Стрессы в социальной работе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «Стресс»
В переводе с английского языка «стресс» означает давление, напряжение или то внешнее воздействие, которое создает это состояние. Во времени это понятие претерпевало значительные изменения, поэтому по смыслу стало более широким.
Сегодня этот термин обозначает реакцию человека, как на вредные физические воздействия, так и на любые события, связанные с отрицательными эмоциями.
Первым этот термин ввел в физиологию и психологию американский доктор медицинских наук, психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон. Заимствовано это понятие было из технической области, где тела и конструкции должны иметь способность противостоять нагрузке. Любой механизм имеет свой предел напряженности при превышении, которого может разрушиться.
В научном обороте термин появился в 1936 г. благодаря канадскому физиологу Г. Селье. Более или менее регулярно термин «стресс» Селье начал использовать только в 1947 г.
Ученый разработал общую концепцию стресса как приспособительную реакцию организма на экстремальные факторы. Он считал, что пока люди живут и к чему-то стремятся – они будут всегда испытывать стрессовое состояние, которым необходимо учиться управлять.
На сегодняшний день хорошо изучена биохимическая и физиологическая природа стрессов.
В коре головного мозга под влиянием какого-либо стрессового фактора формируется очаг возбуждения, получивший название доминанты, далее начинается своеобразная цепная реакция – возбуждается гипоталамус, активизируется гипофиз.
Надпочечники выбрасывают в кровь адреналин и гормоны стресса – налицо стрессовое состояние:
- сильное сердцебиение;
- учащенное дыхание;
- повышенное кровяное давление.
В отличие от своих далеких предков, человек далеко не всегда решает проблемы, используя физическую силу, гормоны, не нашедшие выхода, циркулируют по крови, будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе.
Готовые работы на аналогичную тему
Если эти гормоны потратить на какую-нибудь физическую активность, то стресс не был бы разрушительным для организма. Организм оказывается в стрессовой ловушке.
Запас гормонов стресса в коре надпочечников истощается при аварийном их выбросе, и надпочечники начинают их усиленно восстанавливать. В результате, даже при повторном и слабом эмоциональном возбуждении организм снова рефлекторно выделяет повышенное количество гормонов. Этой биохимической природой стресса объясняется нервозность, неадекватность и конфликтность поведения человека.
В результате всех экстремальных воздействий из равновесия могут выйти психофизиологические и физиологические функции.
В стрессовом состоянии происходит мобилизация всех резервов организма и на некотором отрезке времени человек способен совершить невероятные поступки.
Непродолжительный по времени стресс, как считают специалисты, безвреден для человека и может быть полезным для выполнения какой-либо работы. Сильный и продолжительный стресс ведет к нежелательным последствиям.
Стресс, по мнению Г. Селье, имеет следующие стадии:
- стадия тревоги, когда организм человека начинает мобилизовать ресурсы, повышающие его устойчивость;
- стадия устойчивого и избирательного реагирования – это сигнал больших проблем;
- сопротивление – это та стадия, которая дает организму возможность успешно справиться с воздействиями, вызвавшими стресс;
- стадия истощения наступает в результате длительного воздействия на человека стрессогенных факторов.
Но, в общем, стресс является обычным явлением, а незначительные стрессы просто неизбежны и безвредны.
Профессиональный риск в социальной работе
Конфликтные ситуации между людьми часто приводят к усилению их стрессовых состояний. Конфликты, как правило, сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями с затратой эмоций, сил и нервов и могут привести к разовым или хроническим стрессам. И, наоборот, неадекватное восприятие ситуации в результате стрессового состояния одного из участников, приводит к конфликтам. Стрессы и конфликты замыкаются в порочный круг – конфликт приводит к стрессу индивида, а стресс в свою очередь, воздействует на форму протекания конфликта, обостряет его, углубляет и расширяет.
Такой риск имеет место в самых разных профессиях, включая социального работника к которому предъявляются жесткие профессиональные требования.
В профессиональном развитии социального работника возможна недостаточная квалификация, слабая удовлетворенность трудом, потеря нравственных ориентиров, снижение работоспособности, ценностная дезориентация, деформация личности и др.
Такие отклонения могут привести к негативным изменениям личности социального работника, к возникновению острого внутреннего конфликта. Этот внутренний конфликт может возникнуть между жесткими профессиональными требованиями с одной стороны и, с другой стороны, объективной невозможностью их выполнения.
Подобная экстремальная ситуация, как правило, сопровождается стрессом. Такая психическая напряженность заставляет человека мобилизоваться, чтобы преодолеть появившиеся трудности.
С превышением критического уровня стресс превращается в дистресс.
Стрессы могут быть профессиональные, личностные, стрессы ответственности и др.
Профессиональные стрессы возникают при вхождении в новую профессиональную среду, при изменении требований к профессии, в связи с профессиональным ростом и карьерой и др.
Целый ряд факторов может привести к личностным стрессам социального работника. Среди них изменение или утрата социального статуса, потеря работы, ситуация риска или неопределенные ситуации и др.
Стрессы ответственности отражают особое правовое и моральное отношение социального работника к клиенту, способность и возможность выполнять свои функции, ответственность социального работника перед своей профессией.
Эмоционально-мотивационное утомление может стать причиной субъективного переживания усталости, мотивационной и эмоциональной неустойчивости. Следствием утомления является раздражительность, появление неврозов, вялость, повышенная эмоциональная лабильность.
Когда переутомление ярко выражено, интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность приобретают устойчивые черты.
Конфликтные ситуации и трудности в решении сложных социальных проблем являются неблагоприятными факторами состояния психической напряженности.
Специалисты выделяют перцептивную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную психическую напряженность.
Профессиональные кризисы являются ещё одним неблагоприятным фактором труда социального работника. Данный фактор может проявляться в течение всей профессиональной деятельности работника, независимо от его квалификации.
С наступлением кризиса профессиональная самооценка снижается, возникает ощущения исчерпанности возможностей, снижение интереса к росту или стремление занять более высокое место, несмотря на уровень своей компетенции. Предупредить профессиональные деформации и принять необходимые меры могут помочь необходимые знания о них.
Управление стрессом в социальной работе
Люди являются существами социальными и их общественная жизнь невозможна без столкновения идей, жизненных позиций, целей.
Расхождения и противоречия, возникающие как между отдельными людьми, так и целыми коллективами, нередко перерастают в конфликты и в стрессы.
В такой ситуации надо уметь им управлять, а это значит уметь адаптироваться к стрессовой ситуации.
Можно назвать несколько уровней управления стрессом:
- уровень организации – насколько организован труд сотрудников, наличие четких требований, оценка деятельности, проведение психологических тренингов релаксации, обучение навыкам сброса напряжения с целью расслабиться и восстановить силы;
- уровень отдельной личности означает умение справляться со стрессами индивидуально на основе рекомендаций и специальных программ, нейтрализующих стресс – это могут быть медитации, физические упражнения, тренинги, диеты, молитвы.
Во многих организациях и на предприятиях существуют службы управления персоналом, функционал которых заключается в том, чтобы: проводить социально-психологическую диагностику; анализировать и регулировать групповые и личные взаимоотношения; управлять как производственными, так и социальными конфликтами и стрессами. Данные функции необходимо выполнять не только руководителям, но и специально создающимся подразделениям, например, отделам трудовых отношений, а также конфликтологам.
Источник
Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы
Дата публикации: 13.05.2016 2016-05-13
Статья просмотрена: 4340 раз
Библиографическое описание:
Арутюнян, А. А. Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы / А. А. Арутюнян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33099/ (дата обращения: 13.10.2021).
В статье представлен эмпирический опыт разработки программы тренинга по теме «Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция работника социальной службы». Автор излагает цели, задачи, концептуальные положения и структуру тренинга, представляет результаты диагностики по результатом апробации тренинговых занятий.
Ключевые слова: профессиональная деятельность работников социальных служб, стрессоустойчивость, стресс, дистресс, стрессогенные ситуации, тренинговая программа.
Стресс снимает только работа.
Если есть любимое дело, нет стресса.
Профессиональная деятельность работников социальных служб требует высокого профессионализма кадров, позволяющего выполнять множество функций, который является результатом его самореализации в ходе процесса профессионального становления. Стрессоустойчивость сотрудников социальных учреждений мало изучена. Труд социальных работников относится к тем видам деятельности, особенностью которых является постоянное столкновение со стрессом. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых — стрессоустойчивость. С одной стороны, сотрудник социальной службы вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности и это требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой — развитию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание.
Цель исследования заключается в развитии стрессоустойчивости у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01. «Социальная работа».
Главной задачей исследования является разработка тренинговой программы, направленной на повышение уровня стрессоустойчивости у обучающихся.
Мы считаем, что с помощью программы можно значительно повысить уровень стрессоустойчивости у будущих социальных работников в процессе обучения по профессиональной образовательной программе в колледже.
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна для сохранения своего психического здоровья.
Стрессоустойчивость другими словами — это способность противостоять стрессу. Для этого социальному работнику нужны такие качества как умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость и самоконтроль, физическая тренированность.
Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены прежде всего спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента). Условно можно выделить два типа «трудных» клиентов. Первый тип «трудного» клиента — это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса.
Второй тип «трудного» клиента — это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Выделенные типы клиентов, по нашему мнению, наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.
Сотрудники социальных служб в состоянии стресса склонны проявлять поведение неадекватной ситуации, с потерей самоконтроля и резкими, аффективными формами реакции на ситуацию. А поскольку на такое поведение накладывается запрет стандартами их работы и отреагирование эмоций невозможно, то можно говорить о наличии тенденции формирования затяжного стресса (дистресса).
Для того, чтобы будущие социальные работники умели противостоять стрессу, мы разработали программу, направленную на повышение стрессоустойчивости студентов 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа». В программе тренинга учувствовало 25 человек в возрасте 17 — 20 лет. Из них 3 мужчины и 22 женщины.
Программа рассчитана на три месяца. Включат в себя 12 занятий продолжительностью 30-40 минут. Тренинговые занятия проводились 1-2 раза в неделю.
Модель программы, содержит следующие компоненты:
- Диагностический компонент: определение уровня стрессоустойчивости, у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа».
- Деятельностный компонент: подготовка и проведение тренинговых занятий.
- Оценочный компонент: рефлексия.
Для выявления стрессоустойчивости обучающихся использовались следующие методики:
- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Томаса Холмса и Ричарда Райха. Мы определяли уровень стрессоустойчивости.
По результатам диагностики (рис. 1) можно сделать выводы, что 17 из 25 испытуемых — имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Об этом свидетельствует низкий уровень их поведенческой регуляции, а также низкий уровень развития мотивации достижений. В целом, для этих подростков были характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность. Это свидетельствовало о недостаточном развитии всех компонентов стрессоустойчивости.
Рис. 1. Результат первичной диагностики
(тест на самооценку стрессоустойчивости личности)
- Тест на оценку степени стрессоустойчивости.
В результате анализа данных (рис. 2) было выявлено, что 10 человек из 22 набрали от 70 %, что говорит о низкой стрессоустойчивости и только у 30 % стрессоустойчивость чуть ниже среднего. Крайние позиции данного теста затронуты не были, следовательно, испытуемые хотя бы раз в жизни испытывали стресс, но данное переживание не достигло болезненного уровня.
Рис. 2 Результаты первичной диагностики
(тест на оценку степени стрессоустойчивости)
Нами была сконструирована тренинговая программа и ее предполагаемый результат, выражающийся в повышении уровня стрессоустойчивости у обучающихся 2 курса специальности 39.02.01 «Социальная работа» на 5-15 % за три месяца.
Этап реализации включает в себя четыре подэтапа:
Первый: содержит 3 занятия.
Второй: содержит 2 занятия.
Третий: содержит 4 занятия.
Четвертый: содержит2 занятия, а также заключительное занятие.
Таким образом, программа содержит 12 занятий.
разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);
основное содержание занятия (упражнения, игры, помогающие усвоить главную тему);
На этапе рефлексии мы произвели оценку эффективности реализации программы. Предполагаемый результат: определение эффективности реализации программы; анализ результатов деятельности.
С целью изучения динамики стрессоустойчивости испытуемых мы провели повторное обследование.
Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Анализ результатов показал (рис. 3): 8 человек набрали 25-28 баллов, что говорит о высоком уровне стрессоустойчивости; 3 человека (30 баллов) — выше среднего уровня стрессоустойчивости; 5 человек (23-37 баллов) — чуть выше среднего уровня стрессоустойчивости.
Рис. 3. Результаты повторной диагностики
(тест на самооценку стрессоустойчивости личности)
Результаты повторной диагностике по методике «Тест на оценку степени стрессоустойчивости» представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты повторной диагностики
(тест на оценку степени стрессоустойчивости)
В целом можно сделать вывод, что общая стрессоустойчивость у испытуемых повысилась на 7 %.
Мнения участников программы о тренинге положительное. Выявлена положительная динамика в настроении участников тренинга после встреч в рамках программы. Большинство участников отметило повышение групповой сплоченности, улучшение климата внутри коллектива. В процессе занятия царила теплая, дружеская атмосфера. Участники программы, освоив упражнения повышения стрессоустойчивости, охотно выполняют их самостоятельно в домашних условиях.
По итогам тренинга были сформулировали предложения по внедрению тренинговой программы в содержание общепрофессиональной дисциплины «Основы педагогики и психологии». Получив положительную рецензию, разработанная тренинговая программа будет включена в учебный план подготовки специалистов со следующего года. Так же мы можем рекомендовать программу для повышения квалификации социальных работников и решения проблем профессионального выгорания.
Жизнь современного человека невозможна без стрессов, она постоянно связана со стрессовыми ситуациями: пробка на дороге. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий. Под воздействием стресса человек подвержен инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, простудам, сердечным приступам и даже онкологическим заболеваниям. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов.
- Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс: сб. ст. — Л.: Медицина, 1970. — С. 178.
- Рутман Э. М. Надо ли убегать от стресса? / Э. М. Рутман. — М.: ФиС, 1990. — 128 с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1960. — 254 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
- Суворова В. В. Психопрофилактика стресса / В. В. Суворова. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
Источник