Приемы коррекционно восстановительной работы эмоций

Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Методы коррекции эмоциональных состояний

Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний — уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).

Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента:

обучение глубокой мышечной релаксации;

выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;

предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть методики. Иерархия тревог — это своего рода список вызывающих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации определяется уровень тревоги. Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом. Принимается, что оценка «О» соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка «100» соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, составляется иерархия стимулов — субъективная шкала тревоги.

Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, например публичное выступление, сдача экзаменов, езда в общественном месте, общение с представителями противоположного пола. Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Работа может быть проделана совместно или самостоятельно (при выполнении домашнего задания).

Далее при проведении десенсибилизации клиентов просят расслабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консультант может сказать: «Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом…» Сначала клиентам предлагают представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 с консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30 — 50 с можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги. Последовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно слабую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем самым снижается чувствительность и к другим тревожащим ситуациям, клиент — десенсибилизируется.

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают трудности с воображением или, напротив, ситуации уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиентов побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, предлагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуации. С каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования.

Другим вариантом методики является контактная десенсибилизация, применяемая обычно в работе с детьми. В этом случае также составляется список индивидуально непереносимых ситуаций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моделируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогичных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта проблема принадлежит. Методика может использоваться в группе подростков (7 — 9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Еще один вариант методики — эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или значимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Методика включает этапы:

— составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих тревогу;

— выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя легко идентифицировал;

— воображение любой жизненной ситуации при закрытых глазах вместе с героем;

— решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя.

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное поведение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реальной жизни.

Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными клиентами, так и с группами. Например, консультант может одновременно работать с несколькими студентами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Систематическая десенсибилизация может использоваться не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и в отношении других негативных переживаний. Кроме релаксации могут быть использованы другие ингибиторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги. Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в реальной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу. Если десенсибилизация направлена на торможение страха, то методика «наводнения», напротив, основана на его максимальном переживании. В данном случае также составляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максимальной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства. Цель терапевта — поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что переживание очень сильного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его угашению. Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают занятие. Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем метод «наводнения». Кроме того, десенсибилизация имеет дополнительное преимущество — это менее стрессовый метод.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальттехниками, психоаналитической терапией.

Источник

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

имени Героя России Артура Ришатовича Курбангалеева»

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ГМО педагогов-психологов

Протокол № 1 от «30» августа 2017 г.

от «01» сентября 2017 г.

Программа психологической коррекции

у детей с ограниченными возможностями здоровья

«Волшебная страна чувств»

Программа ориентирована на детей 11-13 лет.

I квалификационной категории

Информационная карта программы

Юдина Елена Сергеевна

Способ освоения содержания образования

Уровень освоения содержания образования

Уровень реализации программы

Форма реализации программы

Продолжительность реализации программы

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Министерства образования и науки РФ 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «Создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой.

В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «ребенок-инвалид» (580 тыс.).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, ФЗ 29.12.12 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Дети с ОВЗ составляют неоднородную группу. Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития:

Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности и поведения, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

Дети с нарушениями слуха.

Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).

Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с РДА.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).

По данным мониторинга деятельности территориальных и центральной ПМПК Челябинской области за 2016 год выявлены дети с различными нарушениями психофизического развития:

глухие – 60 детей;

слабослышащие – 234 ребенка;

слепые – 43 ребенка;

слабовидящие – 716 детей;

ЗПР – 10.935 детей;

ТНР – 8.455 детей;

умственная отсталость лёгкая – 2.250 детей;

умственная отсталость умеренная – 643 ребенка;

НОДА – 1.739 детей;

РАС – 332 ребенка;

сложный дефект – 869 детей.

Структура дефекта развития у данных категорий детей различна, но обусловлена следующими нарушениями:

Клиническая картина нарушений в каждом отдельном случае разная, однако, можно выделить ряд проявлений, характерных для всех перечисленных категорий:

социальная дезадаптированность ребенка;

низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления);

нарушения сенсорно-перцептивных функций (трудности пространственного анализа и синтеза, понимания схемы тела, пространственно-временных отношений, зрительного, слухового, тактильного восприятия);

нарушение речевых функций (дизартрия, нарушение фонематического восприятия, анализа слов, трудности усвоения лексической и понятийной стороны языка, полное отсутствие речи);

задержка или нарушение развития мышления (снижение, уплощение интеллекта, недоразвитие мыслительных операций, таких как классификация, сравнение, анализ-синтез и пр.);

заторможенность, ригидность, стереотипность и однообразие мыслительной деятельности, повышенная истощаемость, неустойчивая динамика ее продуктивности;

недостаточность или грубые нарушения психомоторных функций (крупная и мелкая моторика, зрительно-моторная координация, моторная неловкость);

несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;

нестабильность эмоционального состояния, возбудимость, страхи, фобии, повышенная тревожность, невротизация;

снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения;

стереотипия поведенческих реакций, «застревание» на определенных поведенческих реакциях и фразах, склонность к аутоподобному поведению;

несформированность предметно- практических умений и навыков;

нарушения в становлении личностных качеств и Я-концепции.

Кроме того, у детей с ОВЗ часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной социальной адаптации:

некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;

недостаточное развитие коммуникативных навыков;

избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;

узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;

социальный и личностный инфантилизм.

Поэтому детям с ОВЗ требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ребенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.

Поэтому оказание действенной коррекционной и психологической помощи обучающимся с ОВЗ в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Волшебная страна чувств» предусматривает различные виды стимулирующего воздействия с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а занятия по освоению двигательных навыков, развитию мотивации, осознанных волевых усилий были посильными, усложнялись постепенно и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера), которые создавали бы комфортную обстановку и вызвали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка.

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся. Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья обучающихся с помощью мультисенсорной среды.

Основные задачи программы:

снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;

коррекция настроения и негативных черт характера;

формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;

формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки и повышение уверенности в себе;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

привитие навыков получения информации, дублируемой несколькими каналами восприятия;

активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.

Организация образовательного процесса

Программа разработана для детей с ОВЗ, имеющих проблемы эмоционального развития.

Адресат: обучающиеся с ОВЗ 11-13 лет (5-6 классы)

Условия набора: обучающиеся, имеющие статус «Ребенок с ОВЗ», коллегиальное заключение ПМПК и заключение (справка) врача психоневролога о разрешении и допуске к занятиям в сенсорной комнате.

Противопоказаниями к занятиям являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления . Активная стимуляция детей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для детей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.

Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами.

Нарушения зрения. Занятия с такими детьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с детьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное,

зрительное и слуховое восприятие, детям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение

занятий становиться для глухих детей недоступно. Занятия проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.

Форма и режим занятий:

Курс состоит из 10 занятий, проводимых 2 раза в неделю.

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога и сенсорной комнате.

Форма организации деятельности детей на занятии: групповая, индивидуальная.

Количество детей в группе: 2-6 человек.

Условия формирования групп : обучающиеся 11-13 лет, с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Интенсивность программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).

2. Наличие знаний и опыта работы с обучающимися.

3. Доброжелательность, открытость.

Структура и этапы реализации программы

Реализация программы проходит в три этапа: первичная диагностика,

коррекционная работа и вторичная диагностика.

Проективная методика «Несуществующее животное» (A.JI. Венгер).

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение

всего курса. В программе используются упражнения, игры, релаксация.

Представляет собой проведение оценки результативности программы и

заключается в сравнении показателей первичной (до начала занятий) диагностики с результатами обследования после занятий по программе.

Занятие имеет три основные части.

Вводная часть – 5 минут.

— Разминка — комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

— Входящая диагностика (тест Люшера, наблюдение, беседа).

Основная часть – 25 минут.

Коррекционно-развивающая деятельность (задания и упражнения, направленные на развитие познавательных и метапредметных УУД) – 10 минут.

Деятельность в сенсорной комнате – 15 минут.

— Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

— Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).

Завершающая часть – 10 минут.

— Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).

— Рефлексия (подведение итогов, обобщение).

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны приобрести навыки произвольной саморегуляции, уверенность, умения проявить себя в коллективе, активно участвовать в играх и на занятиях, избавиться от страха перед аудиторией, сформировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих.

Принципы работы в сенсорной комнате

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Педагог, работающий в этой комнате, в своей работе опирается на рекомендации, полученные от врача, психолога, дефектолога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребенка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого специалист меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).

II – принцип этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребенком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Педагог постепенно знакомит ребенка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребенком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи.

IIIпринцип преемственности.

Педагог, составляет занятия с учетом уровня развития ребенка, данные фиксируются в листе назначения, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребенка.

Непрерывный подход обеспечивается за счет того, что на занятиях могут присутствовать родители ребенка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений по развитию крупной и мелкой моторики, по работе над зрительным и слуховым восприятием, по работе над вниманием (распределением и объемом внимания), над зрительно-моторным соотнесением, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов. Все это дает возможность предоставлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребенка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома.

Перечень оборудования сенсорной комнаты

Музыкальный центр + CD диски.

Мягкое напольное покрытие (ковер) – 1 шт.

Мягкая среда: кресло детское складное «Трансформер» — 1 шт., пуфик-кресло с гранулами – 3 шт., подушечки с гранулами – 5 шт., диван для релаксации двухместный – 1 шт., напольный мат «Лимонная долька» — 1 шт., детский игровой диван – 2 шт.

Сухой бассейн с шариками – 1 шт.

Тактильное панно «Ёжик» — 1 шт.

Сухой душ – 1 шт.

Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь» — 1 шт.

Интерактивная панель «Бесконечность» — 2 шт.

Декоративный световой модуль на базе оптического волокна «Разноцветная гроза» — 1 шт.

Проектор с динамическими светоэффектами «Природа» — 1 шт.

Установка для ароматерапии «Эфа» + набор эфирных масел «Учись учиться» — 1 шт.

Генератор аэроионов «Горный воздух» — 1 шт.

Увлажнитель воздуха – 1 шт.

Настенное панно «Водопад» — 1 шт.

Набор тактильных шариков (18 шт.).

Пузырьковая колонна с рыбками – 1 шт.

Стол на ножках для рисования песком светозвуковой – 2 шт.

Конструкторы «Лего», строительные кубики, игровые наборы «Город», «Транспорт», «Животные».

Безопасное настенное зеркало с у/ф подсветкой и светящимися нитями «Загадочный свет» – 2 шт.

Сенсорная тропа – 1 шт.

Зеркальный шар и световая пушка – 1 шт.

Описание оборудования сенсорной комнаты

Сенсорная комната (многофункциональная комната психологической разгрузки) — современный метод сенсорного воспитания обучающихся.

Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само слово «Снузилен» (сенсорная комната), трансформированное из голландского языка, составлено из слов – «обонять» и «осязать» и является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций. Сенсорная комната предназначена как для проведения лечебных сеансов детям и взрослым, так и для улучшения качества жизни здоровых людей.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной практики, доказал, что симбиоз сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее эмоциональное, речевое и социальное развитие, ведь недоразвитие и десинхронизация эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового, тактильного генезиса являются составными частями хорошо известного диагноза – задержка психического развития.

Работа в сенсорной комнате проводится по следующим направлениям:

профилактическая работа — предупреждение неблагоприятных психологических состояний у детей;

релаксация, в том числе по достижению телесно – ориентированной, мышечной релаксации у детей;

развитие эмоциональной сферы, снятие тревожности, чувства страха;

развитие всех познавательных процессов;

психомоторная коррекция: развитие мелкой моторики, тактильная тренировка рук и стоп.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Повышение интереса, движение и познание – вот ключи к развитию активного обучения детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подобраны с учетом психотерапевтического воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены

окрашены в спокойный цвет.

Оборудование сенсорной комнаты оказывает мягкое сбалансированное воздействие на органы чувств, на вестибулярный аппарат и центральную нервную систему, снимает нервное возбуждение и стресс, формирует ощущение покоя и умиротворения. Специальным образом подобранные цветовая гамма, волшебный свет и плавная музыка сливаются в единое чувство гармонии и спокойствия. В комнатах психоэмоциональной коррекции беспокойство и агрессивность растворяются сами собой, улетучиваются негативные мысли. Эмоциональное состояние выравнивается, нормализуется сон, активизируется мозговая деятельность и в организме ускоряются восстановительные процессы.

Сухой бассейн – оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо – эмоциональный фон.

Эффекты, создаваемые сухим бассейном:

• эффект ускользающей, податливой опоры;

Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. Противопоказания:

• заболевания кожи, гнойничковые и грибковые;

• повышенная температура тела (больше 37,5°C);

• острый период заболевания;

• повышенное артериальное давление больше 140/ 90.

Пуфик-кресло с гранулами, диван для релаксации – способствуют расслаблению мышц тела после трудного дня. За счет наполнения из крошечных, упругих гранул, такие изделия легко принимают форму тела человека, при смене позы, можно ощутить легкое щекотание, как своеобразный легкий массаж.

Напольный мат «Лимонная долька» — помимо красочного украшения напольного покрытия в сенсорной комнате, служит мягким тактильным настилом для отдыха.

Кресло детское складное «Трансформер» — компактный кубик при раскрытии превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела.

Пузырьковая колонна с рыбками — эффект заключается в множестве поднимающихся на поверхность пузырьков воздуха. Подсветка колонны и поднимающихся пузырьков осуществляется разными цветами с большим разнообразием оттенков светодиодными матрицами. Зеркальный уголок усиливает эффект. Пузырьковая колонна благоприятно влияет на самочувствие и настроение детей, снимает накопившийся стресс, снижает чрезмерное напряжение. А вода, которая наполняет пузырьковую панель, имеет прекрасное свойство успокаивать нервную систему, и настраивает мысли на нужный лад, обладает успокаивающим действием.

Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь» — водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения.

Интерактивная панель «Бесконечность» — настенное панно, имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность. Способствует релаксации.

Декоративный световой модуль на базе оптического волокна «Разноцветная гроза» — стимулирует зрительные и тактильные ощущения, снимает нервно-психическое и эмоциональное напряжение. Ребенок может представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и

переживания, а сидя под тучкой, ребенок может пофантазировать и помечтать.

Настенное панно «Водопад» — динамическая имитация движения воды, звуки падающей воды и пение птиц. Способствует релаксации.

Стол на ножках для рисования песком — столик представляет собой деревянный короб-планшет с подсветкой 3-цветными светодиодными матрицами, обеспечивающими большое разнообразие цветов подсветки. В короб насыпается песок и распределяется равномерным слоем по прозрачному безопасному стеклу. Если на песке что-нибудь нарисовать – рисунок снизу будет подсвечен разными цветами. Электронный блок обеспечивает выбор цвета подсветки и набор программ. Управление режимами подсветки с радиопульта. В последние годы очень высокую эффективность в лечении психологических проблем и расстройств у детей и взрослых доказала песочная терапия. Мягкий, чистый кварцевый песок, скользящий между пальцев, плавные, ни на что не похожие линии рисунка, возможность стереть всё одним движением руки и заново рисовать — всё это является особенностями песочной терапии.

Ребенок погружает в песок руки и создает разные рисунки. Этот творческий процесс способствует снятию напряжения, избавлению от страхов, стрессов и переживаний. Во время рисования песком можно легко и быстро заменять неинтересные сюжеты новыми, в результате чего уходит неуверенность, страх ошибок и сомнения.

Тактильное панно «Ёжик» — на панно из ковролина с помощью липучек крепятся различные по форме, цвету, материалу и фактуре детали. Ощупывая и переставляя их, ребенок учится различать свойства предмета, их цвет, форму. Активно используя для изучения глаза и руки, дети развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность пальцев, осваивают различные виды захвата кистью. В процессе игры ребенок развивает визуальное и акустическое восприятие, тренирует мелкую моторику, учится отличать на ощупь различные материалы и предметы по их фактуре, учится понимать логику работы простых игровых механизмов и интерактивного взаимодействия.

Зеркальные шары и световые пушки.

Зеркальный шар, переливающийся яркими огнями, отражающий тысячи подвижных «зайчиков» — настоящая звезда любого праздника!

При установке в сенсорной комнате зеркальный шар, подсвеченный узким лучом световой пушки, создаст замечательную атмосферу беззаботного веселья, которая увлечет детей.

Генератор аэроионов «Горный воздух» — функционирующий по принципу «Люстры Чижевского». Позволяет полностью нейтрализовать вредное излучение от компьютеров, видеотехники, чистить воздух от пыли, аллергенов и микробов.

Увлажнитель воздуха — создает особый микроклимат в сенсорной комнате. Объем резервуара 3,5 л. Время работы при полном резервуаре для воды — не менее 13 часов.

Нельзя использовать генератор влаги при:

нарушениях кровообращения мозга.

Установка для ароматерапии «Эфа » — натуральные эфирные масла положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Безопасное настенное зеркало с у/ф подсветкой и светящимися нитями «Загадочный свет» — завораживающий эффект таинственного свечения белых поверхностей и свисающих светящихся нитей, необычные тактильные ощущения, стимулирует зрение.

Сенсорная тропа (7 ячеек) — активно развивает тактильное восприятие ребенка, оказывает заметное терапевтическое воздействие на организм, стимулирует двигательную активность. Каждая массажная ячейка имеет оригинальное наполнение.

Сухой душ — шелковые ленты, напоминающие струи воды, стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию чувства цвета, благодаря специальной подборке разноцветных лент, помогают восприятию пространства, способствуют расслаблению.

Методы и приемы, используемые в работе

Основные методы, используемые при работе с детьми:

разнообразные игры (коммуникативные, направленные на развитие познавательных процессов и сенсорно-интегративную коррекцию);

Источник

Оцените статью