Профилактика нервно эмоционального утомления студентов

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Утомление и его профилактика — Санитарно-эпидемиологический надзор

Утомление и его профилактика

Утомление и его профилактика

Утомление — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием работы и приводящий к снижению работоспособности.

Перенапряжение следует рассматривать как неблагоприятное функциональное состояние между нормой и патологией, обус­ловленное воздействием чрезмерно сильных раздражителей или хроническим воздействием стимулов, формирующееся при недо­статочном отдыхе и проявляющееся застойным процессом возбуж­дения физиологических функций. Исход этого состояния в различных условиях своего раз­вития неравнозначен: возврат к нормальному состоянию здоровья или переход с развитием нового качества — болезни. Дальнейшее продолжение деятельности без отдыха и активных мер профилак­тики приводит к тому, что восстановительные процессы запускают имеющиеся физиологические резервы. Исчерпав последние, в усло­виях продолжающихся нагрузок происходит развитие состояния переутомления, которое сопровождается резким падением произ­водительности и эффективности труда, а чаще — отказом от даль­нейшей работы. Сущность состояния переутомления заключается в проявлении различных предпатологических и патологических син­дромов, что сопровождается существенным нарушением ряда фун­кций, резким снижением эффективности, качества деятельности и нормализующееся только в результате лечения и реабилитации. В зависимости от вида трудовых нагрузок эти синдромы различны в своем проявлении. Так, физические перегрузки приводят к разви­тию ряда форм профессиональных заболеваний опорно-двигатель­ного аппарата и периферической нервно-мышечной системы (мио­зиты, нейромиофасциты, тендовагиниты и пр.). Не исключается, что интенсивные и продолжительные мышечные нагрузки влияют на развитие такой распространенный заболеваний дегенеративного характера, как деформирующий остеоартроз и остеохондроз. При интенсивном умственном труде, связанном с нервно-эмоциональ­ными перегрузками, это может проявиться некоторыми формами общесоматической патологии: невротические расстройства, вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др. Особое значение при этом приобретают инди­видуальная чувствительность и диагностика ранних доклиничес­ких признаков заболевания.

Профилактика утомления, перенапряжения и сохранения здо­ровья работников физического труда должна включать комплекс мероприятий.

Наиболее радикальным средством в профилактике физического перенапряжения является совершенствование техники и техноло­гии, направленное на соответствие конструктивных особенностей оборудования, ручного инструмента и других средств труда, а также организации рабочих мест современным требованиям эргономики. Иными словами, оборудование и рабочие места, предназначенные для работников различных профессий, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологичес­ким особенностям человека и отвечать требованиям ГОСТ на рабо­ты, выполняемые в положении сидя или стоя (ГОСТ 12.2.033-78; ГОСТ 12.2.032-78). Большое значение в профилактике мышечных напряжений имеет своевременная проверка (метрологическая и т.п.) величин прилагаемых усилий на различные органы управления (рычаги, маховики и т.д.) и ручные инструменты (гайковерты, перфо­раторы, отбойные молотки и др.), которые должны отвечать соответс­твующей нормативно-технической документации.

Основой профилактики физических перегрузок и последствий, вызванных ими, является оптимизация условий труда рабочих и устранение неблагоприятных производственных факторов. Основные факторы трудового процесса, характерные для работ, связанных с физическими (мышечными) нагрузками, а также факторы производственной среды (вибрация, микроклимат и др.), усугубляющие состояние функционального перенапряжения опорно-двигательного аппарата, должны находиться в пределах оптимальных, реже — допустимых величин, установленных в соответствии с нормативными документами. При выполнении работ, связанных с частыми подъемами и перемещениями тяжестей вручную (труд подсобных рабочих, штукатуров, фрезеровщиков, токарей и многих других), масса перемещаемого груза не должна превышать 15 кг для мужчин и 7 кг для женщин (Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05; СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»).

Особую значимость для предупреждения перенапряжения НМА имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работающих. Рациональный режим помимо перерыва на обед (который не входит в длительность cмены) должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых зависит от вида физической нагрузки. Чем тяжелее работа, тем раньше после начала смены должны быть введены регламентированные перерывы, а продолжительность их должны быть больше. Регламентированные перерывы входят в длительность рабочего дня.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками (оператоторы ВДТ, перфораторщики, наборщики типографий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать 2-3 регламентированных перерыва продолжительностью 15-20 минут.

Для профессий, связанных с региональными нагрузка (станочники, штукатуры, формовщики мелких изделий и многие другие), в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3-х peгламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 20 минут.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими (глобальными) мышечными нагрузками (шахтеры, грузчики, формовщики крупных изделий и др.), в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3-х регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 35 минут.

Регламентированные перерывы следует заполнять производс­твенной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа, гидромассажа рук (ног) или пассивного отдыха.

Для лиц физического труда, связанных с непрерывным произ­водственным процессом и имеющих сменный график работы, следу­ет предусматривать полноценный отдых между сменами.

Большое значение в комплексной профилактике профессиональ­ной и общей заболеваемостей, укрепления здоровья работающих имеют занятия, проводимые во вне рабочее время в специально созданных «Центрах восстановления работоспособности» (ЦВР). Занятия в ЦВР проводятся под контролем врача. Подготовленные инструкторы составляют комплексы физических упражнений на тренажерах, обновляют и совершенствуют программы целенап­равленной гимнастики и нервно-мышечной релаксации с учетом характера физического труда и физической подготовленности рабо­тающих. Физические упражнения целесообразно выполнять стоя, если работать приходится в позе сидя; сидя и лежа, когда работа осуществляется в позе стоя.

В целях предупреждения развития профессиональной патологии опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы следует проводить (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ № 83 от 16.08.2004г.) предварительный медицинский осмотр для отбора лиц, принимаемых или переводимых с другой специальности в профес­сии, связанные с физическим трудом. Кроме того, для выявления ранних проявлений поражений ОДА профессионального и общего характеров, предупреждения их прогрессирования и осложне­ний следует проводить периодические медицинские осмотры (1 раз в 1-2 года) лиц, работающих с физическими нагрузками (приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)).

Источник

Профилактика переутомления

Проблема переутомления очень актуальна в современном обществе. Постоянная и сложная работа, которая требует полной отдачи сил, домашние заботы, отсутствие отдыха и другие жизненные составляющие приводят к тому, что организм человека ослабевает и наступает переутомление.

Причин, вызывающих переутомление, много, это:

  • Частые стрессы, которые сопровождают человека и дома, и на работе;
  • Отсутствие отдыха при каждодневной, продолжительной работе;
  • Плохое качество и недостаточная длительность сна;
  • Отсутствие физической нагрузки при регулярной умственной активности;
  • Несбалансированное питание и нарушения в режиме питания;
  • Длительный монотонный и однообразный труд.

Существует два вида переутомления: физическое и умственное. Причем первое развивается постепенно и для его устранения достаточно хорошо отдохнуть, выспаться, принять ванну или сделать массаж. А вот переутомление от умственной работы часто наступает незаметно для человека. Различают 4 степени умственного переутомления: первое — начинающееся, второе — легкое, третье — выраженное и четвертое — тяжелое. Так как же остановить развитие переутомления на начальной стадии?

Для этого рассмотрим основные симптомы переутомления:

1. Снижение работоспособности;

2. Снижение внимательности;

4. Сложности в переключении внимания;

5. Усталость и апатия;

6. Покраснение глаз;

7. Раздражительность, нервозность;

8. Головная боль;

9. Приступы тошноты, обмороки;

10. Отсутствие или повышение аппетита;

11. Нарушение режима сна.

Безусловно, каждый человек устает, но чтобы не было переутомления необходимо:

  • Правильно организовать свой рабочий день. Можно заранее расписать список дел, которые необходимо сделать за сегодня, главное рассчитать свои силы и не пытаться сделать больше, чем это возможно.
  • Достаточно спать. Оптимальная продолжительность сна для взрослого человека — 8 часов.
  • Следить за питанием. Сбалансированное питание — залог здорового организма и сильного иммунитета.
  • Отдыхать. Чтобы не было переутомления, и работа была продуктивной, необходимо делать перерывы на отдых.
  • Адекватно использовать физические нагрузки. Больше ходите пешком, выбирайтесь в парк на прогулку, найдите время для занятия каким-либо видом спорта. Вы немного смените обстановку, в результате чего улучшится Ваше настроение и самочувствие. А вот заниматься спортом на ночь, сокращая тем самым сон, не следует, этим Вы только нанесете вред своему здоровью.
  • Найти занятие, которое интересно. Это может быть вязание, вышивание, просмотр фильма, сериала, чтение книги и многое другое. Главное, чтобы от этого процесса вы получали только положительные эмоции.

Не стоит постоянно изнурять организм работой. Порой лучше выспаться, прогуляться или просто отдохнуть, чтобы потом с новыми силами приступить к работе.

Подготовлено по материалам сайта ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Тел.: +7 (4912) 25-58-02

Соц. сети:

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Давайте разберемся, что же такое утомление и как с ним бороться?

Утомление — состояние организма, возникающее в процессе деятельности и проявляющееся снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление. Для умственного утомления характерны ослабление внимания, памяти, замедление мышления, снижение скорости переработки информации, раздражительности и уменьшении уровня мотивированности, для физического — уменьшение силы и выносливости мышц, ухудшение координации движения, возрастание затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Источниками утомления являются: интенсивная умственная деятельность, недостаток сна (ненормированный распорядок дня), неправильное питание, неблагоприятная внешняя среда (стрессы), малая подвижность, вредные привычки (алкоголь, курение и др.).

Если же длительное время находиться в состоянии утомления, то оно может накапливаться и переходить в качественно другое состояние — переутомление, для которого характерны чувство усталости уже до начала работы, повышенная раздражительность, головокружение. Переутомление — патологическое состояние, развивающееся вследствие физического или психологического перенапряжения. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно отрегулировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень требует лечения, так как ухудшается работа сердечнососудистой системы.

Выделяют 3 основных вида утомления: незначительное (редкие отвлечения, непостоянная поза, потягивание ног и выпрямление туловища), значительное (рассеянность, частая смена поз, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу), резкое (заметное ослабление внимания и памяти, апатия, ярко выраженная сонливость).

Давайте рассмотрим основные способы, как избежать утомления и гордо пройти все испытания, которые преподносит нам обучение.

Рутинная работа, так часто встречающаяся у студентов, способствует проявлению усталости, вследствие чего снижается внимание, концентрация, да и, в общем, интерес к самой работе падает. В этот момент организм сам начинает бороться с такого рода работой, внимание переводится на что-то другое. Что угодно. Замечали ли Вы, что после продолжительной работы вдруг появляется интерес к вещам, которые раньше не вызывали ни какого внимания? Вы вдруг начинаете уборку, ремонт или просто занимаете себя просмотром любимого фильма, вместо того, чтобы продолжать нудную, неинтересную работу. Однако если длительно выполнять уборку, то, в конце концов, Вам тоже надоест это занятие. Отсюда простой вывод: устали — смените деятельность. Устройте себе прогулку на свежем воздухе, займитесь спортом. Так как основная деятельность студента — умственная, то чередовать ее достаточно сложно. Однако можно записаться в спортзал и чередовать учебу и спорт. Таким образом, Вы обеспечите разнообразие деятельности, займетесь своим здоровьем и всегда будете готовы к учебе [1].

Наиболее оптимальным вариантом будет являться бег или плавание, так как они подходят для большинства студентов, однако вполне достаточным также будет следующий комплекс упражнений: разминка, «велосипед», «ножницы», отжимания и приседания. Данный комплекс позволит задействовать основные группы мышц и будет достаточен для поддержания себя в тонусе.

Существует еще один действенный, и в то же время самый простой, способ для восстановления былого интереса к работе и повышения эффективности деятельности. Это всем нам известный сон. Учеными доказано, что часовой сон в обед значительно улучшает результаты труда, однако не следует забывать и о здоровом 8-ми часовом сне ночью, его отсутствие значительно ухудшит Ваш настрой, и в течение дня Вы будете чувствовать себя подавленным, уставшим, несмотря на то, что работы Вы выполнили не так уж и много. Значительная часть планов будет переложена на завтра.

После хорошего сна, чтобы начать плодотворно работать, необходимо пробудить свой организм. Здесь отлично помогает зарядка. Времени она занимает не так уж и много, зато в течение дня Вы однозначно заметите эффект от ее выполнения. К сожалению, в настоящее время большинство студентов пренебрегают данным способом, отдавая предпочтение кофе, которое через некоторое время лишь усугубляет ситуацию [2].

Не секрет, что наш организм получает энергию с пищи, поэтому от ее качества зависит Ваше здоровье и жизненная энергия. Очевидно, что студенты не всегда располагают временем или финансами, однако следует по возможности правильно питаться, отдавать предпочтение обеду в столовой, отказаться от перекусов фастфудом.

Можно выделить 3 ключевых средства профилактики: физические упражнения, личная гигиена и естественные силы природы.

Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем, рекомендуются следующие мероприятия: систематическое изучение учебных предметов в семестре, а не в период зачетов и экзаменов; организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха; отказ от вредных привычек; физическая тренировка.

Ну и, пожалуй, последним советом будет — отдых. Устали — отдохните, не стоит себя мучить, от того, что Вы уставшим продолжите работу эффекта будет меньше, чем тогда, когда вы отдохнете и с новыми силами продолжите работу.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл исследование об отношении россиян к спорту и здоровому образу жизни, в результате которого было выявлено, что 78 % респондентов в возрасте от 18 до 24 лет стараются поддерживать себя в хорошей форме, а 51 % старается правильно питаться. Впечатляющие цифры, однако, стоит взять во внимание, что ситуаций, когда используются все меры профилактики намного меньше. А для эффективной борьбы с утомлением необходим комплекс мер: двигательная активность, рациональное питание, правильный режим дня, чередование умственных и физических нагрузок, а также своевременный отдых. Именно они позволяют достичь значительного результата. Каждому студенту необходимо понять и ощутить благотворный эффект физических упражнений. Физические упражнения – ключ к здоровому образу жизни, правильному режиму и являются неотъемлемой частью здоровья студента. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию тонуса, дарят человеку радость. Приступать к ним нужно до того, как появились первые признаки болезней или снижения работоспособности [3]. К сожалению, далеко не для всех они стали чем-то обыденным. Объяснение этому может быть разное: лень, отсутствие времени, условий для занятий и др. Физические упражнения помогают поднять настроение и привести мышцы в тонус. Физическая активность заставляет организм вырабатывать полезные вещества — эндорфины, по своему действию схожие с антидепрессантами. Студенты, регулярно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, угнетенностью и страхом. Физические нагрузки оказывают благотворное влияние на весь организм, а все вышеперечисленные рекомендации помогут учащимся справиться с утомлением и достичь новых успехов в учебе.

Список литературы

Чернышёва И.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // Современные исследования социальных проблем. — 2011 — №1. — С. 74-77.

Чернышева И. В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — №4. — С. 97.

Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8. — С. 3-7.

Источник

Оцените статью