- Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции Ларенцова, Лиана Ивановна
- Профессиональный стресс стоматологов — Ларенцова Л.И.
- От издателя
- Читать онлайн «Профессиональный стресс стоматологов»
- Автор Л. И. Ларенцова
- Автореферат и диссертация по медицине (14.00.21) на тему: Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции
- Автореферат диссертации по медицине на тему Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции
Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции Ларенцова, Лиана Ивановна
Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Ларенцова, Лиана Ивановна. Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции : автореферат дис. . доктора медицинских наук : 14.00.21.- Москва, 2002.- 42 с.: ил.
Введение к работе
Проблема психологического стресса, возникающего в процессе трудовой :ятельности специалистов различного профиля, приобретает сегодня все шыыую актуальность в связи с резко возросшим темпом и интенсивностью ібочей активности профессионала, повышенным требованиям к качеству его іуда. Произошедшие в последние годы радикальные перемены в организации жизнедеятельности общества оказывают дополнительную психологическую ігрузку на специалистов тех профессий, которые связаны постоянными інтактами со своими клиентами/пациентами. Медицинские работники, в :лом, и врачи-стоматологи, в частности, в силу специфики своей вседневной врачебной практики, как показывает статистика, наиболее іедрасположеньї к воздействию профессиональных стрессоров.
Тема психологического стресса профессионального работника в іследние три-четыре десятилетия привлекала внимание многих следователей (Платонов К.К., 1970; Суворова В.В., 1975; Наенко Н.И., 1976; мов Б.Ф., 1984; Медведев В.И, 1984; Симонов П.В., 1993; Китаев-Смык А., 1993; Судаков КВ., 1997; Изард К, 1999; В.А. Бодров, 2000; Arnold M.D., 67; Lazarus R.S., 1977; Hockey G.R., 1986; и др.). Проблема офессионального стресса у стоматологов в нашей стране практически не учалась, тогда как за рубежом была предметом ряда исследований (Brand A., Chalmers В.Е.,1987; Humphris G.M., Peacock L., 1992; Kelly S et aL,1995; юрег C.L. et al.,1998;Gorter R.C.,et.al.,1998;1999; и др.).
Одна из форм проявления хронического профессионального стресса С), в том числе и у врачей-стоматологов, получила наименование «синдрома оционального выгорания» (СЭВ), при котором полноценная деятельность и гивная жизненная позиция практикующего врача подменяется апатией и ^различным отношением не только к своей деятельности, но и другим вненным ценностям (Maslach С, Jackson S.E.,1986), влияя на психическое и
2 соматическое здоровье специалиста, нередко провоцируя возникновеи алкогольной и наркотической зависимости, а иногда и суицид. (Юрьева Л.; 1998; Johnson D.V.,1971; Rose K.D., Rosow 1,1973; Marquis S.,1993; Beal M.1 1995; Sonneck G., Wagner R.,1996; и другие).
Механизмы, инициирующие формирования ПС и СЭВ, еще полность не изучены. Одни исследователи считают, что главным в этом процес являются личностные критерии (Maslach С, Jacrson S.E., Leiter МР.,199( другие — причины, связанные с воздействием профессиональной среды (Mi! L.B., Huebner E.S.,1998), что отражается и в специфике обще методологического подхода к взаимоотношению личности и профессі (Maslach С, Leiter М.Р.,1997). Исследования в этой области проводились і различной методологической основе, и полученные результаты бьи неоднозначны. В этой связи представляется важным использование надежны адаптированных к конкретным условиям методик по диагности профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорани Дальнейшая работа в указанной области необходима для разрабоп действенных мер по профилактике и коррекции ПС и СЭВ.
Исследования ряда авторов показали, что 84 % пациентов врач, стоматолога испытывают напряжение, тревогу, страх (Бизяев А.Ф., Лепиж А.В., Иванов С.Ю., 1992), что во многом зависит от особенностей личной пациента (Демина Н.А., 1999; Барер с соавт., 2000; Рабинович С.А., 2000 и др. Однако исследований, в которых анализируется состояние самого врача і время его работы с тревожными пациентами и форм такого взаимодействия развитии ПС и СЭВ, в доступной нам литературе обнаружено не было.
Показана целесообразность создания благоприятной эмоционально атмосферы на стоматологическом приеме, для чего врач-стоматолог мож Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции
Источник
Профессиональный стресс стоматологов — Ларенцова Л.И.
От издателя
Книга «Профессиональный стресс стоматологов» посвящена проблемам, которые в настоящее время пользуются повышенным исследовательским интересом: сохранность психического здоровья специалиста, занятого в системе человек-человек , проблематике психологического стресса в профессиональной деятельности, факторам риска.
В монографии впервые в отечественной литературе представлены материалы комплексного изучения клинических проявлений и условий формирования профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания у практикующего врача-стоматолога. Приводятся данные о профессиональном стрессе, возникновении синдрома эмоционального выгорания, анализируются причины и механизмы формирования, а также специфика личностной обусловленности их развития и влияния на состояние здоровья врача.
Показаны пути и методы профилактики профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания в стоматологической практике. Книга рассчитана на широкий круг врачей, интересующихся проблемой психического здоровья. Монография может быть полезна организаторам органов управления здравоохранением, территориальных служб, страховых медицинских организаций.
Студенты стоматологических факультетов медицинских ВУЗов могут использовать ее в качестве пособия при изучении основ деятельности врача и выработки навыков конструктивного общения с пациентами.
Источник
Читать онлайн «Профессиональный стресс стоматологов»
Автор Л. И. Ларенцова
На правах рукописи
УДК: 616314-085. 272. 4: 616. 8-008 МПК 7 А 61 В 5/05
ЛАРЕНЦОВА
Лиана Ивановна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЬШ СТРЕСС ВРАЧЕИ-СТОМАТОЛОГОВ
И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ
14. 00. 21 —»Стоматология»
19. 00. 04 — «Клиническая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора медицинских наук
Москва —2002
Работа выполнена
в Московском государственном медико-стоматологическом университете
Министерство Здравоохранения Российской Федерации
Научтше консультанты:
доктор медицинских наук, профессор Максимовский Юрий Михайлович
доктор медицинских наук, профессор Соколова Елена Дмитриевна
Официалыше оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор Иванов Юрий Сергеевич
доктор медицинских наук, профессор Олесова Валентина Николаевна
доктор психологических наук, профессор Собчик Людмила Николаевна
Ведущее учреждение — Центральный научно-исследовательский
институт стоматологии МЗ РФ
Д208. 041. 03 при Московском госудщ>СТвенном
медико-стоматологическом университете
по адресу: 103006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4
С диссертацией можно ознакомигься в библиотеке Московского
государственного медико-стоматологического университета
(125206, г. Москва, ул. Ву^ича^д. 10а) у / Ж ? Ж ^ Й ^ 2 0 0 2 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат медицинских наук, доцент Н. В. Шарагин
?н М П v7
Общая характеристика работы
Проблема психолопиеского стресса, возшшаюшего в процессе трудовой
:ятельности специалистов различного профиля, приобретает сегодня все
)льшую актуальность в связи с резко возросшим темпом и интенсивностью
1бочей активности профессионала, повьипенным требованиям к качеству его
(уда. Произошедшие в последние годы радикальные перемехшг в организации
жизнедеятельности общества оказывают дополнительную психологическую
1грузку на специалистов тех профессий, которые связаны постоянными
(нтактами со своими клиентами/пациентами. Медицинские работники, в
;лом, и врачи-стоматологи, в частности, в силу специфики своей
(вседневной врачебной практики, как показывает статистика, наиболее
(едрасположены к воздействию профессиональных стрессоров.
Тема психологического стресса профессионального работника в
(следние три-четыре десятилетия привлекала внимание многих
следователей (Платонов К. К. , 1970; Суворова В. В. , 1975; Наенко Н. И. , 1976;
мов Б. Ф. , 1984; Медведев В. И. , 1984; Симонов П. В. , 1993; Китаев-Смык
А. , 1993; Судаков КВ. , 1997; Изард К , 1999; В. А. Бодров, 2000; Arnold M. D. ,
67; Lazarus R. S. , 1977; Hockey G. R. , 1986; и др. ). Проблема
офессионального стресса у стоматологов в нашей стране практически не
учалась, тогда как за рубежом была предметом ряда исследований (Brand
А. , Chalmers В. Е. ,1987; Humphris G. M. , Peacock L. , 1992; Kelly S et aL,1995;
юрег C. L. et al. ,1998;Gorter R. C. ,et. al. ,1998;1999; и др. ).
Одна из форм проявления хрогагческого профессионального стресса
С), в том числе и у врачей-стоматологов, получила наименование «с1шдрома
оционального выгорания» (СЭВ), при котором полноценная деятельность и
пшная жизненная позиция практикующего врача подменяется апатией и
зразличным отношением не только к своей деятельности, но и другим
нненным ценностям (Maslach С, Jackson S. E. ,1986), влияя на психическое и
2
соматическое здоровье специалиста, нередко провощфуя возникновав
алкогольной и наркотической зависимости, а иногда и суицид, (Юрьева Л. ^
1998; Johnson D. V. ,1971; Rose K. D. , Rosow 1,1973; Marquis S. ,1993; Beal M. ]
1995; Sonneck G. , Wagner R. ,1996; и другие).
Механизмы, инициирующие формирования ПС и СЭВ, еще полность
не изучены. Одни исследователи считают, что главным в этом процео
являются личностные критерии (Maslach С , Jacrson S. E. , Leiter МР. ,199(
другие — причины, связанные с воздействием профессиональной среды (Mil
L. B. , Huebner E. S. ,1998), что отражается и в специфике обще
методологического подхода к взаимоотношению личности и професс!
(Maslach С , Leiter М. Р. ,1997). Исследования в этой области проводились i
различной методологической основе, и полученные результаты быJ
неоднозначны. В этой связи представляется важным использование надежны
адаптированных к конкретным условиям методик по диагности
профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорани
Дальнейшая работа в указанной области необходима для разрабоп
действенных мер по профилактике и коррекции ПС и СЭВ.
Исследования ряда авторов показали, что 84 % пациевггов врач.
стоматолога испытывшаг напряжение, тревогу, страх (Бизяев А. Ф. , Лешип
А. В. , Иванов С. Ю. , 1992), что во многом зависит от особенностей личное!
пациента (Демина Н. А. , 1999; Барер с соавт. , 2000; Рабинович С. А. , 2000 и др.
Однако исследований, в которых анализируется состояние са. мого врача i
время его работы с тревожными пациентами и форм такого взаимодействия
развитии ПС и СЭВ, в доступной нам литературе обнаружено не было.
Показана целесообразность создания благоприятной эмоционально
атмосферы на стоматологическом приеме, для чего врач-стоматолог мож Перейти на страницу
Если у Вас возникли вопросы по работе сайта — напишите нам!
Источник
Автореферат и диссертация по медицине (14.00.21) на тему: Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции
Автореферат диссертации по медицине на тему Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции
На правах рукописи
УДК: 616.314-085.272.4: 616.8-008 МПК 7 А 61 В 5/05
ЛАРЕНЦОВА Лиана Ивановна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ
14.00.21 — «Стоматология» 19.00.04 — «Клиническая психология»
диссертации т соискание ученой степени доктора медицинских наук
в Московском государственном медико-стоматологическом университете Министерство Здравоохранения Российской Федерации
доктор медицинских наук, профессор Максимовский Юрий Михайлович доктор медицинских наук, профессор Соколова Елена Дмитриевна
доктор медицинских наук, профессор Иванов Юрий Сергеевич доктор медицинских наук, профессор Олесова Валентина Николаевна доктор психологических наук, профессор Собчик Людмила Николаевна
Ведущее учреждение — Центральный научно-исследовательский институт стоматологии МЗ РФ
Д208.041.03 при Московском государственном медико-стоматологическом университете по адресу: 103006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного медико-стоматологического университета (125206, г. Москва, ул. ВуФгич&д. 10а) Автореферат разослан «чУ » шСПЛиб^-шг г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат медицинских наук, доцент Н.В. Шарагин
Общая характеристика работы Актуальность исследования
Проблема психологического стресса, возникающего в процессе трудовой ¡ятельности специалистов различного профиля, приобретает сегодня все шыыую актуальность в связи с резко возросшим темпом и интенсивностью 1бочей активности профессионала, повышенным требованиям к качеству его (уда. Произошедшие в последние годы радикальные перемены в организации жизнедеятельности общества оказывают дополнительную психологическую 1грузку на специалистов тех профессий, которые связаны постоянными («тактами со своими клиентами/пациентами. Медицинские работники, в :лом, и врачи-стоматологи, в частности, в силу специфики своей •вседневной врачебной практики, как показывает статистика, наиболее юдрасположены к воздействию профессиональных стрессоров.
Тема психологического стресса профессионального работника в (следние три-четыре десятилетия привлекала внимание многих следователей (Платонов К.К., 1970; Суворова В.В., 1975; Наенко Н.И., 1976; мов Б.Ф., 1984; Медведев В.И, 1984; Симонов П.В., 1993; Китаев-Смык А., 1993; Судаков КВ., 1997; Изард К, 1999; В.А. Бодров, 2000; Arnold M.D., 67; Lazarus R.S., 1977; Hockey G.R., 1986; и др.). Проблема офессионального стресса у стоматологов в нашей стране практически не учалась, тогда как за рубежом была предметом ряда исследований (Brand A., Chalmers В.Е.,1987; Humphris G.M., Peacock L., 1992; Kelly S et aL,1995; юрег C.L. et al.,1998;Gorter R.C.,et.al.,1998;1999; и др.).
Одна из форм проявления хронического профессионального стресса С), в том числе и у врачей-стоматологов, получила наименование «синдрома оционального выгорания» (СЭВ), при котором полноценная деятельность и гивная жизненная позиция практикующего врача подменяется апатией и ¡различным отношением не только к своей деятельности, но и другим нненным ценностям (Maslach С., Jackson S.E.,1986), влияя на психическое и
соматическое здоровье специалиста, нередко провоцируя возникновеи алкогольной и наркотической зависимости, а иногда и суицид. (Юрьева JL 1998; Johnson D.V.,1971; Rose K.D., Rosow 1,1973; Marquis S.,1993; Beal Ml 1995; Sonneck G., Wagner R.,1996; и другие).
Механизмы, инициирующие формирования ПС и СЭВ, еще полность не изучены. Одни исследователи считают, что главным в этом процес являются личностные критерии (Maslach С., Jacrson S.E., Leiter М.Р.,199( другие — причины, связанные с воздействием профессиональной среды (Mi! L.B., Huebner E.S.,1998), что отражается и в специфике обще; методологического подхода к взаимоотношению личности и професа (Maslach С., Leiter М.Р.,1997). Исследования в этой области проводились i различной методологической основе, и полученные результаты бы, неоднозначны. В этой связи представляется важным использование надежны адаптированных к конкретным условиям методик по диагноста профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорани Дальнейшая работа в указанной области необходима для разрабои действенных мер по профилактике и коррекции ПС и СЭВ.
Исследования ряда авторов показали, что 84 % пациентов врач, стоматолога испытывают напряжение, тревогу, страх (Бизяев А.Ф., Лепиж A.B., Иванов С.Ю., 1992), что во многом зависит от особенностей личное! пациента (Демина H.A., 1999; Барер с соавт., 2000; Рабинович С.А., 2000 и др. Однако исследований, в которых анализируется состояние самого врача i время его работы с тревожными пациентами и форм такого взаимодействия развитии ПС и СЭВ, в доступной нам литературе обнаружено не было.
Показана целесообразность создания благоприятной эмоционально атмосферы на стоматологическом приеме, для чего врач-стоматолог мож( оказать воздействие на пациента эмпатически, применить метод суггестивного воздействия (Максимовский Ю.М. с соавт., 1988; Иванова Е.П 1995 и другие) или использовать премедикацию с индивидуальным учето клинико-физиологических показателей и личностных особенностей пациеш
Сомендантова МВ. с соавт. 1973; Бажанов Н.Н. 1979; Трезубов В.Н. 1986; ольшаков Г.В. 1988; Бизяев А.Ф. с соавт., 1992; Ермолаева Л.А., 1995; Зорян .В., с соавт., 1998; Стош В.И. ,1998; Рабинович С.А. с соавт., 2000, и др.).
В связи с тем, что реальная возможность побочных эффектов граничивает применение в амбулаторных условиях целого ряда известных жсиолитических препаратов, проблема использования новых надежных и гзопасных лекарственных средств для целей премедикации имеет актуальное гачение.
Научный поиск путей и методов защиты от профессионального стресса и щцрома эмоционального выгорания в настоящее время приобрел важную тактическую значимость, ель исследования
Комплексное изучение клинических проявлений и условий ормирования профессионального стресса, синдрома эмоционального ■тгорания, их влияния на состояние здоровья врача-стоматолога, разработка гтодологических подходов к оптимизации взаимодействия в системе врач — нтент, а также к профилактике профессионального стресса и синдрома юционального выгорания. 1дача исследования
Исследование причин и сопутствующих факторов, ведущих к формированию и развитию профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания у врача-стоматолога.
Изучение влияния профессионального стресса и синдрома эмоционального
выгорания на состояние здоровья врача-стоматолога.
Изучение влияния личностных характеристик врача-стоматолога на его
взаимодействие с пациентами в амбулаторной стоматологической практике.
Разработка основ методологического подхода к диагностике тревожных
пациентов инструментальным методом для определения необходимости в
5. Разработка эффективных рекомендаций по медикаментозной подготовь пациентов с целью уменьшения стресеорной напряженности пр стоматологическом лечении.
6. Клинико-экспериментальное обоснование эффективности новог отечественного ангаоксиданга мексидола для премедикации в амбулатории условиях.
7. Аналитическая характеристика эмоционального состояния врача в процесс работы с тревожными пациентами с медикаментозной подготовкой и без нее.
8. Разработка системы защитных мероприятий по профилактике и коррекци состояния профессионального стресса и эмоционального выгорания у врача стоматолога
Научная новизна исследования В данной работе впервые:
1. Проведено комплексное исследование клинических проявлений ] особенностей формирования профессионального стресса и синдром эмоционального выгорания у практикующего врача-стоматолога и к воздействие на его психосоматическое состояние.
2. На базе системного анализа разработана методика изучения ПС и СЭВ п различий у врачей — мужчин и женщин.
Одновременное изучение у стоматологов ПС и СЭВ дало возможность установить статистически достоверную умеренную прямую связь межд) уровнями ПС и СЭВ (г=+0,578; р ллективе статистически достоверно увеличивались у мужчин в 2 и 4 раза (ответственно между I и IV группами ПС. Кроме того, с увеличением уровня С отмечается постепенное снижение таких параметров как карьерная тремленность, самооценка, у женщин, например, в 1,5 раза между 1 и 3 уппами ПС. Рабочее напряжение возрастает одинаково как у мужчин, так и у гшщш (с 2,1 до 4,1 балла у мужчин и с 2,3 до 3,4 балла у женщин). Снижается мооценка у мужчин от 1 к 4 группе с 4 баллов до 3-х, а у женщин с 2,3 до 3,4 лла. Также отмечен значительный рост числа конфликтов в коллективе ежду 1-4 группами с 1,4 до 4,8 балла у мужчин и с 1,7 до 3,1 балла у ;щцин).
Проведенное анкетирование стоматологов дало определенное едставление о характере влияния конфликтных ситуаций на ботоспособность и эмоциональное состояние врачей. Так число конфликтов в новной группе у мужчин и женщин в 3,5 раза больше, чем в контрольной уппе (в основной группе 35 случаев на 100, а в контрольной группе 10 учаев на 100). Только 2 женщины из 100 контрольной группы считают, что у х есть неразрешенные конфликты с коллегами, тогда как в основной группе ;пень неразрешенности конфликтов с коллегами в 10 раз выше как у врачей-жчин, так и у врачей-женщин. Отсутствие удовлетворения при работе злей с пациентами испытывают в основной группе 15 % мужчин и 27,5 %
женщин, тогда как в контрольной группе это состояние не зафиксировано Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне конфликтностс врачей основной группы по сравнению с контрольной.
Установлена положительная зависимость указанных факторов также и (29,1 ±6.8 %), то в четвертой — все опрошенные (100%); кратковременньк головокружения и учащение пульса в первой группе отмечали 3,6±2,5 %, а ] четвертой уже 80±17,9 % врачей.
Хотя уже при минимальных проявлениях СЭВ (1 группа психосоматические и вегетативные нарушения имели место почти у половинь
эследованных врачей, их частота увеличивалась от первой к четвертой группе 53,8 ± 9,8 % случаев до 94,7±3,64 %. Наиболее часто эти состояния лречаются у женщин: в первой группе в 2,5 раза чаще, чем у мужчин, в эетьей — в 1,5 раза. Развившиеся соматические и невротические симптомы 1ми врачи были склонны отнести за счет рабочего напряжения, :ихотравмирующих обстоятельств.
Одним из наиболее важных личностных профессиональных качеств врача ¡ляется его умение понимать и сопереживать эмоциональное состояние сружающих его людей, владение навыками установления адекватных юцнональных взаимоотношений с пациентами при строгом соблюдении >авил этики и такта, т.е. эмпатия. Развитие эмпатического потенциала у >ача-стоматолога во время профессиональной подготовки во многом [ределяет эффективность его дальнейших межличностных взаимоотношений пациентами и коллегами. Результаты исследования показали, что наиболее юокие уровни эмпатии были установлены у врачей контрольной группы (20,1 0,4) и более низкие в основной группе (12,9 ± 0,5 р бъяснить большим объемом и большей сложностью работы в данных сонкретных случаях.
Как показали данные исследования, состояния напряжения и тревоги у ¡рача при лечении пациентов с производством премедикации снизились в 4 раз р ставляли только 20 %.
Седуксен в дозе 2 мг/кг в условиях данной методики нормализовал введение только у животных с активной реакцией и не влиял на поведение (торможенных крыс. Анальгин в дозе 200 мг/кг и пенталгин в дозе 400 мг/кг
не оказывали влияния на эмоциональный статус животного при стрессе ожидания боли.
Таким образом, мексидол оказывал отчетливое антистрессорное действие, уменьшая число животных как с фризинговой, так и с активной реакцией на стресс ожидания боли, увеличивая процент животных с обычным поведением, в то время как у седуксена этот эффект проявлялся только в отношении активных животных, у анальгетиков анксиолитические действия отсутствовало. Антистрессорный эффект мексидола в условиях теста горячей пластинки является дозозависимым и увеличивается с повышением дозы препарата.
Способность мексидола повышать ПБ и потенцировать действие анальгетических средств ранее не изучалась. В проведенном исследовании потенцирующее действие мексидола на анальгетические эффекты ненаркотических анальгетиков оценивалось по изменению болевой реакции на контактно-болевое, термическое раздражение по тесту горячей пластинки. Исследования показали, что мексидол в дозах 200, 400 мг/кг, анальгин в дозе 400 мг/кг и пенталгин 1СЫ в дозе 400 мг/кг (внутримышечно) обладают выраженным статистически достоверным анальгетическим эффектом, повышая пороги болевой чувствительности. Комбинированное применение мексидола в подпороговой недействующей дозе 100 мг/кг с анальгином или пенталгином вызывало потенцирование их анальгетического эффекта, который увеличивался в 1,5 раза для анальгина и в 1,7 раз для пенталгина. Сочетанное применение мексидола в дозе 200 мг/кг и анальгина в дозе 200 мг/кг вызывало увеличение эффекта в 2 раза.
Установлено также (по методике), что мексидол в дозах 200 и 400 мг/кг и анальгин в дозе 200 мг/кг статистически достоверно повышали пороги болевой чувствительности крыс на механическое раздражение.
При комбинированном применении мексидола в подпороговой недействующей дозе 100 мг/кг и, особенно, 200 мг/кг и анальгина в дозе 200 мг/кг наблюдалось существенное потенцирование анальгетических эффектов
шальгина без проявления побочных эффектов. Так, мексидол в дозе 100 мг/кг »увеличивал пороги болевой чувствительности анальгина в 1,4 раза, а в дозе 200 иг/кг — в 2,24 раза Побочных эффектов при использовании мексидола с шальгетиками не наблюдалось.
Аналогичные результаты потенцирующего действия мексидола на шальгетические эффекты ненаркотических анальгетиков в эксперименте на срысах получены при дозированном механическом раздражении.
Экспериментальное изучение возможных побочных эффектов изучаемых препаратов оценивали в тесте регистрации двигательной активности в многоканальном регистраторе. Мексидол в дозе 200 мг/кг (внутримышечно) уменьшал общее число перемещений по камере лишь на 9 %, а в дозе 400 мг/кг — на 28 %. Пенталгин 1СИ в дозе 400 мг/кг снижал двигательную активность на 24 %, а анальгин в этой же дозе на 18 %. В дозе 600 мг/кг пенталгин уменьшал двигательную активность на 35 %, а анальгин — на 29%. Снижение двигательной активности под влиянием мексидола, анальгина и пенталгина было статистически недостоверным по сравнению с контролем.
В противоположность мексидолу и ненаркотическим анальгетикам, транквилизаторы — седуксен и феназепам в используемых дозах оказывали выраженное седативное действие, вызывая значительное и статистически достоверное угнетение двигательной активности. Под влиянием седуксена в дозе 2 мг/кг двигательная активность животных уменьшалась на 58 %, а под влиянием феназепама в дозе 1 мг/кг — на 62 %.
С другой стороны, мексидол более выражено повышал ПБ в условиях, огда получению болевого раздражения предшествовал стресс ожидания боли и называл в этих условиях выраженное антистрессорное действие. В частности в ¡озе 400 мг/кг препарат при наличии стресса повышал пороги на 65 %, а при тсутствии стресса — на 48 %. При этом, в первом варианте опыта при стрессе [ексидол превосходил по активности анальгин, вводимый в аналогичной дозе, при втором варианте опыта уступал анальгину.
Таким образом, мексидол более эффективен в ситуациях, когд; получение болевого раздражения сопровождается эмоциональны»» стрессирующим действием.
Исследования мрксидола позволили получить экспериментально« обоснование эффективности мексидола как средства, обладающей комплексным антистрессорным и анальгетическим действием, для целе< премедикации пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме.
При клинических испытаниях психотропных средств с цельк диагностики тревожных пациентов и определения потребности в премедикацш у 500 человек (добровольцы) в возрасте от 18 до 60 лет определяли исходны« сенсорные пороги с помощью прибора Сенсоэст. По цифровые характеристикам сенсорных порогов можно судить об индивидуальное характере отношения человека к болевым раздражителям. На основали! средних вычисленных порогов условно выделили три группы: 1-я группа (25С человек) — люди с высокой чувствительностью к боли и низкими исходным значениями порогов, 2-я группа (140 человек) — люди с умеренно! чувствительностью к боли и средними значениями порогов чувствительности. 3-я (110 человек) — люди с относительно низкой чувствительностью к боли, > которых все пороги довольно высокие.
Распределение участников исследования по возрасту показало, что в 1 группе женщин в 2,5 раза больше, чем мужчин, во второй — количество мужчин и женщин одинаково, а в третьей мужчин в 2,3 раза больше, чем женщин. Сопоставление цифровых данных с наблюдениями за поведением испытуемых показало, что высокая чувствительность к боли чаще отмечалась у боязливых и раздражительных людей, низкая — у людей уравновешенных. Однако такое совпадение не всегда имело место, и иногда внешне спокойный человек имел очень низкие значения порогов.
Хочется отметить, что пациенты обычно видят в этом инструментальном тестировании дополнительное внимание к себе и охотно соглашаются на такой вид диагностики, несмотря на свое напряженное или тревожное состояние.
В исследованиях приняли участие только пациенты, сенсорные пороги ггорых соответствовали значениям 1 и 2 групп.
Транквилизаторы седуксен, феназепам и мебикар не оказывали атистически достоверного влияния на ПТЧ, ПБ, достоверно повышая только В — на 80 %, 70 % и 60 % соответственно (р 0,05). Анальгетический эффект получен з; счет специфического болеутоляющего действия анальгетиков, в тоже время эп препараты не оказывали антистрессорного действия. Эффект премедикации ш шкале В.А. Гологорского составил 4-5 баллов.
Установлено, что мексидол в дозе 2 мл статистически достовернс повысил все пороги: ПТЧ — на 38%, ПБ — на 41 % и ПВ — на 109% В условиях данной премедикации высокие пороги сохранялись от 20 мину! до 3-х часов. Все пациенты отмечали успокоение после приема препарата шесть — притупление боли, а два пациента отсутствие боли пр* препарировании кариозной полости. Эффект премедикации по шкале В.А. Гологорского составил 9-10 баллов.
В остальных группах проводили премедикацию, используя одновременно антиоксидант мексидол с пенталгином (одна таблетка) и мексидол с анальгином (2 мл в/м, 50 % раствор). Из указанных выше комбинаций веществ наиболее эффективным оказалось сочетание мексидола с пенталгином: ПТЧ повышался на 125 %, ПБ — на 128 %, ПВ — на 135 % (р фектов) для целей премедикации на амбулаторном стоматологическом зиеме. Предложенная медикаментозная подготовка пациента устраняет зевогу, страх, эмоциональный дискомфорт, вызванный ожидаемой болью, шмает напряжение с врача-стоматолога, создает условия комфорта при 1боте с тревожным пациентом.
Пути профилактики профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов
Результаты проведенных исследований позволили разработать модель юфилактики ПС и СЭВ, которая может быть использована при изучении ) ироды стресса каждого врача-стоматолога с целью снижения влияния лсгоров его вызывающих, в частности оптимизации взаимоотношения с евожными пациентами, путей выхода из конфликтных ситуаций. Исходя из ой модели, с целью снижения уровня профессионального стресса и степени фаженности синдрома эмоционального выгорания может быть предложен И мероприятий на трех уровнях организации видов помощи: индивидуальной, жличностного взаимодействия, организационной помощи.
В модели ПС и СЭВ ее стержнем является осознание врачом наличия ПС СЭВ. Этому могут спрсобствовать просветительская работа, создание групп дцержки в поликлиниках, службы доверия в обществе стоматологов.
Работу по профилактике ПС и СЭВ на местах может возглавить и эординировать общество стоматологов. В порядке эксперимента нами эдготовлен и передан пакет документов для организации службы поддержки доверия практикующим врачам-стоматологам в MAC (Московская ссоциация Стоматологов). Рабочую секцию предложено назвать «Стоматолог
— будь в форме!», результаты работы такой службы, обработанные индивидуальной направленностью на специалиста, доводятся до сведеш учреждения, а анализ обзоров суммируется.
В целях сохранения потенциалов социально-психологического здоров) у представителей коммуникативных профессий особую актуальное приобретает разработка технологии купирования и профилактики ПС и СЭ] Предложены основные направления деятельности секции САМ «Стоматол«
— будь в форме!» со следующими услугами:
1. Конфиденциальная служба доверия страдающих инфекционные заболеваниями (включая туберкулез, гепатит, ВИЧ и другие заболевания), также аллергозами, лекарственной и алкогольной зависимостью.
2. Диагностика и купирование профессионального стресса /синдром выгорания и поддержание психического здорового врача
3. Информационная база данных по лекарственной и алкогольной зависимосл
4. Профилактика профессиональных инфекционных заболеваний стоматологической практике.
5. Консультирование частных и государственных стоматологических структ> по указанной выше тематике и налаживание соответствующей работ вместе с ними.
Таким образом, одной из задач программы работы секции ассоциацк стоматологов, будет профилактика ПС и СЭВ. Предполагается, чп руководители секции и их помощники (желательно включение специалисте психологов) координируют профилактическую работу всех стоматологичесы структур города. Их функциональная обязанность внедрить методологически основы на местах, подготовить администрацию поликлиник к проведени многоуровневой профилактической программы. Первый этап программы -анкетирование врачей, далее проводится обработка полученных данных, принимаются соответствующие действия. Целесообразно проводи! специальные семинары для руководящего состава, например, на тем; Психология здоровья врача-стоматолога.
1. Сплошное клиническое и психологическое обследование врачей-эматологов в процессе их трудовой деятельности в поликлиниках Москвы и эсковской области выявило формы их реагирования на профессиональные кторы стресса. Состояние профессионального стресса различного уровня наружено у 78,9 % обследованных врачей.
2. Профессиональный стресс у практикующих врачей-стоматологов, по выступает в форме синдрома эмоционального выгорания, который тяется следствием хронического стрессового воздействия. Синдром оционального выгорания выявился у 13,9 % врачей. Установлена ггастически достоверная умеренная прямая связь между уровнями офессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания (г=+0,578; 0,01).
Источник