- Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства
- Варламова Дарья
- Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более — объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.
- Психическое здоровье и EQ
- Врожденная или приобретенная?
- Выпустить пар
- Как измерить
- Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?
- Почему трудно распознавать эмоции и как научиться управлять ими?
- Идентификация эмоций
- Привычка обращать внимание на эмоции
- Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями
Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства
Варламова Дарья
Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более — объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.
«Помогите отреагировать» — просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, — он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, — гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».
Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.
Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:
— трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
— трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
— сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
— стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
— склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.
Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка — эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым — собственно проблемы с различением эмоций.
Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, — неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками — но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.
Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, — а это, как ни крути, критически важно.
Психическое здоровье и EQ
Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия — не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, — в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.
Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.
Врожденная или приобретенная?
Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами — это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга — по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, — мозолистом теле.
Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей — как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.
Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, — и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».
Выпустить пар
Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?
В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, — например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.
В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях — собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример — так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.
Как измерить
Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.
Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?
Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью психотерапии — в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно — но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.
Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:
«Если ваш близкий — алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость — это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. — Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.
Если у вас алекситимия, ваша цель — в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:
1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.
2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.
3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.
4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.
5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. — Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.
Источник
Почему трудно распознавать эмоции и как научиться управлять ими?
Наш организм не разделяет эмоции на «негативные» и «положительные», все эмоциональные реакции важны и нужны для чего-то. Поэтому нет смысла игнорировать или избегать своих проявлений, необходимо научиться распознавать скрытые эмоции и извлекать полезную информацию из них. Давайте рассмотрим эффективные способы по выявлению и управлению своими эмоциями.
Идентификация эмоций
Для распознавания своих эмоций нам необходимо их назвать. Всего существует 4 категории эмоций — радость, гнев, печаль и страх. Мы постоянно ощущаем какие-либо эмоции, иногда сильные, а иногда совсем слабые и незаметные. Чтобы осознать правильно свои чувства, необходимо составить таблицу слов, характеризующих уровень вашего гнева или радости. Это простая игра в синонимы, вам необходимо просто подобрать слова, например, обозначающие сильную радость. Это может быть восторг, кайф, эйфория. Затем необходимо придумать слова для обозначения эмоций средней интенсивности. Это задача будет сложнее, но все же выполнима. Например, для страха подойдут слова тревога или испуг.
Привычка обращать внимание на эмоции
После того, как вы составили словарь с категориями эмоций, необходимо периодически обращать внимание на свое эмоциональное состояние в разных моментах. Чтобы ввести это действие в привычку, выполните два задания:
- Напоминание в телефоне. Поставьте себе будильник или напоминание в телефоне в разное время. Как только телефон зазвонит, определите, какие эмоции вы испытываете прямо сейчас.
- Заведите дневник. Фиксируйте ежедневно в блокноте, какие эмоции вы ощущали. Отметьте время и сопровождающие ощущения во время эмоциональной реакции.
Теперь вы умеете распознавать свои эмоции и можете научиться управлять ими. Сохраняйте себе алгоритм управления.
- Осознайте свою эмоцию. Ваш коллега несколько раз делает вам замечание и вы понимаете, что сейчас сорветесь на него. Определите, как сильно вас разозлила эта ситуация, какие чувства вызвал у вас этот человек.
- Понять цель и определить желаемый результат. Давайте представим, как можно поступить в этой ситуации с коллегой:
- Сохранить дружеские отношения. Тогда вам нужно ответить, что вы исправите ошибки в работе или же вежливо попросите не делать преждевременных выводов.
- Ответить решительно и грубо, чтобы человек отстал от вас с претензиями.
- Подумайте, какие эмоции могут помочь в достижении поставленной цели.
- Определите способ, который поможет переключиться на нужные эмоции:
1 способ. Понизить уровень отрицательной эмоции или изменить на противоположную.
2 способ. Усилить положительную эмоцию, которая поможет прийти к цели.
Теперь вы готовы действовать, чтобы достигнуть нужного результата. Это был только один инструмент по распознаванию и управлению эмоциями. Еще больше полезных приемов вы можете узнать из бесплатного онлайн-курса «Эмоциональный интеллект».
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях
Источник
Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями
Садыкова Гульфия Рустамовна,магистрант кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургgolfik88@mail. ru
Проблема идентификации эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ проблемы идентификации, понимания, распознавания эмоций подростками с интеллектуальными нарушениями. Ключевые слова:идентификацияэмоций, когнитивноперцептивные процессы, интеллектуальные нарушения. Раздел: (2) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Проблемы общения лиц с отклонениями в развитии и их способностей к взаимодействию с социальным окружением приобретают все большую значимость в теории и практике современной специальной психологии. Актуальность этих вопросов обусловлена наличием противоречия между высокими требованиями общества к характеристикам взаимодействия современной личности и сниженным уровнем способностей у лиц с отклонениями в развитии успешного взаимодействия с социальным окружением, вызванным дизонтогенезом [1]. Между тем именно способность к взаимодействию является важнейшей составляющей социальнопсихологической адаптированности личности, гарантирующей ей определенную самостоятельность и жизнеспособность.
По мнению многих авторов, психологическаябаза для развития общения у подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии дефицитно ослаблена. Обнаруживаются нарушения в речевом развитии, искаженность и примитивность представлений об окружающем, нарушения в развитии речи, трудности в идентификации эмоций и т. д. Эффективное взаимодействие на разных возрастных этапах невозможно без адекватной оценки эмоций собеседника. Большую часть информации об эмоциональном состоянии человека мы получаем,анализируя выражение его лица. Такая оценка является необходимой обратной связью, регулирующей сам процесс общения. Понимание и идентификация эмоций являются неотъемлемымкомпонентом межличностного взаимодействия, которое способствует или, напротив, препятствует установлению и закреплению контакта. В частности, социальная перцепцияподразумевает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установление на этой основе взаимопонимания. Одни участники взаимодействия, вступая в контакты с окружающими, без всяких усилий создают хорошее отношение к себе, другие, в силу своей манеры поведения, вносят напряжение в общение, провоцируют у людей возникновение отрицательных эмоций. Проблема идентификации эмоцийимеет еще большую актуальность в подростковом возрасте, являющемся сензитивнымдля формирования навыков и умений социального взаимодействия. Проблема понимания, распознавания, идентификации эмоций на сегодняшний день достаточно разработана (В. А. Барабанщиков, Л. А. Венгер, Е. И. Изотова, Т. Н. Малкова, О. А. Прусакова, А. М. Щетинина и др.). В таблицепредставлено понятийное поле проблемы. Понятийное поле проблемы
ПонятиеОпределениеАвторПониманиеэмоцийСоциальноперцептивнаяспособностьА. М. Щетинина [2]ПониманиеэмоцийСогласно концепции механизма декодирования экспрессивной информации (У. Димберг, 1988; Н. Н. Данилова, 2000),понимание эмоций —это специфическая для человека «способность дифференцировать паттерны лицевой экспрессии и идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний»Е. И.Изотова, Е. В. Никифорова[3]Распознавание эмоцийМеханизмвосприятияипонимания эмоций, сопоставлениеэмоционального объекта с эмоциональным эталоном,который образовался в онтогенезе в результате собственного опыта переживания и восприятияданной эмоции; лучше всего эмоция распознается по мимике человека,хотя и пантомимика,и ситуация также влияют на распознаваниеЕ. И.Изотова, Е. В. Никифорова [4]РаспознаваниеДействие по осознанию того, что определенный массив элементов стимула или последовательность стимульных событий представляют определенный паттерн. За простым определением этого термина, однако, скрываются некоторые очень сложные теоретические проблемы, которые могут быть освещены постановкой нескольких простых вопросов: как человек распознает, что определенный наборлицевых движений является улыбкой, а не хмурым выражением лица…А. Ребер [5]ИдентификацияТермин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Г. М. Андреева [6]Идентификация эмоцийОдин из видов перцептивного действия, промежуточное звено между актом различения и опознанияГ. М. Андреева [7]Идентификация эмоцийОсобенность восприятия и опознания эмоций и эмоциональных состояний других людей. Сопоставление эмоционального объекта с эмоциональным эталоном с целью опознания данного объекта в контексте обобщенных эмоциональных значенийЕ. И.Изотова, Е. В. Никифорова [8]
Проанализировав данные таблицы, мы констатируем, что проблема эмоций и механизмов их распознавания сложна и неоднозначна. Общиммежду ключевыми понятиями проблемы может быть то, что все они являются частью социальноперцептивных способностей. Понимание, распознавание и идентификация могут рассматриваться в качестве механизмов, основанных на специфической основе восприятия мимики лица человека. Но чаще всего данные понятия имеют следующую трактовку: «понимание эмоций» рассматривается как способность, «распознавание»–как механизм восприятия и понимания, а «идентификация» –как механизм не только восприятия и понимания, но и познания партнера по общению. Понятие идентификация эмоций рассматривается нами в узком значении –как особенность восприятия и опознания эмоций и эмоциональных состояний других людей. В случае идентификации эмоций любое наблюдаемое эмоциональное явление сопоставляется с обобщенным эмоциональным эталоном. Его роль выполняют индивидуализированные представления об эмоциях как система знаний о причинах и проявлениях эмоций (когнитивная схема эмоций), полученных посредством эмоционального опыта. Известно, чтодля разных эмоций имеются свои оптимальные зоны идентификации. Так, выражение эмоций горя и страха в области глаз идентифицируется легче, чем в нижней части лица; экспрессивные характеристики гнева/спокойствия легко обнаруживаются в области лба/бровей(хотя,по данным К. Изарда,гнев–это единственная эмоция,опознание которой требует наличия мимических изменений во всех зонах лица одновременно); экспрессия радости,отвращения,сомнения максимально точно опознается по изменениям в нижней части лица [9]. В своем исследовании А. М. Щетинина подтверждает, что дети при восприятии эмоционального состояния человека опираются на мимическую выразительность лица: первоначально –на верхний экспрессивный паттерн (глаза, брови), затем –на нижний (рот, носогубная складка) [10]. Сложность процесса опознания (восприятия) эмоций состоит втом, что структура эталона меняется в зависимости от модальности эмоционального состояния. Способствовать преодолению данной трудности может выделение ведущего компонента экспрессивного поведения, входящего в структуру каждого эталона. Этим компонентом является мимика лица. Ориентация на мимику как на определяющий компонент экспрессии у взрослых и детей является ведущей. Согласно полученным результатам, точность идентификации мимических проявлений зависима от модальности демонстрируемой экспрессии, полноты мимических проявлений, локализации мимических изменений. Несмотря на многозначность и высокую индивидуализацию мимических изменений у человека, восприятие и идентификация им эмоций другого человека достаточно адекватны. Это объясняется тем, что эмоции человека имеют комплексное экспрессивное выражение (мимика, жесты, поведение, содержание речи и оттенки голоса, вегетативные изменения и пр.). Таким образом, в предмет восприятия и понимания как основы опознания (идентификации) эмоций «включается совокупность эмоциональных проявлений в целом, взятая в динамике. Различные экспрессивные элементы, действуя в одном направлении, дополняют друг друга, тем самым обеспечивая объективную основу однозначного отражения эмоции» (В. А. Барабанщиков, Т. Н. Малкова, 1988)[11]. Описывая факторы, которые влияют на успешность распознавания эмоций,можно отметить их значительное разнообразие. В первую очередь выделяют способностьчеловекаизвлекатьсемантическуюинформациюизпредставленного материала,конкретизироватьважныефакты,а затемобобщать,постигаятемсамымосновной смысл. В отличие от опознания собственной эмоции, где ведущим признаком является субъективное переживание эмоции, опознание эмоций других людей осуществляетсяв основномпо внешним проявлениям эмоций:мимике и позе,изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям. Для того чтобы распознать эмоцию другого человека по мимике лица,у человека должна присутствоватьтак называемая «когнитивная схема эмоций»,т. е. набор признаков, с помощью которых можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление совокупности наблюдаемых признаков со схемой позволяет идентифицировать эмоцию. При этом предполагается,как отмечает Е. П. Ильин, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятностной основе [12]. В. А. Лабунскаяпоказала, что у субъекта познания в процессе взаимодействия с другими людьми формируется система эталонов восприятия экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию,структуре, уровню обобщенности, типичности. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Таким образом,по мнению В. А. Лабунской,в общении будут более успешно распознавать эмоциональные состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризируют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику [13]. Г. М. Бреслав отмечает, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные отчеты [14]. Однако имеются свидетельства того, что значительная часть переработки информации происходит на невербальном,образном уровне,что дает основание при опознании эмоций использовать и цветовой тест. Также способность распознавать эмоции зависит от интеллектуального уровня. Так,В. А. Лабунскаявыявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом,эмоционально подвижные,больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также,что люди необщительные,эмоционально неустойчивые,с развитым образным мышлением,более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [15]. Проблеме распознавания и идентификации эмоций лицами с отклонениями в интеллектуальном развитии посвящены работы О. К. Агавелян, Д. В. Березиной,О.В. Защиринской, Е. В. Михайловой, С. Н. Сорокоумовой,Н. А. Першиной, Т.З.Стерниной, Л. Ф. Фатиховой, Л. А. Харисовой,Р. И. Хасановой,Н. Б. Шевченко,Л. М. Шипицыной и др.
В работах этих авторов было доказано, что лица этой категорииимеют специфику распознавания эмоций по сравнению с нормально развивающимися, что связано с нарушением познавательных процессов, недоразвитием эмоциональноволевой сферы. Идентификация эмоций, являясь необходимым компонентом межличностного взаимодействия, сказывается на социализации иинтеграции в обществе детей и подростков с нарушениями интеллекта. Подростковый возраст являетсясензитивнымдля формирования навыков и умений социального взаимодействия, что обусловлено ведущим видом деятельности данного периода (Д. Б. Эльконин). Эта закономерность верна и для подростков с умственной отсталостью(О. К. Агавелян, В. А. Варянян, А. П. Грозова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова, У. В. Ульенкова). Подростки с проблемами в развитии, включаясь в процесс общения, должны уметь понимать эмоциональные проявления и поведение другого человека, оценивать качества личности людей, ориентироваться в различных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт и принимать правильные решения в этих ситуациях. В своем исследовании Т. 3. Стернина, проанализировав данные литературных источников, указывает на то, что ряд отечественных и зарубежных авторов отмечают у ребенка с умственной отсталостью живость эмоций (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с поверхностностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у умственно отсталых детей частовозникают неадекватные эмоции и чувства. У отдельных детей наблюдается чрезмерная легкость и поверхностная оценкасерьезных жизненных событий [16]. По мнению О. К. Агавелян, несформированность навыков общения, отсутствие умения адекватно распознавать эмоции партнера по общению и правильно выстраивать линию поведения являются главной причиной дезадаптации подростков с проблемами в развитии в социальной среде [17]. По мнению У. В. Ульенковой, подростки с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в приобретении приемлемого социального статуса [18]. Примитивность интересов, недоразвитая речь, бедность представлений, поверхностность осмысления окружающего мира осложняют контакты подростков со сверстниками и взрослыми, вызывают трудности внутриколлективного общения (А.Д. Виноградова, В. А. Варянен). Необходимым условием для понимания психического состояния других людей и самого себя является адекватная идентификация эмоций. Благодаря этому велика значимость развития когнитивноперцептивных процессов у подростков, ив особенности приинтеллектуальной недостаточности. Именно в подростковом возрасте интенсивно формируется и расширяется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта [19]. Когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека (причинах эмоций и эмоциогенных ситуациях, экспрессивном эталоне эмоций различных модальностей, содержании различных эмоциональных переживаний). Развитие способности к пониманию внутреннего мира и формирует представления о таких невидимых аспектах реальности, как собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей. Таким образом, развитие способности к идентификации дает подростку возможность различать и распознавать эмоции и чувства, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением. Известно, что механизм идентификации на социальном уровне развивается в общении и прививается через присвоение ребенком идентифицирующего поведения путем подражания. Подростки с умственной отсталостью находятся в невыгодном положении, так каких специфические характеристикипрепятствуют спонтанному усвоению значительного числа умений и навыков. Формирование механизмов восприятия, понимания и познания партнера по общению, развитие когнитивноперцептивных процессов у подростков с умственной отсталостью требуют создания специальных условий и целенаправленных воздействий. Необходимость в решении данной задачи очевидна, так какдостижение социальнопсихологической адаптированности предполагает наличие опыта инавыков социального взаимодействия, среди которых особое место имеет процесс восприятия, понимания, распознавания и идентификации эмоций, обеспечивающих взаимопонимание и эффективность коммуникации.
Ссылки на источники1.КоролеваЮ. А. Деформации социальнопсихологической компетентности в контексте детерминант дизонтогенеза // Европейский журнал социальных наук. –2013. –№8. –С. 321–327. 2.Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте / Федер. агентство по образованию, Новгород. гос. унт им. Ярослава Мудрого. –Вел. Новгород: НовГУ, 2004. –132 с. 3.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. –М.: Академия, 2004.–304с. 4.Там же.5.Большой толковый психологический словарь / А. Ребер.–М.: Вече: АСТ, 2003. 6.АндрееваГ. М. Социальная психология. –М.: Аспект Пресс, 2001. 7.Там же.8.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.9.ИзардК. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 2001. 464 с. ЩетининаА. М.Указ. соч.11.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.12.ИльинЕ. П. Эмоции и чувства.–СПб.: Питер, 2001. –752 с. 13.ЛабунскаяВ. А. Экспрессия человека: общениеи межличностное познание.–Ростов н/Д: Феникс, 1999. –608с. 14.БреславГ. М. Психология эмоций. –М.: Смысл; Изд.центр «Академия», 2004. –544с. 15.ЛабунскаяВ. А.Указ. соч.16.СтернинаТ. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития // Дефектология. –1988. –№ 3. –С. 8–15. 17.АгавелянО. К. Социальноперцептивные особенности детей с нарушениями развития.–Челябинск, 1999. 18.Ульенкова У. В., ЛебедеваО. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведе. –М.: Изд.центр «Академия», 2002. 19.ИзотоваЕ. И., Никифорова Е. В.Указ. соч.GulfiyaSadykova,Masterstudentatthechairofspecialpsychology, OrenburgStatePedagogicalUniversity, Orenburggolfik88@mail. ruProblem of identification of emotions by adolescents with intellectual disabilityAbstract. The author gives the theoretical analysis of the problem of identifying, understanding and recognition of emotions by adolescents with intellectual disability. Keywords:identification of emotions, cognitiveperceptual processes, intellectual impairment.References1.Koroleva, Ju.A. (2013) “Deformaciisocial’nopsihologicheskojkompetentnostivkontekstedeterminantdizontogeneza”, Evropejskij zhurnal social’nyh nauk,№8, pp. 321–327(in Russiаn).2.Shhetinina, A.M. (2004) Socializacija i individualizacija v detskom vozraste,Feder. agentstvopoobrazovaniju, Novgor. gos. unt im. Jaroslava Mudrogo, Nov GU,Vel. Novgorod,132 p. (in Russiаn).3.
Izotova, E.I., Nikiforova,E.V. (2004) Jemocional’naja sfera rebenka: teorija i praktika,Akademija,Moscow,304p. (in Russiаn).4.Ibid.5.Reber, A.(2003)Bol’shoj tolkovyj psihologicheskij slovar’,Veche: AST, Moscow(in Russiаn).6.Andreeva, G.M. (2001) Social’naja psihologija,Aspekt Press, Moscow(in Russiаn).7.Ibid.8.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.9.Izard, K. (2001) Psihologija jemocij,Piter,St. Petersburg,464 p. (in Russiаn).10.Shhetinina, A. M.Op. cit.11.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.12.Il’in, E.P. (2001) Jemocii i chuvstva,Piter,St. Petersburg,752 p. (in Russiаn).13.
Labunskaja, V.A. (1999) Jekspressija cheloveka: obshhenie i mezhlichnostnoe poznanie,Feniks, Rostov n/D,608p. (in Russiаn).14.Breslav, G.M. (2004) Psihologija jemocij,Smysl; Izdatel’skij centr “Akademija”, Moscow,544p. (in Russiаn).15.Labunskaja, V. A.Op. cit.16.Sternina, T.Z. (1988) “Ponimanie jemocional’nyh sostojanij drugogo cheloveka det’mi s narushenijami umstvennogo razvitija”,Defektologija,№ 3, pp. 8–15 (in Russiаn).17.Agaveljan, O.K. (1999) Social’noperceptivnye osobennosti detej s narushenijami razvitija, Cheljabinsk(in Russiаn).18.Ul’enkova, U.V., Lebedeva, O.V. (2002) Organizacija i soderzhanie special’noj psihologicheskoj pomoshhi detjam s problemami v razvitii: Ucheb. Posobie dlja stud. Vyssh. ped. ucheb. Zavedeni,Izdatel’skij centr “Akademija”, Moscow(in Russiаn).19.Izotova, E. I., Nikiforova E. V.Op. cit.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Источник