Профессиональный стресс это стресс возникающий тест

Профессиональный стресс это стресс возникающий тест

MINISTRY OF HEALTH OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Ministry of Health

(017) 222-70-80 Department of Health:

Тест — Профессиональный стресс

Предлагаем вам определить свой уровень профессионального стресса. Напротив каждого вопроса поставьте цифру, которая наилучшим образом отражает ваш ответ:

2 – редко;

3 – иногда;

4 – часто;

5 – практически всегда.

Опросник Цифра
1. Как часто вам кажется, что вам не хватает полномочий, чтобы справляться со своими обязанностями?
2. Как часто у вас возникает неприятное чувство по поводу своих служебных обязанностей?
3. Как часто бывает, что вы не знаете о возможностях своего продвижения по работе?
4. Как часто вы чувствуете, что слишком перегружены и не можете справиться с работой за рабочий день?
5. Как часто вам кажется, что вы сможете удовлетворить противоречивые требования разных людей из вашего окружения?
6. Как часто вам кажется, что вам не хватает квалификации для выполнения своей работы?
7. Как часто вы не знаете, что думает о вас ваш начальник и как он оценивает вашу работу?
8. Как часто вы находитесь в ситуации, когда не можете получить нужную информацию для работы?
9. Как часто вы беспокоитесь о решениях, которые влияют на жизнь других знакомых вам людей?
10. Как часто вы чувствуете, что не нравитесь своим коллегам по работе или вас не принимают в коллективе?
11. Как часто вы не можете повлиять на решения и действия начальника, направленные на вас?
12. Как часто вы не знаете, что ожидают от вас ваши коллеги?
13. Как часто вам кажется, что количество работы, которую вам необходимо сделать, повлияет на качество ее выполнения?
14. Как часто вам кажется, что вам приходится делать нечто противоречащее вашим суждениям?
15. Как часто вам кажется, что работа негативно отражается на вашей семейной жизни?
Итого

Чтобы определить свой итоговый показатель по шкале профессионального стресса, сложите полученные результаты и разделите их на пятнадцать. Наибольший балл – 5, наименьший – 1. Чем выше балл, тем выше уровень стресса. Более высокий показатель стресса и низкий уровень стресса будет совпадать с более высоким показателем риска заболевания. Оптимальный уровень стресса (не слишком низкий и не слишком высокий) признан оптимальным для поддержания здоровья. Слишком низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человек чувствует себя недостаточно нужным и востребованным на своем рабочем месте. Подобные ощущения также провоцируют стрессовое состояние.

Источник

Тест с ответами по теме «Профессиональный стресс в деятельности врача»

Выученная беспомощность — это особое отношение к миру, при котором человек живет в постоянном страхе неудачи. Именно профессиональный стресс вызван причинами, связанными с профессией, родом или видом деятельности.

Выученная беспомощность — это особое отношение к миру, при котором человек живет в постоянном страхе неудачи.
Именно профессиональный стресс вызван причинами, связанными с профессией, родом или видом деятельности.

1. Как называется состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния?

1) выученная беспомощность;
2) беспомощность;
3) приобретенная (заученная) беспомощность;+
4) апатия;
5) лень.

2. Что не относится к общим закономерностям в проявлениях стресса для всех врачей?

1) ухудшение общего самочувствия;
2) недостаточная автономия при исполнении трудовых задач;
3) устойчивые стрессовые комплексы;
4) стойкие проявления хронического стресса;
5) эмоциональная неустойчивость.+

3. Какой стресс соотносится с нарушениями, расстройствами, психопатологическими реакциями?

1) профессиональный;
2) личностный;
3) травматический;+
4) неконтролируемый;
5) дистресс.

4. Как называется комплексная выработанная условно рефлекторная реакция, при которой ответ определяется условным раздражителем, ранее применяемым на данном месте?

1) приспособление;
2) стереотип;
3) адаптация;
4) динамический стереотип;+
5) рефлекс.

5. Какой из видов стресса возникает вследствие отрицательного среды, в которой трудится сотрудник?

1) организационный стресс;+
2) рабочий стресс;
3) малый стресс;
4) профессиональный стресс;
5) дистресс.

6. Что не считается проявлением неконтролируемого стресса?

1) когнитивный дефицит;
2) соматические нарушения;+
3) эмоциональная нестабильность;
4) аффективная нестабильность;
5) моторные нарушения.

7. Как называются индивидуализированные устойчивые реакции на действие стрессоров?

1) дистресс;
2) стрессор;
3) адаптация;
4) стрессоустойчивость;+
5) выученная беспомощность.

8. Как называется отражение активации регуляторных структур мозга?

1) реакция;
2) рефлекс;
3) дистресс;
4) динамический стереотип;
5) стрессорная реакция.+

9. Как называется фаза истощения или дезорганизации?

1) адаптация;
2) стресс;
3) резистенция;
4) дистресс;+
5) тревога.

10. Как называется особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием, выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления?

1) динамический стереотип;
2) рабочий стресс;
3) стресс;
4) дистресс;
5) профессиональный стресс.+

11. Что является причиной неконтролируемого стресса?

1) неподобающие условия труда;
2) соматические заболевания;
3) невозможность решить задачу;+
4) эмоциональная нестабильность;
5) конфликты.

12. Как называется критический уровень, после которого воздействие стресса ведет к низкой эффективности?

1) пик;
2) низкая эффективность;
3) дистресс;
4) оптимум;+
5) мобилизация.

13. Что является причиной появление стресса у врачей – терапевтов?

1) высокая заработная плата;
2) отсутствие автономии исполнения задач и обратной связи;+
3) нарастание тревоги и депрессии;
4) продвижение по карьерной лестнице;
5) проявление признаков синдрома выгорания.

14. Что является причиной появление стресса у врачей – терапевтов?

1) нарастание тревоги и депрессии;
2) неэффективная организация труда;+
3) проявление признаков синдрома выгорания;
4) высокая заработная плата;
5) продвижение по карьерной лестнице.

15. Что является основным симптомом стресса у врачей – реаниматологов?

1) контроль за выполнением задач;
2) снижение общего самочувствия;+
3) сложность и автономия выполнения задач;
4) интенсивность трудовых нагрузок;
5) разнообразие задач.

16. Что является основным симптомом стресса у врачей – хирургов?

1) монотонии действий;
2) демотивирующий контроль за выполнением;
3) появление тревоги и/или агрессии, а также признаков выгорания;+
4) неэффективная организация труда;
5) высокая интенсивность трудовых нагрузок.

17. Какой из видов стресса вызван причинами, связанными с профессией, родом или видом деятельности?

1) профессиональный стресс;+
2) малый стресс;
3) организационный стресс;
4) дистресс;
5) рабочий стресс.

18. Что из перечисленного не относят к источникам стресса работников сферы «человек-человек»?

1) коммуникативные факторы;
2) роль работника в организации;
3) плохой сон;+
4) трудности построения деловой карьеры;
5) режим трудовой деятельности.

19. Какой из видов стресса обусловлен условиями труда, местом труда?

1) организационный стресс;
2) рабочий стресс;+
3) профессиональный стресс;
4) дистресс;
5) малый стресс.

20. Как называется особое отношение к миру, при котором человек живет в постоянном страхе неудачи?

1) лень;
2) апатия;
3) беспомощность;
4) выученная беспомощность;+
5) приобретенная (заученная) беспомощность.

21. При достижении какой фазы человек теряет чувствительность к стрессору (ко всем стрессорам) на уровне психической реакции, сохраняя и усиливая физиологических реакции?

Читайте также:  Как определить состояние стресса

1) фаза дистресса;+
2) фаза противошока;
3) стадия резистенции;
4) фаза шока;
5) адаптация.

22. Что обеспечивает приспособление организма к устойчивым или стереотипно меняющимся условиям среды?

1) тревога;
2) неконтролируемый стресс;
3) стрессорная реакция;
4) дистресс;
5) динамический стереотип.+

23. Как называется первая фаза стресса по Г. Селье?

1) стадия адаптация;
2) стадия резистенции;
3) стадия тревоги;+
4) стадия истощения;
5) дезорганизация.

24. Как называется неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор?

1) тревога;
2) стресс;+
3) дезорганизация;
4) истощение;
5) адаптация.

25. Что не относится к проявлениям дистресса?

1) общее когнитивное снижение;
2) эмоционально-аффективная разбалансированность;
3) моторная и пространственная дезориентация;
4) соматические проявления;
5) эмоциональная стабильность.+

Если хотите поблагодарить автора за его огромный труд, полученные знания и уникальный ресурс, то можете отправить ДОНАТ (от скромной до щедрой суммы).

Источник

Профессиональный стресс, или профессиональные поражения эмоциональной сферы

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Читайте в новом номере

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся в странах Европейского союза. Стоимость решения проблем, связанных с психическим здоровьем вследствие воздействия профессиональных стрессов, составляет в среднем 3–4% валового национального дохода.

На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся в странах Европейского союза. Стоимость решения проблем, связанных с психическим здоровьем вследствие воздействия профессиональных стрессов, составляет в среднем 3–4% валового национального дохода.
Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, называют синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). В литературе встречаются и другие определения этого состояния: «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера». Развитие СЭВ в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС). Значительные стрессовые нагрузки и их последствия испытывают руководящие работники, включая руководителей в сфере здравоохранения [1].
Первые работы по этой проблеме появились в 1970–е гг. в США. Американский психолог и психиатр H.J. Freudenberger, работавший в альтернативной службе медицинской помощи, в 1974 г. описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его «burnout» (выгорание) [2].
Социальный психолог C. Maslach определила СЭВ как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [3]. Позднее К. Кондо определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений» [4]. Р. Кочюнас дает определение «синдрома сгорания» как «сложного психофизиологического феномена, сопровождающегося эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [5].
По В.В. Бойко, «эмоциональное выгорание» – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [6]. Он указывает на отличие профессионального выгорания от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами: свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. По Т.В. Форманюк, «синдром эмоционального выгорания» – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» [7]. При этом для уточнения списка подверженных профессиональному выгоранию автор использует исследования А.С. Шафрановой по классификации профессий на основе «преобладания присутствия творческого начала» [8]. В Международной классификации болезней (МКБ-10) СЭВ отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
Согласно перечню профессиональных заболеваний, утвержденному приказом № 417н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.04.2012 «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний»), в отечественной профпатологии рассматриваются профессиональные неврозы медицинских работников, определяющиеся как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций при сохранении у больного достаточно правильного понимания и критической оценки симптоматики, себя и окружающего с негрубым нарушением социальной адаптации [6], что, по нашему мнению, идентично синдрому профессионального выгорания.
Эпидемиология и факторы риска
Основной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Профессиональные факторы риска имеются прежде всего у представителей «помогающих», альтруистических профессий, таких как врачи, особенно оказывающие психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающие с тяжелыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, учителя, психологи, священнослужители, социальные работники, пожарные и спасатели, сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы.
Среди медицинских работников наиболее подверженными СЭВ оказываются прежде всего те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определенным этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др. [9, 10].
По современным данным [11], СЭВ (или крайняя степень эмоционального выгорания) выявляется у 13,1%, а высокая степень эмоционального выгорания – у 49,7% врачей первичного звена. Проявления субоптимальной медицинской практики 1 раз в месяц или чаще наблюдаются у 24,2% врачей первичного звена, и наиболее часто (в 17,7% случаев) это выражается в виде ненадлежащего отношения к пациентам и их проблемам, связанным с заболеванием.
Выделяют 3 основных фактора, играющих существенную роль в развитии СЭВ: личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. Психолог H.J. Freudenberger описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интравертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [2].
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие СЭВ, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия значимость этого фактора резко возрастает даже при существенно более низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Другие факторы развития эмоционального выгорания: дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.
C.L. Cooper, J. Marshall исследовали источники стресса у работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы [12].
1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью.
1.1. Чрезмерная загруженность работой или недостаточная загруженность работой. Чрезмерная загруженность работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникают беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
1.2. Плохие физические условия труда: например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.
1.3. Дефицит времени (когда все время что-то не успеваешь).
1.4. Необходимость самостоятельного принятия решения.
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации.
2.1. Ролевая неопределенность, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства: что и как они должны делать, как их после этого будут оценивать.
2.2. Ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.
2.3. Ответственность за других людей и материальные ценности (оборудование, бюджет и т.д.). Ответственность за людей является более стрессогенной.
2.4. Слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию, приводящая к расхолаживанию.
2.5. Малая степень участия в принятии решений в организации.
3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе.
3.1. Взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты.
3.2. Трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
4. Факторы, связанные с деловой карьерой.
4.1. Два основных стрессогенных фактора: профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки.
4.2. Статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры.
4.3. Отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность).
4.4. Несоответствие уровня притязаний профессиональному статусу.
5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом.
5.1. Неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов).
5.2. Ограничение свободы поведения, интриги и т. д.
6. Внеорганизационные источники стрессов.
6.1. Основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой, таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с «подводными камнями» семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.
6.2. Мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье.
6.3. Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение цели показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.
Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (компьютерные специалисты: программисты, системные администраторы).

Читайте также:  Шкала депрессии бека расшифровка баллов

Психосоматический статус и диагностика
В настоящее время выделяют более 100 психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости пациентов беспокоят прогрессирующая усталость, снижение работоспособности, плохая переносимость ранее привычных нагрузок, мышечная слабость, боль в мышцах, расстройства сна, головные боли, забывчивость, раздражительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, могут отмечаться длительный субфебрилитет, боли в горле.
Известно, что развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных. Затем отмечается первый признак СЭВ – истощение, определяющееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
Второй признак СЭВ – личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие выгорание, используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. При крайних проявлениях СЭВ работающего человека почти ничто, связанное с профессиональной деятельностью, не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.
Третий признак СЭВ – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят дальнейших перспектив своей профессиональной деятельности, уменьшается удовлетворенность работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания.
1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, появление деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладание чувства одиночества.
3. Поведенческие симптомы: рабочее время – больше 45 ч/нед., во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение.
4. Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям, имеющим отношение к работе, появление скуки, тоски, апатии, недостаток интереса к жизни, следование заведенному шаблону, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовательных семинарах), формальное выполнение работы.
5. Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, снижение активности и уменьшение интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими людьми как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств – от возникновения артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, которые могут быть объединены в одну группу: аддиктивное поведение (злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание) [13]. А.Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции, прежде всего среди нефармакологических: при синдроме эмоционального сгорания – азартное поведение, работоголизм; реже – другие формы аддикций (уход в религию) [14].

Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий
Согласно концепции возникновения и развития стресса, разработанной канадским физиологом H.A. Selye, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия [15]. На протяжении первых 3-х лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций, а затем начинают преобладать хронические болезни. Количество стресс-реакций возрастает по принципу «ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и по принципу «заразительности», весьма выраженному в производственных коллективах.
Негативные последствия межличностных коммуникаций в процессе профессиональной деятельности обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляются апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Профессиональному выгоранию в большей степени подвержены трудоголики – те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.
Возникновению СЭВ способствуют молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого).
Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Так, настоящий медицинский работник в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, а также ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста тратить слишком много сил на сдерживание негативных эмоций.
Выделяют 3 типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания:
– «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
– «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной, рутинной работы;
– «эмоциональный», к которому относятся впечатлительные и чувствительные люди. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности [16].
Профессиональная деятельность в сфере охраны психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ, т. к. является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам, отличающимся психической неуравновешенностью и девиантным поведением. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Подвержены формированию профессионального выгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях.
Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и др. А в результате постепенно формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
Так, Д.Л. Васин при исследовании состояния здоровья и психологического статуса работников скорой медицинской помощи (СМП) по танатопраксии указывает: результаты социологического опроса врачей и фельдшеров показали, что из 100 респондентов 88,9 отметили в своей работе наличие чрезмерной психофизической нагрузки, 55,9 считали, что условия труда «неудовлетворительные», 21,9 – «удовлетворительные» и только 6,2 – «хорошие» [17]. Исследование режима трудовой деятельности медицинского персонала, характеризующегося интенсивной производственной активностью, показало, что 83,7 респондентов имеют ненормированный рабочий день, у 83,9 обследованных практически постоянно бывает сверхурочная работа, связанная с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой по выполнению платных медицинских услуг. Из-за больших производственных перегрузок 66,2 из 100 опрошенных ежегодно обращались за медицинской помощью по поводу обострения заболеваний; 64,7 из 100 – указали на наличие хронических заболеваний (около трети состояли на диспансерном учете).
Выявлено, что 40% обследованного контингента имели симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, а 37,01% ощущали себя «загнанными в клетку», 11,4% испытывали тревогу и депрессию. Выраженность симптомов фазы резистенции свидетельствовала о том, что среди респондентов у 35,1% наблюдалось избирательное неадекватное эмоциональное реагирование, 30,1% имели сформировавшийся симптом эмоционально-нравственной дезориентации, у 34,3% происходило расширение сферы экономии эмоций, а 27,1% производили редукцию профессиональных обязанностей. Среди симптомов фазы истощения 5,7% изучаемого контингента испытывали эмоциональный дефицит, 28,6% были эмоционально отстранены, 20% испытывали личную отстраненность и 22,9% отмечали психосоматические и психовегетативные нарушения.
По данным А.Р. Карчаа [18], при исследовании уровня профессионального стресса у врачей-хирургов установлено, что различий по уровню стресса между врачами-мужчинами и врачами-женщинами выявлено не было. Наряду с этим проведенный корреляционный анализ показал наличие значимой корреляционной связи между уровнем профессионального стресса и возрастом (r=0,71), а также между уровнем профессионального стресса и стажем работы (r=0,82).
По данным Ж.Р. Гардановой и соавт., высок уровень эмоционального выгорания среди нейрохирургов и неврологов [19]. Результаты исследования показали, что уровень эмоционального выгорания у нейрохирургов проявлялся следующим образом: 32,5% респондентов демонстрировали высокий уровень эмоционального выгорания, 41% – средний уровень эмоционального выгорания и 26,5% – низкий уровень эмоционального выгорания. Авторами было выявлено, что фаза тревожного напряжения у нейрохирургов выглядела следующим образом: напряжение на стадии формирования – у 26,5%, сформированное напряжение – у 33,5% респондентов, отсутствие тревоги – у 41%. Согласно полученным результатам, фаза резистенции находится на стадии формирования у 44% обследуемых, а сформированная резистенция отмечена у 19%. Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что истощение у нейрохирургов проявлялось следующим образом: истощение на стадии формирования отмечалось у 12,5% респондентов, сформированное истощение – у 34,5%.
В группе неврологов отсутствие тревоги отмечалось в 85,75% случаев, тревога на стадии формироваия – в 14,3%. Фаза резистенции находилась на стадии формирования у 36,0% обследуемых, а сформированная резистенция отмечалась у 7,05%. Авторами было выявлено, что истощение в группе неврологов проявлялось следующим образом: истощение на стадии формирования отмечалось в 13,05% случаев, отсутствие истощения – в 87%.
В.Я. Сазоновым, В.Н. Клименко выявлен значительный уровень выраженности СЭВ у врачей-онкологов (160 человек) [20]. При исследовании с помощью теста MBI была установлена значительная выраженность профессионального выгорания. В общей группе онкологов по шкале «эмоциональное истощение» высокие показатели продемонстрировали 50 (31,3%) испытуемых, средние – 65 (40,6%), низкие – 45 (28,1%). Только у незначительного количества респондентов отмечались низкие показатели: по шкале «эмоциональное истощение» – у 45 (28,1%) из 16 (0–16 баллов), по шкале «деперсонализация» – у 34 (21,3%) из 160 (0–6 баллов), по шкале «редукция личных достижений» – у 26 (16,3%) из 160 (39 и более баллов).
По данным Л.В. Золотухиной, при оценке выраженности с использованием опросника «Эмоциональное выгорание» [В.В. Бойко, 2004] СЭВ среди психиатров и терапевтов установлено, что в целом в группе психиатров (n=123, I группа) степень выраженности синдрома профессионального выгорания составила 144,60±55,3 балла в сравнении с врачами, работающими в ЛПУ соматического профиля (n=114, II группа), у которых этот показатель составил 107,75±51,49 балла (p
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Читайте также:  Прививка от стресса epub

Только для зарегистрированных пользователей

Источник

Оцените статью