Профилактика транспортного стресса у животных

Профилактика транспортного стресса у животных

При перевозках лошадей ввиду воздействия неблагоприятных факторов (ограниченность в движениях, качка, вибрация, ускорения, торможения) их организм испытывает напряжение, называемое английским словом «стресс». Такое состояние, особенно при длительных транспортировках, угнетает защитные силы организма, ослабляет его естественную устойчивость, приспособляемость, что часто ведет к заболеваниям животных во время перевозки или после нее, объединяемым в ветеринарии понятием «транспортная болезнь».
Стресс, представляющий собой совокупность защитных физиологических реакций организма, начинается уже при погрузке лошадей, например, в спецавтомашину. Лошади, в первую очередь редко перевозимые, боятся всего нового, незнакомого — темноты салона машины, прогибающегося под их тяжестью трапа, непривычных запахов, что вызывает у них возбуждение, усиливаемое резкими принудительными действиями (окрики) обслуживающего персонала при неповиновении лошадей. А неосуществимость естественного стремления лошади убежать, избегая опасности, приводит к перенапряжению ее центральной нервной системы. Это выражается в сильном двигательном возбуждении — лошадь упирается, встает на дыбы, отбивает задом, стремится спрыгнуть с трапа и даже может выпрыгнуть из бокса машины.
Перевозбуждение ведет к значительной активизации работы всех физиологических систем организма. Сразу после захода в машину частота пульса и дыхания у лошади возрастает вдвое. У нее наблюдается изменение кислородтранспортной функции крови, что проявляется в увеличении концентрации гемоглобина на 55 % и содержания эритроцитов на 14%. Такое соотношение возрастания гемоглобина и эритроцитов может свидетельствовать о нежелательном преобладании распада эритроцитов с выходом из них гемоглобина над выбросом эритроцитов из депо, так как это может отрицательно сказаться при транспортировке незадолго до соревнований на работоспособности лошади.
В различных отраслях животноводства используют успокаивающие средства (транквилизаторы) для смягчения отрицательного действия транспортного стресса на организм животных, облегчения процесса погрузки их в автомашины, снижения потерь живой массы и предотвращения заболеваний и падежа при перевозке. Широко употребляемые при перевозках молодняка и взрослого скота препараты фенотиазинового ряда (аминазин, ацетпромазин, промазин, тримепразин) имеют ряд нежелательных побочных действий, что не позволяет применять их при транспортировке лошадей.
Эти препараты оказывают глубокое тормозящее действие на центральную нервную систему лошади, подавляют перистальтику кишечника, расслабляют мускулатуру, снижают артериальное давление, вызывают сильный снотворный эффект, нарушают терморегуляцию. Торможение же центральной нервной системы и расслабление мускулатуры препятствуют активной реакции контроля и сохранения равновесия при переездах, что может привести к возникновению травм при ударах лошади о стенки бокса или ее падении.
Поэтому нами были выбраны и апробированы два транквилизатора — «фенибут» и «мебикар», которые, не оказывая нежелательных действий на сердечно-сосудистую, дыхательную, гипофизарно-надпочечниковую, пищеварительную системы и не вызывая расслабления мускулатуры лошади, обладают достаточно выраженным успокаивающим действием. Тот или другой препарат в порошке вводили лошадям через болюсодаватель за 40 мин до погрузки. Благотворное действие препаратов выражалось в меньшем увеличении частоты пульса и дыхания по сравнению с контролем (на 33 и 18 % соответственно). В крови лошадей, получивших препарат, наблюдали возрастание содержания гемоглобина на 26—33 и эритроцитов — на 16—18 %, что свидетельствовало о нормальной физиологической реакции системы крови, то есть о преобладании выхода эритроцитов из депо над их распадом.
Применение препарата «фенибут» позволило сократить время погрузки. одной лошади в 4 раза — с 14 до 3 мин, а «мебикара» — в три раза — с 15 до 5 мин. Лошади, получившие, транквилизатор, при погрузке ведли себя гораздо спокойнее, увереннее, смелее заходили в машину по трапу, чем без применения лекарства, когда их удавалось погрузить с большим трудом. В машине эти лошади проявили меньше беспокойства, их ориентировочная реакция была в норме.
Отрицательное влияние транспортировки зависит от ее длительности и реализуется на фоне предварительно изменившейся в результате погрузки деятельности физиологических систем. При транспортировке продолжительностью до 48 ч у лошадей, кроме учащения пульса и дыхания, наблюдается увеличение содержания гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов.
Активность гипофизарно-надпочечниковой системы (по концентрации кортизола) поддерживается на высоком уровне. Перевозка лошадей в течение суток вызывает напряжение гуморального и клеточного иммунитета, что свидетельствует об активизации защитных сил организма. Такой режим перевозки вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, которое в период суточного отдыха сменяется явным снижением до исходного уровня.
Транспортировка лошадей в течение 48 ч и более вызывает в их организме значительное утомление, выражающееся в падении тонуса скелетной мускулатуры. Активность гипофизарно-надпочечниковой системы уменьшается. Показатели кислородтранспортной функции крови незна, чительно отклоняются от исходного уровня, однако сохраняется значительный лейкоцитоз.
Такая длительная перевозка вызывает резкое снижение иммунной реактивности организма, их естественной устойчивости. Это может способствовать возникновению заболеваний и даже вести к падежу животных при транспортировке.
В целях профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных при перевозке исследователями предложены также системы обработки, включающие инъекции антибиотиков, витаминов и других фармакологических веществ, которые способствуют повышению естественной устойчивости организма к вредному действию транспортного стресса. Для Предупреждения патологических состоянии лошадей при транспортировках мы в опытном порядке использовали перед перевозкой принцип аутогемотерапии.
При этом кровь лошади, взятую из яремной вены в количестве 20 мл, вводили внутримышечно, как правило, в область шеи. Эту процедуру проводили дважды — за 5—6 дней до отправки и накануне погрузки — не менее, чем за 2 часа. Однако можнопользоваться и однократным применением аутокрови — перед отправкой. Накануне лошадям обязательно внутримышечно вводят бициллин-5 в дозе 2,5—3 млн. ед. и стрептомицин — 2—3 г на одну голову.
Опыт показывает, что одновременное применение обоих способов профилактики транспортного стресса у лошадей — дача транквилизаторов «фенибута», «мебикара» и аутогемотерапия — приносят благоприятные результаты. Лошади, как правило, переносят перевозку без выраженных депрессивных состояний, не подвержены заболеваниям, вызванным транспортным стрессом и хорошо сохраняют за время пути спортивную форму. Но при этом надо обязательно соблюдать и обычные меры — спокойное обращение с животными, осторожное, плавное движение автомашины.

А. ЛАСКОВ, С. ПУШКАРЕВА, ВНИИ коневодства

Источник

Транспортный стресс телят

Транспортный стресс телят – стрессовое состояние, возникающее у телят в результате транспортировки их автомашинами из хозяйств – поставщиков в специализированные хозяйства (комплексы) по откорму или выращиванию нетелей. Транспортный стресс отмечают в основном у телят 2-4 – недельного возраста. Транспортный стресс может стать одной из главных причин большой заболеваемости и отхода телят, не только в первые дни после доставки их на комплексы, но и в последующие периоды выращивания и откорма из – за ослабления резистентности организма и возникновения на этом фоне массовых желудочно – кишечных и легочных заболеваний как незаразной, так и инфекционной этиологии.

Этиология. Причиной стресса в период комплектования молодняком специализированного хозяйства, комплекса, служит, как правило, целый комплекс неблагоприятных факторов (стрессов). К этому в первую очередь необходимо отнести нарушение правил получения новорожденного приплода и выращивания телят в хозяйствах — поставщиках в течение первых дней жизни (нарушение элементарных ветеринарно – санитарных правил выращивания новорожденных телят в первые дни жизни – запоздалая выпойка первой порции молозива, отсутствие индивидуальных клеток для новорожденных телят, антисанитарное состояние профилактория, переохлаждение и т.д.), отсутствие антистрессовой обработки телят перед транспортировкой, нарушение правил транспортировки (переуплотнение, использование неприспособленного автотранспорта, перевозки на расстояния свыше установленных пределов, длительное голодание во время транспортировки и т.п.), нарушение в технологии приема молодняка на комплексе (размещение в холодных сырых помещениях, запоздалое кормление, растянутые сроки ветеринарно – санитарной обработки и др.).

Клиническая картина. У большинства перевозимых телят синдром стресса проявляется уже в период транспортировки или практически сразу после ее окончания. У телят появляется общая слабость, вялость, безразличный взгляд, отказ от корма, при движении телят регистрируем шаткость походки, у отдельных телят появляется профузный понос. При этом в большинстве случаев стресс в течение первых дней после транспортировки у телят не проходит, а усугубляется адаптационным стрессом, возникающим в результате приспособления животных к новой среде обитания. Обычно этот период на комплексах продолжается в течение 3-4 недель. При сильно выраженных стрессовых ситуациях телята начинают отставать в росте, а многие из привезенных телят заболевают желудочно – кишечными заболеваниями (диспепсия, колибактриоз, паратиф), бронхопневмониями или смешанными формами (пневмоэнтериты).

Диагноз на транспортный стресс телят ветспециалисты комплекса обычно ставят на основании массовых клинических признаков расстройства функций центральной нервной системы (слабость, угнетение, шаткость при движении), снижение прироста живой массы у привезенных телят и анамнестических данных (нарушение правил при комплектовании спецхоза завозимым молодняком).

Проведенным гематологическим исследованием стрессовое состояние у завезенных телят характеризуется снижением числа эозинофилов и лимфоцитов.

Профилактика и лечение. Основой предупреждения и ослабления транспортного стресса на комплексе по выращиванию телят должно стать строгое выполнение утвержденного для комплекса наставления или методического указания по комплектованию телятами спецхоза из хозяйств-поставщиков. В данном наставлении должно быть подробно изложены все этапы комплектования: правила получения приплода в хозяйствах –поставщиках, подготовка и отбор молодняка перед транспортировкой, требования к автотранспорту и методика перевозки, правила приема молодняка при поступлении на комплекс.

Телят их хозяйств – поставщиков отбирают ветспециалисты, зоотехники комплекса только здоровых, по достижению определенной массы тела (согласно заключенного договора), комплектование необходимо проводить группами по графику, в строго определенные дни. Перед отправкой телят подвергают санитарной обработке. Погрузку в скотовозы и транспортировку закупленных телят проводят в строгом соответствии с утвержденными санитарными нормами, скотовозы должны быть специально оборудованы для перевозки телят. Нахождение в пути закупленных телят не должно превышать, с учетом качества дорожного покрытия, в среднем 3-5ч при скорости движения автомобиля не более 50-60км/час. Во время движения водители не должны допускать резких поворотов и резкого торможения. По прибытию на комплекс выгрузка телят, их ветеринарно-санитарная обработка и размещение по группам на комплексе должна строго регламентироваться и проходит в соответствии с утвержденным наставлением.

Одновременно с общими организационно – хозяйственными и санитарными мероприятиями для профилактики транспортного стресса рекомендуется применять, лечебные средства, способствующие повышению естественной резистентности организма телят и снижению их нервной возбудимости. Ветеринарные специалисты в качестве нейролептиков используют аминазин, стресснил и другие сходные по действию на организм лекарственные препараты.

Аминазин вводится транспортируемым телятам внутримышечно за 30- 40 минут до транспортировки автомашинами в дозах: при перевозке на расстояние 30-60 км – 0,5мг/кг массы тела теленка, 80 – 160км – 1мг/кг и 180 – 300км -2мг/кг. В тех случаях, когда аминазин или стресснил используется внутрь, дозу лекарственного препарата необходимо увеличить в 2-2,5 раза. Чтобы завезенные на комплекс телята нормально адаптировались к совершенно новым условиям промышленного комплекса, за 2-3 дня до завоза и в последующие 3-5 дней на комплексе необходимо внутримышечно ввести 1раз аминазин в дозе 0,3мг/кг или стресснил в дозе 0,5 мг/кг.

Галоперидол – для профилактики и лечения вводят телятам внутримышечно в дозе 0,1 мг/кг по той же схеме, как и применение аминазина.

Лития карбонат – дают телятам внутрь в дозе 15мг/кг перед транспортировкой и по 10мг/кг массы 2 раза в день в течение 3-х дней подряд в период адаптации вновь завезенных телят.

Для профилактики транспортного стресса в качестве транквилизаторов можно использовать феназепам, нозепам, амизил, сибазон (седуксин) и другие пренпараты.

Так, к примеру, феназепам дают телятам внутрь по 0,3 мг/кг 1 раз в сутки в течение 3-7 дней. Нозепам (оксозепам) задают с кормом в дозе 0,3 – 0,5 мг массы животного 2-3 раза в день на протяжение 1-2 суток.

Для повышения резистентности телят при стрессе применяют экстракт элеутерококка телятам в дозе 0,2мл/кг один раз в день в течение 7-10 дней до транспортировки и 10-14 дней после нее. Перед тем как применить экстракт элеутерококка его перемешивают с небольшим количеством молока и равномерно распределяют между телятами. Перед транспортировкой телят и в последующие 5 дней адаптации на комплексе, для восполнения энергетических затрат телятам выпаивают глюкозу из расчета 2,5г/кг. Положительное антистрессовое влияние на организм телят оказывает введение телятам в течение 8-12 дней (за 3-5 суток до транспортировки в хозяйстве – поставщике и 5-7 дней после доставки на комплекс) витаминов А, Д2 и Е или тривитамина, тетравита по 3мл один раз в сутки за 1 час до транспортировки и в течение 6 дней подряд после поступления на комплекс. С лечебной и профилактической целью рацион телят в период транспортировки и адаптации обогащают витаминами А, Д, Е, С, В1, В2, В12, РР и другими. Предложены варианты антистрессовых препаратов, включающие транквилизатор, витамины, антибиотик, глюкозу, в частности ТВАГ и АНВАГ. Для профилактики и лечения антистрессовые препараты и смеси применяют в соответствии с наставлениями или методическими указаниями. Специалистам комплексов необходимо знать, что основой получения здоровых телят и устранение вредных последствий при транспортировке является выполнение правил подготовки и перевозки, а применение медикаментозных антистрессовых препаратов – вспомогательный фактор.

Источник

Способ профилактики транспортного стресса у животных

Владельцы патента RU 2477154:

Изобретение относится к области ветеринарной медицины, в частности к способам профилактики стресса у животных при их транспортировке. Способ предусматривает подачу на электроды, закрепленные на лобной и затылочной областях черепа постоянного тока, плавно нарастающего в течение 2 мин от 0 до 6,5 мА с последующей подачей на электроды в той же полярности прямоугольных импульсов с частотой 75-80 Гц и длительностью 3,0-4,0 мс, амплитуду которых медленно увеличивают в течение 2 мин до 7,0-10,0 мА. При этом транскраниальную электростимуляцию проводят 2 раза в сутки утром и вечером в течение двух дней подряд, продолжительность каждого сеанса составляет 25-30 мин. Способ оказывает более выраженное действие на антиноцицептивную систему мозга животных, которое сопровождается выбросом в кровь большого количества эндогенного опиоидного пептида бета-эндорфина, обладающего антистрессорным действием. 2 ил., 5 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области ветеринарной медицины, в частности к способам профилактики стресса у животных при их транспортировке.

Известны способы профилактики транспортного стресса у животных путем применения перед транспортировкой транквилизаторов, например аминазина, который вводят внутримышечно или подкожно в дозе 0,5-2,0 мг/кг живой массы (Ветеринарно-санитарные правила перевозки животных №432-5). Применение транквилизаторов позволяет у животных устранить или понизить нервное напряжение, чувство страха, агрессивность, уменьшить потери массы тела.

Однако, несмотря на положительные эффекты, недостатком указанных транквилизаторов является непродолжительность их действия, что снижает их использование при длительных перевозках, а также способность задерживаться в организме, как самих препаратов, так и продуктов их распада. Это влияет на качество продукции (мяса, молока) и небезвредно для здоровья человека.

Известны способы профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота (Авт. К.А.Лещуков и др. Патент на изобретение РФ №2314111, 2008 г.) и у свиней (Авт. К.А.Лещуков и др. Патент на изобретение РФ №2313940, 2008 г.), которые основаны на активизации компенсаторно-адаптационных реакций организма путем стимуляции системы биологически активных центров кожи.

Однако данные способы сложны в своем исполнении и требуют квалифицированного обеспечения.

В качестве прототипа выбран способ профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота с использованием транскраниальной электростимуляции (ТЭС) (Авт. Сеин Б.С. Автореф. дисс. канд. биол. наук «Коррекция адаптационных процессов у животных с использованием транскраниальной электростимуляции». — Белгород, 2009), который заключается в том, что телкам черно-пестрой породы за три дня до предполагаемой транспортировки в течение трех дней в одно и то же время проводят ТЭС один раз в день. С этой целью на электроды, расположенные на лобной (катод) и затылочной (анод) областях черепа подается постоянный ток, плавно нарастающий в течение 2 мин от 0 до 6,5 мА, затем в той же полярности подаются прямоугольные импульсы с частотой 70 Гц и длительностью 3,0 мс, амплитуду которых медленно увеличивают в течение 2 мин до 3,0 мА. Продолжительность одного сеанса составляет 30 мин.

Наряду с положительным эффектом, достигаемым при использовании способа-прототипа, его недостатком является относительно низкая эффективность в связи с применением импульсного тока небольшой величины (3,0 мА) и коротким периодом транскраниального воздействия на антиноцицептивную систему мозга, вследствие чего вырабатывается мало эндогенных опиоидных пептидов, обладающих антистрессорным действием.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности транскраниальной электростимуляции при профилактике транспортного стресса.

Для достижения поставленной задачи проводят ТЭС в режиме, который предусматривает подачу на электроды с гидрофильными прокладками, закрепленными на лобный (катод) и затылочный (анод) в областях черепа постоянного тока, плавно нарастающего в течение 2 мин от 0 до 6,5 мА. Затем на электроды в той же полярности подаются прямоугольные импульсы с частотой 75-80 Гц и длительностью 3,5-4,0 мс, амплитуду которых медленно увеличивают в течение 2 мин до 7,0-10,0 мА. При этом ТЭС проводят 2 раза в сутки утром и вечером в течение двух дней подряд. Продолжительность каждого сеанса составляет 25-30 мин.

Увеличение амплитуды импульсного тока до 7,0-10,0 мА и проведение двух сеансов ТЭС в сутки оказывает более выраженное действие на антино-цицетивную систему мозга животного. В результате происходит активация опиоидергических структур защитных механизмов мозга, в кровь и ликвор поступает большое количество эндогенных опиоидных пептидов (бета-эндорфина, лей-энкефалина и др.), которые устраняют или существенно уменьшают различные центральные и периферические проявления стресса, вызванного разными факторами.

Параметры режима используемого в предложенном способе подбирались экспериментально. При частоте прямоугольных импульсов меньше 75 Гц, их длительности менее 3,0 мс и амплитуде менее 7,0 мА эффективность способа снижается. При увеличении данных параметров соответственно более 80 Гц, 4,0 мс, 10, 0 мА эффективность способа остается на прежнем уровне, но могут проявляться побочные действия во время ТЭС в виде повышенной возбудимости животных.

Пример 1. Для сравнительной оценки влияния предлагаемого способа и способа-прототипа на антиноцицептивную систему мозга был проведен эксперимент на кроликах породы советская шиншилла, содержащихся в ветеринарной клинике Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И.Иванова.

Было отобрано три группы кроликов-аналогов. Кроликов 1 группы подвергали ТЭС с использованием аппарата «Трансаир-2» по предлагаемому способу. Для этого вначале на электроды-зажимы (рис.1) подавался постоянный ток, плавно нарастающий в течение 2 мин от 0 до 6,5 мА. Затем в той же полярности подавались прямоугольные импульсы с частотой 77 Гц и длительностью 3,5 мс, амплитуду которых медленно увеличивали в течение 2 мин до 7,0 мА. ТЭС проводили 2 раза в сутки утром и вечером в течение двух дней подряд. Продолжительность одного сеанса составляла 25 мин.

Кроликов 2 группы подвергали ТЭС по способу-прототипу. В этом случае на электроды подавался постоянный ток, плавно нарастающий от 0 до 6,5 мА, а затем прямоугольные импульсы с частотой 70 Гц и длительностью 3,0 мс, амплитуду которых медленно увеличивали в течение 2 мин до 3,0 мА. ТЭС проводили 1 раз в сутки в течение 3 дней подряд. Продолжительность сеанса составляла 30 мин.

Кролики 3 группы являлись контрольными, им накладывали на голову электроды, но ТЭС не проводили.

У кроликов всех групп до ТЭС, через 60 мин, 3 и 6 час после ТЭС брали кровь в которой определяли содержание бета-эндорфина иммуноферментным методом.

Результаты иммуноферментного анализа показали (табл.1.), что у кроликов 1 и 2 группы содержание бета-эндорфина через 60 мин после ТЭС значительно увеличилось и, относительно животных контрольной группы, находилось на высоком уровне в течение трех часов. При этом у кроликов 1 группы уровень бета-эндорфина в крови в период эксперимента был выше и поддерживался в ней более продолжительное время по сравнению с кроликами 2 группы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что ТЭС по предлагаемому способу, по сравнению с прототипом, оказывает более выраженное действие на антиноцицептивную систему мозга животных, которое сопровождается «выбросом» в кровь большого количества эндогенного опиоидного пептида бета-эндорфина, обладающего антистрессорным действием.

Пример 2. Во втором эксперименте сравнивали эффективность предлагаемого способа и способа-прототипа для профилактики транспортного стресса у кроликов. В фермерском хозяйстве ИП «Петров» Дмитриевского района Курской области у кроликов калифорнийской породы, предназначенных к перевозке в г. Курск (расстояние 127 км), было отобрано с соблюдением принципа аналогов три группы по 10 голов в каждой.

Перед транспортировкой кролики 1 группы подвергались ТЭС с применением препарата «Трансаир-2» по предложенному способу. Кролики 2 группы подвергались ТЭС по способу-прототипу. Кролики 3 группы являлись контрольными, им ТЭС не проводили.

Кроликов всех групп перевозили автотранспортом в специальных клетках по 5 голов в каждой. До и после перевозки у всех кроликов определяли массу тела. У 5 кроликов из каждой группы брали кровь перед перевозкой (до проведения ТЭС) и после перевозки. В крови определяли скорость оседания эритроцитов (СОЭ), гематокрит, содержание эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина с использованием общепринятых методов (Клиническая лабораторная диагностика в ветеринарии. — М., 1985). Отдельное количество эозинофилов подсчитывали методом И.С.Пиралишвили (1962). Концентрацию глюкозы в крови определяли с использованием наборов «Био-ЛА-Тест» фирмы Лахема. Содержание кортизола устанавливали с применением иммуно-ферментного анализа. Адреналин определяли флюорометрическим методом. В период эксперимента за подопытными кроликами осуществляли контроль, наблюдали за приемом корма, учитывали их реакцию на различные внешние раздражители.

Результаты проведенного эксперимента показали, что во время и после перевозки кролики 1 и 2 групп вели себя спокойно, на внешние раздражители реагировали адекватно. При даче корма через 2 часа после перевозки все кролики 1 группы его активно поедали. У животных 2 группы аппетит был хуже, три кролика корм не принимали, пили только воду. У кроликов 3 контрольной группы аппетит отсутствовал. Общее состояние у большинства животных этой группы было угнетенным, они неподвижно сидели в клетке, опустив голову, и перемещались только к поилке. В то же время у двух кроликов контрольной группы отмечалось возбуждение, они постоянно перемещались по клетке, беспокоили других животных, при этом корм не принимали.

Исследование крови показало, что общее гематологические показатели у кроликов всех групп находились в пределах физиологических норм (табл.2). Однако у кроликов контрольной группы отмечалась более высокая СОЭ, уменьшение содержания эритроцитов и гемоглобина, а также наблюдалась выраженная эозинопения.

Определение «гормона стресса» — адреналина показало, что до ТЭС и транспортировки его содержание у подопытных кроликов не имело существенных различий, а после транспортировки оно повысилось. При этом если у кроликов 1 и 2 группы повышение адреналина в крови было относительно небольшим (на 2,4 и 4,5 нг/мл соответственно), то у кроликов контрольной группы оно было значительным (на 13,4 нг/мл).

Содержание кортизола в крови кроликов всех групп после транспортировки также увеличилось. В этом случае у кроликов 1 группы увеличение было меньше, чем у кроликов 2 и 3 групп.

Исследование глюкозы у подопытных кроликов показало, что до ТЭС и транспортировки ее концентрация в крови находилась в пределах 4,8±0,28-5,1±0,35 ммоль/л. После транспортировки содержание глюкозы увеличилось (5,6±0,33-6,0±0,37 ммоль/л), однако достоверных различий (р>0,05) между полученными показателями у кроликов разных групп выявлено не было.

Определение массы тела у кроликов до транспортировки и через 24 и 48 часов после нее показало (табл.3), что у кроликов 1 группы ее потеря была меньше по сравнению с кроликами 2 и 3 групп. Это было связано с более длительным восстановлением аппетита у кроликов этих групп.

Таким образом, результаты исследований поведенческих реакций, определения массы тела и интерьерных показателей указывают на то, что у кроликов, подвергавшихся ТЭС по предложенному способу, стресс-реакция на транспортировку была менее выраженной, в сравнении со способом-прототипом. Это подтверждает профилактическую эффективность нового способа.

Пример 3. Предложенный способ использовали с целью профилактики транспортного стресса у крупного рогатого скота.

Объектом исследования являлись телки черно-пестрой породы, предназначенные для транспортировки.

Было отобрано три группы телок-аналогов по 7 голов в каждой. Перед транспортировкой телкам 1 и 2 групп проводили ТЭС с использованием аппарата «Трансаир-2». Электроды с гидрофильными прокладками закрепляли на голове животных с применением резинового фиксатора (рис.2).

Телкам 1 группы ТЭС проводили по предложенному способу. Для этого на электроды подавался постоянный ток, плавно нарастающий в течение 2 мин от 0 до 6,5 мА, затем в той же полярности подавались прямоугольные импульсы с частотой 77 Гц и длительностью 3,5 мс, амплитуду которых медленно увеличивали в течение 2 мин до 10 мА. Электростимуляцию проводили два раза в день утром и вечером, в течение двух дней подряд. Продолжительность одного сеанса составляла 30 мин.

Телки 2 группы подвергались ТЭС по способу-прототипу. С этой целью на электроды подавался постоянный ток, плавно нарастающий в течение 2 минут от 0 до 6,5 мА, после чего подавались прямоугольные импульсы частотой 70 Гц и длительностью 3,0 мс, амплитуду которых медленно увеличивали в течение двух минут до 3,0 мА. Электростимуляцию проводили один раз в день в одно и то же время в течение трех дней подряд. Продолжительность одного сеанса составляла 30 мин.

Телки третьей группы являлись контрольными и ТЭС не подвергались.

До транспортировки и после нее за подопытными животными осуществляли наблюдение, определяли массу тела, а также брали кровь до транспортировки и проведения ТЭС и после транспортировки (разгрузки) через 60 мин и 24 час. В крови определяли количество эозинофилов, содержание адреналина, кортизола, глюкозы и малонового альдегида (МАД) по реакции с тиобарбитуровой кислотой по методу Э.Н.Коробейниковой (1989).

Результаты исследований крови показали, что до транспортировки животных и проведения ТЭС изучаемые показатели у телок всех групп не имели существенных отличий (р>0,05) и находились в пределах физиологических норм. Однако через 60 мин после транспортировки (разгрузки) телок в их крови отмечалось увеличение адреналина (табл.4), кортизола, глюкозы, МАД и уменьшение количества эозинофилов, что указывает на наличие стрессового состояния у подопытных животных.

При этом у телок 1 группы изменение изучаемых показателей было менее выраженным по сравнению с животными 2 и 3 групп, что подтверждает профилактическую эффективность предложенного способа.

Наблюдения показали, что непосредственно после разгрузки и размещения телок в загоне у них отмечалось беспокойство. Через 30-60 мин животные успокаивались, двигательная активность у них уменьшалась. При этом было отмечено, что телки 1 и 2 групп были более спокойными по сравнению с контрольными животными, они меньше перемещались по загону, у них значительно раньше восстановился аппетит. Поэтому потеря живой массы была меньше, чем в контроле (табл.5).

Таким образом, проведенные научно-производственные опыты свидетельствуют о том, что предложенный способ оказывает избирательное влияние на антинонацептивную систему мозга и обладает более выраженным антистрессорным действием по сравнению со способом-прототипом. Это позволяет рекомендовать разработанный способ к внедрению в практику ветеринарной медицины с целью профилактики транспортного стресса у животных разных видов.

Источник

Оцените статью