Профилактика стресса у животных во время перевозки
При перевозках лошадей ввиду воздействия неблагоприятных факторов (ограниченность в движениях, качка, вибрация, ускорения, торможения) их организм испытывает напряжение, называемое английским словом «стресс». Такое состояние, особенно при длительных транспортировках, угнетает защитные силы организма, ослабляет его естественную устойчивость, приспособляемость, что часто ведет к заболеваниям животных во время перевозки или после нее, объединяемым в ветеринарии понятием «транспортная болезнь».
Стресс, представляющий собой совокупность защитных физиологических реакций организма, начинается уже при погрузке лошадей, например, в спецавтомашину. Лошади, в первую очередь редко перевозимые, боятся всего нового, незнакомого — темноты салона машины, прогибающегося под их тяжестью трапа, непривычных запахов, что вызывает у них возбуждение, усиливаемое резкими принудительными действиями (окрики) обслуживающего персонала при неповиновении лошадей. А неосуществимость естественного стремления лошади убежать, избегая опасности, приводит к перенапряжению ее центральной нервной системы. Это выражается в сильном двигательном возбуждении — лошадь упирается, встает на дыбы, отбивает задом, стремится спрыгнуть с трапа и даже может выпрыгнуть из бокса машины.
Перевозбуждение ведет к значительной активизации работы всех физиологических систем организма. Сразу после захода в машину частота пульса и дыхания у лошади возрастает вдвое. У нее наблюдается изменение кислородтранспортной функции крови, что проявляется в увеличении концентрации гемоглобина на 55 % и содержания эритроцитов на 14%. Такое соотношение возрастания гемоглобина и эритроцитов может свидетельствовать о нежелательном преобладании распада эритроцитов с выходом из них гемоглобина над выбросом эритроцитов из депо, так как это может отрицательно сказаться при транспортировке незадолго до соревнований на работоспособности лошади.
В различных отраслях животноводства используют успокаивающие средства (транквилизаторы) для смягчения отрицательного действия транспортного стресса на организм животных, облегчения процесса погрузки их в автомашины, снижения потерь живой массы и предотвращения заболеваний и падежа при перевозке. Широко употребляемые при перевозках молодняка и взрослого скота препараты фенотиазинового ряда (аминазин, ацетпромазин, промазин, тримепразин) имеют ряд нежелательных побочных действий, что не позволяет применять их при транспортировке лошадей.
Эти препараты оказывают глубокое тормозящее действие на центральную нервную систему лошади, подавляют перистальтику кишечника, расслабляют мускулатуру, снижают артериальное давление, вызывают сильный снотворный эффект, нарушают терморегуляцию. Торможение же центральной нервной системы и расслабление мускулатуры препятствуют активной реакции контроля и сохранения равновесия при переездах, что может привести к возникновению травм при ударах лошади о стенки бокса или ее падении.
Поэтому нами были выбраны и апробированы два транквилизатора — «фенибут» и «мебикар», которые, не оказывая нежелательных действий на сердечно-сосудистую, дыхательную, гипофизарно-надпочечниковую, пищеварительную системы и не вызывая расслабления мускулатуры лошади, обладают достаточно выраженным успокаивающим действием. Тот или другой препарат в порошке вводили лошадям через болюсодаватель за 40 мин до погрузки. Благотворное действие препаратов выражалось в меньшем увеличении частоты пульса и дыхания по сравнению с контролем (на 33 и 18 % соответственно). В крови лошадей, получивших препарат, наблюдали возрастание содержания гемоглобина на 26—33 и эритроцитов — на 16—18 %, что свидетельствовало о нормальной физиологической реакции системы крови, то есть о преобладании выхода эритроцитов из депо над их распадом.
Применение препарата «фенибут» позволило сократить время погрузки. одной лошади в 4 раза — с 14 до 3 мин, а «мебикара» — в три раза — с 15 до 5 мин. Лошади, получившие, транквилизатор, при погрузке ведли себя гораздо спокойнее, увереннее, смелее заходили в машину по трапу, чем без применения лекарства, когда их удавалось погрузить с большим трудом. В машине эти лошади проявили меньше беспокойства, их ориентировочная реакция была в норме.
Отрицательное влияние транспортировки зависит от ее длительности и реализуется на фоне предварительно изменившейся в результате погрузки деятельности физиологических систем. При транспортировке продолжительностью до 48 ч у лошадей, кроме учащения пульса и дыхания, наблюдается увеличение содержания гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов.
Активность гипофизарно-надпочечниковой системы (по концентрации кортизола) поддерживается на высоком уровне. Перевозка лошадей в течение суток вызывает напряжение гуморального и клеточного иммунитета, что свидетельствует об активизации защитных сил организма. Такой режим перевозки вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, которое в период суточного отдыха сменяется явным снижением до исходного уровня.
Транспортировка лошадей в течение 48 ч и более вызывает в их организме значительное утомление, выражающееся в падении тонуса скелетной мускулатуры. Активность гипофизарно-надпочечниковой системы уменьшается. Показатели кислородтранспортной функции крови незна, чительно отклоняются от исходного уровня, однако сохраняется значительный лейкоцитоз.
Такая длительная перевозка вызывает резкое снижение иммунной реактивности организма, их естественной устойчивости. Это может способствовать возникновению заболеваний и даже вести к падежу животных при транспортировке.
В целях профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных при перевозке исследователями предложены также системы обработки, включающие инъекции антибиотиков, витаминов и других фармакологических веществ, которые способствуют повышению естественной устойчивости организма к вредному действию транспортного стресса. Для Предупреждения патологических состоянии лошадей при транспортировках мы в опытном порядке использовали перед перевозкой принцип аутогемотерапии.
При этом кровь лошади, взятую из яремной вены в количестве 20 мл, вводили внутримышечно, как правило, в область шеи. Эту процедуру проводили дважды — за 5—6 дней до отправки и накануне погрузки — не менее, чем за 2 часа. Однако можнопользоваться и однократным применением аутокрови — перед отправкой. Накануне лошадям обязательно внутримышечно вводят бициллин-5 в дозе 2,5—3 млн. ед. и стрептомицин — 2—3 г на одну голову.
Опыт показывает, что одновременное применение обоих способов профилактики транспортного стресса у лошадей — дача транквилизаторов «фенибута», «мебикара» и аутогемотерапия — приносят благоприятные результаты. Лошади, как правило, переносят перевозку без выраженных депрессивных состояний, не подвержены заболеваниям, вызванным транспортным стрессом и хорошо сохраняют за время пути спортивную форму. Но при этом надо обязательно соблюдать и обычные меры — спокойное обращение с животными, осторожное, плавное движение автомашины.
А. ЛАСКОВ, С. ПУШКАРЕВА, ВНИИ коневодства
Источник
Транспортный стресс телят
Транспортный стресс телят – стрессовое состояние, возникающее у телят в результате транспортировки их автомашинами из хозяйств – поставщиков в специализированные хозяйства (комплексы) по откорму или выращиванию нетелей. Транспортный стресс отмечают в основном у телят 2-4 – недельного возраста. Транспортный стресс может стать одной из главных причин большой заболеваемости и отхода телят, не только в первые дни после доставки их на комплексы, но и в последующие периоды выращивания и откорма из – за ослабления резистентности организма и возникновения на этом фоне массовых желудочно – кишечных и легочных заболеваний как незаразной, так и инфекционной этиологии.
Этиология. Причиной стресса в период комплектования молодняком специализированного хозяйства, комплекса, служит, как правило, целый комплекс неблагоприятных факторов (стрессов). К этому в первую очередь необходимо отнести нарушение правил получения новорожденного приплода и выращивания телят в хозяйствах — поставщиках в течение первых дней жизни (нарушение элементарных ветеринарно – санитарных правил выращивания новорожденных телят в первые дни жизни – запоздалая выпойка первой порции молозива, отсутствие индивидуальных клеток для новорожденных телят, антисанитарное состояние профилактория, переохлаждение и т.д.), отсутствие антистрессовой обработки телят перед транспортировкой, нарушение правил транспортировки (переуплотнение, использование неприспособленного автотранспорта, перевозки на расстояния свыше установленных пределов, длительное голодание во время транспортировки и т.п.), нарушение в технологии приема молодняка на комплексе (размещение в холодных сырых помещениях, запоздалое кормление, растянутые сроки ветеринарно – санитарной обработки и др.).
Клиническая картина. У большинства перевозимых телят синдром стресса проявляется уже в период транспортировки или практически сразу после ее окончания. У телят появляется общая слабость, вялость, безразличный взгляд, отказ от корма, при движении телят регистрируем шаткость походки, у отдельных телят появляется профузный понос. При этом в большинстве случаев стресс в течение первых дней после транспортировки у телят не проходит, а усугубляется адаптационным стрессом, возникающим в результате приспособления животных к новой среде обитания. Обычно этот период на комплексах продолжается в течение 3-4 недель. При сильно выраженных стрессовых ситуациях телята начинают отставать в росте, а многие из привезенных телят заболевают желудочно – кишечными заболеваниями (диспепсия, колибактриоз, паратиф), бронхопневмониями или смешанными формами (пневмоэнтериты).
Диагноз на транспортный стресс телят ветспециалисты комплекса обычно ставят на основании массовых клинических признаков расстройства функций центральной нервной системы (слабость, угнетение, шаткость при движении), снижение прироста живой массы у привезенных телят и анамнестических данных (нарушение правил при комплектовании спецхоза завозимым молодняком).
Проведенным гематологическим исследованием стрессовое состояние у завезенных телят характеризуется снижением числа эозинофилов и лимфоцитов.
Профилактика и лечение. Основой предупреждения и ослабления транспортного стресса на комплексе по выращиванию телят должно стать строгое выполнение утвержденного для комплекса наставления или методического указания по комплектованию телятами спецхоза из хозяйств-поставщиков. В данном наставлении должно быть подробно изложены все этапы комплектования: правила получения приплода в хозяйствах –поставщиках, подготовка и отбор молодняка перед транспортировкой, требования к автотранспорту и методика перевозки, правила приема молодняка при поступлении на комплекс.
Телят их хозяйств – поставщиков отбирают ветспециалисты, зоотехники комплекса только здоровых, по достижению определенной массы тела (согласно заключенного договора), комплектование необходимо проводить группами по графику, в строго определенные дни. Перед отправкой телят подвергают санитарной обработке. Погрузку в скотовозы и транспортировку закупленных телят проводят в строгом соответствии с утвержденными санитарными нормами, скотовозы должны быть специально оборудованы для перевозки телят. Нахождение в пути закупленных телят не должно превышать, с учетом качества дорожного покрытия, в среднем 3-5ч при скорости движения автомобиля не более 50-60км/час. Во время движения водители не должны допускать резких поворотов и резкого торможения. По прибытию на комплекс выгрузка телят, их ветеринарно-санитарная обработка и размещение по группам на комплексе должна строго регламентироваться и проходит в соответствии с утвержденным наставлением.
Одновременно с общими организационно – хозяйственными и санитарными мероприятиями для профилактики транспортного стресса рекомендуется применять, лечебные средства, способствующие повышению естественной резистентности организма телят и снижению их нервной возбудимости. Ветеринарные специалисты в качестве нейролептиков используют аминазин, стресснил и другие сходные по действию на организм лекарственные препараты.
Аминазин вводится транспортируемым телятам внутримышечно за 30- 40 минут до транспортировки автомашинами в дозах: при перевозке на расстояние 30-60 км – 0,5мг/кг массы тела теленка, 80 – 160км – 1мг/кг и 180 – 300км -2мг/кг. В тех случаях, когда аминазин или стресснил используется внутрь, дозу лекарственного препарата необходимо увеличить в 2-2,5 раза. Чтобы завезенные на комплекс телята нормально адаптировались к совершенно новым условиям промышленного комплекса, за 2-3 дня до завоза и в последующие 3-5 дней на комплексе необходимо внутримышечно ввести 1раз аминазин в дозе 0,3мг/кг или стресснил в дозе 0,5 мг/кг.
Галоперидол – для профилактики и лечения вводят телятам внутримышечно в дозе 0,1 мг/кг по той же схеме, как и применение аминазина.
Лития карбонат – дают телятам внутрь в дозе 15мг/кг перед транспортировкой и по 10мг/кг массы 2 раза в день в течение 3-х дней подряд в период адаптации вновь завезенных телят.
Для профилактики транспортного стресса в качестве транквилизаторов можно использовать феназепам, нозепам, амизил, сибазон (седуксин) и другие пренпараты.
Так, к примеру, феназепам дают телятам внутрь по 0,3 мг/кг 1 раз в сутки в течение 3-7 дней. Нозепам (оксозепам) задают с кормом в дозе 0,3 – 0,5 мг массы животного 2-3 раза в день на протяжение 1-2 суток.
Для повышения резистентности телят при стрессе применяют экстракт элеутерококка телятам в дозе 0,2мл/кг один раз в день в течение 7-10 дней до транспортировки и 10-14 дней после нее. Перед тем как применить экстракт элеутерококка его перемешивают с небольшим количеством молока и равномерно распределяют между телятами. Перед транспортировкой телят и в последующие 5 дней адаптации на комплексе, для восполнения энергетических затрат телятам выпаивают глюкозу из расчета 2,5г/кг. Положительное антистрессовое влияние на организм телят оказывает введение телятам в течение 8-12 дней (за 3-5 суток до транспортировки в хозяйстве – поставщике и 5-7 дней после доставки на комплекс) витаминов А, Д2 и Е или тривитамина, тетравита по 3мл один раз в сутки за 1 час до транспортировки и в течение 6 дней подряд после поступления на комплекс. С лечебной и профилактической целью рацион телят в период транспортировки и адаптации обогащают витаминами А, Д, Е, С, В1, В2, В12, РР и другими. Предложены варианты антистрессовых препаратов, включающие транквилизатор, витамины, антибиотик, глюкозу, в частности ТВАГ и АНВАГ. Для профилактики и лечения антистрессовые препараты и смеси применяют в соответствии с наставлениями или методическими указаниями. Специалистам комплексов необходимо знать, что основой получения здоровых телят и устранение вредных последствий при транспортировке является выполнение правил подготовки и перевозки, а применение медикаментозных антистрессовых препаратов – вспомогательный фактор.
Источник
Профилактика стресса у животных во время перевозки.
При длительных перевозках, плохой вентиляции, высокой температуре, тесноте, плохом уходе за животными у них могут возникнуть специфические транспортные болезни: вагонная болезнь крупного рогатого скота, плевродения лошадей, транспортная лихорадка.
В процессе транспортировки и предубойной выдержки животных имеют место существенные потери полезной продукции из-за стрессов и падежа животных, особенно у свиней.
Для предупреждения или уменьшения нежелательных последствий стрессов у свиней рекомендуется использовать профилактические средства: холинхлорид или смесь его с никотиновой кислотой (витамин РР).
Тема: Порядок приема и сдачи животных для убоя
1. Прием убойного скота на мясокомбинаты.
2. Ветеринарно-санитарный осмотр и предубойное содержание животных.
3. Порядок подготовки, передачи скота на убой и переработку.Оформление документации по переработке скота, птицы, кроликов.
4. Порядок расчета за скот, птицу и кроликов.
5. Порядок сдачи-приемки скота от населения.
6. Порядок приемки и переработки скота на давальческих условиях
Прием убойного скота на мясокомбинаты
Переработчик должен обеспечить своевременную приемку скота в соответствии с договором на поставку скота (договор контрактации) и ежедневным графиком.
Переработчик по прибытии скота, поступившего по графику, обязан немедленно отметить в предъявленной товарно-транспортной накладной время и дату прибытия
Скот, доставленный переработчику для экстренного убоя (травматические повреждения, требующие немедленного убоя), принимается вне очереди.
Скот, доставленный в сроки, предусмотренные графиком, переработчик обязан принять, организовать проведение ветеринарного осмотра, определение категории качества и взвешивание в течение 2-х часов с момента подачи представителю переработчика сопроводительных документов на партию скота.
Скот считается доставленным по графику, если он поступил в день и время, в согласованных сторонами графиках. Скот, доставленный на переработку не по календарному графику, а позднее, чем за 3 часа до окончания рабочего дня переработчика, должен быть принят, для него должны быть предоставлены помещения и водопой, а переработка его производится в начале следующего рабочего дня.
Скот, принятый переработчиком, обеспечивается водопоем, который прекращается за 3 часа до убоя. Переработчик должен направить скот на убой не позднее 5 часов с момента приемки. Телята и поросята подлежат убою не позднее 6 часов после их приемки.
Скот должен быть переработан не позднее 24 часов с момента сдачи. Временем окончания переработки партии скота считается время взвешивания последней туши из этой партии при передаче мяса на холодильник.
Скот, доставленный из зон радиоактивного загрязнения местности,
подвергается обязательному дозиметрическому контролю. Скот с содержанием радионуклидов, превышающим установленные нормативы возвращается производителю.
Мясокомбинаты имеют право до начала приемки провести контрольное взвешивание скота. В этом случае скот принимается по массе, определенной в результате второго взвешивания. Живая масса скота при контрольном взвешивании определяется с учетом установленных скидок.
Упитанность животных определяется работником отдела производственно-ветеринарного контроля (ОПВК) мясокомбината.
Разногласия в определении упитанности скота и птицы при приемке по живой массе разрешается на мясокомбинатах путем контрольного убоя животных. Мясокомбинат обязан своевременно поставить в известность хозяйство или его представителя о времени проведения контрольного убоя.
При возникновении разногласий в определении упитанности птицы, наличии в зобе содержимого (корма, твердых включений) при систематическом нарушении подготовки ее в хозяйстве в части исключения из рациона гравия за 12 дней до сдачи на убой, при наличии птицы с подсидом, наминами и дерматитом проводят контрольный убой в количестве 20% спорного поголовья, но не менее 100 голов, а при возникновении разногласий в определении живой массы – контрольное взвешивание в количестве –5% спорного поголовья, но не менее 100 голов. Результаты контроля распространяются на всю партию.
Результаты контрольного взвешивания, контрольного убоя и определения упитанности оформляются актом контрольного убоя скота и птицы в трех экземплярах.
Отвес-накладная и акт контрольного убоя скота служат основанием для расчетов с поставщиком.
На каждую партию приемщик выписывает накладную на приемку скота и передачу его на переработку в 3-х экземплярах.
Весь поступивший скот в соответствии с накладной записывается в Журнал ежедневного учета движения скота на скотобазе по каждому поставщику.
Принятый мясокомбинатом скот обеспечивается водопоем, который прекращается за 3 часа до подачи животных на убой.
2. Ветеринарно-санитарный осмотр и предубойное содержание
Животных
На мясокомбинате доставленный скот, птица и кролики подвергаются ветеринарному осмотру в соответствии с действующими «Ветеринарно-санитарными правилами осмотра убойных животных и экспертизы мяса и мясопродуктов». При осмотре проверяют:
— соответствие количества доставленных животных количеству, указанному в товарно-транспортной накладной и ветеринарном свидетельстве;
— наличие бирок у крупного рогатого скота;
— определяют общее состояние гурта с поголовной термометрией (у свиней термометрию проводят выборочно, у кроликов и птицы температуру не измеряют);
— выделяют больных, слабых, стельных и истощенных животных;
— выясняютпричины недостачи, падежа и вынужденного убоя в пути (если таковые были).
Всю партию скота, птицы и кроликов по указанию ветеринарной службы ставят на карантин:
— при несоответствии наличия животных данным, указанным в ветеринарном свидетельстве и товарно-транспортной накладной;
— при обнаружении в партии скота больных заразными болезнями, в состоянии агонии, экстренно убитых;
— при падеже животных в пути следования или во время приема на мясокомбинате.
Карантинируют животных до установления диагноза или уточнения причин несоответствия данным, указанным в ветсвидетельстве, но не более чем на трое суток. Мясокомбинаты несут ответственность за сохранность животных, поставленных на карантин и обеспечивает скот водопоем и кормлением. Расходы по содержанию такого скота возмещаются владельцем скота по фактическим затратам переработчика.
Результаты предубойного ветеринарного осмотра и термометрии скота регистрируют в журнале установленной формы.
Если скот не был подвергнут предубойной выдержке в хозяйстве сдатчика, то ее проводит переработчик. Скот выдерживают без кормления: крупный рогатый скот и мелкий рогатый скот не менее 15 часов, свиней – 5-10 часов.
Начало предубойной выдержки скота исчисляется по отметке, указанной в ТТН о времени его приемки.
В условиях предубойного содержания поение животных не ограничивают, но прекращают за 3 часа до убоя.
Источник