- ОРГАН ЧУВСТВ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 2 Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию. Зрительную информацию о предмете можно получить, даже. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » 2 Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию. Зрительную информацию о предмете можно получить, даже.» — Транскрипт:
ОРГАН ЧУВСТВ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ.
«Всегда во рту, а не проглотишь»
Природа одарила человека пятью органами чувств:
3.Вкус – вкусовые ощущения
5.Осязание – тактильные ощущения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maryana.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАН ЧУВСТВ И СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ.
«Всегда во рту, а не проглотишь»
Природа одарила человека пятью органами чувств:
3.Вкус – вкусовые ощущения
5.Осязание – тактильные ощущения.
Для чего человеку язык?
Чтобы его высовывать и дразниться. Можно делать еще кое-что. Что именно?
Язык – орган вкуса. Основных вкусов всего четыре. Язык помогает различать вкус. Вкусовые сосочки на поверхности языка передают сигналы в мозг: сладкое, кислое, соленое, горькое. Но всем богатством оттенков вкуса мы обязаны обонянию. Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в процессе речи.
Можно чувствовать вкус разных веществ ( опыт с сахаром, солью, лимонной кислотой). Сладкое мы чувствуем кончиком языка, кислое и соленое – боковыми частями, а горькое – корнем языка. Язык помогает не только почувствовать вкус, но и понять – полезен или вреден этот продукт ( опыт с острым и сладким кетчупом). Продукты, количество которых должно быть небольшим в пище, мы различаем по своеобразному вкусу – перец, чеснок, соль, сахар и т.д. А несъедобные или вредные продукты имеют неприятный или резкий вкус. При попадании в рот испорченных, вредных для организма веществ они рефлекторно удаляются из организма выплевыванием. Язык помогает нам перерабатывать пищу во рту (жевание, смачивание слюной).
Как беречь органы вкуса?
— Чистить зубы, язык и щеки два раза в день (утром и вечером)
— После приема пищи прополоскать рот
— Нельзя есть горячую пищу
— Не брать в рот острые предметы.
Язык – слово многозначное . Это не только то, чем и как мы чувствуем еду, но и способность людей говорить и произносить слова с помощью языка, губ и рта. Язык – это и важнейшее средство общения, при помощи которого мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся с вопросом, передаем и получаем информацию. Язык – это коллективный опыт, результат многовекового творчества народа, память народа. Язык – один из важнейших факторов национальной культуры; он образует «языковые очки», «картину мира», через которые человек смотрит на реальность, оценивает ее и выстраивает свое взаимодействие с миром. Язык организует, создает речь, а речь медленно обогащает и изменяет язык. Язык – это наш друг и наш враг. В мире насчитывается большое количество языков. По разным подсчетам, в настоящее время ученые выделяют от 2,5 тыс. до 5 тыс. языков. Наука о языке называется языкознанием или лингвистикой.
Как появился язык? Очень-очень давно люди не умели говорить, а могли только, как животные издавать звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. Но все-таки они отличались от животных: ходили на двух ногах, пользовались палкой и камнем. Даже научились острые осколки камней использовать как нож, а заостренную палку как копье. Но людям необходимо было договориться об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды. Так люди научились общаться жестами. Каждый жест имел свое значение – так появился язык жестов. Язык жестов – один из этапов появления устной речи. Этот язык создавался постепенно и не случайно. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (радость, восторг) и т.д.
Сколько языков знаете вы? Сколько бы языков вы ни знали, вы даже не догадываетесь о том, что кроме этого знаете еще один язык, которым вы пользуетесь. И это ЯЗЫК ЖЕСТОВ . Он нужен, чтобы общаться. Это очень древний язык, но он с нами до сих пор. Почему? Ведь люди давным–давно научились читать и писать. Оказывается, нам этот язык все еще нужен: по жестам можно определить характер человека, даже уровень его воспитанности. Мы им пользуемся, когда хотим выразить сильные чувства (радость, ярость), когда мы общаемся не только с себе подобными, но и с животными. И когда мы хотим усилить впечатление от нашей речи. Мы можем с помощью этого языка общаться с людьми, которые лишены речи (немыми). В некоторых профессиях язык жестов – основной язык, например, у летчиков, инспекторов ГИБДД. Существует даже целое направление в искусстве – пантомима, т.е. искусство изображения с помощью жестов. В Москве существует уникальный театр, в котором играют актеры на языке жестов.
Язык жестов до сих пор используется не только при необходимости (если собеседник лишен слуха или не знает языка, на котором к нему обращаются). Есть на Земле племена, которые обращаются к языку жестов в определенных ситуациях по традиции, по обычаю. Например, в одном из африканских племен детям не разрешается разговаривать, пока им не исполнится пять лет, — говорить могут только взрослые. А если ребенка нужно чему-то научить, то ему показывают, как и что нужно делать, не сопровождая этот показ речью. Только жестами пользуются в дни траура некоторые из австралийских аборигенов. Поэтому женщины этих племен, потеряв мужа, иногда не произносят больше ни слова за всю оставшуюся жизнь.
По мнению известных психологов, при разговоре значимость слов составляет 7%, интонации – 38%, а на жесты и мимику приходится 55%. Действительно, при общении друг с другом (хотим того или нет) мы используем мимику и жесты. Чтобы правильно общаться, понимать друг друга при разговоре, надо знать язык жестов. В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Жест – это средство коммуникации (общения). Чтобы повысить свои коммуникативные способности, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов.
Особую роль в жесте играет кисть руки. В книге Р. Славского «Искусство пантомимы» написано: «Кисть руки – душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает». Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем 1 раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180, русский – 40 раз.
Язык жестов очень важен и для учеников: чтобы лучше понимать учителей, друзей – одноклассников и своих родителей.
Из научной литературы и других источников информации мы узнали, что жестов существует огромное множество: жесты радости и горя; приветствия и прощания; извинения и отказа (запрета); жесты этикета; угрозы и знакомства; согласия и отказа; профессиональные (дрессировщики, инспекторы ГАИ, летчики) и специальные (сурдопереводчики); физиологические (потягивание, зевание, боль в животе или сердце), бытовые поведенческие школьные (поднятая рука, встать при появлении учителя) и учебные школьные (зашифрованные лингвистические понятия и правила). Кроме того их можно разделить на вежливые и некультурные, древние и современные, иностранные и русские. Кроме того, существует специальный язык для людей лишенных слуха и речи. Этот язык мы видим в телепередачах, где его показывают с помощью рук сурдопереводчики. А учителя, которые работают с такими детьми, называются сурдопедагоги. Они учат глухих детей общаться с миром при помощи этого языка.
Что еще с помощью языка можно делать, расскажет ЯЗЫКАРИЯ или Правила пользования выражениями о языке.
1 правило . Если у вас язык заплетается ( не можете ясно сказать что — либо ), то лучше держать язык на привязи ( не болтать лишнего ). Иначе потом будете корить себя: « Черт дернул меня за язык » ( сожалеть о сказанном).
2 правило . Если кто-то будет чесать языки ( сплетничать о вашем друге), следует наступить им на язык ( заставить молчать ). И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала ( быстро и бесследно исчезли ).
3 правило . Если же вы сами попадете на язык ( станете предметом пересудов) злым языкам ( сплетникам ), то не бегайте от них, высунув язык (очень быстро ). А скажите им прямо в глаза: « Типун вам на язык !» ( сердитое пожелание злому болтуну ).
4 правило. Когда вы захотите найти общий язык ( достигнуть взаимопонимания ) с незнакомым человеком, то не надо тянуть его за язык ( вынуждать высказываться ). Может быть, у него язык на плече ? ( очень устал) . Лучше прикусить язык (помолчать ) и дать человеку отдохнуть.
Изучив эти правила, вы овладеете ЯЗЫКАРИЕЙ, и ваш язык всегда будет
ЗВОНКИЙ ЛЕГКИЙ, МЕЛОДИЧНЫЙ, ПЛАВНЫЙ, ЗВУЧНЫЙ, ЛАКОНИЧНЫЙ, БЕЗУПРЕЧНЫЙ, ОСТРЫЙ, СТРАСТНЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ Я З Ы К А СТ Ы Й !
Учитесь использовать язык жестов в общении друг с другом! Общайтесь так, чтобы это приносило радость, спокойствие и уважение. И тогда общение с вами будет легким и приятным.
Источник
2 Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию. Зрительную информацию о предмете можно получить, даже. — презентация
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » 2 Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию. Зрительную информацию о предмете можно получить, даже.» — Транскрипт:
2 2 Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию. Зрительную информацию о предмете можно получить, даже не прикасаясь к нему. Когда светло, человек, в первую очередь, воспринимает и использует зрительную информацию. Во вторую очередь звуковую (слуховую). Звуковая информация тоже играет большую роль в жизни человека. Особенно в темноте. Так, в тёмной комнате мы прислушиваемся ко всем звукам, получаем информацию с помощью органов слуха. По запаху можно издалека определить, что готовится на кухне: щи или гречневая каша. Даже с завязанными глазами обонятельная информация позволяет человеку отличить розу от ландыша, не прикасаясь к ним. Осязательную информацию мы получаем, только прикоснувшись к предмету. Прикоснувшись, можем узнать, какой этот предмет: горячий, как печка или холодный, как снег, гладкий, как лед или шершавый как язык у кошки. Вкусовую информацию тоже нельзя получить на расстоянии. Например, вкус пищи можно узнать с помощью языка, если положить её в рот.
3 3 Чтобы передавать информацию друг другу о своих ощущениях, люди дали им свои названия. Например, пища на вкус бывает сладкой, кислой, соленой, горькой. Запах тоже бывает сладкий, горький или кислый. Про запахи ещё говорят: стойкий, слабый, сильный, резкий. Запахи бывают приятные и неприятные. Описывая восприятие зрительной информации, люди используют слова: яркий, красочный, большой и другие. Звуки бывают резкие, громкие, мелодичные, высокие, низкие. Кожа человека воспринимает тепло или холод, мягкость, жесткость, шершавость или гладкость предметов, колкость шипов розы и многое другое. Отсюда и названия осязательных (тактильных) ощущений: мяг кий, жесткий, горячий, холодный. Информацию человек получает с помощью органов чувств. Органы чувств это глаза, уши, нос, язык, кожа. А зачем человеку несколько органов чувств? Рассмотрим несколько примеров из жизни. Мама приготовила ужин для Пети и Насти. Пете она сварила кашу, Насте пельмени и поставила тарелки на стол. Внезапно в доме погас свет. Но дети не растерялись и нашли каждый свою тарелку по запаху. Попробовав еду на вкус, они поняли, что не ошиблись. В этом примере дети не могли воспользоваться органом зрения (глазами), но им пришли на помощь органы обоняния (нос) и вкуса (язык).
4 4 Другой пример. Однажды зимой Ваня пошёл гулять. Дети лепили снежную бабу во дворе и Ваня с ними. А Ванина бабушка готовила на кухне обед и из окна любовалась снежной бабой. Она хотела похвалить детей, но знала, что дети не услышат её через стекло. Бабушка попыталась выразить свои чувства знаками, но дети её не поняли. Одной только зрительной информации оказалось недостаточно. Ещё один пример. Оля осталась дома одна. Кто-то постучал в дверь. «Кто там?», спросила Оля. «Это я», ответили за дверью. Оля не узнала, чей это голос, и не захотела открывать. А за дверью стояла её тётя, мамина сестра. Таким образом, одной только звуковой информации бывает недостаточно. Получив ещё и зрительную информацию, девочка смогла бы принять правильное решение открыть дверь своей тёте.
5 5 О чём эти примеры напомнили нам? О том, что для принятия правильного решения, обеспечивающего, в первую очередь, нашу безопасность, нам необходима информация разных видов, воспринимаемая с помощью разных органов чувств. В одних случаях нам не обойтись без зрения, в других без слуха. Вместе с тем, часто мы можем воспользоваться для принятия решения, например, обонянием вместо зрения. Решение человек принимает, используя информацию разных видов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную. Главное, что мы должны понять и запомнить 1.Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов. 2.Для принятия правильного решения, человеку необходимы несколько органов чувств: это глаза, уши, язык, кожа, нос.
6 6 ИСТОЧНИКИ И ПРИЁМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Чтобы понять, что такое источник информации, и что такое приёмник информации, рассмотрим пример. Андрей и Сергей встретились после каникул. По очереди мальчики рассказывали друг другу, как они провели лето. Когда говорил Андрей, он являлся источником информации для Сергея, который его слушал и понимал. Потом Андрей с интересом слушал Сергея. Теперь он был приёмником информации, а Сергей источником информации для него. Таким образом, во время общения люди по очереди выступают то в роли источника, то в роли приёмника информации. Во время общения двух людей человек, который что-то рассказывает, это источник информации, а тот, кто слушает и понимает, приёмник информации.
7 7 Источником информации может служить книга для тех, кто умеет читать. Книги бывают разные: учебники, задачники, справочники, энциклопедии, художественная литература и другие. Учебники являются источниками информации для школьников и студентов, то есть для всех людей, которые учатся. Книга источник информации для читающего её человека. Читающий книгу человек приёмник информации. В справочниках и энциклопедиях можно найти необходимую информацию о предметах и явлениях. В справочниках приводятся краткие сведения. В энциклопедиях даны более подробные сведения с иллюстрациями (рисунками или схемами). Рассмотрим пример. Бабушка читает маленькому Саше сказки, потому что сам он читать ещё не умеет. Саша очень любит сказки в стихах, которые написал Александр Сергеевич Пушкин. Но больше всех ему нравится «Сказка о рыбаке и рыбке».
8 8 Рассмотрим внимательно, кто в этом примере является источником информации, а кто приёмником. Книга для мальчика не является источником информации, так как он её не читает. Книгу ему читает бабушка. Таким образом, книга источник информации для бабушки, а бабушка приёмник информации. Бабушка источник информации для Саши, Саша приёмник информации. Читая сказку, бабушка воспринимает зрительную информацию (текст в книге). Саша слушает бабушкину речь и воспринимает информацию на слух, то есть получает слуховую информацию. Саша и бабушка получают информацию разных видов, потому что они имеют разные источники информации: для бабушки источником информации является книга, а для Саши бабушка. Интересным и важным является тот факт, что, хотя и из разных источников, но и бабушка, и внук воспринимают одну и ту же информацию: про старика, Золотую рыбку и жадную старуху.
9 9 Из разных источников можно получить одну и ту же информацию. Природа является источником информации для наблюдающего за ней человека. Информацию человек может получить от таких источников, как солнце, звезды, небо и облака, горы, деревья, реки и озёра, животные, птицы и рыбы. То, что человек видит, это источник зрительной информации. Тот, кого он слышит, это источник звуковой информации. Лимон может быть источником зрительной, обонятельной, вкусовой или осязательной информации. Звезды на небе являются источником только зрительной информации. Соловей, который поёт в парке, источник звуковой информации для того, кто его слышит. А прекрасная, но колючая роза может являться источником и зрительной, и обонятельной, и осязательной информации.
10 10 Вот воробей купается в луже после дождя и радостно чирикает. Он для наблюдателей источник информации различных видов. Наблюдая за птичкой, мы получаем и зрительную, и звуковую информацию. Грохочущий водопад, шелестящая листва, поющий соловей, воющий ветер всё это может быть природными, то есть естественными источниками информации. Природные явления могут являться источниками информации. Всё, что создано руками человека, может быть искусственным источником информации. Так, мамины духи это искусственный источник запаха для того, кто их нюхает, в отличие от цветов, ягод и фруктов, которые являются в этом случае источниками естественных запахов. Картина с изображённым на ней морем это искусственный источник зрительной информации для того, кто смотрит на картину, в отличие от настоящего моря, которое является естественным источником зрительной информации.
11 11 Различные звучащие устройства, такие как звенящий колокол, гудящий пылесос, гремящий колесами трамвай, радио, патефон, магнитофон, компьютер, могут быть искусственными источниками звуковой информации. Телевизор, газеты, книги, компьютер могут быть искусственными источниками информации для человека. Устройства, созданные человеком, могут являться источниками информации. Не всегда можно отличить, из какого источника мы получаем информацию искусственного или естественного. Например, трудно определить, естественные или искусственные звуки мы слышим, если пение птиц или голос человека записаны на магнитную ленту, а потом воспроизведены с помощью магнитофона.
12 12 Главное, что мы должны понять и запомнить 1.От источников информации мы получаем информацию (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую). 2.Источники информации бывают естественными (природными) и искусственными (созданными руками человека).
Источник