Процесс формирования у детей способности чувствовать

Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

ПЕДАГОГ
Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

Эмпатия

[/u]– это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Поэтому так важна работа педагога- психолога по развитию у ребёнка чувства эмпатии.

Предлагаю детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, использую приём «Вход в картину», например, «Стоит девочка, у неё улетел шарик и она плачет в стороне, а два других ребёнка играют, не обращая на неё внимания». Однако, прежде чем показывать какую-либо сценку, с детьми обсуждается, почему герои картины повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место персонажа и ответить на вопросы: «Что чувствовала девочка, когда её не позвали играть?», «Что чувствуете вы, когда вам пришлось испытать это же?» Вывод: нельзя допускать, чтобы кто-то плакал рядом, надо помочь, утешить.

Одной из форм воспитания эмпативности может стать ролевая игра, в процессе которой ребёнок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если дети поссорились, можно разобрать эту ситуации, пригласив в гости, любых известных детям мультипликационных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить детей на две группы, одна из которых говорит от имени одного героя, другая – от имени второго героя. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму поведения ролевой игры педагог не выбрал, важно, что в конечном итоге дети приобретают умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания. Учатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях, общее обсуждение проблемы приводит к сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений разыгрываются другие ситуации,

Рассказы эмпативного плана, используемые мною на занятиях:

«Я – белочка», ребёнок путём творческого воображения преображается на миг в это животное и рассказывает, как ему живётся зимой в лесу.

Рассказ Насти «Я белочка. Кругом зима, снег. Холодно.» Вопрос: почему? Какая у тебя шубка? «Мне холодно, снег белый, холодный. Шубка тёплая, но нос мёрзнет. Ах, у меня хвост, длинный, я прикрою нос и будет тепло. У меня дупло, там трава, мох, лягу и усну».

Или «Я — кактус»: «Я кактус, у меня острые иголки, Меня затронешь и уколешься. Меня никто не трогает. Боятся. Я хочу быть другим цветком, без шипов, пусть меня поливают, протирают листики, любят, пусть на мне вырастут цветочки»

Или при упражнении «Вход в картину», ситуация «Разбитый горшок с цветком». Ребёнок в роли горшка: «Какие плохие мальчишки, разбили меня, зачем играть мячом в комнате. Мне больно, смотрите – я весь поломался, земля рассыпалась, цветок упал, помогите!»

Читайте также:  Как называется чувство когда кажется что ты это уже видел

Стараемся решить задачу, как помочь предмету или животному, растению. Дети проявляют находчивость, сообразительность, дают много позитивных вариантов (купить горшок, склеить скотчем, досыпать землю, найти отросток и посадить, полить, убрать мяч на улицу и т. п.)

Игры на развитии эмпатийности

«Камень и путник»

Цель: развивать умение внимательно вслушиваться в свои эмоции, запоминать.

Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Одни «камни» — они плотно прижимают колени руками и сжимаются, дают отдохнуть «путникам», которые свободно откидываются на камень и отдыхают. Потом меняются ролями. Далее, рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения в роли камня и путника.

ЭТЮД «На крыше у Шуры жил журавль Жура»

Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и природы и умение адекватно выразить своё, сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе, снятие агрессивных проявлений.

Дети становятся в круг, берут за плечи друг друга и хором говорят:

«На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Он ходил вот так…

Он взлетал вот так…

Он парил вот так…

Отдыхал вот так…

Воду пил вот так…

Он грустил вот так…

Танцевал вот так. и т. д. сначала.

ЭТЮД «ПОТЯНУЛИСЬ – КУКЛА СЛОМАЛАСЬ»

(для детей с 5 лет)

Исходное положение стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий:

«Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол… лежим, отдыхаем, хорошо».

Примечание: когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение) Развивающие игры и упражнения по изоразительной деятельности (цвет:продолжение) «Превращения капелек»-демонстрационный и раздаточный материал.

Источник

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

Галина Щербакова
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста выделяются следующие познавательные процессы:

• Речь (письменная и устная).

При этом здесь важно учитывать такое понятие, как информация. Она включает в себя непосредственно информацию и источники ее получения. Непосредственно информация составляет собой совокупность различных сведений, фактов, событий, происходящих в окружающем мире. Между тем, источниками информации могут служить восприятие самого человека, мнение другого человека, книги, газеты, журналы, телевидение, интернет и т. п. Исходя из конкретных целей и возможностей, каждый человек использует те или иные источники информации.

Говоря об информации, нельзя не сказать и о таком понятии, как «отношение к информации». Подобный аспект имеет наибольшее значение для педагога, так как играет ведущую роль в формировании познания у детей-дошкольников.

Если сравнивать отношение к информации у взрослых и детей, то взрослые считают информацию первичной, а затем уже формируют свое отношение к ней. У детей процесс формирования отношения к информации прямопротивоположный. Взрослый человек высказывает или показывает иными способами свое отношение к информации, опираясь на свои знания, опыт и представления. Дети, наоборот, с большей охотой будут познавать то, к чему хорошо относятся, а о том, что им не нравится, даже не захотят слышать.

Читайте также:  Сущность питающаяся эмоциями негативными

Из вышесказанного можно сделать вывод, что баланс компонентов познавательной сферы, то есть информации и отношения к ней, связан с уровнем развития познавательных процессов у ребенка определенного возраста. Чем ребенок старше, тем сложнее его психические процессы.

Тем не менее, следует отметить, что за счет преобладания эмоционально-чувственного освоения мира процесс познания у детей-дошкольников идет намного интенсивнее, чем у взрослых. Поэтому педагоги и родители должны ясно понимать, что процесс формирования отношения ребенка к миру является постоянным, соответственно, это отношение и будет определять, в каком русле будут развиваться знания и способности ребенка.

Очевидно, что понятия «информация» и «отношение к информации» имеют между собой очень четкую и тесную связь. После того, как с помощью различных источников человек освоил какую-либо информацию, она неизменно оставляет в душе определенный след, чувственный или эмоциональный, который и называется «отношением».

Исследуя информацию и отношение к ней у детей дошкольников, Н. Н. Поддъякова выявила две противоречивые тенденции, которые определяют процесс формирования знаний. В соответствии с первой из них, ребенок стремится расширить и углубить четкие и ясные знания об окружающем мире, которые составляют основу его познавательной сферы. Но в соответствии с другой тенденцией, чем интенсивнее проходит мыслительный процесс, тем больше перед ребенком появляется неясностей, впоследствии формирующих различные догадки, предположения и вопросы. Подобные «неясности» выступают мощнейшим стимулятором умственной активности детей. В свою очередь, в результате взаимодействия данных тенденций количество неопределенных знаний уменьшается, поскольку ребенок старается их уточнить и прояснить. Со временем они переходят в четкие знания (Дусавицкий, с. 225).

Учитывая это, педагог должен понимать, что чем больше ясных знаний формируется у ребенка, тем интенсивнее идет процесс появления неясных знаний. Поэтому его основная задача сводится к тому, чтобы сделать информацию для дошкольника не самоцелью, а средством, с помощью которого он сможет развивать свои познавательные потребности и интересы. А в этом процессе на первый план выходит положительное отношение ребенка к информации,его можно создать двумя путями:

1. Сформировать положительные эмоции, а затем и чувства по отношению к объекту/ процессу деятельности, либо к лицам, с которыми ребенок будет взаимодействовать. Здесь задача педагога сводится к выражению положительного отношения к ребенку и его деятельности, к знакомству ребенка с удачными образами деятельности, к выражению веры в его силы и возможности, к одобрению его деятельности, а также к выражению положительного отношения к результатам его деятельности. В этой связи огромное значение приобретает успех и его общественная оценка. Облегчить задачу педагога можно, если предложить ребенку заняться тем видом деятельности, с которой хотя бы частично были связаны его прежние интересы.

2. Сформировать понимание смысла деятельности, ее личной или общественной значимости. Достичь этого можно, используя образные рассказы о смысле деятельности, объяснения, наглядную демонстрацию результатов данной деятельности и иные аналогичные приемы.

Если интерес формируется по мере создания положительного отношения к деятельности, то непосредственное занятие ею можно считать выражением любви или долга. Подобная деятельность пока не является существенной для познавательного процесса, поскольку еще не содержит четкого интереса. Как только у ребенка изменится отношение к этой деятельности, объекты станут для него непривлекательными, у него постепенно исчезнет и стремление заниматься данной деятельностью.

Читайте также:  Как проверить испытывает ли девушка чувства

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется в результате правильно организованной структуры деятельности. В связи с этим,можно выделить следующие этапы организации деятельности:

1. Создание основы для формирования интереса, как внешней, так и внутренней. Под внешней основной воспитания интереса понимается организация жизни и создание благоприятных условий, которые будут способствовать возникновению потребности в конкретном объекте или в конкретной деятельности у данной личности. Под внутренней основой формирования интереса понимается усвоение ребенком известных и общедоступных знаний, навыков, а также визуальной опознавательной специфики.

2. Формирование положительного отношения к объекту и деятельности с дальнейшим переводом отдаленных смыслообразующих мотивов в более близкие для человека мотивы. На этом этапе интерес пока не формируется, как таковой, однако у ребенка возникают психологические предпосылки к его появлению, он начинает чувствовать потребность в деятельности, принимая ее.

3. Организация постоянной и систематической поисковой деятельности, которая способствует формированию подлинного интереса. На данном этапе у ребенка появляется познавательное отношение и внутренняя мотивация, толкающие его заниматься данным видом деятельности.

4. Развитие деятельности таким образом, чтобы в результате занятий перед ребенком ставились новые вопросы и задачи, которые подкрепляли бы его интерес к данной деятельности или объекту.

Очевидно, что два первых этапа обретают особенное значение в педагогической работе, при этом на воспитание отношения тратится достаточно длительное время. В свою очередь, систематическая поисковая деятельность приводит к тому, что у ребенка на психологическом уровне рождают позитивные эмоции, а его достижения способствуют формированию стойкого динамического стереотипа познавательного интереса, который в будущем может превратиться в качество, так или иначе характеризующее личность ребенка. Этап формирования подлинного интереса важен не столько потому, что пробуждает в ребенке положительные эмоции и приводит к пониманию смысла и значения данной деятельности, сколько потому, что у ребенка формируется внутренняя мотивация для занятий данным видом деятельности. Иными словами, со временем сама деятельность начинает побуждать ребенка, чем дальше —тем больше он в нее углубляется: у него появляется желание больше узнавать, решать больше задач, достигать больше целей.

Если педагог сумеет правильно воспользоваться данным детским «ресурсом», то интерес ребенка будет иметь тенденцию к неограниченному развитию. В процессе постановки новых познавательных и поисковых задач, интерес дошкольника будет более насыщенным, он будет получать больше радости от занятия данной деятельностью, что в конечном итоге может перерасти в настоящую «жажду» познания. Со временем это приведет к формированию стойкого интереса, который от решения одной задачи и перехода к другой будет только укрепляться.

«Новогодняя история». Презентация стихотворения А. Барто «Дело было в январе» Данная презентация знакомит детей с творчеством Агнии Барто. Презентация предназначена для детей дошкольного возраста и детей с различными.

Программа по развитию познавательных процессов старших дошкольников с применением дидактической игры Программа по развитию познавательных процессов с применением дидактических игр Цель: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание,.

Источник

Оцените статью