Природа помогает выразить настроение лирического героя

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Тема : «Природа»

Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.

1.А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом»

Сила чувств лирического героя созвучна с пробуждающейся природой. Радость, счастье, любовь испытывает человек, видя вокруг красоту природы, его сердце просто переполнено радостью жизни. Душа его счастлива.

Текст 2.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

Природа в стихах поэта — живая, она очеловечена, имеет свою душу, язык. Человек должен научиться понимать её, жить с ней в гармонии, это сделает его счастливым. Поэту горько, что многие люди не видят, не слышат природы, они немы. Их ничто, даже голос матери, не встревожит. Неумение видеть красоту природы, прислушиваться в ней приводит к душевной чёрствости, бессердечности.

Текст 3.С.А.Есенин «Клён ты мой опавший…»

Поэт олицетворяет природу, говорит с клёном, видит много похожего в судьбах. Только он ещё не опавший, как клён, « а вовсю зелёный», молодой, полный сил и желания жить. Поэт словно ищет утешения и дружеского участия у природы. Чувствуется грусть, которую испытывает лирический герой, непонимание окружающих, если он , как к другу, обращается к клёну, беседует с ним.

Общее.

Поэты восхищаются красотой природы, одухотворяют её. Природа созвучна внутреннему настроению человека. Любое состояние можно ярче почувствовать на лоне природы. Она и успокоит, и вдохновит, и даст силы человеку. Единение с природой делает человека счастливым.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой

1.М.Ю.Лермонтов «Тучи»

Многого похожего в своей судьбе с тучами видел поэт .Прежде всего, это одиночество и нахождение вдали от Родины. Но разница в том, что тучи сами выбрали этот путь, нет у них Родины, а поэт тоскует по родине, сердце его переполнено болью. Непонимание окружающих, тоску и одиночество — вот что испытывал поэт. Наблюдение за одиноко и свободно плывущими по небу тучами, равнодушными, холодными, ещё более усиливают эти чувства.

Текст Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились»

Человек – часть природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».

Текст 3.А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Весна для А.Ахматовой — время переживаний, переосмысления прошлого, надежды на будущее. Дни предчувствия весны — это дни ожидания изменений в судьбе, ощущение лёгкости, когда всё вокруг кажется иным, воспринимается иначе. «И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь». Весна — ожидание изменений в жизни, обновления, такого же, как и в природе.

Текст Общее.

Природа помогает человеку острее чувствовать, воспринимать жизнь и всё происходящее — от тоски и одиночества до радости и счастья. Природа созвучна любому состоянию человека. Ощущение одиночества и тоски, восхищения и ожидания – всё усиливается картинами природы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Природа помогает выразить настроение лирического героя

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

#литература_практика_c4 #Рубцов_егэ
Вопрос: В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Зимняя песня»?

Читайте также:  Ученые сша оценили потери бюджета связанные с устранением последствий стресса

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ:
1.Русские поэты часто обращались в своём творчестве к осмыслению природы и её значения для человека. Например, неразрывная связь человека и природы отображается в стихотворении «Учись у них — у дуба, у берёзы…» А.А.Фета. Поэт призывает людей учиться у природы, находить в ней истины, помогающие осмыслить смысл жизни, обрести себя в мире. Точно так же, как и Н.М.Рубцов, А.А.Фет видит в природе истинную гармонию. Он олицетворяет природу, отождествляет её с душой человека. И в «Зимней песне» Н.М.Рубцова, и в стихотворении А.А.Фета природа становится источником духовной силы для преодоления жизненных трудностей.
Человек и природа тесно взаимосвязаны и в стихотворении С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…». Природа становится отражением чувств и настроения лирического героя. Осень предстаёт символом увядания, в том числе и душевного. В стихотворениях С.А.Есенина и Н.М.Рубцова природа и человек сближаются, сливаются в едином настроении, едином порыве чувств. Однако эти настроения различны: в «Зимней песне» звучит жизнеутверждающее начало, надежда, в то время как в стихотворении С.А.Есенина природа отражает печальное настроение, говорит о мимолётности человеческой жизни.

2.В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Зимняя песня»?
Человек и природа в их нерасторжимой связи часто изображались русскими поэтами.
Примером может послужить стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». В нем лирическому герою природа дает духовные силы, разглаживает «морщины на челе». Стихотворения Рубцова и Лермонтова схожи тем, что в обоих случаях природа дарит человеку умиротворение, в результате которого он постигает новый смысл жизни. В «Зимней ночи» герой радостно восклицает: «Трудное, трудное – всё забывается,
Светлые звёзды горят!» — а у Лермонтова задумчиво говорит: «…в небесах я вижу Бога…»
Тесно связаны человек и природа и в стихотворении Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать. ». В самом его названии отчетливо видится влияние природы на лирического героя. У Пастернака обновление окружающего мира – наступление весны – вызывает пробуждение поэзии и способность слагать стихи навзрыд, у Рубцова – пробуждение надежд на новую, лучшую жизнь. Таким образом, стихотворения роднит то, что в них природа благотворно, исцеляющее влияет на душевное состояние героя.
Такое освещение дают Рубцов, Лермонтов и Пастернак теме природы и человека.

3.Кроме стихотворения «Зимняя песня», связь человека и природы отображена в произведениях А.С. Пушкина «Вновь я посетил..» и М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. «.
В стихотворении Пушкина ярко выражено чувство любви лирического героя к покинутым местам. Как и герой произведения Рубцова, «изгнанник» готов забыть тяжелое прошлое ради прекрасного будущего. Риторические восклицания в стихотворении, как и риторические вопросы героя произведения «Зимняя песня», выражают радость перемены в жизни: «Здравствуй, племя\\ Младое, незнакомое!». Также сближение лирических героев с природой происходит естественно: уже в начальной строке ( «. Вновь я посетил..») Пушкин с помощью умолчания вводит такой же образ окружающего мира, какой создает Рубцов «певучими» повторами(«Светятся тихие, светятся чудные..»).
В стихотворении Лермонтова пейзаж показан игривым и одухотворенным, в отличие от «зимней ночи» в произведении Рубцова. Однако, подобно лирическому герою стихотворения «Зимняя песня», лирическое «я» «сына страданья» после пережитого несчастья обретает гармонию в окружающем его мире. Из-за этого герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..» начинает видеть Бога в небесах, как герой произведения Рубцова — счастье. Также оба автора изобразили природу способной менять жизни людей: эпитеты, характеризующие окружающий мир(«серебристый», «мирный», «студеный») означены стремлением героя Лермонтова к покою, сравнимому с чувством, благодаря которому Рубцов раскрасил зимнюю ночь эпитетом «тихая».
Таким образом, во всех произведениях связь человека и природы неразрывна. Лирические герои Рубцова, Пушкина и Лермонтова счастливы от единения с окружающим миром.

Читайте также:  Что для тебя взаимное чувств

Источник

Природа помогает выразить настроение лирического героя

повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,

понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь ими, дивитесь !

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока необычная:

Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»

Вы уже прочитали наши цели?

Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?

Повторение ранее изученного

Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.

— Что такое лирика как род литературы?

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

— Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

— Что означает выражение «настроение лирического героя»?

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

Через изобразительно-выразительные средства

Изучение нового материала.

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .

Что для этого мы должны сделать?

(назвать термины и дать определения)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

Применим полученные знания на практике.

Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.

Какова цель этого задания?

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов

8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!

9. Намокшая воробушком

10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына

11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин

12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

13. Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

Читайте также:  Какое значение для эффективности конструктивности общения имеют эмоциональные состояния человека

Анафора (одинаковое начало строк)

Обратимся к тексту

« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.

2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,

3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .

Где потребуются полученные знания?

Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.

При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

  • стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..

Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?

Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.

Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

Подведём итоги урока.

Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:

— Что описывают поэты?

— Чем рисуют поэтические образы?

— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

— Чему вы научились?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

— Как вы их преодолевали?

Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Источник

Оцените статью