Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте
Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_v_mladencheskom_i_rannem_vozraste.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте
Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.
Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)
Эмоциональное развитие в младенческом возрасте
Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.
Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.
После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.
С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.
К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.
Особенности эмоционального развития в младенчестве:
— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.
— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;
— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;
— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.
Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте
— эмоции также неустойчивы и изменчивы;
— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;
— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.
Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения… Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
Что поможет в развитии эмоций?
Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д. Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.
Источник
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»
люда платоненко
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Именно в этот период идет изучение многоцветной палитры чувств, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие.
В первые дни жизни ребенка его общение с окружающим миром происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми — взрослыми и детьми — ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро, гневом — на обиду. Родителям необходимо так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным — больше играть, разговаривать, петь колыбельные песни, поглаживать и похлопывать, улыбаться. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Так как эмоциональные реакции ребенка неосознанны и неустойчивы, малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, в любви, ласке и заботе, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, его отношения к окружающим. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни имеет ряд особенностей,характерных для младенца: они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, режима кормления, укладывания и умывания, недостаточное по продолжительности общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствие единства требований к ребенку и приемов его воспитания.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает недовольство, огорчение, гнев, злость. Ребенок познает мир, прежде всего через образы, наглядно, конкретно. Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те знания, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко. В сказки он вживается, как в реально происходящие события. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, он учится сочувствовать им, сопереживать.Мир природы ребенку трудно отделить от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого его не пускают гулять. Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение старших при каждом самостоятельном поступке. Спокойная, сосредоточенная активность, указывает на интерес малыша к тому, чем он в этот момент занят.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет.Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Яркий отклик на игровые события показывает эмоциональную значимость её для ребенка. В раннем возрасте отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки — веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.
Взаимоотношения с другими людьми — это наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому человеку больно или грустно. В возрасте 2-3 лет дети самостоятельно оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, нередко делятся сладостями, игрушками. Растет избирательное отношение к товарищам, выражение явных предпочтений. В этот период важно специально учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для эмоционального развития ребенка раннего возраста.
Ход. Взрослый сопровождает свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.
Ладушки-ладушки! (похлопать в ладоши)
— Оладушки! (имитировать еду)
— Квас! (имитировать, как пили)
— Раз, раз, ещё раз! (Хлопаем в ладоши)
Источник
Проект «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации»
Кожанова Ольга
Проект «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта (ФГОС) по дошкольному образованию. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально –коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
С каждым годом все больше проблем возникает с развитием у детей речи, навыков общения, поведенческих норм. Анализ детского поведения, показывает, что воспитание сегодня отстаёт от реальных потребностей общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-коммуникативному направлению, как с детьми, так и с родителями, а так же оснащения группы необходимым материалом. Исходя из выше сказанного я определила тему своего проекта «Формирование эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации» и определила цель и задачи.
Цель проекта: создание в процессе обучения и воспитания условий для позитивной социализации детей
Задачи проекта: 1. Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установление доброжелательных отношений к сверстникам и окружающим взрослым.
2. Сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивая устойчивое эмоционально-положительное самочувствие, учет индивидуальных возможностей детей.
3. Способствовать развитию речевых средств общения, способностей
к творческому самовыражению в процессе игрового общения.
4. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами).
1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
2. Развитие навыков вежливого обращения
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения.
4. Воспитание любви к близким людям
Первый этап, научно- познавательской деятельности включал – изучение по данной теме трудов современных педагогов М. И. Чистяковой, Л. Б. Дерягиной, И. В. Мальцевой и др., обзор методической литературы.
Второй этап – разработка плана работы на год по социально- коммуникативному развитию раннего возраста. Третий этап- состояние реализации проекта, подведение итогов.В план работы я включила следующие направления: работа с детьми, родителями, педагогами.
Поступление ребенка в детский сад является одним из главных составляющих успешного развития его в современном социальном мире. Но и в то же время коренным образом меняет положение ребенка. Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние.
В своей работе с детьми я использовала психогимнастику как средство формирования эмоционального благополучия дошкольников.
Психогимнастика – это специальные упражнения, этюды и игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. В основу разработки игр и упражнений я использовала книгу М. И. Чистяковой «Психогимнастика». В образовательной деятельности я использовала психогимнастику в качестве профилактической работы с целью психофизической разрядки.В комплекс упражнений входит: разминка, гимнастика, эмоции, поведение, завершение.Задачи разминки: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместной деятельности, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Задачи гимнастики — дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога. Следующий этап эмоции.
Цель: овладение умениями воспроизводить эмоциив заданных упражнениях: собачка принюхивается, лисичка прислушивается, маме улыбаемся. Целью следующего этапа является развитие умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Содержание данных игр – это проигрывание различных форм поведения, развитие навыков построения детьми подходящих форм реакций и действий в различных ситуациях. Этап завершения закрепляет положительный эффект. Упорядочивает активность детей, улучшает самочувствие и настроение. Это могут быть хороводные игры, песни, танцы, чтение любимых стихотворений. По времени комплекс занимает от 7 до 10 минут. Провожу я психогимнастику 2 раза в неделю.
В психогимнастике дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями.
Песочная терапия — одна из разновидностей игротерапии. Этот вид терапии используется при эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Мною был составлен цикл непосредственной образовательной деятельности по книге Л. Б. Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики», который состоял из 14 занятий.Цель: оказать помощь вновь поступившим детям в период адаптации используя приемы песочной терапии. Игры в песочнице я проводила с подгруппой детей, особое внимание уделяя вновь прибывшему ребенку. В наших группах всегда есть дети, которые уже адаптированные к жизни в детском саду и новичок уже выполнят по подражанию или из любопытства. Вначале я показываю способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. Нет ограничений и во времени. Хорошо, если ребенок принесет из дома одну из своих любимых игрушек. Она станет посредником для ребенка в играх с песком. Продолжительность игр составляло 10-15 минут и проводилось 2 раза в неделю.Структура: приветствие, основная часть и прощание. В качестве первой и последней части я использовала мелодии.
Для дальнейшей работы в данном направлении я использовала методическое пособие Большебратской Э. Э. «Песочная терапия». В данном пособие представлена методика моделирования игр — сказок на песке.
Игра включает несколько этапов. Первое — введение в игровую сред. Установка на внимательное слушание и активное участие (присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний).Например: Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие, закройте глаза или здравствуйте мои маленькие волшебники, настало время творить. Далее знакомство с игрой и ее героями. Прослушивание начала сказки. Истории и строительство в песочнице игрового пространства.Например: в гости к ребятам пришла кукла Аленка рассказала свою историю о волшебном цветке, который сможет вылечить её маму, или пришла Лисичка и просит помочь испечь её пирожки. третий этап -моделирование конфликта, трудностей. Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир.Например: налетел сильный ветер и разрушил песочный город.
Далее — выбор помощи, борьба и победа, празднование победы, перспектива дальнейших приключений.Например: дети лепят из песка домики для песочных жителей, пирожки, волшебные цветы. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов. Это средство коммуникации, естественная динамическая и оздоровляющая деятельность. Главными качествами, которым должен обладать педагог — это творчество и фантазия.
Для развития умения проявлять свои чувства в работе с детьми я использовала книги И. В. Мальцевой «Развитие эмоций. Тучка-злючка. Мур-мур-мяу. Кораблик. Ко,ко,ко». В данной книге прописана методика прочтения каждого отрывка и мимика на лице воспитателя в этот момент. Воспитатель должен быть настоящим артистом. И тогда неравнодушное прочтение текста, картинки с понятными сюжетами и персонажами, с которыми малыш легко отождествляет себя, помогут испытать внутренний подъем и интерес.
Используя технические средства обучения, я использовала в работе с детьми аудиокнигу «Веселые уроки». Малыши знакомятся с забавными домовятами и прослушивают десятки историй о том, как быть вежливыми и воспитанными, усваивают правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения.
Хорошей формой социального развития детейявляются дидактические игры: «Накормим грустного и веселого котика рыбкой», «Развивающие книжки: Смешарики. Изучаем эмоции. Вежливые слова, «Грустная и веселая ромашка», «Мешочки настроения».
С целью формирования образа «Я», оформила уголок «Я пришел». Сфотографировала детей, фото прикрепила на кружок, с тыльной стороны фото нарисовала домики и повесила в приемной группы. Каждое утро, приходя в садик, дети видят свое фото, радуются, запоминают имена других детей, этот макет сближает детей, развивает внимание и память. Вечером уходя домой, они переворачивают ромашку и видят нарисованный домик, значит они уходят домой.
Для формирования чувства принадлежности к своей семье, любви к близким людям в нашей группе есть не только семейные альбомы и газеты, но и дерево добрых дел. На дереве я разместила семейные фотографии «Помощники».
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности, независимо от возраста детей.Они выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, профилактическую. В своей работе я использовала методику Железновых «Музыка с мамой». Ежедневно провожу пальчиковую гимнастику «Поросята», «Мальчик с пальчик» «Червячки» и др. Что способствует развитию мелкой моторики рук, речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Следующее, на что хочу обратить внимание, это на логиритмические песенки Железновых. Цель логоритмики – коррекция и профилактика речевого развития посредствам сочетания слова и движения. Они очень легко запоминаются, и так же легко исполняются. Мои детки их очень любят.
В работе с родителями я использовала такие формы как информационные стенды, консультации, в планах организация практических занятий по обучению родителей упражнениям по психогимнастике, песочной терапии, логоритмических упражнений. Родители оказала огромную помощь в изготовлении оборудования и материала.
Заключение: В результате проведенной работы дети успешно прошли социальную адаптацию, установили доброжелательные отношения к сверстникам взрослым. Данные формы работы способствовали развитию познавательной активности, коммуникативности, инициативности.
«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.
Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.
Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группы Цель: создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи: привлечь родителей к активному участию.
Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.
Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.
Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. — Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. — Собирая ребёнка в детский.
Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 «КРОХА» Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.
Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.
Источник