Великопостный концерт: Рахманинов
Рахманинов. «Всенощное бдение »
Пожалуй, я погорячилась, когда безапелляционно заявляла в маленькой рецензии на «Конька-Горбунка » , что мне туда не надо, в Новый зал Мариинского театра. Уже несколько раз за это время слушали там музыку, и это было здорово. Зал теплеет на глазах, и желтоватый оникс с уникальной подсветкой превращается в теплый янтарь. Свет стекает по стенам, как тающий воск свечи.
Сцена оделась в занавес первой сцены Мариинского театра, и ты ощущаешь себя дома. И звук. Фантастический звук примиряет тебя со всей оставшейся холодностью современного зала.
Вчера мы слушали Музыку. Рахманинов. « Всенощное бдение ». Хор Мариинского театра, дирижер Андрей Петренко.
Написано это произведение в 1915 г., уже идет Первая мировая война. Сместились ценности мирной жизни, на сцену выходит Смерть, и вблизи нее человек задумывается о Боге.
«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу » – так не начиналось ни одно « Всенощное бдение » ни у кого из русских композиторов: ни у Чайковского, ни у Гречанинова, ни у Чеснокова.
Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений — подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные роспевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами. Использование хора богато и разнообразно: Рахманинов прибегает к разделению партий, пению с закрытым ртом, создает своеобразные тембровые эффекты. Общий спокойный эпический тон сочетается с богатством красок — лирических, нежных мелодий, зычных возгласов, колокольных переливов.
№1, «Приидите, поклонимся», начинается двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный хоровой портал, открывающий композицию. В №3, «Блажен муж», слышатся интонации колыбельной. Ее же отзвуки распространяются и далее, в «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небесного» и «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему» киевского роспева, причем в последнем они проявлены лишь в тихих аккордах, сопровождающих пение солиста-тенора. Оба эти номера отличаются тончайшей звукописью. Завершает часть спокойная и нежная молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». «Шестопсалмие» «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» открывает вторую часть Всенощной. №8, «Хвалите имя Господне», знаменного роспева, основано на сопоставлении темы-шествия в нижних голосах и подражания серебристому колокольному звону в верхних. №9 — «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», основанный на знаменном роспеве, — один из смысловых центров произведения. Этот рассказ о чуде Воскресения выдержан в торжественных тонах с колоссальной напряженностью и наполненностью звучания. Аккордовый хоровой рефрен «Благословен еси» создает эффект присутствия общины, ее сопричастности происходящему. №11, «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Спасе моем», — монументальное песнопение Богородицы, отмеченное подлинно симфоническим развитием. Следующий номер, «Славословие великое» знаменного роспева «Слава в вышних Богу и на земли мир и в человецах благоволение», — второй композиционный центр утрени, монументальная хоровая фреска. Последние три номера — тропари «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея» и «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада» (оба знаменного роспева) и «Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — финал грандиозного цикла. В нем слышатся отзвуки Второй и Третьей симфоний, Третьего концерта для фортепиано с оркестром.
Блестящий анализ профессионала. Я же могу говорить только об ощущениях. Меня эта музыка потрясла. Эти тихие аккорды, это пение без слов, когда звук тянется и замирает на губах. И басы, басы звучат в невообразимом пьяниссимо. А тенор, ведущий свою партию, свое моление. Серебряный соловьиный голос летит ко Господу и бьется где-то там, высоко, в невообразимых высотах. И вдруг нарастает мощь всех голосов, сила и слава, торжество Православия. Это прекрасно, и мороз по коже.
А зал полон. Публика молода, энергична, амбициозна. И она , затаив дыхание, слушает Молитву.
Источник
Музыкальное зодчество Руси.
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Методическая разработка урока » Музыкальное зодчество Руси» разработан в соответствии с программой » Музыка» Е.Д.Критской, Г.П..Шмагиной. Цель данного урока- познакомить учащихся с образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Также к уроку прилагается презентация и музыкальный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальное зодчество Руси | 50 КБ |
muzykalnoe_zodchestvo_rossii.ppt | 1.76 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План конспекта урока:
« Музыкальное зодчество России »
Тема: «Музыкальное зодчество России»
Цель: Познакомить учащихся с образцами древнерусского зодчества и духовной музыки на примере «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
— формирование целостного представления учащихся о музыкально- художественной культуре Руси.
— развитие эмоционально- осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовного — нравственного содержания.
— выявить взаимосвязи между музыкальной культурой и древним зодчеством.
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
Зрительный ряд: презентация Power Point «Музыкальное зодчество России».
На доске : тема урока «Музыкальное зодчество России», высказывания:
« Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души».
Святой Афанасий Великий
учащиеся должны уметь соотносить разные виды искусства. Научить обобщать музыкально- слуховой опыт учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства и раскрыть виды самостоятельной деятельности: работа со справочным материалом, использование ресурсов Интернет, умение размышлять и сопоставлять.
«История отечества» А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков 6-7 класс.
Справочник по мировой культуре и искусству. 2007г.
«История России»А.А.Данилов 6 класс.
Учитель: Искусство – это послание потокам. Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира.
Тема нашего урока – «Музыкальное зодчество России».
Что такое зодчество? Давайте откроем словарь и узнаем смысл этого слова.
У-ся: Архитектура — (лат.architectura, от греч. architekthon строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения
Учитель: не маловажный вклад в развитие архитектуры древней Руси внесли и первые русские «архитекторы» – зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры, и которыми мы восхищаемся и поныне.
Зодчество Древней Руси прошло в своем развитии длительный и сложный путь. Самые ранние монументальные сооружения встречаем мы в пределах Киевской Руси. За ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимиро — Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величественные соборы и дворцы Москвы – собирательницы русских земель.
Наивысшего расцвета русское зодчество достигло в церковном строительстве, где зодчие имели большие строительные возможности. ХРАМ, культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм (Слайд№ 4)
Первые памятники зодчества были деревянными. Человеку присуще чувство красоты, и если при возведении простой избы мастера-плотники стремились как можно красивее ее украсить, то при создании храма они получали более широкое поле для художественных поисков и создавали великолепные произведения искусства.
Показ слайдов архитектурных памятников древней Руси. ( слайд2-9)
Учитель : Охарактеризуйте облик первых деревянных храмов древней Руси
Уч-ся: Эти храмы строгие, величественные и в тоже время очень красивые.
Учитель : Как вы думаете, какая музыка должна звучать в этих храмах?
Учитель : Что такое духовная музыка?
Уч-ся: Музыка, предназначенная для духовного богослужения.
Учитель: По своему характеру, музыка, может быть какая?
Уч-ся: Созвучная облику храмов.
Звучит одноголосный древнерусский распев. Слайд № 10
Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке?
Уч-ся : Это одноголосное духовное произведение, исполняемое без сопровождения мужским хором. Музыка мелодичная, распевная, спокойная.
величественно – торжественного характера.
Учитель: В Киеве ещё в середине Xв. появились каменные дворцы, а с принятием христианства стали строить и каменные храмы, расписанные многоцветными фресками.
В мировую культуру вошли такие великолепные здания, как Софийские соборы Киева (10370) и Новгорода (1052), церковь Покрова на Нерли (1165), Дмитриевский собор Владимира (1194-1197), соборы и дворцы Москвы и многие другие произведения.
Показ слайдов№ 11-15
Учитель: Что изменилось со временем в облике храмов?
Уч-ся: Храмы стали более изысканными, более богатыми, появились купольные пирамиды.
Учитель : Произошли ли изменения в духовной музыке?
Уч-ся: От одноголосья до многоголосья.
Учитель : Сегодня наш разговор пойдёт о музыке, которая была навеяна архитектурой храмов древней Руси.
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды»- эти слова принадлежат С.В. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Слайд№16
«Всенощное бдение» было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны ( в начале1915г) Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей прозвучала как противостояние несправедливости бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания. В мелодиях, напевах «Всенощной» оживают детские впечатления новгородского Софийского собора. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки.
«Всенощную» Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения.
Уч –ся читают стихотворение И.А.Бунина .
ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете Тихом», — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.
Учитель + презентация слайд№18-20
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. — бессонное, бодрствование), в византийском обряде торжественное богослужение, совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни, праздничной Утрени и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни и Утрени строго соотносились с конкретными часами суток.
Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений
— подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами.
Вслушайтесь в звучание хора «Приидите,поклонимся». Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Звучит хор «Приидите,поклонимся»- своеобразный эпиграф – приглашение.Слайд№21
Уч- ся: Начинается произведение двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный и мелодичный хор, звучащий мелодично и строго, как вступление к действию.
Учитель: Спойте мелодию этого хора и сравните её с главной темой Концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Что в них общего?
Звучит хор «Ныне отпущаеще» (№5).Слайд №22
Учитель: Какой смысл несёт в себе полифоническое звучание хора « Ныне отпущаеще»? Что вносят в характер звучания глубокие мужские голоса (басы), а что высокие (сопрано)?
Уч-ся: Этот хор подобен умиротворённой колыбельной, в которой мужские голоса звучат как аккомпанемент, а женские как мамины напевы.
Учитель : Сейчас прозвучит знакомый вам хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) завершает цикл «Вечерни»
Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» (№6) Слайд №23
Учитель: Проникнуто лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковых композиций. Активно и утверждающе звучит хор « Хвалите имя господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.
Звучит хор «Хвалите имя господне». Слайд №24
Утренний благовест сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день.
Учитель: В чём заключается драматическое развитие музыки «Всенощной»?
Уч-ся: В контрастных образах «Вечерни» и «Утрени».
Учитель: Определите средства музыкальной выразительности церковного пения.
Учащиеся работают с таблицей ( презентация слайд№25)
Учитель: Как вы считаете, почему «Всенощную» С.Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры?
Уч-ся : В своем произведении С.Рахманинов стремился передать всё лучшее, что есть в России. А это и зодчество и музыка и вся культура.
Учитель: Почему это произведение родилось именно в России?
Уч-ся: Это произведение могло родиться только в России. Во всём Русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочетание, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».
Учитель: «Всенощная создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижёра В.Чернушенко, — вся Россия. С лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов. С иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов её, с её добрым и умным народом… Слайд№26
Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас — в любви и преданности земле своей.
Источник