Природа эмоции сознание или бессознательное

Природа эмоции сознание или бессознательное

Сознание — особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Сознание обеспечивает разумное, целенаправленное поведение человека, которое основано на понимании законов объективного (реально-существующего) мира.

Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:

· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)

· Возникновение языка (речь)

В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.

С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.

Артур Владимирович Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:

1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

З). Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К.Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К.Маркс писал: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всею общественные, отношения, в которые включен человек».

  • познание
  • переживание
  • отношение к миру
  • рефлексия
  • регуляция поведения

Сознание, бессознательное — и все, что между ними

На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:

  • неосознаваемое (информация, которой нет в памяти или сознании, но она необходима для физической или психической активности, например, информация, контролирующая сердцебиение или давление крови).
  • предсознательное содержит все знания человека. Эту информацию человек «забывает», если она не нужна ему в данный момент, но может извлечь ее, когда потребуется. Если я спрошу вас, что вы ели вчера на обед, в вашем предсознательном откроется нужная папка, и искомая информация перейдет в ваше сознательное распоряжение. Вам не нужно постоянно помнить ваше меню, ноесли вас спрашивают, вы легко можете дать ответ.
  • подсознание хранит информацию, которая не представлена в сознании, может быть вызвана специальными средствами с помощью процедур осознания. Отличие от предсознательного в том, что сведения о вчерашнем обеде когда-то прошли через ваше сознание, а «секретная служба» отвечает за неизвестную для самого человека информацию. Например, под гипнозом бывший пациент хирурга может в деталях воспроизвести разговоры, происходившие в операционной, пока он был «без сознания», и которые совершенно не помнил наяву.
  • бессознатель

    Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса (Ю. Б. Гиппенрейтер)

    неосознаваемые механизмы сознательных действий

    неосознаваемые побудители сознательных действий

    а) неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («механическая работа», при которой голова остается «свободной»). Бывают:

    (автоматические действия, процессы никогда не осознавались) Примеры: врожденные акты:

    — ходьба и другие

    (автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться)

    1. действие начинает осуществляться быстро и точно

    2. происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

    — игра на фортепиано

    ( путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство)

    б) явления неосознаваемой установки

    советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.

    Установка — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

    Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установкак периоду, который ему предшествует.

    (- ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.;

    -спринтер на старте в состоянии готовности к рывку.

    • перцептивная установка (органы чувств участвуют)

    «у страха глаза велики» — сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, тогда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи.

    (решение математического примера )

    В явлениях неосознаваемой установки ученые увидели существование особой, «досознательной», формы психики – это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.

    в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий — просто сопровождают действия – это непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика и вегетативные реакции (слезы, дрожь, изменения зрачка).

    Пример: Человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

    1. эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.

    2. они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, желаний, мыслей и т. д.

    Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.) создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:

    2. предсознание (скрытые

    знания — знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют)

    Свойства бессознательных представлений:

    — они с трудом переходят в сознание

    Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.

    По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

    Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

    ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)

    Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.

    1. субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательный же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.

    2. неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

    Примеры «надсознательных» процессов:

    -процессы творческого мышления,

    -процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,

    -кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

    Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на эти процессы, был американский психолог и философ Уильям Джемс .

    Вывод : сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.

    Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

    Источник

    Природа эмоции сознание или бессознательное

    Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

    Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

    Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

    Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

    Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

    Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

    Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

    Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

    Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

    Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

    Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

    Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

    Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

    Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

    Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

    К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

    По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

    Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

    Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

    – когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

    – когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

    – когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

    – когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

    B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

    Источник

Оцените статью