В чем заключается противоречивость в образе Базарова
В романе «Отцы и дети» Тургенев создает противоречивый образ Евгения Васильевича Базарова. Противоречивость образа Базарова заключается в том, что изначально персонаж отрицает все на свете, но в дальнейшем любовь и смерть одолевают героя, и он начинает признавать существование того, что отрицал.
Автор изображает новое сословие разночинцев, к которому принадлежит главный герой. Даже имя героя противоречиво, имя Евгений означает благородный, а фамилия героя Базаров ассоциируется с шумом, гамом и беспорядком.
Конфликт романа заключается в противоречиях между людьми разных взглядов, отражен в поведение, во внешнем облике, манере разговаривать и в системе ценностей героев. В экспозиции Тургенев создает Базарова — нигилиста. Все его действия не приемлемы для традиционного образа жизни Кирсанова. Показательным является эпизод, когда Базаров перебивает Николая Петровича, когда тот начинает цитировать Пушкина.
В десятой главе писатель описывает беседу Кирсановых с Базаровым. В данной сцене главный герой четко формулирует свою позицию, что он отрицает все: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров.- В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Для него не существует никаких чувств, природа же является не храмом, а мастерской. Автор показывает недоумение братьев Кирсановых от такого заявления: «Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал…»
В седьмой главе Базаров и читатели узнают историю Павла Петровича Кирсанова. Именно этот герой является главным оппонентом Евгения Базарова. Тургенев создает этого героя, как либерала романтика. Павел Петрович «всю свою жизнь поставил на карту женской любви». Для Базарова это не приемлемо. Главный герой называет это «дурью».
Но в течение романа взгляды главного героя меняются. Это происходит из-за встречи с Анной Сергеевной Одинцовой. Тургенев создает образ, в который способен влюбится Евгений Базаров.
Кульминацией романа является объяснение Базарова с Одинцовой. Главный герой признается в любви, но получает отказ. В этом эпизоде читатель понимает, что взгляды героя изменяются, и Базаров уже не нигилист, он не может отрицать чувство, которое испытывает сам.
Полюбив Одинцову, главный герой тем самым опроверг собственные теории и взгляды. Теперь он не может заниматься наукой, его мысли занимает чувство, которое он совсем недавно отрицал. Через короткое время после отъезда из Никольского, он снова возвращается обратно. Это можно оценить, как поступок влюбленного мальчишки. Он мечтает увидеть любимую и мечтает о счастье. Но новое объяснение с Одинцовой не приносит успокоения, и герой ищет спокойствия у природы. Теперь природа не является мастерской, а предстает для героя храмом.
Его отношение меняется не только к природе, но и к родителям. Когда Базаров возвращается домой второй раз, он чувствует их потребность в сыне, и теперь «перестал запираться», «бродил по огороду» с отцом. Хотя во время первого визита избегал общества своих родителей. На смертном одре Базаров призывает отца к Богу, и прощается с матерью, используя поэтические образа. Автор показывает героя перед смертью, как человека, тонко чувствующего боль близких людей, признающего свои ошибки и понимающего, что России не нужны нигилисты, да и он сам не нужен. Базаров говорит, что нужен только своим родителям.
Образ Базарова противоречив, потому что Тургенев заставляет своего героя измениться в течение романа. Главный герой смог полюбить, понять чувство родных и принять Бога. Евгений Базаров смог осознать свою ошибку и признаться в ней.
Если вам понравилась это сочинение, то возможно понравится и наш ЕГЭ портал. На нем очень много полезного материала к экзаменам которых вы не найдете нигде.
Источник
В чем заключается противоречивость в образе Базарова
В романе «Отцы и дети» Тургенев создает противоречивый образ Евгения Васильевича Базарова. Противоречивость образа Базарова заключается в том, что изначально персонаж отрицает все на свете, но в дальнейшем любовь и смерть одолевают героя, и он начинает признавать существование того, что отрицал.
Автор изображает новое сословие разночинцев, к которому принадлежит главный герой. Даже имя героя противоречиво, имя Евгений означает благородный, а фамилия героя Базаров ассоциируется с шумом, гамом и беспорядком.
Конфликт романа заключается в противоречиях между людьми разных взглядов, отражен в поведение, во внешнем облике, манере разговаривать и в системе ценностей героев. В экспозиции Тургенев создает Базарова — нигилиста. Все его действия не приемлемы для традиционного образа жизни Кирсанова. Показательным является эпизод, когда Базаров перебивает Николая Петровича, когда тот начинает цитировать Пушкина.
В десятой главе писатель описывает беседу Кирсановых с Базаровым. В данной сцене главный герой четко формулирует свою позицию, что он отрицает все: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров.- В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Для него не существует никаких чувств, природа же является не храмом, а мастерской. Автор показывает недоумение братьев Кирсановых от такого заявления: «Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал…»
В седьмой главе Базаров и читатели узнают историю Павла Петровича Кирсанова. Именно этот герой является главным оппонентом Евгения Базарова. Тургенев создает этого героя, как либерала романтика. Павел Петрович «всю свою жизнь поставил на карту женской любви». Для Базарова это не приемлемо. Главный герой называет это «дурью».
Но в течение романа взгляды главного героя меняются. Это происходит из-за встречи с Анной Сергеевной Одинцовой. Тургенев создает образ, в который способен влюбится Евгений Базаров.
Кульминацией романа является объяснение Базарова с Одинцовой. Главный герой признается в любви, но получает отказ. В этом эпизоде читатель понимает, что взгляды героя изменяются, и Базаров уже не нигилист, он не может отрицать чувство, которое испытывает сам.
Полюбив Одинцову, главный герой тем самым опроверг собственные теории и взгляды. Теперь он не может заниматься наукой, его мысли занимает чувство, которое он совсем недавно отрицал. Через короткое время после отъезда из Никольского, он снова возвращается обратно. Это можно оценить, как поступок влюбленного мальчишки. Он мечтает увидеть любимую и мечтает о счастье. Но новое объяснение с Одинцовой не приносит успокоения, и герой ищет спокойствия у природы. Теперь природа не является мастерской, а предстает для героя храмом.
Его отношение меняется не только к природе, но и к родителям. Когда Базаров возвращается домой второй раз, он чувствует их потребность в сыне, и теперь «перестал запираться», «бродил по огороду» с отцом. Хотя во время первого визита избегал общества своих родителей. На смертном одре Базаров призывает отца к Богу, и прощается с матерью, используя поэтические образа. Автор показывает героя перед смертью, как человека, тонко чувствующего боль близких людей, признающего свои ошибки и понимающего, что России не нужны нигилисты, да и он сам не нужен. Базаров говорит, что нужен только своим родителям.
Образ Базарова противоречив, потому что Тургенев заставляет своего героя измениться в течение романа. Главный герой смог полюбить, понять чувство родных и принять Бога. Евгений Базаров смог осознать свою ошибку и признаться в ней.
Если вам понравилась это сочинение, то возможно понравится и наш ЕГЭ портал. На нем очень много полезного материала к экзаменам которых вы не найдете нигде.
Источник
В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?
В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?
Базаров – очень противоречивый персонаж. Базаров человек нового времени, он несет в себе перемены для старого уклада жизни персонажей. Он одинок в своем пути не каждый человек поддерживает его теории и нигилизм, люди либо не понимают и отрицают его идеологию, либо они становятся лишь жалким подражанием Базарову.
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры
Базаров – нигилист, он отрицает многие вещи: такие как любовь, аристократизм, принципы и старый уклад жизни русского народа. Он отстаивает свои права и свято следовал идеологии нигилизма.
Встреча с Одинцовой становится роковой для Базарова, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, хотя сам считает любовь непростительной дуростью, он нарушает заповеди нигилизма. Благодаря Одинцовой, в Базарове просыпается внутренний романтик, он ищет встречи с Одинцовой, признается ей в своих чувствах, хочет с ней близости. Она же хочет покоя, ей не нужна любовь Базарова. С этого момента внутри Базаров идет борьба нигилиста и романтика в этой борьбе побеждает романтизм – любовь делает Базарова слабым и невнимательным, он допускает не простительную ошибку для врача, которая приводит его к летальному исходу.
Ведь и Базаров на протяжении романа, и чем ближе к концу, тем более явственно, прячет в нигилизме свое тревожное, любящее, бунтующее сердце. После знакомства с Ситниковым и Кукшиной в самом Базарове начинают резче проступать черты самоломанности.
Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины.
Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства:
Вспыхнувшее в Базарове любовное чувство заставляет стыдиться своего ученика и все чаще избегать общения с ним. Обе стороны до известной степени правы – этот принцип античной трагедии проходит через все конфликты романа, а в любовной его истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее народным инстинктом выверяет ограниченность того и другого героя.
В чем можно согласиться с трактовкой статьи добролюбова катерина луч света в темном царстве
Согласие
Добролюбов в статье заявил о том, что Катерина – это новый тип персонажей , что это существенный шаг вперед не только в творчестве островского, но и во всей русской литературе. Таких героинь подобных Катерине, в русской литературе не было.
Решительный и сильный русский характер, вынужден протестовать в среде Диких и Кобаних «….Самый сильны протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых .»
Характер у Катерины не буйный, а любящий и созидающий, она пытается все облагородить и осмыслить в своем воображении.
Но она все делает по влечению натуры, без отчетливого сознания. Она воспитана в понятиях данной среды, она даже готова искренне следовать всем нормам и требованием, в которых она воспитана. Поскольку у нее нет образование, она не может отречься от этих догм.
Не случайно по мнению Добролюбова, Катерина влюбляется в Бориса, не только внешность и образованность привлекают в нем Катерину, рано или поздно, Катерина бы изменила бы Тихону, но проблема в том, что сделать она это может только с Борисом. Измена – это желание свободы, вызванное из-за смертельной тоски и унижений от Кобановых и несчастного брака с Тихоном.
Добролюбов выражает желание, чтобы Катерина другим способом избавиться от своих мучителей, Катерина не против побега. Но Борис не герой и полюбила она его больше на безлюдье.
Катерина не хочет мириться с прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Что это за прозябание мы понимаем по фразе Тихона ф финале пьесе.
Добролюбов не учитывает религиозность Катерины, он не разграничивает религиозность Кабанихи и Катерина, это совершенно разные религиозности, Кобаниха усвоила только догмы и ими она изводит окружающих, тогда как Катерина верит в Бога по-настоящему и судит себя по религиозным законам.
В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?
Базаров – очень противоречивый персонаж. Базаров человек нового времени, он несет в себе перемены для старого уклада жизни персонажей. Он одинок в своем пути не каждый человек поддерживает его теории и нигилизм, люди либо не понимают и отрицают его идеологию, либо они становятся лишь жалким подражанием Базарову.
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры
Базаров – нигилист, он отрицает многие вещи: такие как любовь, аристократизм, принципы и старый уклад жизни русского народа. Он отстаивает свои права и свято следовал идеологии нигилизма.
Встреча с Одинцовой становится роковой для Базарова, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, хотя сам считает любовь непростительной дуростью, он нарушает заповеди нигилизма. Благодаря Одинцовой, в Базарове просыпается внутренний романтик, он ищет встречи с Одинцовой, признается ей в своих чувствах, хочет с ней близости. Она же хочет покоя, ей не нужна любовь Базарова. С этого момента внутри Базаров идет борьба нигилиста и романтика в этой борьбе побеждает романтизм – любовь делает Базарова слабым и невнимательным, он допускает не простительную ошибку для врача, которая приводит его к летальному исходу.
Ведь и Базаров на протяжении романа, и чем ближе к концу, тем более явственно, прячет в нигилизме свое тревожное, любящее, бунтующее сердце. После знакомства с Ситниковым и Кукшиной в самом Базарове начинают резче проступать черты самоломанности.
Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины.
Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства:
Вспыхнувшее в Базарове любовное чувство заставляет стыдиться своего ученика и все чаще избегать общения с ним. Обе стороны до известной степени правы – этот принцип античной трагедии проходит через все конфликты романа, а в любовной его истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее народным инстинктом выверяет ограниченность того и другого героя.
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы
Источник
Противоречивая личность Евгения Базарова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)
И. С. Тургенев создал образ Базарова, основываясь на нигилистических взглядах, которые считал ложными, разрушительными. Автор стремился запечатлеть в своем романе отличия поколений и их взаимоотношения, показать жизнь различных классов в 60-е годы, главные моменты которой выпали на важные для России события.
Он хотел указать на формирование личности своих персонажей, в частности Евгения Васильевича Базарова. В романе «Отцы и дети» Тургенев отразил свою позицию по отношению к судьбе современников. Главный герой романа полагает, что родился не в то время, когда Россия ещё не достигла своего расцвета, он завидует будущим поколениям, жизнь которых придется на лучшее для страны время.
Базаров, по своей натуре, человек ранимый. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым он волнуется. Кажется, Евгений внутренне не уверен в себе, хотя отрицает это и умело скрывает за своей нигилистической маской. Про себя он сообщает: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею». Однако он абсолютно не сомневается в своих умственных способностях, считает себя лучше других, часто критикует людей и готов вступить в конфликт с кем угодно. Базаров очень упрямый, придерживается своих взглядов, его почти невозможно переубедить. Некоторые аспекты личности Базарова отталкивают меня от него. Мне совсем непонятно его абсолютное отрицание, бесчувственность, пренебрежение дружбой, любовью, живописью, поэзией, творчеством. Евгений признает только науку, говорит о её важности и превосходстве над искусством: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Он служит на благо страны и науки, для него имеет значение только «труд на пользу общества» и «жить для великой цели обновления мира».
Несмотря на всю грубость и дерзость своего героя, Тургенев делает тонкий намек на то, что Базаров вовсе не страшный «волосатый» мужик, а внимательный человек, готовый сидеть с больным ребенком до поздней ночи, когда даже Фенечка, изначально боявшаяся его, «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митею сделались судороги».
Базаров колоссально противоречивая личность. В какой-то степени я считаю его лицемером, потому что он долго отрицал свои чувства к Одинцовой, не мог разобраться в самом себе, говорил одно, а думал противоположное. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Евгений считал любовь «физиологией», будто она делает человека слабым, жалким. Первую половину романа он был уверен, что ничего подобного с ним никогда не случится. Любовь к Одинцовой стала для Базарова настоящей трагедией, разочарованием в себе, в своих взглядах. Он понимает, что противоречит собственным давно сложившимся истинам. Евгений уже не в силах скрывать, что влюблен, поэтому начинает говорить о прекрасном, порой даже стихами и поэтическим языком. Но он тут же перебрасывает свои слова на Пушкина, но не от безграмотности, а от желания скрыться. Вот такой диалог произошел между Аркадием и Базаровым:
— …«Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин.
— Никогда он ничего подобного не сказал, — промолвил Аркадий.
Настоящий Базаров показан нам только в самом конце произведения, в болезни. Именно этот Базаров мне нравится больше всего, потому что честен с самим собой. Перед смертью он стоек, однако бесконечно сожалеет об уходящих минутах, о невыполненных задачах, о растраченной жизни. Именно на смертном одре он оказывается способен на проявление чувств. Наконец-то Евгений становится мягче со своими родителями, понимает, что стоило уделять им больше времени, что они достойны лучшего отношения со стороны любимого сына. Пусть Базарову и не удалось полностью потерять свою нигилистическую сущность, он изменил некоторые свои взгляды на жизнь.
В описании смерти Базарова чувствуется уважение автора к нему, откуда можно сделать вывод, что Тургеневу нравится этот персонаж. В эпилоге, когда автор изображает могилу Евгения, он в последний раз показывает читателю то, как был одинок этот герой. Могилу окружает железная ограда, животные не топчут её, а рядом поют птицы. Никто и ничто не нарушит покой Евгения Базарова.
Источник