Сочинение по демоверсии ЕГЭ 2022
Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.
Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
В класс заглянула Женя Румянцева:
— Сережа, можно тебя на минутку?
Я вышел в коридор.
— Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.
Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
— Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.
Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
Больше Женя не бывала с нами. Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло».
— Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!
С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
— Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.
В свой последний школьный день человек испытывает самые противоречивые чувства. Безусловно, это радостное волнение и ожидание чего-то особенного Мир за стенами школы кажется бесконечным и полным разнообразных возможностей. Однако выпускнику одновременно тревожно, ведь никто не знает, какая жизнь ждёт его впереди. Так, рассказчику кажется, что за прошедшие десять лет «будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано». Он узнаёт о том, что долгие годы нравился однокласснице Жене Румянцевой. Рассказчик понимает, что упустил драгоценное время, чувствует досаду и сожаление. Взросление всегда вызывает лёгкое чувство грусти, ведь прошлое необратимо и юность уже не вернуть.
Вступая во взрослую жизнь, выпускники всё-таки ощущают тесную связь с тем местом, где им было хорошо вместе со своими друзьями. Именно поэтому рассказчик не может забыть об уговоре с Женей. Он уже знал о смерти этой бесстрашной девушки, которая стала майором авиации, но всё-таки пришёл на встречу через десять лет в назначенное время и место. Рассказчик чувствовал «острое, щемящее беспокойство», и в этот момент ему захотелось остановить время и исправить ошибку юности. Он вспоминает последний школьный день и сожалеет об упущенном счастье. Оба аргумента дополняют друг друга: сначала люди мечтают как можно быстрее повзрослеть, а затем больше всего на свете желают вернуть прошедшие годы.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.
Нельзя не согласиться с мнением Ю.М. Нагибина. Действительно, с возрастом люди часто грезят о прошлом и мечтают изменить некоторые события, повлиявшие на их настоящее. Так, например, главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев раскаивается во многих совершённых им поступках и чувствует муки совести. Однако именно эти ошибки, сделанные в юности, закалили его характер и повлияли на его мировоззрение.
Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.
Источник
«Проблема искренности человеческих чувств» (ЕГЭ по русскому)
Доводилось ли вам бывать в таком положении, когда испытываете сильные чувства, но боитесь в них признаться. Открыться человеку, рождающему в вас это животрепещущее состояние. Конечно, каждый из нас бывал в такой ситуации и точно ощущал это на себе, но что побуждает людей быть фальшивыми? Наверное, страх непринятия или неуверенность в себе берут верх над самовыражением. Именно с этим связана поднятая автором проблема искренности человеческих чувств.
Размышляя над поставленном вопросом, писатель повествует нам о рассказчике, вспоминающем свое детство. Идя по парку с отцом, он услышал пронзительный громкий голос, кличущий его по имени. Мальчишке никак не удавалось припомнить, что это за особа, после чего папа воскликнул: «Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!» Она, подпрыгивала и улыбалась так, будто была осчастливлена встречей.
Парень признает, что так радостно его еще никто не встречал и вообще, это было очень приятно для него, однако, мальчик решил скрыть свои эмоции и бросил лишь пару слов: «Подумаешь, важность! Стоит из-за этого так орать?» По всей видимости, ему так польстила ее реакция, что он решил скрыть свои истинные эмоции, показавшись сдержанным. Так автор демонстрирует нам, как ущемляя свои эмоции, мы передаем совсем не то, что ощущаем, вводя в заблуждение и себя, и окружающих. Также важен эпизод, в котором молодой человек повествует об еще одном сильном воспоминании, связанным с Таней. Однажды она выступала в школе с акробатическими этюдами, а после и вовсе запела чистым голоском. В тот момент мальчик взглянул на нее, подумав о том, как она прекрасна и отвел глаза. К сожалению, он так и не выразил своих чувств к этой девочке, не сказав ей ни о том, что ему было приятно услышать ее в парке, ни о том, какие ощущения она вызывала в нем, будучи уже одноклассниками в школе. Так, оказавшись уже взрослым, он вспоминает о Тане, размышляя о вопросе, всплывающем в его голове: «Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке?» Это по сей день остается загадкой.
Авторская позиция предельно ясна. Он убежден: не следует скрывать и стесняться своих искренних чувств, ведь они могут привести нас к истинному счастью.
Я абсолютно согласна с мнением писателя. Ведь мы так часто теряем желаемое, ограничиваем себя в ощущении того самого счастья только из- за того, что в какие- то моменты боимся быть искренними.
В заключение хотелось бы сказать, что людям следует научиться доносить до людей свои чувства и эмоции такими, какие они есть, не скрывая их.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Проблема проявления эмоций егэ
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
C12.1. Какие нравственные ценности заключает в себе любовная лирика А. С. Пушкина?
C12.2. Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
C12.3. Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
12.4. Как в поэзии Сергея Есенина решается проблема быстротечности жизни?
Комментарии к сочинениям
C12.1. Какие нравственные ценности заключает в себе любовная лирика А. С. Пушкина?
Тема любви к женщине звучит во многих произведениях Пушкина и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.). Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит «язык сердца», являются немало стихотворений. Среди них «Признание» («Я вас люблю — хоть я бешусь. »), «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» и другие. Любовная лирика Пушкина не связана с конкретной личностью, а выявляет философские раздумья поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил.
C12.2. Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)
Мотив совершенной замкнутости калиновского мира постоянно нагнетается по ходу пьесы. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. О своем прошлом они сохранили только смутные, утратившие связь и смысл, предания. Жизнь в Калинове замирает, иссякает, о прошлом забыто, новости из большого мира приносит им странница Феклуша. Композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха, представляющие собой два полюса калиновского мира. Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна — греху нет прощения, и о милосердии они обе не вспоминают. Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада. Жизнь она воспринимает как церемониал, и ей страшно подумать о давно исчезнувшем, отлетевшем духе этой формы. На примере Катерины Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого основана на любви, на мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде. Катерина и чувствует по-новому, уже не по-калиновски, хоть и не отдает себе в этом отчета. У Кабанихи (и в этом они с Катериной похожи) нет никаких сомнений в моральной правоте отношений патриархального быта, но уверенности в их нерушимости также нет. Для Кабанихи публичное признание Катерины — страшный удар, к которому вскоре присоединяется опять-таки открытый, на людях, бунт ее сына. В финале «Грозы» не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.
C12.3. Какова роль композиции в раскрытии главной идеи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей. Герои первой (Ларра) и третьей (Данко) новелл являются по характерам противоположными друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано, что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим. Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.
Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.
12.4. Как в поэзии Сергея Есенина решается проблема быстротечности жизни?
Жизнь человеческая быстротечна. Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле. Стихотворения, поднимающие эти вопросы, относят к философской лирике.
Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь коротка, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть, —
говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями Источник |