Учебно- исследовательский проект «ТЕМПЕРАМЕНТ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ».
Учебно- исследовательский проект «ТЕМПЕРАМЕНТ — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» выполнен ученицами 10 класса МБОУСОШ № 14.
Цель данного исследования – выявление наклонностей учеников – старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом. Статья была опубликована в Сборнике материалов международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Genius».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bukharova.docx | 56.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Бухарова Анна, Карпухина Елизавета
10 класс, МБОУСОШ №14, г. Тула
Руководитель Большакова О.Б.
Консультант Надеинская Т.И.
Темперамент — ключевой фактор профессионального самоопределения.
«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека,
самая общая характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет
ту или иную печать на всю деятельность данного индивида».
Проблема профориентации в современных условиях играет важную роль для выпускника. Правильно выбранная профессия это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного благополучия и благополучия своей семьи, что не маловажно в быстроменяющихся требованиях экономической действительности.
К сожалению, выпускники, как правило, выбирают профессии в соответствии с престижностью и потенциальной доходностью. Такой путь выбора не всегда приведёт к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам и к нервным заболеваниям.
Однако есть другой путь при выборе профессии, который определен индивидуальными особенностями человека. Они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям относится и темперамент.
В нашей школе были проведены исследования по определению типов темперамента у учеников 10-11 классов «Влияние темперамента на выбор жизненного пути и профессионального самоопределения».
Цель данного исследования – выявление наклонностей учеников – старшеклассников к определённым видам профессиональной деятельности в соответствии с темпераментом.
В ходе работы над проектом нами был проведен анализ научной литературы с целью выявления понятия «темперамент», изучения типов темперамента, его влияния на поведение, стиль жизни, успешность профессиональной деятельности человека.
Мы исходили из того, что темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания [1].
Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.
От темперамента человека зависят:
• скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
• пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
• темп и ритм деятельности;
• интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
• направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Проблема темперамента занимает человечество двадцать пять столетий.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, знаменитый врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “Detemperamentum” (лат. “соразмерность”, “ надлежащее соотношение частей”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены четыре основных типа темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от греч. phlegma — флегма), холерик (от греч. chole — желчь), меланхолик (от греч. melaschole — черная желчь).
Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. По мнению И. П. Павлова, свойства нервных процессов образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы[3].
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения.
В нашей работе мы сформулировали краткие характеристики для каждого типа темперамента:
Флегматик – работоспособный, малоэмоциональный, серьёзный, надёжный, спокойный.
Сангвиник – активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный.
Холерик – очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, чувствительный.
Меланхолик – замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный.
Для проведения исследовательской части работы была использована методика Е. И. Рогова по выявлению типа темперамента[7]. Предлагаемая методика дает возможность узнать о некоторых особенностях нервной системы человека — ее силе, подвижности, уравновешенности.
Объектом наших исследований были подростки: тридцать три девушки и девятнадцать юношей в возрасте от 13 до 16 лет, учащиеся 10-11 классов. В ходе работы были получены следующие результаты (Таблица 1):
Таблица 1. Структура исследуемого контингента учащихся по типам темперамента.
Интересным оказался структурный состав по половому признаку (рис.1, рис.2)
Рис. 1. Соотношение типов темперамента среди юношей
Рис.2 Соотношение типов темперамента среди девушек.
Вторым этапом нашей работы было теоретическое исследование влияния темперамента на профессиональное становление человека. Изучив информацию по данному вопросу, мы выяснили, что успех овладения профессией зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента [4]. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, там не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик, но есть профессии, где при разных природных особенностях переносят нагрузки все типы темперамента. Именно поэтому основной целью нашей работы было выявление подходящих видов деятельности для определенных типов темперамента.
Согласно теоретическим исследованиям Резапкиной Г.В. [6] были выявлены следующие соответствия типов темперамента и направлений профессиональной деятельности (Таблица 2).
Таблица 2. Соответствие типов темперамента и направлений
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.
Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения.
Интеллектуальная сфера деятельности: программирова-ние, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации».
Человек с повышенной активностью, очень энергичный и работоспособный. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. В работе, прежде всего, ориентирован на «человеческий фактор».
Профессии педагога, адвоката, администратора, журналиста, продавца, официанта, эконо-миста, технолога, менеджера по персоналу и т.д.
Рекордсмен по работоспособности и производительности. Обладает высо-кой активностью, малой чувствитель-
ностью и эмоциональностью. При больших неприятностях остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, само-обладанием. Трудно сходится с новыми людьми.
Профессии диспетчера, лабо -ранта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и т.д.
Работоспособность высокая, но неустойчивая. Высокой реактивностью и активностью. Часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая устойчивость стремлений и интересов, настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания. Сильные стороны — умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих.
Профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, спе-циалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. Из них часто получаются хорошие предприниматели, биз-несмены.
Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии, а также педагогов школы при организации обучения и воспитания подростков.
По результатам работы мы предлагаем некоторые советы для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса (по Р. М. Грановской [2])
При работе с холериком недопустима резкость, несдержанность, так как они могут быть вызвать отрицательную ответную реакцию, полезно контролировать его деятельность как можно чаще. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы.
В сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом систематически контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.
В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О поступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное воздействие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Таким образом, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессов, и в тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Каждый из темпераментов имеет свои положительные стороны, поэтому для успешной деятельности человека главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а на разумное использование его достоинств.
Проведённые исследования могут носить практический характер в рамках психолого-педагогической деятельности, в вопросах профориентационной работы в школе, а также служить ориентиром при открытии профильных классов в школе.
1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И., «Основы физиологии человека: учебник»; издание 2-е, М.; изд. РУДН, 2005.
2. Грановская P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. — 5-е изд. — СПб.: Речь, 2003.-656c.
3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.. Физиология высшей нервной деятельности. Москва, Учебная литература, 1997г.
4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
5. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с., ил.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.
7. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 320с.
Источник
Исследовательская работа «Темперамент и его особенности»
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 12»
Темперамент и его особенности
ученик 4 А класса
3. Типы темперамента и их характеристика…………….…………………………..…. 7-9
Все люди с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Нам нравятся разные вещи и разные люди, каждый имеет свои вкусы и привычки. Разве было бы интересно, если бы мы не были столь индивидуальны? Посмотрите на деревья, цветы — и они все разные. У каждого листочка свои особенности. И животные имеют свой характер. Одни игривые, другие спокойные и уравновешенные. Так устроен наш мир.
У меня очень много друзей, и все они не похожи друг на друга. Одни любят тихонечко сидеть и читать книги, а другие носятся весь день, играя в футбол. Одни предпочитают компьютерные «стрелялки», а другие без ума от логических головоломок. Почему это происходит? Мои родители объяснили мне, что это связано с темпераментом. Меня это очень заинтересовало, и я захотел сам во всём разобраться.
Тема темперамента привлекала внимание учёных на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ, Гален, И.П. Павлов и многие другие. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем в современной психологии.
Я считаю, что знание положительных и отрицательных сторон своего темперамента, а также умения владеть и управлять ими позволит человеку быстро приспособиться к современному миру. Это и определяет актуальность моего исследования.
Цель работы: изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
— выяснить, что такое темперамент;
— познакомиться с историей происхождения темперамента;
— определить типы темперамента и их особенности;
— изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.
Объект исследования – темперамент обучающихся 4 А класса.
Предмет исследования – типы темперамента учеников младших классов.
Гипотеза исследования: возможно, что тип темперамента не влияет на успеваемость школьников.
— изучение научной литературы;
1. Что такое темперамент
Темперамент — это сочетание психических свойств человека, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств для человека.
Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. До сих пор ведутся дискуссии на счет, является ли темперамент врожденным качеством. Многие ссылаются на то, что темперамент уже заложен в человека с рождения, а на его основе формируются определенные черты характера. Если в темпераменте имеются устойчивые особенности, тогда их следует отнести к особенностям нервной деятельности, которая уже заложена в человека.
Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот медлительности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание таких процессов как (радость, горе, страх, гнев).
Сразу хочется сказать, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.
В современном мире значение исследований темперамента возрастает еще и потому, что он имеет тесную связь с деятельностью человека. Учет темперамента в деятельности работника позволит увеличить производительность труда, снизить количество опасных случаев на производстве.
2. История происхождения темперамента
Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), — входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение — поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.
Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.
В зарубежной психологии (Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от свойств нервной системы, а от внешних признаков, которыми являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма.
Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности.
В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его отображением.
Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро.
На основе полученных результатов исследований И.П.Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.
3. Типы темперамента и их характеристика
Различают 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная эмоциональность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью — проявляет большую настойчивость, энергию. Он любознателен, жизнерадостный, быстро забывает обиды, доброжелателен, способен быстро переключаться с одной работы на другую, не устает, быстро обучается и может долго над чем-то работать. Сангвиник способен быстро решать проблемы, особенно если они не являются слишком трудными и серьезными, причём его решения нередко бывают поспешными. Сангвиник относится к общительным и коммуникабельным людям, любит занимать лидирующие позиции, командовать и брать ответственность на себя, быть в центре внимания, находиться впереди. Его речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно, ему по нраву музыка живая, веселая и энергичная.
Такую мы найдем у композиторов:
Вольфганга Амадея Моцарта;
Сергея Сергеевича Прокофьева;
Из писателей к сангвиникам можно отнести:
Михаила Юрьевича Лермонтова;
Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:
Владимир Ильич Ульянов (Ленин);
Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы). Для холерика характерны несдержанность, неуравновешенность, вспыльчивость. высокая реактивность, быстрый темп реакции. Ему свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести из себя, поскольку они быстро вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают. Холерик – человек очень эмоциональный. Если он что-то испытывает, то очень глубоко и ярко. Причем он может испытывать одновременно противоречивые чувства. Однако эти переживания не являются длительными. Вскоре холерик быстро переключается на другие эмоции. Такому человеку не нравится монотонная работа. Вначале он загорается идеями и энтузиазмом. Однако со временем он остывает и начинает выполнять работу, нехотя, спустя рукава.
Холеристическим темпераментов обладали знаменитые композиторы:
Людвиг Ван Бетховен;
Также известные поэты:
Александр Сергеевич Пушкин;
И другие знаменитые люди:
Пётр I Алексеевич;
Александр Васильевич Суворов;
Владимир Владимирович Жириновский.
Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика преобладают чувственность и обидчивость. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием и медлительностью. Меланхолики редко смеются, не уверены в себе, часто и легко теряются, не доводят работу до конца. Быстро утомляются от людей и новой обстановки, тактичны, мягки, стеснительны. Они легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают, боятся трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывают его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется.
Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:
Пётра Ильича Чайковского;
Фредерика Франсуа Шопена.
Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:
Антона Павловича Чехова;
Сергея Александровича Есенина;
Николая Васильевича Гоголя;
Фёдора Михайловича Достоевского.
Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:
Чарльз Роберт Дарвин;
Майкл Джозеф Джексон;
Григорий Алексеевич Явлинский.
Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы). Его трудно рассмешить или рассердить. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют спокойным и невозмутимым. Движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно.
Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:
Александра Порфирьевича Бородина;
Илью Сергеевича Глазунова;
Из известных писателей к флегматикам можно отнести:
Ивана Андреевича Крылова (баснописец).
Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:
Михаил Илларионович Кутузов;
Геннадий Андреевич Зюганов.
4. Темперамент и характер
У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида. Темперамент – это психическая реакция и состояние, которое зависит от устройства нервной системы человека. Формируется нервная система индивида еще в утробе матери на основе той генетической программы, которая передается от обоих родителей. Темперамент – это наследственный дар. Вот почему ребенок часто является таким же, как и его родители. Устройство нервной системы позволяет родственникам быть одинаковыми, что способствует их укреплению и поддержанию семьи.
Характер – это набор качеств, которые вырабатываются человеком в процессе жизни. Как это происходит? Возникает некая ситуация. Человек начинает на ее реагировать, обдумывать, делать выводы, принимать решения, совершать действия. На основе пройденного опыта делаются умозаключения (создаются убеждения). А последующие ситуации, в которых человек начинает реагировать подобным образом и совершать похожие поступки, формируют в нем привычки. Привычки в действиях, мыслях и решениях заставляют в определенных ситуациях проявлять те или иные качества характера. Человек может развить в себе любое качество и черту. Но развивается в нем лишь то, что соответствует его действиям, мыслям и решениям, которые он использует.
5. Темперамент учеников 4А класса на основе тестирования
Цель: изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования по методике Ганса Айзенка и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.
Для участия в тестировании я выбрал учеников, которые имеют разные результаты по успеваемости. У меня получилось 3 группы: 1 группа — «отличники», 2 группа- «хорошисты», 3 группа — ученики с «тройками». У этих ребят я решил определить тип темперамента, взяв за основу методику Ганса Айзенка.
Источник