздоровительные, творческие), церковь. Семья, для взрослых людей, продолжает оставаться институтом со­циализации личности: во-первых, в качестве родительской семьи, так как по ее модели люди выстраивают собственную семью, а также в смысле ее вли­яния на особенности творческого становления, направленности ин­тересов и активности личности и ее жизненного пути в целом; во-вторых, институтом социализации личности в зрелом возрасте является и собственная семья, которую создает человек в период обучения в вузе или в период трудовой стадии социализации. Несомненно, что семья (супруги, дети, другие родственники) оказывает влияние на формирование личности: становление характера, изменения ценностей, ведущих приоритетов, зрелости личности. Столетиями вступление в брак и успешная жизнь в семье рассматривались как составляющие зрелости человека, а затянувшееся холостячество и дружба с более молодыми людьми — как то, что не вызывало уважения.

Вопрос об институтах социализации для людей пенсионного возрастаявляется спорным. Психологи называют такие общественные организации, в которых участвуют пенсионеры – это могут быть группы здоровья, различные кружки по интересам и т.п. В последнее время пожилые люди называют социализаторами церковь, семью в продолжении ее развития — внуков и вза­имодействия с ними как фактор обретения нового смысла жизни. Это ли не социализация — становление более зрелого, мудрого человека?

Существуют и «институты десоциализации» в виде преступных групп, групп с алкогольной зависимостью, наркоманов и т. д.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путём «сигнальной наследственности», т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Принято представлять процесс социализации проходящим как минимум на трёх уровнях — индивидуально-психологическом, социально-психологическом, социологическом. Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

1) имитация — осознанное стремление ребёнка копировать определенную модель поведения;

2) идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

3) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

4) чувство вины — переживание разоблачения и позора, свя­занное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляю­ще определенное поведение.

Также известны несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определённого пола;

2) подражание — является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (буквально «фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать, общаться, действовать и понимать.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1273 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью