Профилактика стресса у ребенка

Профилактика стресса у детей
консультация на тему

Профилактика стресса у детей. Рекомендации для родителей

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_stressa.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика стресса у детей. Рекомендации для родителей

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стрессовые ситуации неизбежны и в жизни ребёнка. Отрицательное влияние стресса на маленького человека можно сгладить, помогая ему справляться с трудностями.

У детей стресс чаще возникает при столкновении с чем-то новым. Из-за отсутствия опыта они не в состоянии бороться с этим новым. Причины стресса у детей условно разделяют на причины, связанные с возрастом ребенка, и причины, связанные с обстановкой в семье, в коллективе. Эти категории причин постоянно переплетаются. Общими считаются развод родителей, расставание с дорогими людьми, травмы, детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ), появление нового ребёнка в семье, переезд и т.д.

Родителям необходимо знать, как проводить профилактику стресса у детей. И для этого важно соблюдать общие рекомендации:

— поддерживать доверительные отношения с ребенком;

— проявлять любовь к ребёнку,

— оберегать ребенка от просмотра по телевизору ужасных новостей, фильмов;

— поговорить с ребенком о неприятном событии, если он узнал о нем или увидел самостоятельно, расспросить о его чувствах.

— помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности,

— научить ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.

— готовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям. Нельзя полностью ограждать детей от всякого негатива и ответственности! Необходимо выбрать «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.

Существуют разные особенности профилактики стресса в разных возрастных группах детей: до 2 лет, с 2 до 7 лет, с 7 до 14 лет.

Возраст до 2-х лет

Старайтесь как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией; как можно меньше оставляйте его в одиночестве; внимательно следите за настроением и поведением ребенка; будьте ласковыми и заботливыми родителями; чаще играйте; сохраняйте спокойствие и самообладание, когда малыш капризничает.

Возраст с 2 до 7 лет

Предоставляйте возможность детям побыть в тишине: выключайте радио, компьютер и телевизор; разговаривайте с ребенком, позвольте ему высказывать всё, что его беспокоит, рассказывать, что его интересует, делится впечатлениями и мыслями; чаще обнимайте своего ребёнка; ни в коем случае не смейтесь над детскими переживаниями, впечатлениями или же страхами; объясняйте ребенку, что он находится в полной безопасности.

Возраст с 7 до 14 лет

Демонстрируйте любовь к ребенку; показывайте готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его; будьте в достаточной степени откровенными и честными; не ставьте ребенка перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это необходимо взрослым; обсуждайте с ребенком возникающие в школе трудности, возможные причины и пути их преодоления; не берите на себя ответственность за нейтрализацию трудностей ребенка; помогайте ему самостоятельно найти решение проблем в школе; не сравнивайте ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления; не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым; старайтесь повышать самооценку собственного ребенка; помогите отыскать занятие, в котором ребенок будет действительно успешным.

Родители, помните, что в любом возрасте для гармоничного развития ребенка важны соблюдение режима дня, ежедневные прогулки, хорошее питание, общение с родственниками и друзьями, дозированные физические нагрузки.

Стрессовое состояние можно преодолеть с помощью кинезиологических методик. В помощь вам предлагается один из многих комплексов упражнений, эффективный в ситуациях стресса.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Источник

Детский стресс

София Сединина
Детский стресс

ДЕТСКИЙ СТРЕСС.

Стресс

– это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Детский стресс

-это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

1. Семейные причины – они могут быть вызваны разлукой с любимым членом семьи, рождением второго ребенка, разводом, ссорой, смертью близких или домашнего животного.

2. Социальные причины – отношения в детском коллективе, борьба характеров, внушения и страхи.

3. Внутренние переживания и приобретенные страхи.

4. Нагрузка от компьютера или телевизора.

5. Травмы, фобии и физические недостатки.

У новорожденных и детей до 2 лет.

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом

Как правило – это первый конфликт с социальной средой. До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью. Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно.

Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.

У детей младшего школьного возраста.

У ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

У детей младшего школьного возраста.

У ребенка младшего школьного возраста причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

Признаки стресса у дошкольников:

1. Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим.

2. Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком).

3. Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть.

4. Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин.

5. Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.

6. Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.

7. Появившиеся дефекты речи.

Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста

1. Быстро устают.

2. Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.

3. Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.

4. По ночам преследуют кошмары.

5. «Впадание в детство».

6. Перепады настроения без видимых причин.

7. Повышенная озабоченность своим здоровьем.

8. Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.

Профилактика стресса:

1. Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.

2. Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним

3. Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности.

4. Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями

Профилактика стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет

Мама малыша должна целый день находиться рядом. Близкие малышу люди не должны нервничать сами, так как ребёнок в таком возрасте способен заражаться настроением окружающих.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине.

Хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайться как можно больше разговаривать с малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями.

Если ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорить с ним об этом постараться объяснить ему, что он находится в полной безопасности

Объяснить малышу честно, что происходит. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей.

Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе.

Никогда не сравнивать своего ребёнка с другими и не оказывать на него психологического давления

Борьба со стрессом:

1. Обязательные ежедневные прогулки.

2. Хорошее питание.

3. Соблюдение режима дня.

4. Общение с родственниками и друзьями.

5. Физические нагрузки.

6. Обращение к психологу.

7. Расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа

Последствия стресса у детей:

1. Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.

Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.

Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

4. Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств

5. Отчуждение и изолированность от окружающей физической

и социальной действительности.

этот период связан с некоторым снижением контактности

и потребности в общении

6. Невыплаканное горе. Ребенок начинает

переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгораживается от окружающих и замыкается в себе, или прибегает к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению

Лечение детского стресса

2. Семейная терапия.

3. Медикаментозная терапия.

4. Когнитивно поведенческая психотерапия при лечении посттравматического синдрома.

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Практикум с элементами тренинга для специалистов ДОУ «Как помочь себе во время стресса?» Страшен не сам стресс, а отношение к нему. «Все болезни от нервов». Специалисты в этой области объясняют: многие болезни, влияние стрессогигиенных.

Источник

Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

Авторы
Вершинина Светлана Викторовна,

к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Котова Ольга Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Рябоконь Ирина Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Стресс. Определение
Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

Рис. 1. Проявления стресса

* В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

Симптомы стресса у детей
Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

  • перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
  • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

    Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

    Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

    У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

    Причины и источники стресса у детей
    Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.
    К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  • расставание с близкими друзьями;
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

    У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

    Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

    Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

    Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

  • Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль:
    • чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
    • ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
    • тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
    • инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
    • нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
  • Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем:
    • в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
    • появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
    • нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.

    При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
    При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
    У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов 36.
    Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

    Стресс. Последствия
    Стресс сам по себе очень важен для выживания.
    Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
    В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
    Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

    Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов
    В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.
    NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

    Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

      приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

    Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

  • универсален и отражает дезадаптацию. Встречается при различных патологических состояниях, например, при окислительном стрессе, дефиците магния, гипергомоцистеинмеии, а также позволяет объяснить коморбидность неврологических заболеваний и аффективных расстройств (например, депрессии) [11, 12].
  • Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

    У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

    Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

    Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

    Профилактика стресса у детей
    Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

    Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.
    Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

    Гигиена сна

  • Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
  • Избегать отхода ко сну в рассерженном состоянии или слишком рано.
  • Использование водных процедур перед сном — прохладный душ (небольшое охлаждение тела является одним из элементов физиологии засыпания). В некоторых случаях можно применять теплый душ (комфортной температуры) до ощущения легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, излишне горячих или холодных ванн не рекомендуется.
  • Использование кровати только для сна, а не для чтения, игр.
  • Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.
  • Ограничение игры в компьютерные игры вечером /на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.
  • Уменьшение стрессовых ситуаций, умственной нагрузки, особенно в вечернее время.
  • Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

    Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость
    Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

    Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

    Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

    Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

    Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

  • 10-15 мин. разминка в легком и умеренном темпе,
  • 20-30 мин. активных нагрузок,
  • 10-15 мин. «заминка» в легком темпе.

    Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

    Здоровое питание- защита от стресса
    Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

    Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

    В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

    Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

  • беспокойство;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • усталость и даже депрессия.

    Питание и его связь с физкультурой
    До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

    Дефицит магния — причина и следствие стресса
    Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.
    Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

    Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

    При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

    У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне
    Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

    В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

    Рис. 3. Схема NMDA-рецептора.

    При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

    Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

    Их приток в клетку приводит к:

  • резкому снижению митохондриального пула Mg2+,
  • нарушениям дыхательной цепи,
  • увеличению выработки свободных радикалов,
  • разрушению клеточных мембран и внутриклеточных белковых структур и последующей гибели клетки [13,14, 15, 16, 17, 18].

    Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне
    Дефицит Mg2+ приводит к:

  • гипервозбудимости ГГНО,
  • увеличению транскрипции кортикотропин-рилизинг фактора в паравентрикулярном ядре гипоталамуса,
  • повышению уровня АКТГ плазмы

    Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

    Другие важные функции ионов Mg2+
    Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

    1. Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
    2. Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
    3. Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
      • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
      • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
    4. При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].

    Причины дефицита магния
    Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

    Первая причина: неправильное питание
    Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

    Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

    Вторая причина: сезонные колебания
    В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

    Третья причина: стресс
    При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

    Магний – антистрессовый элемент
    Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

    Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

  • детям до 3 лет — 50-150 мг;
  • 4-6 лет — 200 мг;
  • 7-10 лет — 250 мг;
  • 11-17 лет — 300 мг.

    Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

    Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

    Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка
    Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

    В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].
    Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

    Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

    * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

    Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.
    Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].
    Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) 19.

    Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния
    При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

    Группа населения Норма потребления магния, мг/сут Магне B6 питьевые ампулы, штук Магне B6 форте таблетки, штук
    Дети до 12 мес 55-70
    От 1 года до 3 лет 150 1-1,5
    От 3 до 6 лет 200 2
    От 6 до 10 лет 250 2-3 2-3
    От 10 до 17 лет 300 3 3
    Мужчины 350 3-4 3-4
    Женщины 300 3 3
    Беременные и кормящие женщины 450 4 4

    Заключени
    Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз (постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом. Стрессы и психическое напряжение часто встречаются у детей и подростков.

    В последние десятилетия обсуждается роль дефицита магния как запускающего фактора дестабилизации глутаматергической системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а также гипоксии и энергодефицита клеток и тканей, что лежит в основе нарушения адаптации к стрессам и последующего развития психосоматических заболеваний. Клинические проявления дезадаптации ассоциированы с дефицитом магния и усугубляются по мере старения организма.

    В новом тысячелетии уделяется большое внимание мероприятиям и методам, направленным на повышение стрессоустойчивости организма ребенка.

    Какими бы ни были стрессы, «хорошими» или «плохими», они всегда влияют на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а также определяют риск развития хронических заболеваний уже во взрослой жизни.
    В данной брошюре представлена современная лечебно-профилактическая тактика, разработанная как для помощи в лечении юных пациентов с клиническими проявлениями стресса, так и для профилактики стресса.

    Цель разработанных лечебно-профилактических воздействий заключается в повышении приспособительных (адаптационных) возможностей в детском и подростковом возрасте, возвращении организму нарушенного равновесия со средой и повышении стрессоустойчивости ребенка.

    Источник

  • Оцените статью