Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы
Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы
Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
• Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:
• природные особенности (тип темперамента)
— тип семейного воспитания;
В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
• нарушения психомоторики.
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.
К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.
Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.
Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.
Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии
Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:
-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
-нарушение режима дня;
-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
— неблагополучное положение в семье.
-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
— снижение двигательной активности;
— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.
2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника. : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.
3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.
Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.
Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.
Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.
Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.
Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.
Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.
Источник
Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эмоциональная сфера человека
Особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме переживаний, ощущений приятного и неприятного, процесс и результаты деятельности человека составляют эмоции. К ним относятся настроение, чувства, стрессы и т.п. Эмоции включены во всех психические процессы человека.
Сергей Леонидович Рубиншейн полагал, что в эмоциональных проявлениях личности выделяются 3 сферы:
- органическая жизнь;
- интересы материального порядка;
- духовно-нравственные потребности.
Человеческие эмоции индивида прежде всего связаны с его потребностями. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. По проявляемым чувствам судят о том, что в данный момент волнует человека, какие потребности и интересы являются актуальными для него.
Особенности развития волевой сферы подростка
Волевые качества охватывают специальные личностные свойства, влияющие на стремление индивида к достижению поставленных целей. Волевой акт всегда тесно связан с приложением усилий, принятием решений и их последующей реализацией. Воля – это борьба мотивов.
Развитие регуляции волевого поведения человека осуществляется в нескольких направлениях:
- Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
- Обретение индивидом контроля над своим поведением;
- Выработка волевых качеств личности.
Логика развития всех волевых качеств выражается так: адекватное самоуправление, концентрация усилий, выносливость при больших нагрузках и способность управлять своей деятельностью.
Подросток вначале восхищается волевыми качествами других людей, завидует тем, кто обладает этим – происходит это в 10-11 лет. В 11-12 лет у подростка появляется желание иметь такие качества у себя, а в 12-13 лет приступает к их реализации. Период волевого самовоспитания у подростков начинается с 13-14 лет.
Готовые работы на аналогичную тему
Именно в подростковом возрасте формируется система личностных ценностей, определяющих содержание его деятельности, сферу общения, оценку людей и самооценку.
Признаками волевых качеств подростков выступают следующие:
- сознательное соблюдение порядка, дисциплины при выполнении правил, требований игры;
- добровольное выполнение установленных правил;
- недопущение проступков;
- хорошее поведение при изменении обстановки.
- выполнение деятельности без помощи и контроля;
- умение занять себя, организовать собственную деятельность;
- отстаивание своего мнения;
- соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
- доведение дела до конца, достижение целей;
- продолжение деятельности при нежелании ей заниматься;
- проявление упорства при изменении обстановки.
- терпение в деятельности;
- умение держать себя в конфликтных ситуациях;
- умение сдерживать эмоции при определенных ситуациях;
- самоконтроль.
- соблюдение порядка на рабочем месте;
- планирование своих действий.
- обдуманное принятие решений;
- уверенное выполнение принятого решения;
- решительность в непривычной обстановке.
- проявление творчества;
- активная поддержка коллектива;
- проявление инициативы в непривычной обстановке.
В начале подросткового возраста у ребенка проявляется стремление уподоблять взрослым. Чувство взрослости – центральное новообразование этого возраста, по Л. С. Выготскому. Все подростки стремятся приобрести качества взрослого человека, это усиливается, когда взрослые начинают относиться к подросткам более серьезно.
В старшем подростковом возрасте мальчики занимаются саморазвитием у себя волевых личностных качеств. Объект подражания – старшие товарищи. Среди современных подростков распространенным способом саморазвития являются занятия видами спорта с большой физической нагрузкой, где необходимо приложить силу. Волевые качества, сформированные в ходе таких нагрузок, переходят на другие виды деятельности.
Для эмоциональной сферы подростков характерно:
- Большая эмоциональная возбудимость. Подростки часто проявляют вспыльчивость, бурную реакцию на что-либо: их чувства проявляются наиболее ярко, они отстаивают свои интересы, взгляды, мнение. На любую критику или несправедливость к себе или товарищам могут не сдержаться и выплеснуть эмоции;
- Устойчивость эмоциональных переживаний. По сравнению с детьми младшего школьного возраста подростки долго помнят обиды и неприятные ситуации;
- Подросток всегда ожидает страх, это проявляется в тревожности. Повышение тревожности связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает различные эмоции;
- Подросток отличается противоречивостью чувств, неопределенностью: они могут защищать своего товарища, понимая, что он достоин осуждения;
- Возникновение переживаний не только по поводу оценки других, но и самооценки, проявляющейся в результате роста самосознания;
- Развитое чувство принадлежности к группе, появление страха быть отверженным;
- Высокие требования к дружбе – общие интересы, нравственные чувства и т.д.;
- Чувство патриотизма.
Таким образом, эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и ее неотъемлемой частью. В подростковом возрасте происходит окончательное развитие эмоционально-волевой сферы. В этом возрасте стабилизируются черты характеры и формы поведения в обществе сверстников. В психологии подростка отмечается главная черта – высокий уровень самосознания.
Особенностью формирования эмоций и воли является чувство взрослости, как центральное новообразование. На основе чувства взрослости развиваются самосознание, критическое мышление, рефлексия.
Источник