Проект «Ребенок в мире эмоций»
Ольга Слугина
Проект «Ребенок в мире эмоций»
Инновационный проект
«Ребенок в мире эмоций»
Автор проекта:
Слугина Ольга Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
I этап. Целеполагание
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека.
А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому, надо больше уделять внимания развитию эмоциональной сферы ребенка.
Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем, подготовиться к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Общение с ребенком должно превратиться в волшебный сад, где царят мир и взаимопонимание, доброта и покой, улыбки любящих людей, прекрасное настроение и радость общения друг с другом.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам, Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.
Все эти качества передаются через настроение, Что же такое настроение? Настроение — это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
1. Помочь детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их важнейших проявлений, причин возникновения.
2. Учить детей, открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая, способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Цель: способствовать развитию эмоционального мира ребенка.
1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональное состояние человека.
2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний.
3. Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
4. Познакомить со способами управления своим настроением.
5. Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.
6. Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Чувства приобретут большую глубину и устойчивость.
2. Проявление постоянной дружбы со сверстниками.
3. Приобретение умений и навыков сдерживания бурных и резких выражений своих чувств.
4. Усвоение «языка» чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.
5. Формирование социальных чувств.
6. Формирование адекватной эмоциональной реакции ребенка на конкретную ситуацию.
7. Преобладание положительных эмоций.
II этап. Разработка проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать игры и упражнения, пиктограммы на развитие эмоциональной сферы ребенка.
4. Составить перспективный план мероприятий
III этап. Выполнение проекта
Формы и методы работы
2. Релаксация «Веселый торт», «Появилась радость на пороге».
1. Обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них.
2. Тренинги «Угадай и покажи настроение», «Приветствие», «Зеркало»
— «Незнакомый доброжелательный человек предлагает познакомиться»;
— «Я только, что познакомился с мальчиком (девочкой). Он меня приглашает в гости. …»
1. Игровые упражнения «Веселое лето», «Волшебное путешествие», «Чудесные превращения», «Угадай кто я?», «Волшебное зеркало», «Веселый-грустный», «Мой щенок», «Передай движениями»
2. Эмоционально— экспрессивные игры: «Сурдопереводчик», «Веселые каринки».
3. Дидактические игры «Найди недостаток в портрете»
4. Игры и упражнения для преодоления затруднений в общении «Что там происходит?», «Три подружки». «Как можно общаться без слов», «Комплементы»
5. Рисуночные игры «Рисуем по точкам», «Смешной рисунок», «Рисуем на стекле», «Рисуем маму из…»
1. Изготовление пиктограмм (эмоциональное состояние человека)
«Познавательное развитие» 1.Непосредственно образовательная деятельность:
— «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Тема: «Учимся общаться»;
2. Работа с альбомами «Радуга настроений», «Они живут среди нас».
3.Объяснить значение пословиц: «Горе горевать – не пир пировать», «Гость доволен – хозяин рад», «Страх по пятам за неправдой ходит», «Горе старит, а радость красит», «Час в добре поживешь, все горе забудешь», «У страха глаза велики»
4. Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под одним грибком», Приключения кота Леопольда»
5. Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»
6. Драматизация ситуаций «Пропала собака»,
7. Драматизация сказок «Три медведя»
8. Кукольный спектакль «Капризка»
— на развитие мимики;
— по обучению жестам;
— по развитию пантомимики.
10. Театр пантомимы.
1.Состовление творческих рассказов с помощью пиктограмм: «Поговорим о настроении», «Веселые и грустные случаи из моей жизни».
2. Беседы «Что такое радость?», «Почему мы сердимся, злимся, гневаемся?»
3. Дискуссии «Почему люди улыбаются?», «От чего возникают ссоры?».
1.Иммитация движений по художественным произведениям : В. Воронько «Медвежата в чаще жили», С. Маршак «Котята», «Перчатки», М. Щелованова «Утро», Н. Екимова «По небу плыли облака»
2 Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», р. н. с «Лиса, заяц и петух», «Теремок».
1. Отражение в рисунках эмоционального состояния человека «Радость», «Любовь» «Грусть». «Удивление», «Обида», «Гнев», «Злость», «Вина», «Стыд»
2. Рисование по художественным произведениям «Маша-растеряша», «Добрый доктор Айболит».
3. Раскрашивание персонажей из сказок, соответственно его эмоциональному состоянию
4. Работа с вымпелами и эмблемами.
2.Слушание: П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Осенняя песня», «Новая кукла»; С. Майкпар «Тревожная минута», «Раздумье».
2. Прослушивание в грамзаписи смеха.
Работа с родителями 1. Беседы с родителями о важности, данной проблемы.
2. Выставка литературы, пособий, игр. методических рекомендаций по эмоциональному развитию детей
2. Составление фотоальбома «Мои добрые дела»
3. Изготовление костюмов для сказочных персонажей.
4. Консультация на тему «Что такое мимическая гимнастика», «Влияние художественной литературы на эмоции ребенка».
5. Школа заботливых родителей
Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок» Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной.
Мастер-класс «Ребенок в мире простых предметов» Мастер-класс Тема: «Ребенок в мире «простых» предметов». Цель: Обобщение опыта работы по развитию творческого потенциала дошкольников,.
Проект «По дороге эмоций» Актуальность Одна из главных целей современного образования сегодня – научить человека осмысленно ориентироваться в окружающей социальной.
Проект «Ребенок в мире книг» Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Ребенок в мире книг» Тема проекта: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников.
Проект «В мире профессий» По доминирующей деятельности: информационный, творческий, игровой. По характеру содержания: ребёнок и общество. По характеру контактов:.
Проект «В мире сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» Проект «В гостях у сказки» (средняя группа) Нижний.
Проект в старшей группе «Ребенок и чужие люди» Паспорт проекта Тема: «Ребенок и чужие люди». (Слайд 2) Вид проекта: исследовательско-познавательный, творческий; по продолжительности.
Проект «В волшебном мире камней» Актуальность проекта. Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое.
Конспект игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств «Сказочное путешествие в мир эмоций» «Сказочное путешествие в мир эмоций» Цель: развитие эмоционально-личностной сферы, творческого воображения. Задачи: продолжать знакомить.
Проект «Здоровый ребенок» Проект “Здоровый ребенок” Если хочешь быть здоровым, Обойтись без докторов — Закаляйся, умывайся, Спортом разным занимайся. Здоровьесбережение.
Источник
ПРОЕКТ «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
методическая разработка (старшая группа) по теме
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt_marychevoy_s.a.docx | 29.95 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области Академия социального управления (ГБОУ ВПО «Академия социального управления»)
Кафедра дошкольного образования
Кафедральный инвариантный модуль
«Актуальные проблемы воспитания и образования детей в
дошкольном образовательном учреждении» (72 ч.)
«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»
Слушатель: Марычева С.А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 29»
Руководитель: к.п.н., доцент кафедры
Тема проекта : развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Решаемая проблема : В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Р азвитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать : У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Описание проекта : Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т.д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты проекта : Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)
Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Подготовительный этап включал в себя п роведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека») , анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи»), наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.
Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.
Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
В основу системы работы легли следующие принципы : позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С.В. Крюковой :
- Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!». Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
- Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.
В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.
В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.
Ниже приводится одно из занятий.
Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников
«Закрепление знаний о чувствах»
— закрепление умения различать чувства;
— закрепление мимических навыков;
— повышение у детей уверенности в себе;
— формировать навыки саморегуляции.
— игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)
- Давайте поздороваемся друг с другом.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. ( Цель – создание положительного настроения ).
А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. ( Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство ).
- А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».
Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции ( дети рассказывают свои истории про героев).
- А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.
Упражнение «Зеркало». Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т.п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала» играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. ( Мимическая гимнастика )
- Наша следующая игра называется «Спаси птенца» ( цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)
Воспитатель: « Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».
- А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». ( повышение у детей уверенности в себе ).
Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. ( дети выполняют упражнение) Отлично! Молодцы!
- Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».
Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
Воспитатель: « А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» ( Ответы детей ).
Хорошо. Садитесь на стульчики.
И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» ( цель: формирование у детей умения любить окружающих ). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.
Воспитатель: « Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п.т.)
Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.
Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детей и в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности), «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим), «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др., а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения), терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.
И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.
Формы работы с семьёй:
— анкетирование « Какие мы родители?»,
— индивидуальные беседы по текущим проблемам,
— консультации « в мире детских эмоций»
— проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»
— дни открытых дверей,
— оформление групповых фотовыставок.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%), с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено .
Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.
- КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В. Можейко. — М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.
Источник