Приемы учителя по формированию чувства мы

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по теме

Статья для педагогов и психологов по активизации эмоциональной сферы младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
kartunova.statya.doc.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы

Анализ произведений классиков отечественной и зарубежной педагогики более поздних периодов позволил нам выявить следующие позитивные идеи о роли активизации эмоциональной сферы в учебном процессе – это «эмоционально окрашенное внимание».

Целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.к. её чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение психических процессов. Указывая на роль положительных чувств и эмоций в обучении, И.Ф. Гербарт особое внимание уделял чувству удовольствия, отмечая — то, что изучается с удовольствием, изучается скоро и усваивается основательно.[2, с.24]

Г. Спенсер утверждал, что восприимчивость детей притупляется бессмысленным запоминанием непонятного им материала. При этом теряются природная любознательность, активность, стремление к самостоятельному приобретению знаний. Подобному обучению Г.Спенсер противопоставлял ознакомление с искусством, живописью, музыкой. Такие занятия доставляют истинное наслаждение учащимся, украшают их жизнь.

Занимательность (Н.Ф. Бунаков, К.Д. Ушинский), т.е. использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов (яркий факт, неожиданное сравнение, парадокс ). К.Д. Ушинский предостерегал, однако, от подмены занимательности развлекательством, воспитывающим праздность мысли, пустоту в душе и лень. Процесс обучения должен быть связан с работой серьёзной мысли учеников. [8, с. 244]

Увлечённость самого учителя, ибо только в этом случае можно заинтересовать ребёнка материалом, производящим впечатление на чувства и воображение.

В своих трудах В.А.Сухомлинский писал: « Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижениях. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились». Путь к этому счастью результативного труда на уроках русского языка и литературы мы видим в методах развивающего обучения, в активизации эмоциональной сферы учащихся.[7, с. 47]

На уроках литературы для учителя открывается возможность по актуализации эмоций учащихся и активизации их познавательной деятельности. Поэтому на этих уроках необходимо не только давать знания, но и развивать чувства детей, раскрепощать их творческий потенциал, будить мысль, давая возможность проявлять самостоятельность суждений.

Эмоциональность – одна из составляющих успешной работы учителя. В этом нам помогает использование художественной литературы, которая обладает огромными возможностями эмоционального воздействия на школьников. Такие уроки, как урок – путешествие, исследование, праздник, спектакль, заочная экскурсия, лабораторная работа способствуют как развитию познавательной сферы (восприятия, памяти, творческого мышления и воображения), так и актуализации и развитию эмоций и чувств, овладению эмоционально – образной речью.

Для создания эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи, для расширения кругозора и развития эстетических чувств можно активно использовать возможности музыкальных произведений и живописи (чтение литературных произведений на фоне музыки, иллюстрирование текстов фрагментами живописи и музыки). Данные приёмы позволяют обогатить урок и передать одну и ту же реальность жизни разными художественными средствами (с помощью слова, образа, звука). Это даёт возможность учителю получить обратную связь в душе каждого ребёнка, а ученику – осмыслить, прочувствовать и целостно воспринять проблему.

Инсценировка – ещё один приём, используемый на уроках литературы. Посредством этого приёма, происходит актуализации эмоций, возникает интерес к изучаемому материалу. Возникновение эмоций в процессе инсценировки и в игровой ситуации раскрепощает учащихся, они становятся более естественными в выражении своих мыслей и чувств, творчески подходят к решению поставленных проблем. Действие в рамках разнообразных ролей расширяет возможности детей в познании других людей и самопознании.

Использование проблемных вопросов и заданий, создание проблемных ситуаций, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют возникновению эмоций и чувств

Эмоциональная сфера у учащихся начальных классов еще более активна, но эмоции в этом возрасте не носят эстетического характера, а возникают в связи с сопоставлением собственного жизненного опыта, можно использовать выразительное чтение, сравнивать литературное произведение с другими видами искусства.

Каждый учитель использует свой арсенал способов и приемов, которые активизируют учащихся на уроке. Важно порой не то, какие приёмы мы используем, а насколько гармонично они вписываются в урок и помогают раскрытию темы. Доказано, что не каждого ученика вышеперечисленные приёмы стимулируют и побуждают к самостоятельной познавательной деятельности. Но положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у большинства учащихся, интерес к самому процессу познания — всё это создаёт ту своеобразную атмосферу, которая заражает весь класс, стимулирует на совместный поиск решения, творческую деятельностью, и главное – чтение.

В работе для организации самостоятельной творческой деятельности учащихся активно используются различные виды сочинений (образ, настроение, письмо, стихотворение, сказка, рассказ); иллюстрирование текста (как словесное рисование, так и изобразительными средствами; составление диафильмов по рисункам); составление кроссвордов, вопросов к викторине и другие. По выполнении каждого задания проводится обсуждение, выставки, конкурсы. Работы детей используются в качестве дополнительного материала при проведении внеклассных мероприятий и праздников: литературных вечеров, игры «Что? Где? Когда?». Между учителем и учениками возникает атмосфера творчества, поиска, мысли, которая рождает эмоциональный отклик и активизирует творческую самостоятельную деятельность.

Изучая, анализируя, вычленяя и осмысливая приёмы, используемые композиторами, художниками, и особенно – поэтами, для образной передачи того или иного явления, школьники учатся, с одной стороны, понимать и чувствовать замысел авторов, с другой – осознавать свои эмоции и чувства по отношению к воспринимаемым художественным произведениям и адекватно выражать их словами («Какие чувства я испытываю, когда слушаю музыку, смотрю на картины, читаю строки стихотворения…?», « Как я отношусь к этому?»; «Какие ассоциации возникают?» – запишите слова, сходные со стихотворением по смыслу, по настроению, «Какие слова вы подберёте, чтобы выразить свои эмоции?»). Итогом работы на уроке может быть написание сочинения – настроения. Попробовать вспомнить и описать своё эмоциональное состояние, возникающее во время восприятия произведения и перенос чувств из своего жизненного опыта ассоциирующегося с предложенным (вариант – описать эмоции и чувства, возникающие в процессе чтения стихотворения). Сочинения – миниатюры зачитываются и анализируются. Таким образом, создаётся обобщённый образ – настроение, родившееся на уроке.

Уроки русского языка и литературы, должны быть интересными, разнообразными, ёмкими, содержательными и, конечно же, эмоционально насыщенными, опирающимися и развивающими творческий, интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал личности. Это период непрерывного поиска, интеллектуального и эмоционального напряжения, созданный как тщательным подбором учителем активизирующих приёмов, так и совместной деятельности учителя и класса.

В заключение хочется отметить, что при активизации эмоциональной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания – трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Эти слова заставляют задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, эмоционального отклика, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.[3, с.49]

  1. Герасимов А.М., Логинов И.П.- Инновационный подход в построении обучения. Учебное пособие.- М. 2001 г. 64с.
  2. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения. Москва: 1906. 365с.
  3. Гусев Н.Н. Л.Н. Педагогические высказывания Л.Н. Толстого. Москва: Издательство Работник просвещения. 1928. 106с.
  4. Крупенникова М.И.- Эффективные методы и приемы организации урока// Русский язык в школе. 1997 г. — № 4.
  5. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.- Практическая методика русского языка. М. «Просвещение» 1995 г. 288с.
  6. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.- М., «Просвещение» 1983 г. 112с.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. — К.: Рад. шк» 1985.-557 с.
  8. Ушинский К.Д. Сочинения. Москва: Издание Академии педагогических наук, 1948. 692с.

Источник

Учебное пособие Исламова З.И.. Министерство образования российской федерации башкирский государственный педагогический

Название Министерство образования российской федерации башкирский государственный педагогический
Анкор Учебное пособие Исламова З.И..doc
Дата 27.04.2017
Размер 25.47 Mb.
Формат файла
Имя файла Учебное пособие Исламова З.И..doc
Тип Учебное пособие
#5993
страница 8 из 27
Подборка по базе: Создание и становление Российской арми1.docx, Реферат_Социальные гарантии для безработных граждан по законодат, Шпаргалка по месту и способу образования звуков р.я..docx, Реферат_Социальные гарантии для безработных граждан по законодат, Министерство образования и науки РФ.docx, ТРАДИЦИИ И ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕР, Понятие и принципы инклюзивного образования.docx, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx, [АльфаДок] Акт определения типа информационных систем муниципаль, Урок 1. Нормативные документы, регламентирующие содержание до
Правила технологии гуманного общения

Первое правило — формирование чувства МЫ.
Задачи, позиции и установки:

  1. Устранение энергетических барьеров (снятие пантомимических блоков-зажимов и психологических блоков-замков, устранение психологических надстроек «сверху», демонстрация открытой энергосохраняемой фотогеничной позы учителя и т.д.).

Средства достижения: психолого-педагогическая пристройка «рядом», психологическая позиция «один из …».

2. Устранение социальных барьеров (устранение психологических позиций «Китайская стена», «Монблан», «Тетерев», «Узурпатор» и т.д.

Средства достижения: психолого-педагогические позиции «Партнер», «Друг», «Советчик», «Консультант».

  1. Устранение терминологических барьеров (псевдонаучности, канцеляризма, официоза, жаргонизма, сленга, англицизма, высокопарности и т.д.).

Средства достижения: доступность, чистота языка, выразительность, эмоциональность, образность, адекватная темпоритмика, доброжелательность, открытость, доверительность.
Второе правило – обязательное установление личностного контакта с детьми.
Задачи, позиции и установки:

  1. Устранение авторитарного, либерально-попустительского стилей общения.
  2. Установление целесообразной тактильности, глазного контакта, адекватной мимики и пантомимики.

Средства достижения: обращение по имени, доброжелательная тактильность, деликатность, педагогически целесообразный визуальный контакт, доверительная интонационная выразительность, адекватная жестикуляционная выразительность.
Третье правило – демонстрация собственной расположенности.
Задачи, позиции и установки:

  1. Ожидание и переживание радости от общения
  2. Установление позитивного и конструктивного настроя в общении.
  3. Демонстрация открытого и непринужденного характера общения, адекватной мимической и пантомимической выразительности.

Средства достижения: улыбка, радостное приподнятое настроение, инициирующий настрой, перцептивно окрашенная мимика и пантомимика, мягкие тембральные окраски голоса, доверительный визуальный контакт.
Четвертое правило – показ ярких целей совместной деятельности
Задачи, позиции и установки:

  1. Ожидание и конструирование радостных ситуаций коллективного взаимодействия.
  2. Постоянная готовность откликнуться на интересные предложения и помыслы, поддержать любую увлекательную игру, подхватить любое творческое начинание и инициативу.

Средства достижения: приемы мобилизации интерактивного общения; приемы быстрого вовлечения в коллективное коммуникативное взаимодействие; установление перцептивного фона общения; техника диалогового общения.
Пятое правило – постоянное проявление интереса к своим воспитанникам
Задачи, позиции и установки:

  1. Сохранение позиции равноправного партнера, внимательного собеседника, способного «слушать и слышать» проблемы детей.
  2. Пробуждение инициативности и активности собеседника.
  3. Установление единства интересов партнеров по общению.

Средства достижения: приемы эмпатийного общения; технические приемы выражения заинтересованности, сострадания, «сорадования», сочувствия, дружеской поддержки, «инициирования»; увлечения собеседником; приемы поддерживания продолжительного внимания к собеседнику; техника задавания прямых, косвенных, риторических, «сократических» вопросов и т.д.
Шестое правило – оказание и просьба помощи
Задачи, позиции и установки:

  1. Установление положительного психологического фона и тона сопереживания и одобрения.
  2. Авансирование успешности собеседника, снятие страхов и комплексов.
  3. Оказание открытой и скрытой помощи.
  4. Постоянная готовность откликнуться на проблемы собеседника, разделить с ним его проблемы, помочь в решении его проблем.

Средства достижения: техника формирования успешности детей и авансирование этой успешности; техника оказания скрытой помощи, приемы идентификации (вхождения в проблемы партнера по общению); техника просьбы помощи, возвышающей личность собеседника, его статус и самооценку.

Несомненным достоинством технологии гуманного общения является разработанный Н.Е. Щурковой Пакет форм группового взаимодействия с детьми, который включает в себя такие общенческие дела и игры, как волшебный стул, приглашение к чаю, диалог со временем, разброс мнений, театр-экспромт, открытая кафедра, сувенир друзьям, презентация Мира и т.д.

Безусловно, результативность данной технологии зависит от профессиональных способностей педагога, от уровня сформированности педагогического воображения, самообладания, артистизма, педагогической памяти, владения коммуникативными, перцептивными, интерактивными средствами: вербаликой, мимикой, пантомимикой, паралингвистикой, экстралингвистикой, визуальным общением, проксемикой.
РАЗДЕЛ II. ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Пояснительная записка
Развитие педагогического знания от его воспроизводства к пониманию, от понимания к применению и построению собственных смыслов педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязанным представлением учебного материала на лекционных, семинарских и практических занятиях. Лекционный материал, формирующий систему теоретико-методологических знаний и позволяющий описывать, раскрывать и объяснять закономерности педагогической действительности, находит более глубокое теоретическое и практическое отражение на семинарско-практических занятиях. Учебный материал не может лишь репродуктивно усваиваться студентами, он должен выращиваться в рамках их собственного мышления и деятельности. В этом плане особую значимость приобретает логика занятий, технология их проведения, последовательный переход к индивидуально-творческой и исследовательской деятельности в системе НИРС и СРС.

Необходимость овладения деятельностным подходом как способом организации образовательного процесса на содержательном и операционально-технологическом уровнях является одной из ключевых задач курса. Развитие педагогической деятельности будущего учителя проходит ряд уровней: от выполнения педагогической деятельности по образцу (репродуктивная деятельность) к промежуточному уровню (самостоятельная творческая деятельность) до высшего уровня (исследовательская деятельность студента). Развитие деятельности от одного уровня к другому должно сопровождаться дифференциацией и усложнением действий, развитием индивидуально-творческого и исследовательского потенциала педагогической деятельности студентов.

С этой целью на каждом занятии студенты выполняют не отдельные педагогические действия, а реализуют педагогическую деятельность во всей совокупности ее компонентов – сначала в простых формах по образцу, далее при выполнении аналогичных действий вносят элементы индивидуального творчества в системе СРС. При этом немаловажным является реализация последовательного перехода от групповых форм выполнения педагогических действий по образцу на аудиторных занятиях к индивидуально-творческим формам и приемам педагогической деятельности в системе СРС и НИРС.

Таким образом, будущие учителя погружаются в ситуацию, где они выполняют действия целеполагания, планирования, исполнения, оценки и контроля, которые, в свою очередь, обусловливаются анализом и диагностикой педагогического явления, представленного для них в качестве учебной задачи (задания).

Опыт показывает, что в образовательном процессе вуза преподавание каждой дисциплины должно начинаться с рефлексии собственных возможностей и устремлений студента, постановки текущих задач жизнедеятельности, коррекции своей модели поведения, дополнения программы самообразования, составленной на начальном этапе педагогического образования. В связи с этим особую роль на занятиях по курсу играет диагностический компонент образовательного процесса, реализация которого предусматривает систему диагностики и самодиагностики развития педагогических знаний и умений, профессиональной направленности личности будущего учителя, интереса к педагогической науке на семинарско-практических занятиях курса. Каждое занятие сопровождается элементами диагностики и самодиагностики студентов (Приложение 1, 2), результаты которых способствуют развитию профессионального самообразования студентов (коррекции индивидуальных программ самосовершенствования студента, уточнению комплекса тренингов по педагогической технике, упражнений по педагогической рефлексии будущего учителя и т.д.).

В этом плане большое значение имеет обогащение первоначальным опытом организации деятельности и самодеятельности в образовательном процессе вуза.

Логика организации семинарских занятий предполагает практическую отработку профессионально-педагогических умений и навыков в области воспитательной работы. С нашей точки зрения, наиболее приемлемой формой закрепления теоретических знаний и умений является педагогический тренинг. После каждого семинарского занятия студентам предлагается ряд индивидуальных и групповых педагогических тренингов для отработки полученных умений и навыков. Особую значимость в этом плане представляют групповые педагогические тренинги, в которых намного эффективнее осуществляются обратная связь, педагогическая рефлексия, объективная оценка и самооценка своих действий участниками группового тренинга. Групповой педагогический тренинг позволяет вузовскому преподавателю широко использовать ТСО, разнообразный методический материал, комплекс воспитательных ситуаций и педагогических задач. Немногочисленный состав группы (не более 12-13 человек) позволяет контролировать динамику развития профессионально-педагогических умений каждого студента, учитывать их индивидуальные особенности, направлять процесс самообразования и самосовершенствования студентов (Приложение 3).

Таким образом, система аудиторных и внеаудиторных занятий (особенно на начальном этапе) становится для каждого студента своеобразным тренингом для прохождения всех звеньев педагогической деятельности, начиная с диагностирования, целеполагания, планирования, целереализации и завершая анализом и оценкой достигнутых результатов. В процессе вузовского образования будущему учителю нужно не просто сообщать сумму знаний, а формировать внутренне упорядоченную систему действий, умений, позиций, ценностей, обеспечивающую его субъективное развитие (Приложение 4).

Семинарское занятие 1. Воспитание как общественное явление

и педагогический процесс
Основные понятия темы: воспитание, воспитательный процесс; воспитательное взаимодействие, воспитательное отношение; субъект воспитания, объект воспитания; мега-, макро-, мезо-, микрофакторы воспитания; основные этапы воспитательного процесса; воспитательная система; воспитательная задача, воспитательная ситуация; системно-структурный анализ воспитания; закономерности воспитания; принципы воспитания; системообразующий компонент воспитания; гуманизация, демократизация, дифференциация, культуроосообразность, природосоообразность как ведущие принципы воспитательного процесса в школе.

1. Сущность воспитания как общественного явления и целенаправленного педагогического процесса. Этапы воспитательного процесса.

2. Интегративная взаимосвязь понятий: социализация, образование, воспитание, обучение и развитие личности.

3. Структура и функции воспитания.

4. Сущность воспитания как системно-структурного образования.

5. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.

Методические рекомендации по проведению семинара

Семинар начинается с обсуждения принципов взаимодействия студентов на занятиях, организационно-технических приемов и форм занятий (особенностей балловой системы, правил групповой и коллективно-творческой работы, критериев оценки и контроля знаний и умений будущего учителя, форм текущего, рубежного и итогового контроля, роли и форм СРС в процессе изучения дисциплины).

Для усвоения понятийного аппарата студенты выполняют работу с цитатами. С этой целью им предлагается сравнить ряд различных определений понятия «воспитание», выделить его сущностные характеристики, определить его родовые и видовые признаки, дать окончательную формулировку и занести ее в индивидуальные педагогические словарики. Работа над понятийным аппаратом завершается построением иерархии категорий социализация, адаптация, образование, воспитание, обучение.

Характеризуя особенности и этапы воспитательного процесса, важно, чтобы студенты усвоили алгоритм системно-структурного анализа. С этой целью студентам, разделенным на микрогруппы, предлагаются таблицы системно-структурного анализа образовательного процесса школы, педагогического вуза, факультета. Каждой микрогруппе необходимо заполнить данные таблицы и на основе выработанного алгоритма составить таблицу системно-структурного анализа процесса изучения дисциплины «Теория и методика воспитания». В результате коллективного обсуждения представленных вариантов определяется наиболее полная система компонентов образовательного процесса в ходе изучения дисциплины. Важно, чтобы в процессе выполнения данного задания студенты получили представление о целях, задачах, содержании, методах и формах изучения курса «Теория и методика воспитания», соотнесли свои ожидания с задачами профессионально-педагогической подготовки в целом и изучаемой дисциплины в частности.

Для отработки аналитических и конструктивных умений студентам предлагаются различные варианты воспитательных систем (гуманистическая, авторитарная, демократическая, прагматическая и др.) с целью выявления компонентов системы, их взаимосвязей (закономерностей) и методологического обоснования по четырехуровневой градации Э.Г. Юдина..

Данный вид работы заканчивается разработкой схемы (структуры) воспитательной системы и составлением памятки аналитику по структурированию воспитательных систем в педагогике.

Закрепление материала продуктивно проходит в форме диалога со временем, например, в процессе ознакомления с системой воспитания А.С.Макаренко, где ярко проявляется цель в образе свободной, творческой и деятельной личности, ядро системы в форме сплоченного педагогического коллектива воспитанников и воспитателей и т.д.

Занятие заканчивается диагностическим тестом «Рожицы», который на начальном этапе изучения курса, когда студентами еще недостаточно усвоены оценочно-рефлексивные умения, адекватно отражает настроение и эмоциональное удовлетворение студентов проведенным занятием.

Формы организации занятия. Работа с цитатами, групповая работа по системно-структурному анализу, структурирование изучаемого курса педагогики, диалог со временем, диагностический тест настроения и эмоционального удовлетворения.

Формы контроля на занятии. Оценочный лист включает в себя баллы за работу с цитатами и лучшую формулировку понятия «воспитание»; за заполнение таблиц; за групповую работу по системно-структурному анализу процесса изучения курса «ТМВ», за активное участие в диалоге со временем; за электронно-терминологический тест.

СРС. Студентам предлагается задание по выявлению факторов воспитания, основных закономерностей и принципов воспитательного процесса. Студентам импонирует решение и составление педагогических кроссвордов. В связи с этим им предлагается составить кроссворд по закономерностям и принципам воспитания для студентов другой группы.

Самотестирование. В компьютерном классе кафедры педагогики студентам предлагается электронно-терминологический тест для самопроверки уровня усвоения понятийного аппарата по теме «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс». Полученные баллы прибавляются к сумме баллов семинарского занятия.

Примерное содержание вопросов по изучаемой теме отражено в Тесте 1 (Приложение 1).

Самотестирование «Проверь себя в ситуациях». Ситуации 1, 2, 3 (Приложение 2).

Педагогический тренинг. Успешному формированию конструктивных и диагностических умений способствуют упражнения по совершенствованию основ профессионального мастерства будущего учителя (И.А. Зязюн).

В целях формирования гуманистической позиции учителя-воспитателя, высшей ценностью которого является личность ребенка, предлагаются следующие упражнения: «Адвокат», «Анализ ситуаций», «Жизненные ситуации» (Приложение 3).

Литература

  1. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. – Каунас, 1984.
  2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание … Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с.
  3. Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная педагогическая система. – Харьков, 1979.
  4. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания.- М., 1986.

Семинарское занятие 2. Диагностика и прогнозирование в воспитательной работе
Основные понятия темы: диагностика, психодиагностика, педагогическая диагностика, функции диагностики, методы диагностики, методы педагогического исследования, методика педагогического исследования, прогнозирование в воспитательной работе.

1. Сущность диагностики как составной части воспитательного процесса.

2. Функции и виды диагностики.

3.Классификация методов диагностики.

4.Требования к педагогическому диагностированию.

5.Прогнозирование как основа целеполагания и планирования воспитательного процесса.

Методические рекомендации по проведению семинара

Лабораторно-практическое занятие целесообразно начать с диагностики настроения и готовности к творческой групповой работе. Диагностику готовности к семинару можно дополнить терминологическим тестом по изучаемой теме.

Далее организуется творческая групповая работа «Я – диагност». С этой целью студентам, разделенным на четыре группы, предлагаются результаты диагностики детей-респондентов различного возраста по разнообразным методикам («Что бы я взял с собою на необитаемый остров?», «Если бы я был классным руководителем», «Незаконченный тезис», «Ранжирование ценностей»). Групповую работу можно начать с упражнения-старта по установлению контакта и рабочего настроя на творческое взаимодействие. Таким упражнением может быть подготовка и представление группами визиток, девизов или эмблем педагога-диагноста. Критериями оценки упражнения-старта являются содержательность, лаконичность, оформление, быстрота (скорость) выполнения.

В работе с диагностическими материалами детей-респондентов важно определить направленность диагностической методики, провести анализ и математическую обработку данных диагностики, выявить проблемы воспитания и причины недостатков воспитательной работы в изучаемом классе, определить пути совершенствования воспитательной работы с тест-классом и предложить последующие диагностические методики по дальнейшему изучению уровня воспитанности детей в рамках выявленной проблемы.

Избранный в группе спикер (выступающий) излагает результаты групповой работы, которые оцениваются по следующим критериям: содержательность, обоснованность суждений, аргументированность, выразительность выступления, достоверность математической обработки, прогностичность результатов.

Работа групп может оцениваться как преподавателем, так и экспертной группой из трех студентов.

Далее студенты разделяются по тройкам и составляют памятку диагноста, отражающую все требования к педагогическому диагностированию. Памятка оценивается по следующим критериям: учет особенностей и специфики педагогического диагностирования, лаконичность, точность, полезность, оформление. Лучшая памятка определяется в форме аукциона или конкурса.

Логичным завершением лабораторно-практического занятия может быть использование одного из диагностических методов (рефлексивно-диагностический тест, «Незаконченное предложение», «На занятии мне больше всего понравилось …», «Если бы я бы диагностом-психологом, я бы никогда не …»).

Источник

Оцените статью