Профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР

Медицинские сёстры подвержены большим эмоциональным и физическим нагрузкам. Под длительным воздействием стресса формируется защитная реакция, известная как синдром эмоционального выгорания. Профессия больше не приносит удовлетворения, напротив, она становится в тягость. Отсюда может возникнуть неудовлетворённость жизнью и, возможно, депрессия.

В нашей стране принято не так много времени уделять проблемам психического характера, поэтому профилактику и лечение заболеваний психики обычно игнорируются не только здоровыми людьми, но и теми, у кого наблюдаются симптомы.

Сама профессиональная деятельность среднего медицинского персонала предполагает стресс. Синдром эмоционального выгорания отчасти защитная реакция, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Эмоциональное выгорание – это специфическая реакция психики человека на разные негативные факторы его жизни. И хотя изначально данный термин обозначал эмоциональное истощение человека вследствие его работы, сейчас понимание данного термина расширилось и обозначает набор разных явлений, как результат воздействия на человека постоянной негативной обстановки [4].

Синдром эмоционального выгорания – долговременная реакция на длительный стресс, возникающая у лиц, вынужденных по роду деятельности много (не обязательно интенсивно) и доверительно общаться с людьми. Это – защитный механизм, проявляющийся в основном полным или частичным исключением эмоционального отклика в ответ на психотравмирующие воздействия и представляющий собой более тяжелую форму синдрома хронической усталости [6].

Впервые о выгорании (burnout) как научном понятии, заявил Н. Freudenberger в 1974 году, который работал психиатром в одной из американских больниц. Он наблюдал за персоналом, испытывающим воздействие больничной среды, которое постоянно приводило к эмоциональному истощению и потере мотивации у многих сотрудников. Изначально речь шла о выгорании специалистов только так называемых «помогающих» профессий: учителей, медиков, социальных работников. В настоящее время установлено, что процесс выгорания затрагивает работников и других отраслей деятельности и имеет свои особенности и закономерности. Данный процесс однозначно оценивается как негативно влияющий на профессиональную эффективность, личность и здоровье специалиста [1].

Синдром эмоционального выгорания имеет статус диагноза в рубрике МКБ-10 Z73 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. По классификации МКБ-11 это QD85 – проблемы, связанные с занятостью или безработицей.

Так выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [1].

1. Нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. Фаза напряжения включает в себя симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом «загнанности в клетку», симптом тревоги и депрессии.

2. Резистенция (сопротивление) — попытки оградить себя от неприятных впечатлений. Для фазы резистенции характерны симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом эмоционально-нравственной дезориентации, симптом расширения сферы экономии эмоций и симптом редукции профессиональных обязанностей.

3. Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса наступает, когда сопротивление оказалось неэффективным. На фазе истощения проявляются симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, симптом личностной отстраненности, или деперсонализации, и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений [2, 3].

«Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы.

Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег» [1].

Факторы, влияющие на появление признаков синдрома эмоционального выгорания

Этиология синдрома выгорания является многомерной, так как исследования показали влияние психологических, социальных, образовательных и финансовых факторов в его проявлении.

Факторы, приводящие к формированию синдрому эмоционального выгорания, слабо коррелируют с возрастом или полом медицинского персонала. Мужчины и женщины страдают им в равной степени. Ряд исследователей выявили прямую корреляцию развития синдрома эмоционального выгорания со стажем (усугубление синдрома эмоционального выгорания отмечается после первых 10 лет работы), другие не согласны с этим.

Эти различия связаны с тем, что люди, как правило, через несколько лет увольняются, если работа их угнетает, или вырабатывают способы психологической защиты, в том числе от синдрома эмоционального выгорания.

Анализ проблемы эмоционального выгорания показывает, что основные усилия исследователей были направлены на выявление факторов, его вызывающих. Традиционно они подразделяются на две основные группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самого профессионала. Обзор работ по данной теме показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, тогда как люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [5, 6].

Рекомендации по профилактике

На организационном уровне рекомендуются:

максимально полное информирование среднего медицинского персонала о существующей проблеме и методах ее решения;

обсуждение проблемы синдрома эмоционального выгорания, обучение персонала методам профилактики;

тестирование при приеме на работу медицинских сестер для определения профпригодности;

систематическое проведение плановых обследований на психологическую дезадаптацию;

применение научных методов организации труда медицинских сестер с учетом их индивидуальных качеств;

четкое ограничение должностных инструкций медицинских сестер с тем, чтобы весь персонал имел точное представление о своих правах и обязанностях, системе поощрений и возможностях карьерного роста;

постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование, прохождение курсов повышения квалификации, участие в научных конференциях и т.д.;

предоставление сотрудникам возможности вносить предложения по улучшению организации рабочего процесса и созданию условий для их внедрения;

поощрение коллективного отдыха.

На индивидуальном уровне:

регулярно заниматься физкультурой, будь то утренняя гимнастика, походы в бассейн или посещение спортивного зала;

правильно определять границы своих возможностей;

ставить перед собой реальные и достижимые цели; если возникают неподъёмные задачи – разбить их на более мелкие и выполнять постепенно;

приобрести увлечения вне сферы работы;

не думать о работе во внерабочее время;

формировать активную жизненную позицию;

баловать себя, чаще делать то, что нравится, больше «слушать» своё тело;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем;

больше улыбаться [6].

Подверженность синдрому эмоционального выгорания может быть у каждой медицинской сестры, профессиональная деятельность которой предполагает значительную насыщенность факторами, вызывающими стресс. Поэтому им необходимо следить за собственным состоянием и не допускать развития синдрома эмоционального выгорания. В первую очередь это необходимо самим медицинским сёстрам. Ведь, чтобы помочь другим быть здоровыми, необходимо самому быть здоровым.

Список используемых источников

Козлова, Т.В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т.В. Козлова, Т.А. Саблина // Молодой учёный. — 2010. — №10. – С. 323-327.

Комолкина, О.И. Особенности эмоционального выгорания личности медицинских сестер разного профиля / О.И Комолкина // Известия Иркутского государственного университета. – 2016. – Т.16. – С. 14-22.

Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 331-334.

Ларин, Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии / Н.А. Ларин // Психология и Психотехника. – 2017. – № 3. – С. 1 — 9.

Пронин, C.В. Анализ факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания у среднего медперсонала крупной городской больницы / C.В. Пронин, М.Г. Чухрова, Л.Ф. Заварзина // Мир науки, культуры, образования. — № 3 (40). – 2013. – С. 395-399.

Третьяков, Н.В. Синдром эмоционального выгорания / Н.В. Третьяков, А.Е. Крюков, В.П. Сверчкова // Медицинская сестра. — 2014. — №4. – С. 12-14.

Источник

Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях пандемии

Пандемия — это эпидемия, распространившаяся на территории стран и континентов, то есть охватывающая подавляющую часть мира. Например, пандемия гриппа происходит, когда появляется новый вирус гриппа и распространяется по всему миру, а большинство людей не обладают иммунитетом.

Пандемией современности является острая респираторная инфекция COVID-19. Оказанием помощи заболевшим данной инфекцией занимаются, естественно, врачи и медицинский персонал. Они постоянно чувствуют себя ответственными за безопасность и здоровье людей. Медицинские работники могут стать свидетелями тяжелого течения болезни, смерти или даже непосредственно пострадать в результате таких событий. Им приходится выслушивать рассказы о боли и страданиях пациентов. Многочасовой рабочий день, большое количество обязанностей, недостаточно хорошая организация труда, а также необходимость работать в зонах опасности, сильно сказывается на качестве жизни и оказывает на медицинских работников негативное влияние. Вследствие чего они могут испытывать беспокойство, тревогу, гнев, нуждаясь в безопасности и поддержке. И если поддержка не оказывается, то у медицинских работников может появиться синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях, в том числе и в напряжённых условиях труда. СЭВ характеризуется снижением продуктивности в работе, чувством эмоциональной опустошенности, анергией, бессонницей, подверженностью соматическим заболеваниям.

Гнев, страх и разочарование — наиболее распространённые негативные эмоции на работе. Если с течением времени эти эмоции не находят выражения и накапливаются, может произойти истощение адаптационных ресурсов личности специалиста.

Таким образом, эмоциональное выгорание значительно влияет на эффективность работы, как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.

Для сохранения своего психического здоровья и психологического благополучия следует придерживаться рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания для медицинских работников

— Проявляйте заботу о своем здоровье и физической форме. Вовремя отдыхайте и соблюдайте режим питания.

— Относитесь к себе без излишней критики, адекватно оценивайте свои возможности и ограничения. Для формирования и поддержания адекватной самооценки не забывайте о своих успехах. Не акцентируйте внимание только на поражениях!

— Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; работа не должна стать самоцелью и не должна занимать все жизненное пространство.

— Проявляйте гибкость в стрессовых ситуациях, старайтесь быть терпимыми к позиции других людей. Сохраняйте ясность в общении с коллегами и пациентами. Не забывайте оказывать эмоциональную поддержку друг другу.

Если Вас одолевают тяжелые мысли или воспоминания о том, что произошло, Вы стали нервными, Вам тоскливо, Вы плохо спите, важно обратиться за помощью к специалистам по психологическому здоровью и попросить поддержки у людей, которым Вы доверяете.

Важно помнить, что следить за своим психическим здоровьем и психологическим благополучием необходимо так же, как и поддержание физической формы.

Рекомендации для медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании помощи COVID-инфицированным пациентам

— Подумайте, что помогало Вам сохранять силы и справляться со стрессом в прошлом. Вспышка COVID — это беспрецедентный период для многих медицинских работников, особенно если они не участвовали в подобном ранее. Тем не менее, используя стратегии управления стрессом, которые работали для Вас в прошлом, Вы сможете помочь себе сейчас.

— Старайтесь найти время, чтобы поесть, отдохнуть и расслабиться, хотя бы ненадолго.

— Старайтесь не перерабатывать, чтобы не изнурять себя. Например, рассмотрите возможность разделения нагрузки с коллегами, работая посменно, с регулярными периодами отдыха.

— Интересуйтесь, как чувствуют себя Ваши коллеги, и позволяйте им интересоваться Вашим состоянием. Найдите способы поддерживать друг друга.

— Многие сотрудники клиник, боясь заразить других, избегают контактировать со своими семьями и близкими. Старайтесь общаться с ними хотя бы по телефону или по видеосвязи, пусть они поддержат Вас.

— Помните, что стресс и связанные с ним переживания отнюдь не свидетельствует о том, что Вы не можете делать свою работу.

Кризисные события могут стать источником психологических трудностей. Осознав невозможность помочь людям в решении всех их проблем, Вы можете испытать отчаяние или ощущение собственной бесполезности. Вы не обязаны решать за людей все их проблемы — просто делайте то, что в Ваших силах, чтобы помочь пострадавшим самостоятельно справиться с бедой.

После окончания рабочего дня необходимо найти время отдохнуть и поразмыслить о пережитом.

Для восстановления сил можно воспользоваться следующими рекомендациями

— Поговорите о пережитом при оказании помощи в кризисной ситуации с руководителем, коллегой или с кем-то еще, кому доверяете.

-Похвалите себя за все, что сделали, чтобы помочь другим, даже если это была незначительная помощь.

— Научитесь осмысливать пережитое и понимать, что Вам удалось сделать хорошо, а что нет, а также трезво оценивать пределы Ваших возможностей в сложившихся обстоятельствах.

— По возможности найдите время, чтобы отдохнуть и расслабиться, прежде чем вновь приступить к работе и выполнению своих повседневных обязанностей.

Для профилактики стрессов и снятия эмоционального напряжения можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «Дыхательные циклы»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция

1. Сядьте удобно на стул, закройте глаза. Перенесите фокус внимания с Ваших мыслей на ритм дыхания. Сделайте 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.

2. Затем перенесите фокус внимания на ощущения в теле. Если Вы о чем-то задумались, осознайте это отвлечение. Отвлекаться вполне естественно. Бережно верните фокус внимания на дыхание. На вдохе исследуйте напряжение в теле (стресс чаще всего проявляется телесным напряжением), а на выдохе расслабляйтесь. Изучайте напряжение в области спины, шеи, лица. Сделайте несколько циклов, пока не почувствуете, что мышцы не напряжены.

3. Снова делаете 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.

4. В завершении упражнения откройте глаза, задайте себе вопрос: «Что сейчас я хочу?». Может быть, это будет что-то очень простое, например, выпить воды.

Упражнение «Корзина»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги А4, ручка, краски/цветные карандаши/фломастеры.

Инструкция: изобразите на листке в виде рисунков, слов, знаков те отрицательные эмоции, от которых Вы хотели бы избавиться; или кратко описать ситуации, которых Вам хотелось бы избежать. Затем с силой сомните этот листок, превратив его в бумажный шарик, и с силой выбросите его в мусорную корзину.

Упражнение «Лимон»

Цель: снятие эмоционального напряжения, выплеск негативных эмоций.

Время: 15 минут.

Инструкция: сядьте удобно — руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у Вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Мороженое»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что Вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы Вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла Вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Также это упражнение можно выполнять, лежа на полу.

Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников со стороны организации является своевременная диагностика и квалифицированная помощь. В свою очередь, задача каждого специалиста состоит в глубоком осознании смысла своей деятельности, мониторинге собственного состояния (физического и эмоционального) и его своевременной коррекции.

Заведующая отделением медицинской профилактики ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Галина Черкашина

Источник

Оцените статью